Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для 1 класса. УМК "Школа России"
рабочая программа (русский язык, 1 класс) на тему
) Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2012г) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 263.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1) Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2012г) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
В букварный период осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе бучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь
Цели и задачи программы по обучению грамоте соответствуют целям и задачам школы и МО.
2) Программа создана на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2009 года.
2. Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования №1312 от 09.03.2004г.
3. Авторской программы Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А. Ф. Азбука. 1 класс. - М: «Просвещение», 2012г.
3) Данная программа классифицируется как компилятивная.
4) Место и роль учебного курса.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
5) Рабочая программа рассчитана на 115ч. в год:5 часов в неделю, составлена на основе авторской программы Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012.
6) Список научно-методической литературы для ученика:
1. Горецкий В.Г, Кирюшкин В.А.. Учебник: Азбука. 1 класс. - М: «Просвещение», 2012г.
2. Горецкий В.Г. Обучение грамоте. Тесты. 1 класс. - М.: Просвещение, 2012г
Список научно-методической литературы для учителя:
- Жиренко О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. М.: «ВАКО», 2012г.
- Горецкий В. Г. Обучение грамоте и развитию речи. 1 класс. - М.: Просвещение, 2012 г.
- Горецкий В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: книга для учителя - М.: Просвещение, 2012 г.
4.Горецкий В.Г., Федосова Н.А., Пропись 1,2,3,4 к «Русской азбуке».-М.:Просвещение, 2012г.
5.Малахова М.М.Русский язык в загадках. 1—4 классы: разрезные карточки. - Волгоград: Учитель, 2012г.
6.Субботина О.В.Русский язык: тематические и обобщающие тесты. - Волгоград: Учитель, 2012 г.
7.Сухин Н. Г. Азбучные игры. 1 класс. - М.: Просвещение, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№п/п | Наименование разделов | Кол – во часов | Планируемые результаты | Элементы содержания раздела | Система оценки | Дата проведения |
1 | Подготовительный этап | 25 | Знать гигиенические правила письма, рабо чую строку. Уметь обводить по контуру предметы; писать по образцу эле менты букв . | Письмо по образцу элементов букв. Разви тие мелких мышц паль цев и свободы движе ния руки. Пространст венная ориентация на странице тетради, её разлиновка. Письмо букв по образцу | 02.09-11.12 | |
2 | Букварный этап | 79 | Знать формы всех изу ченных письменных букв. Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы; писать слова и пред ложения с изучены ми буквами, ставить ударение, делить сло ва на слоги; диффере нцировать парные звонкие и глухие сог ласные; соотносить печатную и письмен ную буквы | Написание слогов и слов с изученными бук вами. Слоговой и зву кобуквенный анализ слов. Запись слогов и слов, предложения. | 12.12-20.02 | |
3 | Послебукварный этап | 11 | Уметь составлять пре дложения из слов; на ходить имена сущест вительные в тексте, слова, обозначающие действие предмета и слова, обозначающие признаки предметов | Составление предложе ний и запись их. Упот ребление прописной буквы в начале предло жения, в именах собст венных. Слова, обозна чающие предметы.Сло ва, обозначающие дей ствие предмета. Слова, обозначающие призна ки предметов. | 21.02-11.03 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВСЕГО- 115 часов, В НЕДЕЛЮ – 5 ч
Дата | |||||
№ п/п | Тема урока | Кол –во часов | Тип урока | проведения | |
план | фак | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Добукварный период ( 25 ч) Пропись 1 | |||||
1 | История возникновения письма | 1 | Комбинированный | 02.09 | |
2 | Знакомство с новым предметом | 1 | Комбинированный | 03.09 | |
3 | Гигиенические правила письма | 1 | Комбинированный | 04.09 | |
4 | Гигиенические правила письма | 1 | Комбинированный | 05.09 | |
5 | Рабочая строка | 1 | Комбинированный | 06.09 | |
6 | Рабочая строка | 1 | Комбинированный | 09.09 | |
7 | Письмо наклонных прямых | 1 | Комбинированный | 10.09 | |
8 | Письмо наклонных прямых с закруглением внизу | 1 | Комбинированный | 11.09 | |
9 | Письмо наклонной прямой с закруглением вверху и внизу | 1 | Комбинированный | 12.09 | |
10 | Письмо удлиненной петли вверху и внизу | 1 | Комбинированный | 13.09 | |
11 | Письмо полуовалов «левых» и «правых | 1 | Комбинированный | 16.09 | |
