"Учимся, играя"
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Игры для формирования у детей умения анализировать слоговую структуру слова, выделять слоги в слове
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_igraya_dlya_pervoklashek.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендую игры для формирования у детей умения анализировать слоговую структуру слова, выделять слоги в слове.
Игры на звуковой анализ слова
Детям предлагаются несколько заданий на сообразительность и проверку, как они слышат и выделяют определенные звуки в словах.
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, скворец)
- Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний — ш. (Карандаш, камыш...)
- Какое получится слово, если к но- прибавть один звук? (нож, нос...)
- Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м. (Мама моет Милу мочалкой.)
- Придумай собаке кличку, чтобы второй звук был у, а последний — к. (Шустрик, Кузнечик...)
- Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка, Буратино, луковица...)
«Волшебная скакалка» (в слове есть части — слоги)
Дети строятся в две шеренги (по ровному счету), в руках у них скакалки. Ведущий произносит какое-нибудь слово, а двое детей, стоящих впереди шеренги, должны быстро сказать, сколько частей в названном слове, и проскакать вперед столько раз, сколько слогов в слове. Все остальные дети — жюри.
Они отмечают правильность выполняемых действий. Если кто-то из детей неправильно отскакал, он должен встать в конец своей шеренги. Те, кто все выполнил точно, переходят в другой конец площадки.
«Магазин игрушек»
Игрушки: кукла, машина, мишка, ослик, бегемот, Петрушка, собака, щенок, лиса, верблюд, танк, Чебурашка.
Детям дается задание — купить в магазине игрушку, в названии которой два слога. Покупая, дети должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей, последовательное звучание каждой части слова. Игрушки, имеющие название из двух частей, раскладывают на полках слева и из трех частей — справа.
Почему Чебурашка и танк остаются в магазине?
«Петрушка прислал письмо»
Наглядный материал: 3 конверта с письмами-заданиями.
1-е письмо.
«Угадайте, что это за слово, если его начало, его первая часть — ша-? Зарисуйте все эти слова в альбом».
Дети называют разные слова с первой частью ша-: шарик, шалаш, шакал, шашки...
2-е письмо.
«Первая часть задуманного мною слова — бу-. Что за слово?»
Дети вспоминают: булавка, бутон, бумага, букет, бутылка, бусы, букашка, буренка...
Ответ: Буратино.
3-е письмо.
«Это задание потруднее: начинается мое слово частью ма-, но в других частях слова, которые звучат после первой части ма-, есть звук ш». Дети называют: Маша, Машенька, машина, марш, маршировать, мартышка.
Ответ: Матрешка.
«Как зовут друзей?» (на ударение)
Игрушки: кот и заяц.
Учитель показывает детям игрушки и просит подобрать им такие клички, чтобы они действительно подходили к данному животному и состояли из двух частей. Дети предлагают: для кота — Шустрик, Кисан, Мур-мур, Черныш, Пушок, Тимка...; для зайца — Хваста, Беляк, Трусик, Косой...
Следующее задание — отобрать из названных кличек кота лишь те, ударение в которых слышится в первой части. Проанализировав выполнение этого задания, дети отбирают клички с ударением на втором слоге.
«Стук да стук, найди слово, милый друг»
Наглядный материал: открытки с изображениями цветов.
В начале игры открытки раздаются детям.
Задание первое.
Если я стукну молоточком по столу два раза, то те, у кого на открытке нарисован цветок, название которого состоит из двух частей, должны каждый по очереди громко назвать свой цветок и отнести открытку на стенд (роза, астра, ландыш). Если я простучу три раза, то в названии цветка должно быть три части.
Задание второе.
Теперь я стукну молоточком только один раз, это значит, что со стенда нужно снять те картинки с цветами, в названии которых ударение звучит в первой части.
Всем известна роль чистоговорок и скороговорок в формировании правильного произношения.
Чистоговорки и скороговорки рекомендуются также и в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата, темпа речи.
С(СЬ)
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со — у Вовы колесо.
Су-су-су — было холодно в лесу.
Ас-ас-ас — у нас свет погас.
Ос — ос — ос — на поляне много ос.
Усь-усь-усь — на лугу пасется гусь.
З(ЗЬ)
За-за-за — уходи домой коза.
Зу-зу-зу — моем Катю мы в тазу.
У зайки Бубы заболели зубы.
У маленькой Зины бузина в корзине.
Зоиного зайку зовут Зазнайкой.
Видит волк козу, забыл и грозу.
Звенит звонок, звонок зовет,
И Зоя в класс к себе идет.
Ц
Цо-цо-цо — на руке кольцо.
Цы-цы-цы — поспели огурцы.
Ец-ец-ец — очень вкусный огурец.
Ш
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо пишу.
Аш-аш-аш — у Вовы карандаш.
Нашей Маше дали манной каши.
Ж
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу — молоко дадим ежу.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
Зажужжала муха, дожужжалась паука.
Ч
Ча-ча-ча — горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу — молоточком я стучу.
Оч-оч-оч — наступила ночь.
Шубка овечки — теплее любой печки.
Щ
Ща-ща-ща — мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ — мы наденем плащ.
Волки рыщут, пищу ищут.
Щипцы да клещи — вот наши вещи.
Л(ЛЬ)
Ло-ло-ло — на улице тепло.
Лу-лу-лу — стол стоит в углу.
Ул-ул-ул — у нас сломался стул.
Оль-оль-оль — мы купили соль.
Р(РЬ)
Ра-ра-ра — Кате спать пора.
Ро-ро-ро — на полу стоит ведро.
Ры-ры-ры — летают комары.
Ри-ри-ри — на ветке снегири.
Ор-ор-ор — подмели мы двор.
Арь-арь-арь — на стене висит фонарь.
С-З
Соня Зине принесла бузины в корзине.
С-Ц
Синицы — веселые птицы.
Стоит воз овса, возле воза — овца.
Из соседнего колодца целый день водица льется.
С-Ш
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Саша шапкой шишки сшиб.
Сшила Саша Сашеньке шапку.
З-Ж
У Зины много забот, заболел у зайки живот.
У маленькой Зины медвежонок в корзине.
Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
Ц-Ч
У цапли цыпленок, у зайки зайчонок.
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
Ученица-озорница получила единицу.
Л-Р
Король — орел, орел — король.
Шевченко Н.Н. – учитель высшей категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Клубный час в группе продлённого дня "Учимся играя.Учимся радоваться жизни"
В современной школе мы часто сталкиваемся с такой проблемой как заниженная самооценка у детей, плохое настроение из-за неудач, тревожность. Или наоборот, проявление...
Презентация к клубному часу в группе продлённого дня "Учимся играя.Учимся радоваться жизни"
Презентация является электронным сопровождением к конспекту занятия: "Учимся играя.Учимся радоваться жизни". В ней находятся слайды с закодированной темы занятия, картинка солнышка и слова...
Интеллектуально-творческая игра по английскому языку Брейн- ринг"Учимся, играя"
внеклассное мероприятие для начальных классов...
Мастер-класс учимся играя "Играем пальчикам - развиваем речь"
Разработка мастер-класса по пальчиковой гимнастике...
"Играем и учимся". Игры в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ
Использование речевых игр и игровых приемов на занятиях позволяет успешно решать задачи коррекционной работы, способствует развитию внимания, памяти, повышает интерес детей к логопедическим занятиям....
Мастер-класс«Учимся играя» (Роль игры в образовательном пространстве)
Мастер-класс на тему: «Учимся играя» (Роль игры в образовательном пространстве) был проведён в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»...
Учимся- играя, играя- познаем
Игра- это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, ре...