Урок русского языка 3 класс (Зеленина) Слова, состоящие из двух основ. Игра «Счастливый случай»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок – игра "Счастливый случай". Формировать умение в распознавании основ слов и частей слова, образование и правописание сложных слов .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnye_slova_ryzhova_n.a.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Поповская основная общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 3 классе по теме:
«Слова, состоящие из двух основ»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Рыжова Н.А. 31.01.2014
2013-2014 учебный год
Тема урока: Слова, состоящие из двух основ. Игра «Счастливый случай»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Форма урока: урок – игра.
Цель урока: расширять знания о составе слова.
Задачи урока:
1. Формировать умение в распознавании основ слов и частей слова, образование и правописание сложных слов .
2. Развивать творческую активность, орфографическую зоркость; память, логическое мышление, внимание, наблюдательность, фонематический слух. Обогатить словарный запас учащихся.
3. Воспитывать умение аккуратно выполнять письменную работу, стремление к самообразованию.
Планируемые результаты
- личностные
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- предметные
Уметь находить и записывать сложные слова. Знать правописание соединительных гласных в сложных словах.
- метапредметные
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- Регулятивные УУД
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
- Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Технологии: игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, групповая, тестовая.
Здоровьесберегающие технологии: проведение физкультурных минуток, организация правильной посадки учащихся.
Оборудование: учебники, мультимедиа, раздаточный материал.
Ход урока.
1.Организационный этап. Проверка готовности к уроку.
Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова,
Начать урок готовы.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Учитель: Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы продолжаем работать со сложными словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы и победы в игре «Счастливый случай».
Играют 2 команды: «Рыболовы» и «Землекопы». За правильно выполненное задание команды получают жетоны. Определим лучших знатоков сложных слов.
2. Чистописание – гейм «Разминка».
а)- Какая гласная соединяет основы слов в названии каждой команды? Расскажите об этих буквах.
-Каждая команда красиво пишет своё упражнение.
1-
2-
б) Найдите на доске строку, которая подходит для названия вашей команды.
Сидят, наблюдают, ловят
Трудятся, работают, копают
-Какие слова вам помогли это определить? Запишите их, добавьте нужное слово. Выделите в нём корни.
в) Устная разминка. Отгадайте загадки. Определите, сколько основ в слове. (слайд 1)
-Начинает команда «Рыболовы», продолжает команда «Землекопы»
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)
Наведёт на вас свой глаз
Щёлк! – и карточка у вас.( Фотоаппарат)
Чтобы я тебя повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (автомобиль)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (мухомор)
С горы бежит поток проворный,
Быстро падает вода.
Красоту увидишь эту –
Не забудешь никогда… (водопад)
Он не птицей называется,
Хоть откладывает яйца.
У него утиный нос.
Зверь не страшный … (утконос)
-Жетон получает команда…
3.Выборочное списывание – гейм «Найди пару» (слайд 2)
- Надо каждому слову из 1 столбика найти подходящее слово из 2 столбика, чтобы получилось новое сложное слово.
Команда «Рыболовы» - составляют и записывают слова с соединительной гласной о, команда «Землекопы» с соединительной гласной е.
сено | кол |
рыба | ход |
земля | лов |
лёд | косилка |
везде | копать |
пыль | вод |
сад | сосать |
сок | молоть |
мышь | выжимать |
кофе | ловить |
-Работаем самостоятельно. Проверяем. (слайд 3)
-Жетон получает команда ….
4. Работа на перфокартах – гейм «Вставлялки» (слайд 4)
Вод…воз, пеш…ход, земл…трясение, книг…люб, рыб…лов, зме…лов, везд…ход, каш…вар, звезд…пад.
-На карточках записаны слова. Прочитайте. Что общего у этих слов?
-А чем они отличаются?
-На перфокартах вы вставляете в окошечко соединительную гласную о или е.
-Проверяем. (слайд 5)
Команду «Рыболовы» представляет …..
Команду «Землекопы» - ….
- Жетон получает команда ….
Физминутка «Звездопад» (слайды 6-16)
5. Самостоятельная работа – гейм «Тёмная лошадка»
-Этот гейм самый интересный и таинственный. Наш гость исполняет песню. (звучит песенка «Пусть бегут неуклюже»)
-Узнали, кто исполняет песенку?