12 | Письмо овалов | 1 | Комбинированный | 17.09 | |
Пропись2 | |||||
13 | Строчная буква а | 1 | Комбинированный | 18.09 | |
14 | Прописная буква А | 1 | Комбинированный | 19.09 | |
15 | Письмо изученных букв. | 1 | Комбинированный | 20.09 | |
16 | Строчная буква о. Прописная буква О | 1 | Комбинированный | 23.09 | |
17 | Строчная буква о. Прописная буква О | 1 | Комбинированный | 24.09 | |
18 | Строчная буква и | 1 | Комбинированный | 25.09 | |
19 | Прописная буква И | 1 | Комбинированный | 26.09 | |
20 | Письмо изученных букв. | 1 | Комбинированный | 27.09 | |
21 | Письмо буквы ы | 1 | Комбинированный | 30.09 | |
22 | Письмо буквы ы | 1 | Комбинированный | 01.10 | |
23 | Строчная буква у | 1 | Комбинированный | 02.10 | |
24 | Прописная буква У. | 1 | Комбинированный | 03.10 | |
25 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | 04.10 | |
Букварный период ( 79 ч) | |||||
26 | Строчная буква н | 1 | Комбинированный | 07.10 | |
27 | Прописная буква Н | 1 | Комбинированный | 08.10 | |
28 | Строчная и прописная буквы с, С | 1 | Комбинированный | 09.10 | |
29 | Строчная и прописная буквы с, С | 1 | Комбинированный | 10.10 | |
30 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | 11.10 | |
31 | Строчная буква к | 1 | Комбинированный | 14.10 | |
32 | Прописная буква К | 1 | Комбинированный | 15.10 | |
33 | Строчная буква т. | 1 | Комбинированный | 16.10 | |
34 | Прописная буква Т. | 1 | Комбинированный | 17.10 | |
35 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | 18.10 | |
36 | Строчная буквы л. | 1 | Комбинированный | 21.10 | |
37 | Прописная буква Л | 1 | Комбинированный | 22.10 | |
38 | Строчная буква р | 1 | Комбинированный | 23.10 | |
39 | Прописная буква Р | 1 | Комбинированный | 24.10 | |
40 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | 25.10 | |
41 | Строчная буква в. | 1 | Комбинированный | 28.10 | |
42 | Прописная буква В | 1 | Комбинированный | 29.10 | |
43 | Строчная буква е | 1 | Комбинированный | 30.10 | |
44 | Прописная буква Е | 1 | Комбинированный | 31.10 | |
45 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | 11.11 | |
Пропись3 | |||||
46 | Строчная буква п | 1 | Комбинированный | 12.11 | |
47 | Прописная буква П | 1 | Комбинированный | 13.11 | |
48 | Строчная буква м | 1 | Комбинированный | 14.11 | |
49 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | 15.11 | |
50 | Прописная буква М | 1 | Комбинированный | 18.11 | |
51 | Строчная буква з | 1 | Комбинированный | 19.11 | |
52 | Прописная буква З | 1 | Комбинированный | 20.11 | |
53 | Строчная и прописная буквы б,Б | 1 | Комбинированный | 21.11 | |
54 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | 22.11 | |
55 | Строчная и прописная буквы б,Б | 1 | Комбинированный | 25.11 | |
56 | Строчная и прописная буквы д,Д | 1 | Комбинированный | 26.11 | |
57 | Строчная и прописная буквы д,Д | 1 | Комбинированный | 27.11 | |
58 | Строчная и прописная буквы я,Я | 1 | Комбинированный | 28.11 | |
59 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | 29.11 | |
60 | Строчная и прописная буквы я,Я | 1 | Комбинированный | 02.12 | |
61 | Строчная буква г | 1 | Комбинированный | 03.12 | |
62 | Прописная буква Г | 1 | Комбинированный | 04.12 | |
63 | Строчная буква ч | 1 | Комбинированный | 05.12 | |
64 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | 06.12 | |
65 | Прописная буква Ч | 1 | Комбинированный | 09.12 | |
66 | Буква Ь – знак мягкости. | 1 | Комбинированный | 10.12 | |
67 | Буква Ь в середине слова | 1 | Комбинированный | 11.12 | |
Пропись № 4 | |||||
68 | Строчная буква ш | 1 | Комбинированный | 12.12 | |
69 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | 13.12 | |
70 | Прописная буква Ш | 1 | Комбинированный | 16.12 | |
71 | Строчная и прописная буквы ж,Ж | 1 | Комбинированный | 17.12 | |
72 | Написание слов жи-ши | 1 | Комбинированный | 18.12 | |
73 | Строчная буква ё | 1 | Комбинированный | 19.12 | |
74 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | 20.12 | |
75 | Прописная буква Ё | 1 | Комбинированный | 23.12 | |
76 | Буква й. Слова с буквой й | 1 | Комбинированный | 24.12 | |
77 | Буква й. Слова с буквой й | 1 | Комбинированный | 25.12 | |
78 | Строчная и прописная буквы х, Х | 1 | Комбинированный | 26.12 | |
79 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | 27.12 | |
80 | Строчная и прописная буквы х, Х | 1 | Комбинированный | 09.01 | |
81 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | 10.01 | |
82 | Строчная и прописная буквы ю, Ю | 1 | Комбинированный | 13.01 | |
83 | Письмо строчной буквы ю после соглас ных | 1 | Комбинированный | 14.01 | |
84 | Строчная и прописная буквы ц, Ц | 1 | Комбинированный | 15.01 | |
