Урок русского языка в 4 классе на тему: "Интересное и необычное в русском языке. Глаголы-исключения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Герасимова Елена Геннадьевна

        Предлагаю разработку урока русского языка в 4 классе с использованием технологии развития критического мышления, элементами игровой технологии, ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Интересное и необычное в русском языке. Глаголы-исключения»

Цели урока:

углубить знания учащихся о глаголах;

развивать мыслительную деятельность; умение работать в группе;

способствовать развитию орфографической зоркости;

создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.

Задачи урока:

развивать мыслительные операции, речь, умение работать в группе

развивать умение работать над понятием «спряжение, глаголы-исключения».

воспитывать интерес к языку взаимоуважение, взаимоподдержку при работе в парах, группах;

учить прогнозировать ситуации, отвечать на вопросы;

формировать умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников.

Оборудование: учебник по русскому языку, тетради, мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки со схемами для каждого ученика.

Технологии: ТРКМЧПЧ, ИКТ, здоровьесберегающая, групповая технологии.


Ход урока:


1. Организационный момент.


2. Стадия вызова

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поет,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит —
Все расскажет нам ….. (глагол)

- О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?

- Да, сегодня мы опять посетим страну Глаголию. (Слайд 2). Почему она так называется?

- Правильно. Сегодня мы узнаем много интересного и необычного о глаголе.

- Какие понятия, термины живут в этой стране? (Слайд 3).

- Хорошо. Давайте вспомним всё, что знаем о глаголе, расскажем о его особенностях.

- Какая постоянная категория есть у глагола? (Спряжение)

- Как изменяются глаголы?

Составление кластера «Глагол»

- А теперь маленькая самостоятельная работа: составить кластер на тему «Глагол», используя данные термины. Работаем в парах. (Слайд 4).

- Проверим. (Слайд 5).

- Почему стрелка  к категории лица идёт не от слова «глагол»?   А рода   ......?

- Какой теме были посвящены наши последние уроки русского языка? (Спряжению глаголов).

 Чему мы учились?

- Вспомним всё, что знаем о спряжении глаголов. По ходу рассуждений будем составлять новый кластер. (Слайд 6).

«Верные и неверные утверждения». (Индивидуальная работа учащихся)

На доске высказывания, относящиеся к глаголу. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно на ваш взгляд является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак - : (Слайд 7).

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делает? и что сделает?  -

2. Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола надо определить его спряжение.  +

3. Ко 2 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на –ать, –ять, –оть, –уть, –еть, –ыть   -

4.  Глаголы 2 спряжения 2 лица имеют окончания –ишь, –ите  (ловить - ловишь, ловите)  +
5. Глаголы
слышать, терпеть относятся к 1 спряжению.  -

(Работа в группах)

  • Теперь поработайте в группах и сверьте свои индивидуальные предположения с предположениями других ребят.
  • Давайте проверим, что у вас получилось. Сколько верных утверждений? Сколько неверных?
  • А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность. (По одному человеку от группы выслушиваются с ответом)
  •  Давайте проверим по доске. У Почемучки получились такие же ответы? Странно. Он всегда помогает нам на уроках и ни разу не ошибся. (Слайд 8). 

- Как же нам найти истину? Ваши предложения?

- По какой форме глагола мы ещё можем определить спряжение? (По 3 лицу мн. числа: они слышат, терпят). (Слайд 9). (Слайд 10).

- Какое же спряжение? Наших знаний не хватает. Где можно получить нужную информацию? (Обратимся к учебнику) С. 99- правило.

- Как вы понимаете слово «исключение»?

- Почему некоторые глаголы отнесли к глаголам – исключениям? Сколько их?

- Назовите. Раздать стихи с глаголами-исключениями.

Работа с кластером (добавили глаголы-искл.)

Выполнение учащимися тренировочных заданий

- № 479 (устно)

Игра «Определи спряжение»

- Если названный глагол I спряжения, встаёт 1 вариант, если II, - 2 вариант.

Рисовать, сидеть, держать, пилить, плыть, дышать, крутить, вертеть.

- № 480 – сам-но. Проверка.

Упражнение в спряжении (изменении по числам и лицам ) глаголов-исключений  (игра «Какой ряд быстрее?») в наст. времени (дети выбегают к доске).

