ОТКРЫТЫЙ УРОК КЛАСС 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Крыгина Елена Николаевна

Урок по окруж миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzh_miru.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   по окружающему миру   2 класс

по теме:    «Зимняя жизнь птиц и зверей»

Учитель начальных классов

Крыгина Елена Николаевна

Цели:

  • дать понятие о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку, о способах их приспособления к зимним условиям;
  • расширить и углубить знания о жизни птиц зимой;

Метапредметные:

- Коммуникативные: Умение учитывать мнение одноклассников, работая в парах, , отличать птиц перелётных от зимующих, узнавать зимующих птиц по клювам; обсуждать возможность помощи им со стороны человека;

- Регулятивные: формировать абстрактное мышление, развивать умение работать с учебным материалом, обобщать, систематизировать классифицировать, развивать коммуникативные качества, умение договариваться;

- Познавательные: извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы;

Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать об образе жизни и питании зимующих птиц, подкармливать птиц зимой; узнают о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

Личностные результаты:

осознавать важность оказания помощи животным, чтобы они могли пережить зиму.

Оборудование:

учебник, рабочая тетрадь к учебнику;  презентация к уроку;  раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

В нашем классе красота,
Гости к нам пришли сюда.
Поздоровались учтиво.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Влево, вправо повернулись

И друг другу улыбнулись. (сели за парты)

2. Актуализация знаний

  • - Какое время года у нас за окном? (слайд)
  • - Какой зимний месяц идёт сейчас?(февраль)
  • - Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?
  • (Ответы детей: солнце появляется ненадолго, поднимается невысоко, даёт мало тепла и света, похолодало, реки замерзли, осадки – снег.)
  • Назовите  тему прошлого урока. «Зима в мире растений»

Мы говорили, как изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений. Но только ли на жизнь растений могут повлиять изменения в природе? Сейчас мы это выясним.

3. Новое знание

 На доске картинка ,  (заяц, лиса, волк, синица, ворона, воробей). (слайд)

 Разделите на группы (делят на птиц и зверей)

Сформулируйте тему нашего урока, учитывая настоящее время года.

ТЕМА: «Зимняя жизнь зверей и птиц.» (слайд) 

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- Цель урока: Узнать, как зимуют птицы и дикие звери. Установить связь их жизни с состоянием неживой природы.

   Сегодня мы отправимся в гости в лес и познакомимся с лесными жителями, которые не покидают нас с наступлением зимы.  

   Лес пока пуст, но если мы будем вести себя как воспитанные гости, то обязательно увидим всех жителей. ( не шуметь, не бегать, не сорить).

3. Открытие нового знания

Игра «Зоркий глаз»

– Посмотрите на картинку? (слайд)

- На какие 2 группы можете поделить птиц?(перелётные и зимующие)

-Почему они улетают в тёплые края? (не хватает пищи, холодно)

Улетели птичьи стаи

Лес в сугробах до ветвей.

Трудная пора настала

Для пернатых для друзей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю

Много птиц осталось здесь

- Как мы называем птиц, которые остались с нами зимовать?

- Со всеми ли птичками вы знакомы?  Нет ( пищуха, королёк, поползень)  

           Мы сейчас познакомимся.

Работа по учебнику с.32-33  

Рассмотрите рисунки. С какими птицами вы знакомы, с какими нет.

Ответы детей: дятел доктор леса , клюв у него большой, клёсты похож на изогнутые клещи только у этих птиц зимой появляются птенцы , синицы.

Незнакомы  пищуха, поползень, королёк.

Я сейчас вам буду читать, а вы поставьте пальчик и  за мной следите глазами.

– Ребята, сейчас мы поработаем в рабочих тетрадях на странице 18, задание №1. ( Узнайте птиц по клювам. Соедините линиями рисунки и названия птиц).   Проверка по шаблону (слайд)(взаимопроверка: поменяйтесь тетрадями с соседом, проверте и оцените ,

- если всё правильно то красный цвет

- если 1 ошибка зелёный цвет

-если 2  и более синий цвет

Просигнальте, у кого какой цвет

Молодцы !!! Справились, а у кого синий нужно дома поработать, повторив название птиц.

Народная мудрость утверждает: «Всякая птица своим клювом сыта».
– Объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы?


