Открытый урок "Антонимы"2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Новая тема

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_antonimy_2.docx806.41 КБ

Предварительный просмотр:

Словарное слово на плакате, картинка на слайде:

ОСИНА

Индивидуальные карточки для проверки словаря:

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай,

здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.

Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня,

к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

Ход урока:

  1. Организация класса. (1мин.)

Учитель: - Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором  правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.

  1. Проверка домашнего задания. Итог. (3 мин.)

Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание. Ксения, скажи, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?

- В домашнем задании  из упр.68, стр. 44 надо было из 2 групп слов составить пары слов-синонимов и записать их в тетрадь.

Учитель: -  Хорошо, молодец. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской - экраном:

(читаю пары слов, дети сверяют записи)

1 слайд:

Ребята -  дети, бежать – мчаться, красный -  алый, азбука – алфавит, чудесный – волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель.

   

Итог. Учитель: -  Ребята, поднимите красные сигналы, пожалуйста, у кого домашнее задание выполнено не так? Поднимите зелёные сигналы, если в домашнем задании нет ошибок!  Молодцы! Отлично! В домашнем задании никто сегодня не допустил ошибок.  Поставьте на полях тетради напротив домашнего задания восклицательный знак! Тетради организованно передайте на мой стол!

Учитель: - О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке?                О словах-синонимах.

Учитель: Умница!  Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.

:  - Слова, близкие по значению, например: папа-отец.

Учитель: - Хорошо!

Учитель: - Серёжа, что значит определить лексическое значение слова?

Серёжа: -  Сказать, что обозначает это слово.

Учитель: - Молодцы! Отлично! Ребята, в домашнем задании нам встретились несколько пар синонимов. Где ещё можно узнать о словах – синонимах?

 - Есть словари синонимов.

Учитель: - Хорошо, молодец!

1)Подготовка к формулированию новой темы.(1мин)

Учитель:  - Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

2 слайд:

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Маша Лукашкина

Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?

 - Оно весёлое, читается легко.

Учитель: - Хорошо. Назовите  слова – синонимы из стихотворения?

Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?                              - --Здесь их нет.

Учитель: - Правильно.

Учитель: - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова?

 - Нет.

Учитель: - Эти слова называются антонимами.

2)Сообщение темы. (1мин.)                                                                                Ребята , какая тема  урока будет сегодня?

 - Антонимы.

Учи- Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем?                      - Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет?

 - Молодец!

( учитель пишет тему на доске)

Учитель: - Ответим на первый вопрос: какие это слова?

 - Разные.                                                                                                                             - Хорошо, ещё?

 - Они не похожи друг друга.

 - Хорошо, вы молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос:                         -Похожи они по смыслу или нет?                                                                             - Они не похожи по смыслу.

Учитель: - Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный - белый? 

 - Это цвета.

Учитель: А вот эти слова: жара - стужа?

 - Жара - это когда тепло, а стужа, когда холодно.

Учитель: - Молодец!  Значит, какие это слова, Таня?                                          - Они настроены друг против друга.

Учитель: - Молодец!

3 слайд

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.

  1. Минутка каллиграфии (2мин.)

Учитель: - Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики:

(Самомассаж рук.)

1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)

Учитель: - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном,  запишите в своих тетрадях число, сегодня 12 октября, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки.  Посмотрите, как правильно надо их писать.

( показываю, напоминаю правило письма букв : Каждая буква имеет свою высоту, ширину и наклон).

(Дети прописывают  буквы).

Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. У кого получились красивые буквы, поднимите зелёные сигналы! Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Диме надо поработать над правильным написанием букв, Даше нужно следить за наклоном. Продолжаем работу.

  1. Словарная работа. Итог.(8 мин)

Учитель: - Вика Смолина, Лиза, Вика Николаева и Сергей получают индивидуальное задание на  карточках. Вике и Лизе в записанных  на карточках словах  надо вставить пропущенные буквы,  распределить слова  в 2 столбика: в первый – записать слова с проверяемой безударной гласной, во второй – записать слова с непроверяемой безударной гласной и поставить ударение. Вике Николаевой  и Серёже в карточке надо выбрать и подчеркнуть безударную гласную, которую  надо вставить в словарных словах, поставить ударение. Дети, которые выполняют задания в карточках, продолжат работать с нами, когда всё сделают. Приступайте.

