Открытый урок "Антонимы"2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Словарное слово на плакате, картинка на слайде:
ОСИНА |
Индивидуальные карточки для проверки словаря:
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. |
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. |
Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай, здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока. |
Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня, к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня. |
Ход урока:
- Организация класса. (1мин.)
Учитель: - Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
Дети: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.
- Проверка домашнего задания. Итог. (3 мин.)
Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание. Ксения, скажи, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?
- В домашнем задании из упр.68, стр. 44 надо было из 2 групп слов составить пары слов-синонимов и записать их в тетрадь.
Учитель: - Хорошо, молодец. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской - экраном:
(читаю пары слов, дети сверяют записи)
1 слайд:
Ребята - дети, бежать – мчаться, красный - алый, азбука – алфавит, чудесный – волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель. |
Итог. Учитель: - Ребята, поднимите красные сигналы, пожалуйста, у кого домашнее задание выполнено не так? Поднимите зелёные сигналы, если в домашнем задании нет ошибок! Молодцы! Отлично! В домашнем задании никто сегодня не допустил ошибок. Поставьте на полях тетради напротив домашнего задания восклицательный знак! Тетради организованно передайте на мой стол!
Учитель: - О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке? О словах-синонимах.
Учитель: Умница! Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.
: - Слова, близкие по значению, например: папа-отец.
Учитель: - Хорошо!
Учитель: - Серёжа, что значит определить лексическое значение слова?
Серёжа: - Сказать, что обозначает это слово.
Учитель: - Молодцы! Отлично! Ребята, в домашнем задании нам встретились несколько пар синонимов. Где ещё можно узнать о словах – синонимах?
- Есть словари синонимов.
Учитель: - Хорошо, молодец!
1)Подготовка к формулированию новой темы.(1мин)
Учитель: - Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.
2 слайд:
Добрый – злой, Маша Лукашкина |
Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?
- Оно весёлое, читается легко.
Учитель: - Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?
Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание? - --Здесь их нет.
Учитель: - Правильно.
Учитель: - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова?
- Нет.
Учитель: - Эти слова называются антонимами.
2)Сообщение темы. (1мин.) Ребята , какая тема урока будет сегодня?
- Антонимы.
Учи- Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем? - Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет?
- Молодец!
( учитель пишет тему на доске)
Учитель: - Ответим на первый вопрос: какие это слова?
- Разные. - Хорошо, ещё?
- Они не похожи друг друга.
- Хорошо, вы молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: -Похожи они по смыслу или нет? - Они не похожи по смыслу.
Учитель: - Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный - белый?
- Это цвета.
Учитель: А вот эти слова: жара - стужа?
- Жара - это когда тепло, а стужа, когда холодно.
Учитель: - Молодец! Значит, какие это слова, Таня? - Они настроены друг против друга.
Учитель: - Молодец!
3 слайд
Антонимы – это слова, противоположные по смыслу. |
- Минутка каллиграфии (2мин.)
Учитель: - Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики:
(Самомассаж рук.)
1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.
3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)
Учитель: - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, сегодня 12 октября, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки. Посмотрите, как правильно надо их писать.
( показываю, напоминаю правило письма букв : Каждая буква имеет свою высоту, ширину и наклон).
(Дети прописывают буквы).
Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. У кого получились красивые буквы, поднимите зелёные сигналы! Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Диме надо поработать над правильным написанием букв, Даше нужно следить за наклоном. Продолжаем работу.
- Словарная работа. Итог.(8 мин)
Учитель: - Вика Смолина, Лиза, Вика Николаева и Сергей получают индивидуальное задание на карточках. Вике и Лизе в записанных на карточках словах надо вставить пропущенные буквы, распределить слова в 2 столбика: в первый – записать слова с проверяемой безударной гласной, во второй – записать слова с непроверяемой безударной гласной и поставить ударение. Вике Николаевой и Серёже в карточке надо выбрать и подчеркнуть безударную гласную, которую надо вставить в словарных словах, поставить ударение. Дети, которые выполняют задания в карточках, продолжат работать с нами, когда всё сделают. Приступайте.
