Русский язык 2 класс 2 четверть (Образовательная система «Школа 2100», «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему
Русский язык 2 класс 2 четверть (Образовательная система «Школа 2100», «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)
Тема урока: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня.
Цели урока:
-на основе имеющихся у уч-ся знаний дать определение корня в результате наблюдения над однокоренными словами, совершенствовать навыки уч-ся в определении корня и подборе однокоренных слов,
-совершенствовать речевые навыки уч-ся, орфографические умения и навыки, развивать орфографическую грамотность, работать над обогащением словарного запаса уч-ся,
-способствовать формированию функционально грамотной личности, обеспечению языкового и речевого развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2_klass.docx | 45.12 КБ |
Предварительный просмотр:
льная школа № 39 с углубленным изучением английского языка Вахитовского района г. Казани
Русский язык 2 класс 2 четверть
Урок открытия нового знания ОНЗ по теме
«Наблюдение над однокоренными словами.
Определение корня»
Кузовкова С.Г. , учитель высшей
квалификационной категории
Русский язык 2 класс 2 четверть (Образовательная система «Школа 2100», «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)
Тема урока: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня.
Цели урока:
-на основе имеющихся у уч-ся знаний дать определение корня в результате наблюдения над однокоренными словами, совершенствовать навыки уч-ся в определении корня и подборе однокоренных слов,
-совершенствовать речевые навыки уч-ся, орфографические умения и навыки, развивать орфографическую грамотность, работать над обогащением словарного запаса уч-ся,
-способствовать формированию функционально грамотной личности, обеспечению языкового и речевого развития ребенка.
Ход урока:
I Актуализация знаний уч-ся | 1) на доске запись транскрипции слов марозы марос -Прочитайте слова, выберите то, в котором два опасных места. (мороз) -Какую орфограмму можно проверить? (парную согласную в конце слова - морозы) -Какая орфограмма непроверяемая? (безударная гласная в 1-ом слоге) 2) –Запишите слово МОРОЗ, выделите ударение и опасные места. -Скажите по-другому:
-Запишите слова и выделите орфограмму. МОРОЗ, МОРОЗЕЦ, МОРОЗНЫЙ, ЗАМОРОЗИТЬ, МОРОЗИЛЬНИК, ЗАМОРОЗИТЬ -Прочитайте слова, какую орфограмму выделили? -Что можете сказать про эти слова? (они однокоренные) -Докажите. (у них есть общая часть и они близки по смыслу) -Выделите корень (-мороз-) -Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково) Далее осуществляется взаимопроверка с доски. |
II Введение в новый раздел | -Рассмотрите кадр диафильма стр. 74 -Что так удивило ребят? -Что такое корень? Какие значения имеет это слово?
-Как называют такие слова в русском языке? (многозначные) -Что объединяет все эти значения? (важная часть чего-либо) -Попробуйте сформулировать тему нашего урока. КОРЕНЬ – ЧАСТЬ СЛОВА |
III Наблюдение над однокоренными словами | а)Первичное закрепление нового знания, проговаривание в громкой речи Перед детьми текст на карточках
Корень. Язык – наш учитель. А каждое слово – урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растет у дороги. Опенок – это гриб. Ищи его около пней. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. -Прочитайте. Что еще узнали об однокоренных словах? -Найдите в тексте группы однокоренных слов, запишите, выделите корень. ( с комментированием) Трактор тракторист Подорожник дорога Опенок пень Зимовье зимуют -Что такое корень? (одинаковая часть однокоренных слов) -Проговорите друг другу, что такое корень, какие слова называют однокоренными б) Упражнения с однокоренными словами -Жил-был корень –сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное дерево – словесное. Вместо ветвей – слова. У всех у них была одна общая часть – та, что посадил человек сначала. -Запишите родственные слова, выделите корень, дополните ряд. Сад, садик, садовый, садовник, садовод, сажать -Прочитайте только корень. (-сад-) –Поняли вы значение слов? (да) -А теперь прочитайте оставшиеся части слов, закрыв корень. -Ясен ли смысл слова?(нет) -Попробуйте сделать вывод о значимости корня. ВЫВОД: В корне заключен главный смысл слова. Это главная часть слова.
