Урок русского языка в 4 классе на тему: "Интересное и необычное в русском языке. Глаголы-исключения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предлагаю разработку урока русского языка в 4 классе с использованием технологии развития критического мышления, элементами игровой технологии, ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока | 84.5 КБ |
Презентация "Глаголы-исключения" | 578.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Интересное и необычное в русском языке. Глаголы-исключения»
Цели урока:
углубить знания учащихся о глаголах;
развивать мыслительную деятельность; умение работать в группе;
способствовать развитию орфографической зоркости;
создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.
Задачи урока:
развивать мыслительные операции, речь, умение работать в группе
развивать умение работать над понятием «спряжение, глаголы-исключения».
воспитывать интерес к языку взаимоуважение, взаимоподдержку при работе в парах, группах;
учить прогнозировать ситуации, отвечать на вопросы;
формировать умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников.
Оборудование: учебник по русскому языку, тетради, мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки со схемами для каждого ученика.
Технологии: ТРКМЧПЧ, ИКТ, здоровьесберегающая, групповая технологии.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Стадия вызова
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поет,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит —
Все расскажет нам ….. (глагол)
- О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?
- Да, сегодня мы опять посетим страну Глаголию. (Слайд 2). Почему она так называется?
- Правильно. Сегодня мы узнаем много интересного и необычного о глаголе.
- Какие понятия, термины живут в этой стране? (Слайд 3).
- Хорошо. Давайте вспомним всё, что знаем о глаголе, расскажем о его особенностях.
- Какая постоянная категория есть у глагола? (Спряжение)
- Как изменяются глаголы?
Составление кластера «Глагол»
- А теперь маленькая самостоятельная работа: составить кластер на тему «Глагол», используя данные термины. Работаем в парах. (Слайд 4).
- Проверим. (Слайд 5).
- Почему стрелка к категории лица идёт не от слова «глагол»? А рода ......?
- Какой теме были посвящены наши последние уроки русского языка? (Спряжению глаголов).
- Чему мы учились?
- Вспомним всё, что знаем о спряжении глаголов. По ходу рассуждений будем составлять новый кластер. (Слайд 6).
«Верные и неверные утверждения». (Индивидуальная работа учащихся)
На доске высказывания, относящиеся к глаголу. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно на ваш взгляд является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак - : (Слайд 7).
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делает? и что сделает? -
2. Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола надо определить его спряжение. +
3. Ко 2 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на –ать, –ять, –оть, –уть, –еть, –ыть -
4. Глаголы 2 спряжения 2 лица имеют окончания –ишь, –ите (ловить - ловишь, ловите) +
5. Глаголы слышать, терпеть относятся к 1 спряжению. -
(Работа в группах)
- Теперь поработайте в группах и сверьте свои индивидуальные предположения с предположениями других ребят.
- Давайте проверим, что у вас получилось. Сколько верных утверждений? Сколько неверных?
- А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность. (По одному человеку от группы выслушиваются с ответом)
- Давайте проверим по доске. У Почемучки получились такие же ответы? Странно. Он всегда помогает нам на уроках и ни разу не ошибся. (Слайд 8).
- Как же нам найти истину? Ваши предложения?
- По какой форме глагола мы ещё можем определить спряжение? (По 3 лицу мн. числа: они слышат, терпят). (Слайд 9). (Слайд 10).
- Какое же спряжение? Наших знаний не хватает. Где можно получить нужную информацию? (Обратимся к учебнику) С. 99- правило.
- Как вы понимаете слово «исключение»?
- Почему некоторые глаголы отнесли к глаголам – исключениям? Сколько их?
- Назовите. Раздать стихи с глаголами-исключениями.
Работа с кластером (добавили глаголы-искл.)
Выполнение учащимися тренировочных заданий
- № 479 (устно)
Игра «Определи спряжение»
- Если названный глагол I спряжения, встаёт 1 вариант, если II, - 2 вариант.
Рисовать, сидеть, держать, пилить, плыть, дышать, крутить, вертеть.
- № 480 – сам-но. Проверка.
Упражнение в спряжении (изменении по числам и лицам ) глаголов-исключений (игра «Какой ряд быстрее?») в наст. времени (дети выбегают к доске).
1 ряд смотреть 2 ряд видеть 3 ряд дышать
Запись предложений с комментированием, под диктовку
- Придумайте предложение с глаголом смотреть и сущ. звёзды (подлежащее) (Слайд 12).
Лунной ночью звёзды тихо смотрят на спящую Землю. (С комментированием). Они видят сонное поле, грустную берёзку у реки. (Под диктовку).
- Какое изобразительно-выразительное средство русского языка мы использовали, чтобы оживить природу? (Олицетворение)
- Подчеркните грамматические основы в предложениях.
Рефлексия
- Что же необычное мы узнали о глаголе, посетив страну Глаголию?
- С каким новым понятием познакомились сегодня?
- Чем интересны глаголы-исключения?
- Для чего мы их изучали, определяли их спряжение?
- Кто расскажет о правописании окончаний глаголов в настоящем и будущем времени? (Слайд 11)
- Эта схема станет памяткой о написании безударных окончаний глагола. У каждого из вас есть похожая.
Сам. работа
- Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число.
Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают, гонит, включите.
- Кто хорошо разобрался в материале?
- Кому ещё нужно потренироваться?
Выставление отметок.
- Какая информация, содержащаяся в кластере, сегодня нами не обсуждалась? (Гл.-искл. брить, стелить)
- О них мы поговорим в следующий раз.
Домашнее задание
- Что необходимо будет сделать дома? (Выучить правило на с. 99 о глаголах-искл., поработать с памяткой, выучить стихотворение о глаголах-искл., - Молодцы, домашнее задание для себя определили. Но нужно поработать и в тетради, закрепить полученное умение правильно писать безударные окончания глаголов. Поэтому добавим упр. 481)
Приложение 1
№1. Вставь пропущенные буквы, обозначь все орфограммы. Пол..теть, об..являть, сеет, проц..дить, ж..лать, (не)подпустить. №2. Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число. Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают, гонит, включите. | №1. Вставь пропущенные буквы, обозначь все орфограммы. Пол..теть, об..являть, сеет, проц..дить, ж..лать, (не)подпустить. №2. Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число. Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают, гонит, включите. |
№1. Вставь пропущенные буквы, обозначь все орфограммы. Пол..теть, об..являть, сеет, проц..дить, ж..лать, (не)подпустить. №2. Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число. Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают, гонит, включите. | №1. Вставь пропущенные буквы, обозначь все орфограммы. Пол..теть, об..являть, сеет, проц..дить, ж..лать, (не)подпустить. №2. Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число. Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают, гонит, включите. |
№1. Вставь пропущенные буквы, обозначь все орфограммы. Пол..теть, об..являть, сеет, проц..дить, ж..лать, (не)подпустить. №2. Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число. Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают, гонит, включите. | №1. Вставь пропущенные буквы, обозначь все орфограммы. Пол..теть, об..являть, сеет, проц..дить, ж..лать, (не)подпустить. №2. Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число. Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают, гонит, включите. |
№1. Вставь пропущенные буквы, обозначь все орфограммы. Пол..теть, об..являть, сеет, проц..дить, ж..лать, (не)подпустить. №2. Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число. Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают, гонит, включите. | №1. Вставь пропущенные буквы, обозначь все орфограммы. Пол..теть, об..являть, сеет, проц..дить, ж..лать, (не)подпустить. №2. Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число. Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают, гонит, включите. |
Приложение 2
Ко второму же спряженью | Ко второму же спряженью |
Ко второму же спряженью | Ко второму же спряженью |
Ко второму же спряженью | Ко второму же спряженью |
Ко второму же спряженью | Ко второму же спряженью |
Ко второму же спряженью | Ко второму же спряженью |
Приложение 3
Окончание глагола
ударное безударное
пиши, как слышишь: поставь глагол в н.ф.
I спряжение -у, -ю -ешь -ет -ем -ете -ут (-ют) | II спряжение -у, -ю -ишь -ит -им -ите -ат (-ят) |
(что делать?) (что сделать?)
I спр. оканчивается не на -ить + брить стелить | II спр. оканчивается на -ить + смотреть слышать, видеть зависеть, ненавидеть вертеть, держать дышать, терпеть, обидеть гнать |
Окончание глагола
ударное безударное
пиши, как слышишь: поставь глагол в н.ф.
I спряжение -у, -ю -ешь -ет -ем -ете -ут (-ют) | II спряжение -у, -ю -ишь -ит -им -ите -ат (-ят) |
(что делать?) (что сделать?)
I спр. оканчивается не на -ить + брить стелить | II спр. оканчивается на -ить + смотреть слышать, видеть зависеть, ненавидеть вертеть, держать дышать, терпеть, обидеть гнать |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Г лаголия
время падеж лицо число род склонение спряжение действие признак сказуемое прилагательное глагол
глагол время лицо число наст. прош . буд. род спряжение м.р. ср.р. ж.р. I II 1 л. 2 л. 3 л. ед. ч. мн. ч. Глагол
Глагол Число Время наст. прош. будущ. ед. мн. 3 2 1 I II М. Ж. Ср. Лицо Род Спряжение
Чтобы определить спряжение Окончание под ударением Окончание безударное Поставь глагол в неопределённую форму - у, - ю - Е шь - Е т - Е м - Е те - У т , - Ю т - у, - ю - И шь - И т - И м - И те - А т , - Я т I спр. II спр. не на Ить на –ИТЬ I спр. выясни или II спр.
Верные и неверные рассуждения 1. Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делает? и что сделает? 2. Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение. 3. Ко 2 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на – ать , –ять, – оть , – уть , – еть , – ыть . 4. Глаголы 2 спряжения 2 лица имеют окончания –ишь, – ите 5. Глаголы слышать , терпеть относятся к 1 спряжению.
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делает? и что сделает? 2. Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение. 3. Ко 2 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на – ать , –ять, – оть , – уть , – еть , – ыть . 4. Глаголы 2 спряжения 2 лица имеют окончания –ишь, – ите 5. Глаголы слышать , терпеть относятся к 1 спряжению.
I спряжение II спряжение единственное число 1-е л. - у - ю - у - ю 2-е л. - ешь - ёшь - ишь 3-е л. - ет - ёт - ит множественное число 1-е л. - ем - ём - им 2-е л. - ете - ёте - ите 3-е л. - ут - ют - ат - я т Личные окончания глаголов
?
Чтобы определить спряжение Окончание под ударением Окончание безударное Поставь глагол в неопределённую форму -у -ю - Е шь - Е т - Е м - Е те - У т - Ю т -у -ю - И шь - И т - И м - И те - А т - Я т I спр. II спр. не на Ить + брить стелить на –ИТЬ + смотреть слышать, видеть зависеть, ненавидеть вертеть, держать дышать, терпеть, обидеть гнать I спр. выясни или II спр.
Спасибо за урок! Интернет-ресурсы: http ://u4eba.net/wp-content/uploads/2012/09/prezentatsiya-k-uroku2.ppt
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу обучение грамоте по УМК « Учим русский язык» 1 класс для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу обучение грамоте по УМК « Учим русский язык»1 класс для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения....
План-конспект урока немецкого языка во 2 классе по теме "Идём гулять" по учебнику "Немецкий язык, 2 класс", авторы - Н.Д.Гальсковоа, Н.И.Гез. Урок обобщающего повторения.
Обощающий урок немецкого языка во 2 классе с повторением лексики по темам "Комната", "Еда и напитки", "Животные", "Цвет", "Счёт", "Алфавит". На уроке дети знакомятся с традициями праздновани...
Русский язык 2 класс 2 четверть (Образовательная система «Школа 2100», «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)
Русский язык 2 класс 2 четверть (Образовательная система «Школа 2100», «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина) Тема урока: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня....
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...
Тест по английскому языку для 3 класса (Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык. 3 класс )
Итоговый тест по английскому языку для учащихся 3 классов (4-я четверть)...
Конспект урока английского языка 3 класс. Тема: "There a lots of flowers". Английский язык. Brilliant.
Конспект урока английского языка 3 класс. Тема: "There a lots of flowers". УМК «Английский язык. Brilliant»....