Вика Смолина*:
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. |
Лиза*:
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. |
Вика Николаева***:
Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай, здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока. |
Сергей***:
Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня, к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня. |
Учитель: - Ребята, а мы сейчас «Поиграем в словарик». Вы по очереди называете лексическое значение словарного слова, Саша пишет это слово на доске за ширмой , а вы - в тетрадях.
- Коробка для школьных принадлежностей.( пенал)
- Дерево с белой корой. ( берёза)
- Столица нашей родины.( Москва)
: - Страна, в которой мы живём. ( Россия)
- Место, где мы родились и живём).(родина)
- Это плод яблони. ( яблоко)
- Инструмент для копания земли.(лопата)
- Это садовое дерево, плод у него яблоко.(яблоня)
( Во время проверки карточек, обучающиеся ставят ударение и подчёркивают непроверяемую безударную гласную. Проверяю индивидуальные карточки).
Проверка. Итог.(1мин.)
Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте работы своих соседей по парте. Проверяем, как у вас написаны слова и у Тани на доске.Саша*, молодец, с этим заданием справилась без ошибок. Оценка «5». Кто работал без ошибок, поднимите зелёные сигналы! Молодцы! Поставьте на полях восклицательный знак! Поднимите красные сигналы, у кого 1 ошибка? Ира**, Дима**, Даша** допустили по одной ошибке в словах – вам надо быть внимательней и повторить дома словарные слова. На следующем уроке поработаете в карточках.
следующих уроках, и не ошибаться при письме. Серёже и Вике оценка «4».
Встали.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише, деревцо всё выше, выше.
1)Знакомство с новым словарным словом:(3мин.)
Учитель: - Ребята, послушайте загадку, назовите отгадку:
«Что за дерево стоит, ветра нет, а вся дрожит».
Вика Николаева: - Это заяц, потому что дрожит.
Учитель:- Кто думает по-другому? В загадке говорится, что «вся» дрожит?
Таня: - Наверно, осина, у неё листочки дрожат на ветру.
Учитель: - Правильно, молодец! Как мы слышим это слово?
Дети (хором): [асина]
Учитель: - Какой звук слышим вначале слова?
Дети (хором):[А]
Учитель: - А правильно пишется это слово так:
ОСИНА |
(Вывешиваю слово на доску:)
Учитель:- Запишите слово «осина», поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в этом слове, разделите слово на слоги. Можно ли её проверить?
(дети про себя пробуют подобрать проверочное слово)
- Какой вывод можно сделать?
- Эта буква непроверяемая, надо запомнить, как она пишется.
Учитель: - Хорошо! Умница!
2) Определение лексического значения этого слова.(1мин.)
Учитель: - Федя, какое лексическое значение имеет слово «осина»?
Федя: - Это лиственное дерево с дрожащими листьями, потому что в загадке так говорится.
Учитель: - Хорошо! Молодец! А в каком случае говорят: «дрожит, как осиновый лист»?
: - Когда человек замёрз или чего- нибудь боится.
Учитель: - Умница! Правильно!
3) Этимология.(1мин.)
Учитель: - Ребята, посмотрите, как выглядит это дерево. А лексическое значение этого слова в русском языке такое:
4 слайд:
Слово «осина»: лиственное дерево из семейства ивовых. |
4) Составление и запись предложения с этим словом. (2мин.)
Учитель: - Ребята, составьте свои предложения с новым словарным словом, можно смотреть на картинку.
Дима:- Осина растёт у дороги.
Вика Смолина: - Осина дрожит на ветру.
Лиза:- На осине дрожат листочки.
Владик: - Осина – высокое лиственное дерево.
Учитель: - Хорошо, молодцы! А мы давайте запишем предложение: ОСИНА ДРОЖИТ НА ВЕТРУ. Владик выполнит задание у доски за ширмой: запишет предложение, подчеркнёт в нём главные члены предложения.
( Осина дрожит на ветру. Что?- осина- это подлежащее, подчеркну одной чертой. Что делает?- дрожит- это сказуемое, подчеркну двумя чертами.)
Учитель: -Владик, назови слово с проверяемой безударной гласной.
Владик: - дрожит: проверочное слово - дрожь.
Учитель: - Правильно, молодец! Ребята, поднимите красные сигналы, кто допустил ошибку в предложении?Максим, Дима написали безударную гласную А. Что надо сделать, чтобы при письме не допускать ошибок?
- Слова надо проверять.
Учитель:- Как проверить это слово?
- Поставить эту букву под ударение.
Учитель: - Хорошо. Максиму и Диме надо быть внимательней, на следующем уроке поработаете в карточках с заданиями, где нужно проверить безударную гласную. Вика Смолина выполнила задание без ошибок, молодец! «5»
Физкультминутка. (1 мин.)
А сейчас все дружно встали,
Отдохнём, как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
Встали, сели, встали, сели
И друг друга не задели!
- Закрепление нового материала.( 3 мин.)
Учитель: - Повторите тему сегодняшнего урока. Владик.
Владик:- Антонимы.
Учитель: - Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова- антонимы к картинкам:
5 слайд:
( чистый – грязный)
Учитель: - Молодец!
6 слайд:
(плачет – смеётся)
Учитель: - Умница, ты молодец!
7 слайд:
(толстый- тонкий)
Учитель: - Правильно, молодец!
8 слайд:
Учитель: - Света, назови слова к картинкам.
(маленький - большой)
Учитель: - Молодец, правильно!
9 слайд:
( грустный – весёлый)
Учитель: - Правильно, молодец! Ребята, посмотрите ещё раз на слова, которые вы называли. Сравните их.
10 слайд:
чистый – грязный, плачет – смеётся, толстый – тонкий, маленький - большой, грустный – весёлый. |
Учитель: - Какие это слова?
- Это антонимы.
Учитель: - Лиза, какие слова называются антонимами?
- Слова, противоположные по значению.
Учитель: - Молодцы, вы правильно отвечали. Слово «антоним» в русском языке обозначает «против».
- Работа с учебником.(1мин.)
Учитель: - Ребята, откройте страницу в учебнике 54. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? Где можно найти слова антонимы?
- В словаре антонимов.
Учитель: - Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника.(стр.142). Вы можете им пользоваться при выполнении домашнего задания. Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из вас на уроке был самым внимательным.(показываю словарь в учебнике)
( Устная работа. Дети хором отвечают отгадки).1
11 слайд :
Я- антоним к слову «зной» Я в реке, в тени густой, И в бутылке лимонада, А зовут меня……(прохлада) |
- Молодцы!
12 слайд:
Я -антоним к слову «лето», В шубу снежную одета. Хоть люблю мороз сама, Потому что я …..(зима) |
- Молодцы!
13 слайд:
Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Называюсь ……..(тишина) |
Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте в них антонимы.
14 слайд:
Ученье – свет, А неученье -……(тьма) |
(Хором – тьма)
Учитель: - Вика, как ты понимаешь значение этой пословицы?
- Будешь хорошо учиться, будешь много знать, многого добьёшься в жизни.
Учитель: - Умница! Хорошо.
15 слайд:
Знай больше, А говори ……..(меньше) |
( Хором – меньше)
Учитель: - Алеша, как понимаешь значение этой пословицы?
- Хоть ты будешь много знать, а говорить надо меньше и правильно, чтобы люди думали о тебе хорошо.
Учитель: - Хорошо! Молодец! Вы все молодцы! Работали быстро, дружно, были внимательны!
- Самостоятельная работа. Итог.(5мин.)
Учитель: - А сейчас небольшая самостоятельная работа. Сядьте правильно. Вика Смолина будет самостоятельно выполнять из учебника упр.№ 71. Вика Николаева , Ира и Даша из словаря в конце учебника выпишут в тетрадь 3 пары слов – синонимов. Ребята, а вам из каждого четверостишия надо выписать только пары слов - антонимов. Каждую пару напишите на новой строке..
Учитель: - Молодец!
(читаю четверостишия)
16 слайд:
Очень толстый червячок Яблоку прогрыз бочок, С тонким он теперь соседом О скворцах ведёт беседу. |
17 слайд:
Сегодня пасмурный день был, Глеб зонт взял, а лев забыл. Дождь пролился неплохой Лев весь мокрый, Глеб сухой. |
18 слайд:
Любопытный карапуз Изучал продуктов вкус, Но из всех запомнил только Сладкий торт и перец горький. |
19 слайд:
Полный чемодан гордится, Что поедет за границу, Ну, а старый и пустой В шкаф отправят на постой. |
Проверка.(1мин.)( проверяю задание у Смолиной, Николаевой, Иры, Даши)
Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга. У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.