Вика Смолина*:

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Лиза*:

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Вика Николаева***:

Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай,

здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.

Сергей***:

Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня,

к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

Учитель: - Ребята, а  мы сейчас «Поиграем в словарик». Вы по очереди называете лексическое значение словарного слова, Саша  пишет это слово на доске за ширмой ,  а вы -  в тетрадях.

 - Коробка для школьных принадлежностей.( пенал)

 - Дерево с белой корой. ( берёза)

 - Столица нашей родины.( Москва)

: - Страна, в которой мы живём. ( Россия)

 - Место, где мы родились и живём).(родина)

 - Это плод яблони. ( яблоко)

 - Инструмент для копания земли.(лопата)

 - Это садовое дерево, плод у него яблоко.(яблоня)

( Во время проверки карточек, обучающиеся ставят ударение  и подчёркивают непроверяемую безударную гласную. Проверяю индивидуальные карточки).

Проверка. Итог.(1мин.)

Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте работы своих соседей по парте. Проверяем, как у вас написаны слова и у Тани  на доске.Саша*, молодец, с этим заданием справилась без ошибок. Оценка «5». Кто работал без ошибок, поднимите зелёные сигналы! Молодцы!  Поставьте на полях восклицательный знак!  Поднимите красные сигналы, у кого 1 ошибка? Ира**, Дима**, Даша** допустили по одной ошибке в словах – вам надо быть внимательней и повторить дома словарные слова. На следующем уроке поработаете в карточках.

следующих уроках,  и не ошибаться при письме. Серёже и Вике оценка «4».

 Встали.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветерок всё тише, тише, деревцо всё выше, выше.

1)Знакомство с новым словарным словом:(3мин.)

Учитель: - Ребята, послушайте загадку, назовите отгадку:

«Что за дерево стоит, ветра нет, а вся дрожит».

Вика Николаева: - Это заяц, потому что дрожит.

Учитель:- Кто думает по-другому? В загадке говорится, что «вся» дрожит?

Таня: - Наверно, осина, у неё листочки дрожат на ветру.

Учитель: - Правильно, молодец! Как мы слышим это слово?

Дети (хором): [асина]

Учитель: - Какой звук слышим вначале слова?

Дети (хором):[А]

Учитель: - А правильно пишется это слово так:

ОСИНА

(Вывешиваю слово на доску:)

Учитель:- Запишите слово «осина», поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в этом слове, разделите слово на слоги.  Можно ли её проверить?

(дети про себя пробуют подобрать  проверочное слово)

 - Какой вывод можно сделать?

 - Эта буква непроверяемая, надо запомнить, как она пишется.

Учитель: - Хорошо! Умница!

2) Определение лексического значения этого слова.(1мин.)

Учитель: - Федя, какое лексическое значение имеет слово «осина»?

Федя: - Это лиственное дерево с дрожащими листьями, потому что в загадке так говорится.

Учитель: - Хорошо! Молодец! А в каком случае говорят: «дрожит, как осиновый лист»?

: - Когда человек замёрз или чего- нибудь боится.

Учитель: - Умница! Правильно!

3) Этимология.(1мин.)

Учитель: - Ребята, посмотрите, как выглядит это дерево. А лексическое значение этого слова в русском языке такое:

4 слайд:

Слово «осина»: лиственное дерево из семейства ивовых.

4) Составление и запись  предложения  с этим словом. (2мин.)

Учитель: -  Ребята, составьте свои предложения с новым словарным словом, можно смотреть на картинку.

Дима:-  Осина растёт у дороги.

Вика Смолина: - Осина дрожит на ветру.

Лиза:- На осине дрожат листочки.

Владик: - Осина – высокое лиственное дерево.

Учитель: - Хорошо, молодцы!  А мы давайте запишем предложение: ОСИНА ДРОЖИТ НА ВЕТРУ. Владик выполнит задание у доски за ширмой: запишет предложение, подчеркнёт в нём главные члены предложения.

 ( Осина дрожит на ветру. Что?- осина- это подлежащее, подчеркну одной чертой. Что делает?- дрожит- это сказуемое, подчеркну двумя чертами.)

Учитель: -Владик, назови слово с проверяемой безударной гласной.

Владик: - дрожит: проверочное слово -  дрожь.

Учитель: - Правильно,  молодец! Ребята, поднимите красные сигналы, кто допустил ошибку  в предложении?Максим, Дима написали  безударную гласную А. Что надо сделать, чтобы при  письме не допускать ошибок?