1 ряд  смотреть       2 ряд   видеть       3 ряд    дышать

Запись предложений с комментированием, под диктовку

- Придумайте предложение с глаголом смотреть и сущ. звёзды (подлежащее) (Слайд 12).

Лунной ночью звёзды тихо смотрят на спящую Землю. (С комментированием). Они видят сонное поле, грустную берёзку у реки. (Под диктовку).

- Какое изобразительно-выразительное средство русского языка мы использовали, чтобы оживить природу? (Олицетворение)

- Подчеркните грамматические основы в предложениях.

Рефлексия

- Что же необычное мы узнали о глаголе, посетив страну Глаголию?

- С каким новым понятием познакомились сегодня?

- Чем интересны глаголы-исключения?

- Для чего мы их изучали, определяли их спряжение?

- Кто расскажет о правописании окончаний глаголов в настоящем и будущем времени? (Слайд 11)

- Эта схема станет памяткой о написании безударных окончаний глагола. У каждого из вас есть похожая.

Сам. работа

- Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число.

Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают,  гонит, включите.

- Кто хорошо разобрался в материале?

- Кому ещё нужно потренироваться?

Выставление отметок.

- Какая информация, содержащаяся в кластере, сегодня нами не обсуждалась? (Гл.-искл. брить, стелить) 

- О них мы поговорим в следующий раз.

Домашнее задание

- Что необходимо будет сделать дома? (Выучить правило на с. 99 о глаголах-искл., поработать с памяткой, выучить стихотворение о глаголах-искл., - Молодцы, домашнее задание для себя определили. Но нужно поработать и в тетради, закрепить полученное умение правильно писать безударные окончания глаголов. Поэтому добавим  упр. 481)

Приложение 1

№1. Вставь пропущенные буквы, обозначь все орфограммы.

Пол..теть, об..являть, сеет, проц..дить, ж..лать, (не)подпустить.

№2. Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число.

Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают,  гонит, включите.

№1. Вставь пропущенные буквы, обозначь все орфограммы.

Пол..теть, об..являть, сеет, проц..дить, ж..лать, (не)подпустить.

№2. Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число.

Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают,  гонит, включите.

№1. Вставь пропущенные буквы, обозначь все орфограммы.

Пол..теть, об..являть, сеет, проц..дить, ж..лать, (не)подпустить.

№2. Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число.

Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают,  гонит, включите.

№1. Вставь пропущенные буквы, обозначь все орфограммы.

Пол..теть, об..являть, сеет, проц..дить, ж..лать, (не)подпустить.

№2. Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число.

Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают,  гонит, включите.

№1. Вставь пропущенные буквы, обозначь все орфограммы.

Пол..теть, об..являть, сеет, проц..дить, ж..лать, (не)подпустить.

№2. Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число.

Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают,  гонит, включите.

№1. Вставь пропущенные буквы, обозначь все орфограммы.

Пол..теть, об..являть, сеет, проц..дить, ж..лать, (не)подпустить.

№2. Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число.

Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают,  гонит, включите.

№1. Вставь пропущенные буквы, обозначь все орфограммы.

Пол..теть, об..являть, сеет, проц..дить, ж..лать, (не)подпустить.

№2. Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число.

Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают,  гонит, включите.

№1. Вставь пропущенные буквы, обозначь все орфограммы.

Пол..теть, об..являть, сеет, проц..дить, ж..лать, (не)подпустить.

№2. Запишите глаголы в два столбика: I спряжения и II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число.

Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, вертеть, играем, лепят, катают,  гонит, включите.

Приложение 2

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!     

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!     

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!     

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!     

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!     

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!     

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!     

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!     

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!     

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!     

Приложение 3

Окончание глагола

                                        ударное                                                                     безударное

                         пиши, как слышишь:                                                        поставь глагол в н.ф.

I спряжение

-у, -ю

шь

т

м

те

т (-ют)

II спряжение

-у, -ю

шь

т

м

те

т (т)

                                       (что делать?)   (что сделать?)  

               

     I спр.

оканчивается

  не на ть

         +        

брить

стелить

      II спр.

оканчивается

     на ть

             +

смотреть

слышать, видеть

зависеть, ненавидеть

вертеть, держать

дышать,

терпеть, обидеть

гнать

Окончание глагола

                                        ударное                                                                     безударное

                         пиши, как слышишь:                                                        поставь глагол в н.ф.

I спряжение

-у, -ю

шь

т

м

те

т (-ют)

II спряжение

-у, -ю

шь

т

м

те

т (т)

                                       (что делать?)   (что сделать?)  

               

     I спр.

оканчивается

  не на ть

         +        

брить

стелить

      II спр.

оканчивается

     на ть

             +

смотреть

слышать, видеть

зависеть, ненавидеть

вертеть, держать

дышать,

терпеть, обидеть

гнать

                                               

                                               

   

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Г лаголия

Слайд 3

время падеж лицо число род склонение спряжение действие признак сказуемое прилагательное глагол

Слайд 4

глагол время лицо число наст. прош . буд. род спряжение м.р. ср.р. ж.р. I II 1 л. 2 л. 3 л. ед. ч. мн. ч. Глагол

Слайд 5

Глагол Число Время наст. прош. будущ. ед. мн. 3 2 1 I II М. Ж. Ср. Лицо Род Спряжение

Слайд 6

Чтобы определить спряжение Окончание под ударением Окончание безударное Поставь глагол в неопределённую форму - у, - ю - Е шь - Е т - Е м - Е те - У т , - Ю т - у, - ю - И шь - И т - И м - И те - А т , - Я т I спр. II спр. не на Ить на –ИТЬ I спр. выясни или II спр.

Слайд 7

Верные и неверные рассуждения 1. Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делает? и что сделает? 2. Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение. 3. Ко 2 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на – ать , –ять, – оть , – уть , – еть , – ыть . 4. Глаголы 2 спряжения 2 лица имеют окончания –ишь, – ите 5. Глаголы слышать , терпеть относятся к 1 спряжению.

Слайд 8

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делает? и что сделает? 2. Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение. 3. Ко 2 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на – ать , –ять, – оть , – уть , – еть , – ыть . 4. Глаголы 2 спряжения 2 лица имеют окончания –ишь, – ите 5. Глаголы слышать , терпеть относятся к 1 спряжению.

Слайд 9

I спряжение II спряжение единственное число 1-е л. - у - ю - у - ю 2-е л. - ешь - ёшь - ишь 3-е л. - ет - ёт - ит множественное число 1-е л. - ем - ём - им 2-е л. - ете - ёте - ите 3-е л. - ут - ют - ат - я т Личные окончания глаголов

Слайд 10

?

Слайд 11

Чтобы определить спряжение Окончание под ударением Окончание безударное Поставь глагол в неопределённую форму -у -ю - Е шь - Е т - Е м - Е те - У т - Ю т -у -ю - И шь - И т - И м - И те - А т - Я т I спр. II спр. не на Ить + брить стелить на –ИТЬ + смотреть слышать, видеть зависеть, ненавидеть вертеть, держать дышать, терпеть, обидеть гнать I спр. выясни или II спр.

Слайд 13

Спасибо за урок! Интернет-ресурсы: http ://u4eba.net/wp-content/uploads/2012/09/prezentatsiya-k-uroku2.ppt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу обучение грамоте по УМК « Учим русский язык» 1 класс для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по курсу обучение грамоте по УМК « Учим русский язык»1 класс для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения....

План-конспект урока немецкого языка во 2 классе по теме "Идём гулять" по учебнику "Немецкий язык, 2 класс", авторы - Н.Д.Гальсковоа, Н.И.Гез. Урок обобщающего повторения.

Обощающий урок немецкого языка во 2 классе с повторением лексики по темам "Комната", "Еда и напитки", "Животные", "Цвет", "Счёт", "Алфавит". На уроке дети знакомятся с традициями праздновани...

Русский язык 2 класс 2 четверть (Образовательная система «Школа 2100», «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)

Русский язык 2 класс 2 четверть (Образовательная система «Школа 2100», «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина) Тема урока: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...

Тест по английскому языку для 3 класса (Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык. 3 класс )

Итоговый тест по английскому языку для учащихся 3 классов (4-я четверть)...

Конспект урока английского языка 3 класс. Тема: "There a lots of flowers". Английский язык. Brilliant.

Конспект урока английского языка 3 класс. Тема: "There a lots of flowers". УМК «Английский язык. Brilliant»....