 Трудно находить птицам корм ,в холодные дни они ищут его в течении всего дня.  Зимой птицам не так страшен холод, как голод.

- Кто может помочь птицам в суровое зимнее  время?(конечно, люди т.е мы)

-Как человек должен помогать птицам пережить зиму?

(Ответы детей: подкармливать, развешивать кормушки.)

Послушайте стихотворение (читает Надя)(слайд)

Александра Яковлевича  Яшина

«Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их –  не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам  встречать весну.

   Ребята, некоторым птицам тяжело находить корм в природе особенно в снегопады, они  прилетают к нашим домам за помощью.

   А теперь  мы поиграем с вами в игру. Она называется «Узнай , какая птица». Если я назову перелётную птицу, вы должны поднять руки вверх и два раза хлопнуть, если я назову зимующую птицу, вы должны  два раза топнуть.

Грач (хлоп,)поползень, дятел(топ), цапля(хлоп), стриж(хлоп), ворона, воробей (топ), скворец (хлоп).

МОЛОДЦЫ!!!

Мы продолжаем наше путешествие.

- Отгадайте, к какому зверю мы сейчас отправимся?

     Он в берлоге спит зимой

      Под большущею сосной

      А когда придёт весна

      Просыпается от сна.(медведь)

(слайд « Медведь»)

- А кто знает, как медведя в народе называют?

(ответ детей: косолапый)

-Почему?

(ответ детей: за неуклюжесть)

-Как зимует медведь?

(ответы детей: он на зиму засыпает)

- Давайте послушаем, какой разговор произошёл  между сорокой и

медведем.

                                 Сценка: «Сорока и Медведь»

- Эй, Медведь, спишь, что ли?

- Уснёшь с такой… Чего тебе, стрекотуха?

- Да вот не пойму я, почему тебя Медведем зовут? Ну заяц-беляк, ну птица глухарь-это понятно. А вот Медведь… Ну что такое Медведь?

- Охо-хо ! Бестолковая ты птица. «Мед-вед» - значит «мёд ведающий» Знаю, где мёд в лесу спрятан, потому и медведь. Понятно? Вот окаянная птица, покоя от тебя нету.Только сон сладкий начал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в нём соты. И никто про то не ведает, один я, Медведь, ведаю. И будто бы… Хррр, хррр!

- Почему медведь спит зимой?

(ответ детей: медвежьего корма в лесу нет, поэтому он ничего ни ест, а живёт за счёт накопленного летом и осенью жира)

- Говорят, что медведь зимой сосёт лапу. Почему?

-Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая нежная тонкая нуждается в согревании. Облизывая языком подошвы, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что медведь сосёт лапу, а на самом деле он согревает её.

Только ли медведь спит зимой?

Какие ещё животные впадают в спячку?

(ответ детей: барсук, хомяк, насекомые, лягушка, ящерица и ЁЖ, Летучие мыши )

4.Физминутка.         

   Отгадайте, к какому зверю мы отправимся теперь?

   Трав копытами касаясь,
   Ходит по лесу красавец, 
   Ходит смело и легко, 
   Рога раскинув широко.   (Лось) (слайд  «Лось»)

- Что вы знаете об этом животном?

(нам сейчас об этом животном расскажет Влад) 

Лось – настоящий лесной великан. Медленно, величествен бродит он по лесу. Его корм- молодые веточки и кора. В начале зимы лось сбрасывает рога. Новые рога у лося полностью  вырастут только к следующей осени. (заяц)     

Отгадайте, к какому зверю мы отправимся теперь?

      Хитрая плутовка,

      Рыжая головка,

      Пушистый хвост-краса.

     Кто это? (лиса)  

(слайд  «Лиса»)

-Почему лису прозвали Патрикеевной?

- Давным-давно 700 лет назад жил-был князь Патрикей, который прославлялся своей хитростью и изворотливостью. А так как лиса хитрая она получила отчество Патрикеевна.

- Расскажите, что вам уже известно об этом зверьке?

(В ходе обсуждения выяснить следующие вопросы:

- Почему лиса недовольно своей окраской? На снегу видна её шубка.

- Чем питается лиса? (Зайцами редко, мышами, полёвками)

- Почему не запасает корм на зиму? Потому что она хищный зверь.

- Где укрывается от непогоды и врагов? В норе.

- А кто ещё ведет такой образ жизни( волк, кабан)

(слайд БЕЛКА)

 Чтение  описания животного, а вы угадайте его.

Хоть и нет в лесу орехов, грибов она запасла их ещё летом и осенью, а теперь отыскивает свои запасы. Сильные морозы пережидает в гнезде или дупле. Хорошие когти на ногах позволяют легко передвигаться по коре стволов или веткам деревьев. 

   Кисточки спасают уши от обморожения, хвост не даёт кувыркаться в полёте при прыжках с дерева на дерево. Хвост – своеобразный руль и парашют.

- Как зверёк меняет свою шерсть?

(ответы детей: на более тёплую, светлеет окраска)

- Какие ещё животные запасают корм на зиму? ( хомяк, мышь полевая)

5. Первичное закрепление

А сейчас вы поработаете в парах:

    «Рассели по домикам»(слайд)

- Будете расселять животных по домикам.

В 1 домик – животных, которые к зиме делают запасы.

Во 2 домик – животных, которые зимой впадают в спячку.

В 3 домик – животных, которые зимой ищут корм в природе

Сверяются по шаблону  и сигналят правильность выполнения.(слайд)

Путешествие  наше не заканчивается вы его продолжите дома по страницам учебника     С. 32 - 35 ЗАПИСЬ Д/З

6.    Рефлексия

           ПРОГОВОРИТЬ ТЕМУ УРОКА: «Зимняя жизнь птиц и зверей»

ЦЕЛЬ УРОКА: как зимуют птицы и звери, связь их с неживой природой.

-Давайте вспомним, как животные приспособились к нашей зиме.

-Зима суровая, снежная, холодная .

     - звери запасают корм

      - меняют окраску

       - поиск корма в лесу

       - засыпают на зиму

- С какими птицами познакомились (пищуха, королёк, поползень).Как мы их называем?

- Птицам во время снегопадов, в сильные морозы как нужно помогать (подкармливать, развешивать кормушки)

- У многих животных вырастает тёплый подшёрсток, спасающий их от холода. Почти все животные имеют хороший слух, зрение, чуткое обоняние для поиска пищи и спасения от врагов.

Ребята, я хочу закончить наш урок таким стихотворением: 
  
     -Давайте будем к тому стремиться, 
     Чтоб нас любили и зверь, и птица. 
  
      И доверяли повсюду нам, 
      Как самым верным своим друзьям. 
  
     Давайте, будем беречь планету, 
     Во всей Вселенной похожей нету. 
  
     Во всей Вселенной совсем одна, 
     Что будет делать без нас она. 

Вы сегодня хорошо поработали на уроке. МОЛОДЦЫ!!!

Вы работали индивидуально, парами.

А сейчас начните любое предложение  с этих слов:

-Я узнал на уроке…

- Мне было интересно…

Оцените свою работу на уроке.     СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ

   ОТМЕТКИ(отметить детей).

Спасибо за урок!!! (слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Игровая программа "Открытие 3 класса!"

Данное мероприятие можно провести 1 сентября. Занятие построено в игровой форме, охватывает основные предметные области 3 класса. Цель игровой программы  - заинтересовать учеников в начале учебно...

Конспект классного часа «Осень-пора открытий» (3 класс)

Конспект занятия«Осень-пора открытий»Цель деятельности учителя: - познакомить обучающихся с  понятиями волонтер, доброволец, волонтерская деятельность, научить задумываться, что ...

Сценарий открытия корпоративного класса МЧС/Транспорт

методическая разроботка сценария открытия корпоративного класса МЧС/ТРАНСПОРТ...

Таблица слогов (открытые) 1 класс

Таблица - тренажёр слогов (открытые) 1 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира "Удивительные открытия" 3 класс

Технологическая карта урока окружающего мира "Удивительные открытия"  3 класс  УМК "Гармония"...

Справка об открытом мастер-классе в дистанционном «Применение сочетательного свойства умножения при вычислениях и решении задач» в рамках методического дня для родителей (Приказ №3 от 11.01.2020 )

Справка об открытом мастер-классе в дистанционном   «Применение сочетательного свойства умножения при  вычислениях и  решении задач»   в рамках методического ...