- Слова надо проверять.

Учитель:- Как проверить это слово?

 - Поставить эту букву под ударение.

Учитель: - Хорошо. Максиму и Диме надо быть внимательней, на следующем уроке поработаете в карточках с заданиями, где нужно проверить безударную гласную. Вика Смолина выполнила задание без ошибок, молодец! «5»

Физкультминутка. (1 мин.)

А сейчас все дружно встали,

Отдохнём, как на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись!

Руки вверх, руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

Встали, сели, встали, сели

И друг друга не задели!

  1. Закрепление нового  материала.( 3 мин.)

Учитель: - Повторите тему сегодняшнего урока. Владик.

Владик:- Антонимы.

Учитель: - Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова- антонимы  к картинкам:

5 слайд:

( чистый – грязный)

Учитель: - Молодец!

6 слайд:

(плачет – смеётся)

Учитель: - Умница, ты молодец!

7 слайд:

                                                       (толстый- тонкий)

Учитель: - Правильно, молодец!

8 слайд:

Учитель: - Света, назови слова к картинкам.

(маленький  - большой)

Учитель:  - Молодец, правильно!

9 слайд:

( грустный – весёлый)

Учитель: - Правильно, молодец! Ребята, посмотрите ещё раз на слова, которые вы называли. Сравните их.

10 слайд:

чистый – грязный,

плачет – смеётся,

толстый – тонкий,

маленький - большой,

грустный – весёлый.

Учитель:  - Какие это слова?

 - Это антонимы.

Учитель: - Лиза, какие слова называются антонимами?

- Слова, противоположные по значению.

Учитель: - Молодцы, вы правильно отвечали. Слово «антоним» в русском языке  обозначает «против».

  1. Работа с учебником.(1мин.)

Учитель: - Ребята, откройте страницу в учебнике  54. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? Где можно найти слова антонимы?

 - В словаре антонимов.

Учитель: - Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника.(стр.142). Вы можете им пользоваться при выполнении домашнего задания. Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из вас на уроке был самым внимательным.(показываю словарь в учебнике)

(  Устная работа.  Дети хором отвечают отгадки).1

11 слайд :

Я- антоним к слову «зной»

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня……(прохлада)

- Молодцы!

12 слайд:

Я -антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …..(зима)

- Молодцы!

13 слайд:

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь ……..(тишина)

Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте  в них антонимы.

14 слайд:

Ученье – свет,

А неученье -……(тьма)

(Хором – тьма)

Учитель: - Вика, как ты понимаешь значение этой пословицы?

  - Будешь хорошо учиться, будешь много знать, многого добьёшься в жизни.

Учитель: - Умница! Хорошо.

15 слайд:

Знай больше,

А говори ……..(меньше)

( Хором – меньше)

Учитель: - Алеша, как понимаешь значение этой пословицы?

 - Хоть ты будешь много знать, а говорить надо меньше и правильно, чтобы люди думали о тебе хорошо.

Учитель: - Хорошо!  Молодец! Вы все молодцы! Работали быстро, дружно, были внимательны!

  1. Самостоятельная работа. Итог.(5мин.)

Учитель:  - А сейчас небольшая самостоятельная работа.  Сядьте правильно. Вика Смолина будет самостоятельно выполнять из учебника упр.№ 71. Вика Николаева , Ира и Даша из словаря в конце учебника выпишут  в тетрадь 3 пары слов – синонимов. Ребята, а вам из каждого четверостишия надо выписать только пары слов - антонимов. Каждую пару напишите на новой строке..

Учитель: - Молодец!

 (читаю четверостишия)

16 слайд:

Очень толстый червячок

Яблоку прогрыз бочок,

С тонким он теперь соседом

О скворцах ведёт беседу.

17 слайд:

Сегодня пасмурный день был,

Глеб зонт взял, а лев забыл.

Дождь пролился неплохой

Лев весь мокрый, Глеб сухой.

18 слайд:

Любопытный карапуз

Изучал продуктов вкус,

Но из всех запомнил только

Сладкий торт и перец горький.

19 слайд:

Полный чемодан гордится,

Что поедет за границу,

Ну, а старый и пустой

В шкаф отправят на постой.

Проверка.(1мин.)( проверяю задание у Смолиной, Николаевой, Иры, Даши)

Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга. У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.

20 слайд:

Толстый – тонкий

Взял-забыл

Мокрый – сухой

Сладкий – горький

Полный – пустой

Длинный - короткий

Итог. Учитель: - Ребята, поднимите красные сигналы, у кого не так? Ксения и Федя  не успели  дописать слова. Поставьте точку там, где вы закончили.   Кто пропустил пару слов «взял-забыл». На какие вопросы они отвечают?

 - Что сделал?

Учитель: - Ребята, слова –антонимы могут отвечать не только на вопросы :Кто? Что?, но и на вопросы: Что делал? Какие?

Поднимите зелёные сигналы, у кого всё правильно! Молодцы!

Все вы справились с работой. Какие вы записывали слова?                  -  Антонимы!

  1. Итог урока.(1мин.)

Учитель: - Скажите, пожалуйста, что нового  вы  сегодня узнали на уроке?

( Какие  слова называются  антонимами.)

-  Слова, противоположные по значению.

Учитель: - Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?

 - Отгадывали загадки.

Учитель: - Хорошо! Ещё?

 - Учились подбирать антонимы  к картинкам и к пословицам.

Учитель: - Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке.  Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.

  1. Оценивание. (1мин.)

Учитель: - Вы сегодня были все активны на уроке. Отвечали правильно на мои вопросы. Сегодня за урок я вам поставлю такие оценки:

Кто допустил по одной ошибке в словарной работе, вам сегодня «4». Повторяйте дома словарные слова, будьте внимательны на уроках.                           -  Повторите правило  о письме безударных гласных

За работу на уроке, за выполнение задания у доски и самостоятельно сегодня получает «5».

Кто  были активны на уроке, не допускали ошибок в тетрадях, оценка «5». Молодцы!

  1. Домашнее задание.(2мин.)

21 слайд:

- Запишите в дневниках: с. 55, учить правило, у. 72 -  подобрать и записать антонимы к словам, можно пользоваться словарём антонимов.

  • Урок окончен!

Самоанализ урока по теме: « Антонимы».

Тема урока «Антонимы».  По программе эта тема изучается в разделе                      « Лексика. Состав слова», урок по счёту № 21. Все уроки логически  взаимосвязаны, проводятся в системе. Тип урока комбинированный, так как нужно было повторить пройденный материал,  познакомить с новым и закрепить знания по нему.

Урок проводился во 2 классе по программе « Школа России», автор учебника В. П. Канакина. В учебнике достаточно много материала для практической, самостоятельной работы обучающихся. Наличие в учебнике разных вариантов заданий служит средством самоконтроля учащихся.

Количество обучающихся в классе – 8.При планировании урока я учитывала психологические особенности обучающихся,  а так же потенциал каждого ребёнка, так сильные дети работали у доски, в карточках, самостоятельно в тетрадях. Есть дети, у которых медленная скорость письма. Этим детям я разрешаю выполнить меньший объём письменных заданий. Не все дети пишут красиво, хотя на каждом уроке проводится минутка каллиграфии. (слабо развита мелкая моторика рук). Детей, допускающих ошибки в словарных словах, ставлю на контроль, работаем индивидуально. (Чаще даю карточки со словарными словами, подбираю задания, в которых отрабатывается навык правильного письма слов).

На данном уроке главными  целями были: ознакомление со словами – антонимами; формирование жизненно необходимых качеств.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Игровая программа "Открытие 3 класса!"

Данное мероприятие можно провести 1 сентября. Занятие построено в игровой форме, охватывает основные предметные области 3 класса. Цель игровой программы  - заинтересовать учеников в начале учебно...

ОТКРЫТЫЙ УРОК КЛАСС 2 класс

Урок по окруж миру...

Конспект классного часа «Осень-пора открытий» (3 класс)

Конспект занятия«Осень-пора открытий»Цель деятельности учителя: - познакомить обучающихся с  понятиями волонтер, доброволец, волонтерская деятельность, научить задумываться, что ...

Сценарий открытия корпоративного класса МЧС/Транспорт

методическая разроботка сценария открытия корпоративного класса МЧС/ТРАНСПОРТ...

Таблица слогов (открытые) 1 класс

Таблица - тренажёр слогов (открытые) 1 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира "Удивительные открытия" 3 класс

Технологическая карта урока окружающего мира "Удивительные открытия"  3 класс  УМК "Гармония"...