20 слайд:
Толстый – тонкий Взял-забыл Мокрый – сухой Сладкий – горький Полный – пустой Длинный - короткий |
Итог. Учитель: - Ребята, поднимите красные сигналы, у кого не так? Ксения и Федя не успели дописать слова. Поставьте точку там, где вы закончили. Кто пропустил пару слов «взял-забыл». На какие вопросы они отвечают?
- Что сделал?
Учитель: - Ребята, слова –антонимы могут отвечать не только на вопросы :Кто? Что?, но и на вопросы: Что делал? Какие?
Поднимите зелёные сигналы, у кого всё правильно! Молодцы!
Все вы справились с работой. Какие вы записывали слова? - Антонимы!
- Итог урока.(1мин.)
Учитель: - Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?
( Какие слова называются антонимами.)
- Слова, противоположные по значению.
Учитель: - Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?
- Отгадывали загадки.
Учитель: - Хорошо! Ещё?
- Учились подбирать антонимы к картинкам и к пословицам.
Учитель: - Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.
- Оценивание. (1мин.)
Учитель: - Вы сегодня были все активны на уроке. Отвечали правильно на мои вопросы. Сегодня за урок я вам поставлю такие оценки:
Кто допустил по одной ошибке в словарной работе, вам сегодня «4». Повторяйте дома словарные слова, будьте внимательны на уроках. - Повторите правило о письме безударных гласных
За работу на уроке, за выполнение задания у доски и самостоятельно сегодня получает «5».
Кто были активны на уроке, не допускали ошибок в тетрадях, оценка «5». Молодцы!
- Домашнее задание.(2мин.)
21 слайд:
- Запишите в дневниках: с. 55, учить правило, у. 72 - подобрать и записать антонимы к словам, можно пользоваться словарём антонимов. |
- Урок окончен!
Самоанализ урока по теме: « Антонимы».
Тема урока «Антонимы». По программе эта тема изучается в разделе « Лексика. Состав слова», урок по счёту № 21. Все уроки логически взаимосвязаны, проводятся в системе. Тип урока комбинированный, так как нужно было повторить пройденный материал, познакомить с новым и закрепить знания по нему.
Урок проводился во 2 классе по программе « Школа России», автор учебника В. П. Канакина. В учебнике достаточно много материала для практической, самостоятельной работы обучающихся. Наличие в учебнике разных вариантов заданий служит средством самоконтроля учащихся.
Количество обучающихся в классе – 8.При планировании урока я учитывала психологические особенности обучающихся, а так же потенциал каждого ребёнка, так сильные дети работали у доски, в карточках, самостоятельно в тетрадях. Есть дети, у которых медленная скорость письма. Этим детям я разрешаю выполнить меньший объём письменных заданий. Не все дети пишут красиво, хотя на каждом уроке проводится минутка каллиграфии. (слабо развита мелкая моторика рук). Детей, допускающих ошибки в словарных словах, ставлю на контроль, работаем индивидуально. (Чаще даю карточки со словарными словами, подбираю задания, в которых отрабатывается навык правильного письма слов).
На данном уроке главными целями были: ознакомление со словами – антонимами; формирование жизненно необходимых качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Игровая программа "Открытие 3 класса!"
Данное мероприятие можно провести 1 сентября. Занятие построено в игровой форме, охватывает основные предметные области 3 класса. Цель игровой программы - заинтересовать учеников в начале учебно...
ОТКРЫТЫЙ УРОК КЛАСС 2 класс
Урок по окруж миру...
Конспект классного часа «Осень-пора открытий» (3 класс)
Конспект занятия«Осень-пора открытий»Цель деятельности учителя: - познакомить обучающихся с понятиями волонтер, доброволец, волонтерская деятельность, научить задумываться, что ...
Сценарий открытия корпоративного класса МЧС/Транспорт
методическая разроботка сценария открытия корпоративного класса МЧС/ТРАНСПОРТ...
Таблица слогов (открытые) 1 класс
Таблица - тренажёр слогов (открытые) 1 класс...
Технологическая карта урока окружающего мира "Удивительные открытия" 3 класс
Технологическая карта урока окружающего мира "Удивительные открытия" 3 класс УМК "Гармония"...