-Какой корень он посадил? (-лес- ) Значение корня. -Проверьте Вову. Объяснения детей. Слово ЛЕСКА не подходит, у него другое значение. ВЫВОД: вдумываться в значение слова, в смысл корня. в)Работа по учебнику. №116,с.74 -Прочитайте слова. Какой корень «посадили» здесь? (-ГОЛОС-) -Для чего нужно такое многообразие родственных слов? (Родственные слова передают выразительность, образность, точность и красоту русского языка, отражают его богатство) -Назовите среди данных слов слова-предметы. -Используя их, составьте наиболее подходящие по смыслу словосочетания со словами-признаками. Тонкий….голосок Красивый…голос Громкий…. голосище Слабый, тихий…. Голосочек -Запишите любые два в тетрадь, устно составьте с ними словосочетания. |
IVФизминутка | В море ходят волны большие, Вот такие большие, как дом. Мы бесстрашные волки морские Смело в бурное море пойдем… |
V Работа над правилами | -Какие однокоренные слова встретились в речевке? ( море, морские) Докажите, что они однокоренные. Какой корень? Продолжите этот ряд.(моряк, взморье, приморье…) -Что называют корнем слова?-Какова роль корня в слове? Чтение правила с.75 Проговаривание правила в громкой речи. -Как правильно выделить корень в слове? (подобрать больше однокоренных слов, выделить общую часть, вдумываться в смысл корня) |
VI Включение нового знания в систему знаний | -Я не знаю, какой корень в слове ДРУЖБА. Как быть? Ответы детей: -подбираем однокоренные слова ДРУЖБА, ДРУЖИТЬ, ДРУЖНЫЙ, ДРУГ, ПОДРУЖКА Корень –друж- -друг- (Чередование согласных) -Прочитайте пословицы, вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу слова с корнем –друг-, -друж-. С ложью правда не (что делает?). НЕ ДРУЖИТ Прочел книгу – с (кем?) встретился. С ДРУГОМ Умей дорожить ( чем?) . ДРУЖБОЙ Уч-ся зачитывают, объясняют значение пословиц. Запись любой по выбору. |
VII Итог урока V III Домашнее задание | -Над чем сегодня работали? Карточка № 2 Белоснежка: «Корень – общая часть всех слов» Буратино: «Корень – это главная часть предложения» Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов» -Выберите правильный ответ. -Что добавите к ответу Золушки?(корень- это главная часть слова, в ней заключен общий смысл однокоренных слов) -Хорошо поработали, легко справитесь с домашним заданием: «вырастить свои два дерева с определенным корнем ( -лист-, -стол-, -город- и т.д.)», записать свой «урожай» Придумать сказку про корень (творческая работа) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 2 класса по образовательной системе "Школа 2100"
Программы по предметам...
урок окружающего мира 3 класс по Образовательной системе "Школа 2100" "Австралия" "
Данный урок познакомит детей с открытиями путешественников в 18 веке;познакомит с экономической и политической жизнью населения Австралии;расширяет знания детей о природе этого материка, природн...
Контрольно - измерительные материалы по математике для 1 - 2 классов по образовательной системе "Школа 2100"
Представленный материал может использоваться на уроках математике по образовательной системе " Школа 2100" , а так же и по другим програмам. Данный материал содержит тесты для проверки текущих знаний ...
Рабочая программа. Физическая культура 1 - 4 класс. (по образовательной системе школа 2100)
Тематическое планирование составлено на основе программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы) Егорова Б.Б., Пер...
Презентация к уроку окружающего мира в 4-ом классе по Образовательной системе "Школа 2100", учебник "Человек и природа" А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилова
Дети познакомятся с происхождением и со сходствами человека и обезьяны, с главными отличиями человека от животных-разумом, речью, восприятием и использованием и расширением опыта. Презента...
Конспект по математике 1 класс по образовательной системе "Школа 2100" автор С.А.Козлова.
Тема: Закрепление знаний о числах от 0 до 10. (урок-рефлексия)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса «Математика» в четвертом классе в Образовательной системе «Школа 2100» на 2014-2015 учебный год.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной...