Технологическая карта урока окружающего мира "Удивительные открытия" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кудряшова Анна Михайловна

Технологическая карта урока окружающего мира "Удивительные открытия"  3 класс  УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon udivitelnye_otkrytiya.zip710.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира  3 класс

Учитель: Кудряшова Анна Михайловна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»

 УМК « Гармония»

Разделы программы:  «Путешествие в мир веществ»

Тема урока:  «Удивительные открытия »    

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная

Методы обучения: наблюдение, наглядные (учебник), практические (работа с микроскопом, лупой, биноклем), словесные (беседа, рассказ учителя, учебный диалог)                       

Тип урока: изучение новых знаний

Технологии: проблемная, исследовательская, здоровье сберегающая

Цель:  сформировать представление о простейших, бактериях и об увеличительных приборах, с помощью которых они были открыты; развивать воображение, наблюдательность, познавательный интерес к тайнам природы, воспитывать убежденность в возможности познания мира, способность делать выводы.

  Конкретизация УУД:

Познавательные – исследование воды, «Зелёной эвглены»; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи, применение методов информационного поиска с помощью микроскопа:  

Регулятивные – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,  поиска средств её осуществления, освоение способов извлекать, находить необходимую информацию из учебника и дополнительных источников,  

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

 

 Оборудование: учебник, микроскоп, лупы, бинокли, очки,  вода, краски, кисточки, доска, карточки, шляпа, раздаточный материал

Этапы уроки

Ход урока

(УУД)

1 этап – организационный (2-3 мин.)

Цель этапа: заключается  в подготовке учащихся к работе на занятии, включение детей в деятельность.

-- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть каждого из вас. Посмотрите, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (разворачиваются и здороваются кивком головы).

СЛАЙД 2

-А теперь давайте настроимся на работу:

Мы — умные!

Мы — дружные!

Мы — внимательные!

Мы — старательные!

Мы отлично учимся!

У нас все получится!

- Тихонечко садитесь

Проверяют готовность к уроку, здороваются,, настраиваются на урок

 

Произносят хором

2 этап (5-7 мин.) – актуализация знаний, формулировка темы и задач урока.

Цель этапа:

Обеспечение мотивации. Актуализация опорных знаний и умений принятия  учащимися цели,  учебно – познавательной деятельности

-- У вас на партах лежат листочки, на которых что-то написано. Прочитайте, пожалуйста.

- Что же нам теперь делать?

(Дать ребенку очки и попросить прочитать)

- Раз очки нам не помогли прочитать, тогда нужно воспользоваться другим предметом. Каким?

(раздать лупу)

- Теперь видно? Какое слово прочитали?

- Так о чем мы будем с вами сегодня говорить на уроке?

- И не просто открытия, а удивительные открытия, сделанные с помощью увеличительных приборов

 повесить тему на доску

- А какие задачи урока мы с вами поставим перед собой? - повесить задачи на доску

Дети отвечают, что очень мелко написано и прочитать невозможно

   

Воспользоваться очками

Воспользоваться лупой

Открытия

Об открытиях

1.Познакомиться с увеличительными приборами

2.Узнать про открытия, которые были сделаны с помощью этих приборов

3. Поработать с увеличительными приборами)

3 этап — получение новых знаний.

Цель этапа: заключается в поиске решения проблемной задачи для получения новых знаний и умений учащимися предлагаются задания для выполнения. Обобщения и систематизации своих знаний, формулирования вывода

- Какой прибор помог нам прочитать слово открытия?

- Так вот, ребята, самым первым увеличительным прибором, который придумали люди, было увеличительное стекло. Для этого они выточили его выпуклым с двух сторон. Такое стекло называется линзой.

- А как вы думаете, для чего стекло для луп вытачивают выпуклым?

- Чтобы через линзу что-то увидеть, нужно, чтобы она была чистой. А для этого брать ее нужно было за края. Это было очень неудобно. И тогда ученые вставили линзу в оправу с ручкой — получилась лупа.

- Давайте с вами убедимся, что лупа увеличивает предметы. Рассмотрите через лупу буквы в книге. Для этого поднесите лупу к тексту , медленно поднимайте до тех пор, пока не будет хорошо видно.

- Рассмотрите теперь края листочков растений. Что мы увидели?

- Теперь поднесите лупу к вашей коже на руке, теперь посмотрите на свои ногти. Что теперь вы увидели?

- Поработав с лупой, какой вывод мы можем сделать?

- Давайте с вами вспомним, что такое тело?

- А из чего состоят тела?

- А вещество из чего состоит?

- Мы с вами знаем, что тела имеют три формы. Какие? Как располагаются в них молекулы?

 Физкультминутка (2 мин)

- Теперь немного отдохнем и представим, что мы с вами молекулы. Постройтесь так, как молекулы находятся в жидком состоянии (чуть разойтись), в твердом состоянии (прижаться к друг другу), и в газообразном состоянии (встать подальше друг от друга).

- Молодцы! Немного отдохнули, теперь садитесь.

- Поработав с лупой мы с вами сказали, что мелкие частицы, молекулы с помощью лупы разглядеть невозможно. Какой же прибор придет к нам на помощь?

показать микроскоп

- Одна из легенд рассказывает, что микроскоп изобрели дети, которые играли с выпуклыми стеклами и, удачно сложив их, обнаружили, что они сильно увеличили изображение маленьких частичек песка. Откуда дети взяли стёкла? В то время уже были известны очки. Возможно, родители этих детей были мастера по изготовлению стекол для очков. Кто на самом деле изобрёл микроскоп, наукой пока не установлено. Известно лишь, что появились микроскопы в Голландии. Называли их тогда «блошиными стёклами» или «комариными стёклами». С их помощью рассматривали строение блох и комаров. Усовершенствовал микроскоп английский учёный Роберт Гук. Он придумал подсветку к микроскопу, чтобы можно было работать с ним ночью. Р. Гук издал целую книгу рисунков разных предметов, которые он разглядывал под микроскопом: муравьев, личинок комаров, морозных узоров, переплетений нитей льняной и батистовой тканей и др.

- Главной частью микроскопа является зрительная трубка, в которую вставлены две линзы, окуляр и объектив. Имеется предметный столик. Показать эти части

- Кто скажет, почему в микроскопе линз две?

Лупа

Выпуклые стекла увеличивают размеры предметов

Говорят о своих наблюдениях

Лупа увеличивает предметы, но мы не можем с ее помощью рассмотреть мелкие частицы.

Тела — это предметы, которые нас окружают

Тела состоят из веществ

Вещества состоят из частиц, молекул и атомов

Жидкую, твердую и газообразную.

Микроскоп

Так достигается еще большее увеличение

4 этап – этап первичное закрепление

Цель: выявление качества усвоения учебного материала

- Микроскоп помогает нам заглянуть в неведомый мир. Так какие же открытия сделал человек с помощью микроскопа? Познакомимся с некоторыми из них.

- Капните на лист бумаги немного воды. Теперь при помощи кисточки добавьте капельку краски. Что произошло?

- А почему это произошло?

- Совершенно верно. А теперь посмотрите на стакан с водой. Что вы можете сказать о воде?

- На первый взгляд это так и кажется, но если капельку воды рассмотреть под микроскопом, то мы можем увидеть целый зоопарк микроорганизмов.

 СЛАЙД 3

- Микроорганизмы – это мельчайшие живые организмы, которые появились на Земле раньше других. К ним относятся бактерии и простейшие. Открытие микроорганизмов связывают с именем голландского естествоиспытателя XVIII века Антони ван Левенгука, который сконструировал и изготовил совершенные по тому времени микроскопы и с их помощью первым наблюдал и описал невидимых глазом живых существ, которых он называл анималькулюсы (зверушки). Это открытие существенно изменило представление людей о жизни на Земле. Трудно найти на Земле место, где бы не было микроорганизмов. Их обнаруживают и в струях гейзеров с температурой около 105 градусов Цельсия, и в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2–3 миллиона лет, в океанских глубинах и в верхних слоях атмосферы, под землёй, на глубине нескольких километров, и даже в радиоактивной воде, охлаждающей ядерные реакторы. Нет такого органического вещества, которое не подошло бы в пищу тем или иным микроорганизмам.

- Давайте откроем учебник на странице 85 и прочитаем диалог профессора и ученика (по мере прочтения показывать на экране амебу, инфузорию, эвглену)

СЛАЙД 4-6

- Итак, что мы нового узнали о простейших?

- Следующее открытие, которое сделали ученые с помощью микроскопа, - бактерии.

СЛАЙД 7

- Организм бактерии состоит из единственной клетки. Двигается бактерия с помощью подвижного жгутика. Мы живём в мире, плотно заселённом разнообразными бактериями. Все знают о бактериях как возбудителях страшных, смертельно опасных заболеваний: чумы, холеры, туберкулеза, столбняка, дифтерии и других. До ХХ века болезнетворные бактерии и вирусы (их ещё называют микробами) были основной причиной смерти людей. Вся история человечества полна упоминаний об эпидемиях болезней, уничтоживших миллионы людей. Но, оказывается, есть и полезные бактерии. Так, бактерии, живущие внутри живых организмов, помогают им переваривать пищу, вырабатывать необходимые органические вещества, в том числе некоторые витамины. Почвенные бактерии разлагают органические вещества, усваивают из воздуха необходимый для растений азот. Молочнокислые бактерии позволяют делать из молока простоквашу, кефир, сметану, творог, сыр, квасить капусту.

- Какие бывают бактерии?

- И еще одно открытие было сделано с помощью микроскопа. Рассматривая под микроскопом части растений и животных, ученые пришли к выводу, что у них одинаковые детали строения. Их назвали ячейки, мешочки, кирпичики. Затем ученые пришли к выводу, что все живое состоит из клеток. Убедитесь сами, посмотрев на экран.

  1. СЛАЙД 8
  2. - Там изображена кожица лука, увеличенная под микроскопом.
  3. - Итак, какие же открытия были сделаны с помощью микроскопа?
  4. - А сейчас давайте откроем рабочие тетради на странице 24 и выполним задания 8, 9. 10.

 

Краска начала смешиваться с водой и растекаться

Частицы краски подталкивают молекулы воды, которые двигаются беспорядочно

Она прозрачная и чистая

Работа по учебнику

Делают вывод

Делают вывод

Все живое состоит из клеток, в воде живут простейшие, бактерии бывают болезнетворными и полезными

Работа по тетради

5 этап – подведение итогов

  1. - Сейчас давайте вернемся к нашим задачам, которые мы ставили себе в начале урока. Смотрим первую задачу. Так с какими увеличительными приборами мы сегодня познакомились? Молодцы, задача выполнена.
  2. - Смотрим вторую задачу. Так какие открытия были сделаны с их помощью?

- С этой задачей тоже справились.

  1. - Смотрим выполнена ли третья задача? Выполнена, мы теперь знаем, как с увеличительными приборами надо правильно работать.
  • Мы со всеми задачами сегодня справились. А теперь назовите мне три момента, которые удивили вас в процессе урока, и о каком бы вам хотелось узнать побольше?

Самооценка детьми собственной деятельности.

Называют моменты

6 этап – этап определения домашнего задания

  • А теперь посмотрите на доску. Сегодня вам предлагается домашнее задание на выбор:

Читать учебник страницы 78-85. А если вы хотите получить более высокую оценку, то можете подготовить сообщение, какие еще открытия были сделаны с помощью микроскопа или же нарисовать рисунок, показав, как будет выглядеть предмет, если смотреть на него через лупу.

  • Ребята, сегодня вы хорошо потрудились (оценки за урок)
  • На этом наш урок подошел к концу. Всем спасибо за работу

Выбирают, записывают задания, задают вопросы.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема урока: "Кладовые земли"

Класс: 3                                          УМК «Перспектива» Авторы учебника: А.А.Плешак...

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока Окружающий мир. 3 класс. Перспективная начальная школа. Тема урока: "Человек - защитник природы".

Духовно-нравственное воспитание учащихся, как средство формирования мировоззренческой культуры обучающихся в свете требований ФГОС второго поколения.Технологическая карта урока.Класс: 3 "Б".Учитель: К...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока "Я, ты, он, она...Все мы люди..."

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока "Я, ты, он, она...Все мы люди..."...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...