85 | Строчная и прописная буквы ц, Ц | 1 | Комбинированный | 16.01 | |
86 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | 17.01 | |
87 | Строчная буква э | 1 | Комбинированный | 20.01 | |
88 | Прописная буква Э | 1 | Комбинированный | 21.01 | |
89 | Строчная и прописная буквы щ, Щ | 1 | Комбинированный | 22.01 | |
90 | слог ща, щу | 1 | Комбинированный | 23.01 | |
91 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | 24.01 | |
92 | Строчная и прописная буквы ф, Ф | 1 | Комбинированный | 27.01 | |
93 | Строчная и прописная буквы ф, Ф | 1 | Комбинированный | 28.01 | |
94 | Буквы Ь, Ъ | 1 | Комбинированный | 29.01 | |
95 | Буквы Ь, Ъ | 1 | Комбинированный | 30.01 | |
96 | Письмо изученных букв | 1 | Комбинированный | 31.01 | |
97 | Алфавит | 1 | Комбинированный | 03.02 | |
98 | Алфавит | 1 | Комбинированный | 04.02 | |
99 | Повторение по теме «Парные согласные звуки».Списывание печатного текста | 1 | Комбинированный | 05.02 | |
100 | Повторение по теме «Парные согласные звуки».Словарный диктант | 1 | Комбинированный | 06.02 | |
101 | Письмо слов, предложений о Родине | 1 | Комбинированный | 07.02 | |
102 | Ь в середине и конце слова как показатель мягкости предшествующего согласного | 1 | Комбинированный | 17.02 | |
103 | Способы обозначения звука (Й) на письме | 1 | Комбинированный | 18.02 | |
104 | Повторение по теме «Слог», «Ударение» | 1 | Комбинированный | 20.02 | |
Послебукварный этап (11 ч) | |||||
105 | Оформление предложений в тексте | 1 | Комбинированный | 21.02 | |
106 | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?» | 1 | Комбинированный | 22.02 | |
107 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» | 1 | Комбинированный | 26.02 | |
108 | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | 1 | Комбинированный | 27.02 | |
109 | Диктант «На лугу» | 1 | Комбинированный | 28.02 | |
110 | Правописание жи-ши | 1 | Комбинированный | 01.03 | |
111 | Правописание ча-ща | 1 | Комбинированный | 04.03 | |
112 | Правописание чу-щу | 1 | Комбинированный | 05.03 | |
113 | Правописание чк-чн, щн | 1 | Комбинированный | 06.03 | |
114 | Заглавная буква в именах собственных | 1 | Комбинированный | 07.03 | |
115 | Контрольное списывание « Сёстры» | 1 | Контрольный | 11.03 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.Печатные пособия: плакаты по письму; алфавит;
2.Экранно – звуковые пособия: диски;
3.Технические средства обучения: компьютер; диапроектор; интерактивная доска «SMART»;
4.Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).
5.Касса букв и сочетаний.
6.Технические средства обучения
7.Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
8.Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/24/picture-20865-1537799627.jpg)
Рабочая программа по обучению грамоте (письмо). ФГОСы второго поколения
Рабочая программа составлена с краткой пояснительной запиской в соответствии с требованиями к тематическому планированию Федерального компонента государственного стандарта начального образования...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-303455-1389168289.jpg)
Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) (УМК "Школа России")
Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) (УМК "Школа России")...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/08/picture-664228-1441741364.jpg)
Рабочая программа по обучению грамоте (письмо, чтение), русскому языку. "Школа России", В.П.Канакина
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса, в которой совмещены календарно-тематические планирования по обучению грамоте: письмо и чтение....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/14/picture-139960-1528981879.jpg)
Рабочая программа по обучению грамоте ( письмо) 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа написана в соответствии с ФГОС. В учебно - тематическом планировании указаны основные виды деятельности учащихся. Программа к УМК "Школа России" 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-711219-1447787400.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте (письмо) ,обучению грамоте (чтение) – для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 - 2018 уч. год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/12/picture-1125789-1552424263.jpg)
Аннотация к рабочей программе по обучению грамоте (письму) и русскому языку в 1 классе (УМК "Школа России", "Гармония")
Нормативная база, структура...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/07/picture-1287099-1604775032.jpg)
Рабочая программа по обучению грамоте ( письмо) 1 класс, "Школа России"
Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для 1 класса, УМК "Школа России"...