-Правильно, крокодил Гена. Он предлагает вам из словосочетаний образовать сложные слова (задание на карточках):
Машинка, с помощью которой из овощей и фруктов получают сок - …
( соковыжималка);
Предмет, который делает дыры в бумаге - … (дырокол); Любитель книг - …(книголюб); Сильно греет солнце - …(солнцепёк) ; Корабль, который ходит по Луне -…(луноход); Он ходит в цирке по канату -…(канатоходец); За ним идут армейские полки - …(полководец); Рабочий, который варит сталь -… (сталевар);
Человек, который пасёт свиней -… (свинопас); Машинка для измельчения овощей -… (овощерезка); Машина, которая летает сама -… (вертолёт, самолёт); Место, откуда запускают космические ракеты -… (космодром); Порт для воздушных судов -… (аэропорт).
-Проверяем. Жетон получает команда …..
6. Работа над значением слов – гейм «Заморочки из бочки»
-Каждая команда по-очереди достаёт из бочонка записку со словом и объясняет его значение. За правильный ответ – жетон.
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЁКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.
СЕЛЬДЕРОШЕК поспел,
И МОРКОФЕЛЬ дозрел.
Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК,
А таких БАКЛАЧКОВ
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
- Можно ли назвать эти слова сложными? Почему?
7. Выборочное списывание – гейм «Находка»
- У вас на партах карточка № 2. Прочитайте предложения и выпишите все сложные слова. Работаем самостоятельно.
Начался осенний листопад. Пчеловод привёл в порядок ульи. Сенокос запоздал из – за дождей. Мощный ледокол дробил льдины. Отважный рудокоп спустился в шахту. Дети надолго запомнили путешествие на пароходе. На строительстве завода работали землечерпалки и камнедробилки. Огнетушитель выплеснул струю пены.
- Проверяем.
Команду «Рыболовы» представляет …..
Команду «Землекопы» - ….
- Жетон получает команда ….
8. Тест «Сложные слова» - гейм «Выбиралки».
- А сейчас, чтобы проверить, как вы закрепили тему, выполним тест.
- Сложные слова образованы …
а) сложением основ; б) сложением приставок
2) Соединительная гласная е пишется после…
а) твёрдой основы; б) мягкой основы
3) соединительная гласная о пишется после…
а) твёрдой основы; б) мягкой основы
4) В слове мухомор соединительная гласная…
а) а; б) о; в) отсутствует
5) В слове пылесос соединительная гласная…
а) е; б) и; в) отсутствует
6) В слове стенгазета соединительная гласная…
а) е; б) о; в) отсутствует
- Проверяем.
9. Итог урока.
Игра завершена.
Команда «Рыболовы» набрала …..жетонов.
Команда «Землекопы» набрала …..жетонов.
Победила команда ……
-Что помогло нам сегодня в игре?
9.Рефлексия.
– Что больше всего понравилось на уроке?
– За что можете себя похвалить?
У вас на партах смайлики. Поднимите тот смайлик, если вы все поняли у вас все получилось на уроке. Этот смайлик, если у вас что-то не получилось, есть вопросы.
10. Домашнее задание.
Отгадать кроссворд, ответы записать в тетрадь.
КРОССВОРД
1. | с | д | |||||
2. | а | о | |||||
3. | м | х | |||||
4. | о | ||||||
5. | р | л | |||||
6. | а | е | |||||
7. | п | т |
1. Специалист по садоводству.
2. Паровой двигатель на колесах.
3. Канал для выхода дыма из печи.
4. Русская народная игра с пением и плясками.
5. Лес, поваленной бурей.
6. Стихийный ход дела.
7.Скорострельное автоматическое орудие.
Резерв – гейм «Ты мне – я тебе»
ПЫЛЕХОД
ВЕРТОСОС
ЛЕДОКАТ
САМОВОД
МОРЕЛЁТ
ПАРОЛЁТ
ВОДОХОД
САМОВОЗ
После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пусть будет Е.
А после твердых пусть будет О –
Не перепутает их никто!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.
Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....
Урок русского языка 3 класс (Зеленина) Слова, состоящие из двух основ. Игра «Счастливый случай»
Урок – игра "Счастливый случай". Формировать умение в распознавании основ слов и частей слова, образование и правописание сложных слов ....
урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова
урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова с презентацией...
Презентация к уроку русского языка по Зелениной Л. М. и Хохловой Т. Е.
Тема урока: Понятие об имени существительном. Задачи урока: - актуализировать знания учащихся об имени существительном, полученные во 2 классе;- совершенствовать умение находить в языковом матери...
Урок русского языка "Размышляем о словах. Что в слове главное" 2 класс
Урок объяснение нового материала. Цель урока показать, что в слове ведущую роль играет его значение (часто от него зависит написание слова)....
Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).
Цели деятельности учителя: обобщение знаний об образовании сложных слов, правильном употреблении приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, правописании приставок и предлогов.Планир...