Русский язык 2 класс 2 четверть (Образовательная система «Школа 2100», «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему

Кузовкова Светлана Геннадьевна

Русский язык 2 класс 2 четверть (Образовательная система «Школа 2100», «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)

 

Тема урока: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня.

 

Цели урока:

          -на основе имеющихся  у уч-ся знаний дать определение корня в результате наблюдения над однокоренными словами, совершенствовать навыки уч-ся в определении корня и подборе однокоренных слов,

           -совершенствовать речевые навыки уч-ся, орфографические умения и навыки, развивать орфографическую грамотность, работать над обогащением словарного запаса уч-ся,

            -способствовать формированию функционально грамотной личности, обеспечению языкового и речевого развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass.docx45.12 КБ

Предварительный просмотр:

льная школа № 39 с углубленным изучением английского языка Вахитовского района г. Казани  

Русский язык 2 класс 2 четверть

Урок открытия нового знания ОНЗ по теме

«Наблюдение над однокоренными словами.

Определение корня»

Кузовкова С.Г. , учитель высшей

квалификационной     категории

Русский язык 2 класс 2 четверть (Образовательная система «Школа 2100», «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)

Тема урока: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня.

Цели урока:

          -на основе имеющихся  у уч-ся знаний дать определение корня в результате наблюдения над однокоренными словами, совершенствовать навыки уч-ся в определении корня и подборе однокоренных слов,

           -совершенствовать речевые навыки уч-ся, орфографические умения и навыки, развивать орфографическую грамотность, работать над обогащением словарного запаса уч-ся,

            -способствовать формированию функционально грамотной личности, обеспечению языкового и речевого развития ребенка.

Ход урока:

I  Актуализация знаний уч-ся

1) на доске запись транскрипции слов   марозы    марос  

-Прочитайте слова, выберите то, в котором два опасных места. (мороз)

-Какую орфограмму можно проверить? (парную согласную в конце слова  - морозы)

-Какая орфограмма непроверяемая? (безударная гласная в 1-ом слоге)

2) –Запишите слово МОРОЗ, выделите ударение и опасные места.

-Скажите по-другому:

  • Легкий мороз (морозец)
  • Камера в холодильнике с более низкой температурой (морозильник)
  • День, когда стоит мороз (морозный)
  • Положить ягоды в морозильник – значит, их … (заморозить)

-Запишите слова и выделите орфограмму.

МОРОЗ, МОРОЗЕЦ, МОРОЗНЫЙ, ЗАМОРОЗИТЬ, МОРОЗИЛЬНИК, ЗАМОРОЗИТЬ

-Прочитайте слова, какую орфограмму выделили?

-Что можете сказать про эти слова? (они однокоренные)

-Докажите. (у них есть общая часть и они близки по смыслу)

-Выделите корень (-мороз-)

-Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково)

Далее осуществляется  взаимопроверка с доски.

II Введение в новый раздел

-Рассмотрите кадр диафильма стр. 74

-Что так удивило ребят?

-Что такое корень? Какие значения имеет это слово?

  • Подземная часть растения
  • Внутренняя часть зуба, волоса, ногтя
  • Часть слова

-Как называют такие слова в русском языке? (многозначные)

-Что объединяет все эти значения? (важная часть чего-либо)

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

КОРЕНЬ – ЧАСТЬ СЛОВА

III Наблюдение над однокоренными словами

а)Первичное закрепление нового знания, проговаривание в громкой речи

Перед детьми текст на  карточках

 

Корень.

          Язык – наш учитель. А каждое слово – урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растет у дороги. Опенок – это гриб. Ищи его около пней. Зимовьем называют место, где зимуют.

          Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает.

-Прочитайте. Что еще  узнали об однокоренных словах?

-Найдите в тексте группы однокоренных слов, запишите, выделите корень. ( с комментированием)

Трактор тракторист

Подорожник дорога

Опенок пень

Зимовье зимуют

-Что такое корень? (одинаковая часть однокоренных слов)

-Проговорите друг другу, что такое корень, какие слова называют однокоренными

б) Упражнения с однокоренными словами

-Жил-был корень –сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное дерево – словесное. Вместо ветвей – слова. У всех у них была одна общая часть – та, что посадил человек сначала.

-Запишите родственные слова, выделите корень, дополните ряд.

Сад, садик, садовый, садовник, садовод, сажать

-Прочитайте только корень. (-сад-) –Поняли вы значение слов? (да)

-А теперь прочитайте оставшиеся части слов, закрыв корень.

-Ясен ли смысл слова?(нет)

-Попробуйте сделать вывод о значимости корня.

ВЫВОД: В корне заключен главный смысл слова. Это главная часть слова.

  • Вова Колесников тоже посадил свое дерево.

-Какой корень он посадил? (-лес- ) Значение корня.

-Проверьте Вову.

Объяснения детей. Слово ЛЕСКА не подходит, у него другое значение.

ВЫВОД: вдумываться в значение слова, в смысл корня.

в)Работа по учебнику.

№116,с.74

-Прочитайте слова. Какой корень «посадили» здесь?

(-ГОЛОС-)

-Для чего нужно такое многообразие родственных слов?

(Родственные слова передают выразительность, образность, точность и красоту русского языка, отражают его богатство)

-Назовите среди данных слов слова-предметы.

-Используя их, составьте наиболее подходящие по смыслу словосочетания со словами-признаками.

Тонкий….голосок

Красивый…голос

Громкий…. голосище

Слабый, тихий…. Голосочек

-Запишите любые два в тетрадь, устно составьте с ними словосочетания.

IVФизминутка

 В море ходят волны большие,

Вот такие большие, как дом.

Мы бесстрашные волки морские

Смело в бурное море пойдем…

V  Работа над правилами

-Какие однокоренные слова встретились в речевке? ( море, морские) Докажите, что они однокоренные. Какой корень? Продолжите этот ряд.(моряк, взморье, приморье…)

-Что называют корнем слова?-Какова роль корня в слове?

Чтение правила с.75

Проговаривание правила в громкой речи.

-Как правильно выделить корень в слове?

(подобрать больше однокоренных слов, выделить общую часть, вдумываться в смысл корня)

VI Включение нового знания в систему знаний

-Я не знаю, какой корень в слове ДРУЖБА. Как быть?

Ответы детей: -подбираем однокоренные слова

ДРУЖБА, ДРУЖИТЬ, ДРУЖНЫЙ, ДРУГ, ПОДРУЖКА

Корень –друж-   -друг- (Чередование согласных)

-Прочитайте пословицы, вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу слова с корнем –друг-, -друж-.

С ложью правда не  (что делает?).      НЕ ДРУЖИТ

Прочел книгу – с  (кем?)   встретился.    С ДРУГОМ

Умей дорожить   ( чем?)  .                      ДРУЖБОЙ

Уч-ся зачитывают, объясняют значение пословиц.

Запись любой по выбору.

VII   Итог урока

V III Домашнее задание

-Над чем сегодня работали?

Карточка № 2

Белоснежка: «Корень – общая часть всех слов»

Буратино: «Корень – это главная часть предложения»

Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов»

-Выберите правильный ответ.

-Что добавите к ответу Золушки?(корень- это главная часть слова, в ней заключен общий смысл однокоренных слов)

-Хорошо поработали, легко справитесь с домашним заданием: «вырастить свои два дерева с определенным корнем ( -лист-, -стол-,

-город- и т.д.)», записать свой «урожай»

Придумать сказку про корень (творческая работа)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 3 класс по Образовательной системе "Школа 2100" "Австралия" "

Данный урок познакомит детей с открытиями путешественников в 18 веке;познакомит с экономической и политической жизнью населения Австралии;расширяет знания детей о природе этого материка, природн...

Контрольно - измерительные материалы по математике для 1 - 2 классов по образовательной системе "Школа 2100"

Представленный материал может использоваться на уроках математике по образовательной системе " Школа 2100" , а так же и по другим програмам. Данный материал содержит тесты для проверки текущих знаний ...

Рабочая программа. Физическая культура 1 - 4 класс. (по образовательной системе школа 2100)

Тематическое планирование составлено на  основе  программы по «Физической  культуре»  (для   четырёхлетней  начальной  школы) Егорова  Б.Б., Пер...

Презентация к уроку окружающего мира в 4-ом классе по Образовательной системе "Школа 2100", учебник "Человек и природа" А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилова

Дети познакомятся с происхождением и со сходствами человека и обезьяны, с главными отличиями человека от животных-разумом, речью,  восприятием и  использованием и расширением опыта. Презента...

Конспект по математике 1 класс по образовательной системе "Школа 2100" автор С.А.Козлова.

Тема: Закрепление знаний о числах от 0 до 10. (урок-рефлексия)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса «Математика» в четвертом классе в Образовательной системе «Школа 2100» на 2014-2015 учебный год.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной...