Урок русского языка "Распознавание именительного и винительного падежей".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОСШ № 1 п.г.т. Излучинск, учитель Куруленко И.Н., 4 класс
Русский язык
Тема: Распознавание именительного и винительного падежей
Цели: учить различать именительный и винительный падежи имен существительных; формировать навык правильно употреблять имя существительное в нужном падеже; развивать умение сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельность.
Оборудование:
- таблица «Главные и второстепенные члены предложения»;
- карточки с заданиями для индивидуальной работы;
- памятка-опора;
- цветовые сигналы.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Орг. момент | |
Мотивация учебной деятельности. | Проверка готовности к уроку. |
2. Актуализация опорных знаний. | |
1. – Прочитайте слова на доске: агр.ном б.реза инж.нер .ллея б.брята к.дровник - Что предлагаете сделать? - Вставим пропущенные в словах орфограммы. - Что надо было знать, чтобы выполнить это задание? - Для чего провели эту работу? - Что общего между словами? - По какому признаку я их разделила? Последовательное заполнение таблицы- опоры на доске: Одушевленные неодушевленные И. п. В.п. И.п. В.п Кто? Кого? Что? (подставить) падлеж. второст.чл. - Что предлагаете сделать? - Просклоняйте устно существительное бобр, кедр. -Что можете сказать об этих существительных? - Запишите, только слова в И.п. и В.п. с вопросами - Сравните, на какие вопросы отв. имена существительные в форме им. п. и вин. п.? - Что интересного заметили? -Какой вопрос возникает? -Эту задачу будем сегодня решать - Тема? | Читают цепочкой - вставить пропущенные буквы - разделить на группы - найти лишнее показывают цветовые сигналы обратной связи - слова из словаря; правило проверки слов безударной гласной в корне. - чтобы писать без ошибок, грамотно - имена сущ-е, по 3 слога - одушевленные и неодушевленные имена существительные - составить словосочетания, просклонять 2 скл., 1-е- одушевл., 2-е- неодушевл. Им.п. – кто? Что? В.п. – кого? Что? -Что к неодушевл. им. сущ-м ставится один и тот же вопрос Что? В Им. и Вин. падежах -Как их различить? -Можно ли по одному вопросу определить падеж сущ-го, если оно отвечает на вопрос «что»? с. 81- вопрос Почемучки |
3. Открытие нового знания. | |
-Прочитайте предложения. В питомнике растет кедр. Ребята выращивают кедр. - Как понимаете смысл слова питомник? - Сравните, на какой вопрос отвечают выделенные существительные? - Какую задачу ставим? -Сделайте вывод, как отличается сущ. в Им.п. от сущ-го в В.п. - Сравним свой вывод с учебником (с.81) – прочитайте правило. -Утвердились в своей правоте? -Определите, в форме какого падежа употреблено слово кедр в 1-ом предложении? - А теперь еще раз вернемся к таблице № 2. -Сравните И. и В. падежи у одушевленных имен сущ-х. - Возникнут затруднения при определении И. и В. падежей одушевленных сущ. - Можно ли этим как-то воспользоваться для определения падежа у неодушевленных им. сущ-х, отвечающих на вопрос что? - Как это сделать вы расскажите, познакомившись с памяткой: «Чтобы определить падеж существительного, которое отвечает на вопрос что?, нужно подставить вместо него одушевлённое существительное. Если одушевлённое существительное в этом случае отвечает на вопрос кто?, это именительный падеж. Если одушевлённое существительное отвечает на вопрос кого?, это винительный падеж.» - Сверьте свой вывод с памяткой. - Опробуем этот способ на предложениях о кедрах. - Кому понравился данный способ (подстановка - слова)? - Кому первый способ? ФИЗ. МИНУТКА | Место разведения растений или животных Н-р: Питомниковое хозяйство. Питомник фруктовых деревьев. -На вопрос что? -Определить падеж. -Определить, какой член предложения. -Если подлежащее, то в форме И.п., если второстепенный член, то в форме В.п. 2-е учеников выходят к доске и, рассуждая по алгоритму, определяют падеж (разбор по членам предложения) - Легко различить по вопросу -Подставить одушевленноее сущ-е вместо неодушевленного, отвечающего на вопрос Что? Читают памятку и озвучивают ее Ученик (1+1) подставляют слова вместе с вопросами в предложения |
4. Первичная проверка усвоения знаний. | |
-Используя свои знания, спишите предложения и определите в них падеж: В саду растет дерево. Это дерево посадил Виталий. - Кто ошибся? -Почему? -Кто сделал все правильно?
| После завершения работы дети по алгоритму объясняют, как определили падеж |
5. Первичное закрепление знаний. | |
-Прочитать содержание карточки. - С чем работаем? -Прочитать задание. Карточка № 1
Полыхающий огонь уничтожал лес. Над пожарищем плыло т.жёлое облако. Опытный лётчик направил на облако сам.лёт и выстр.лил особым составом. Хлынул дождь и пог.сил огонь. 2. Вставьте пропущенные буквы. 3.Определите падеж выделенных имён существительных: 1 вариант – со словом огонь; 2 вариант – со словом облако. -Самостоятельная работа. - Сверка по ключу. -Проверьте свою работу. -Кто допустил ошибку в первом варианте. Почему? - Во втором? Почему? Как рассуждал? -Какой способ определения падежа использовал? -Какие орфограммы встретились в тексте? 2. Творческая работа. -Составить предложения с именами сущ-ми левого столбика в форме именительного падежа, а с сущ-ми правого столбика в форме винительного падежа. пассажир вокзал билет поезд народ вагон | С текстом. Повествование. Определяют тему, основную мысль. На доске плакат с указанными падежами. Сверка в ППС Фронтальная проверка |
6. Итог урока. | |
1. - Что нового открыли для себя? - Что получалось? - В чем испытывали затруднение? 2. Оценивание учащихся. 3. Домашнее задание (творческое). Инструктаж. | Рассуждения учащихся На доске |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Именительный и винительный падежи"
Урок знакомит учащихся с особенностями существительных в именительном и винительном падежах. Материал урока формирует умение различать именительный и винительный падежи у существительных....
Открытый урок по теме: «Именительный и Винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода».
На уроке учащиеся научатся безошибочно определять и писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном и винительном падежах....
Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода"
Цель: учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.Планируемые результаты:Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уче...
план-конспект урока на тему "Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных" по УМК "Школа Россиии"
Данный план-коснпект урока по русскому языку на тему "именительный и винительные падежи множественного числа имен прилагательных" по УМК "Школа России" в 4 классе разработан по тре...
Русский язык "Именительный и Винительный падежы имён прилагательных мужского и среднего рода"
Конспект урока по русскому языку....
Методическая разработка урока русского языка "Именительный, родительный, винительный падежи"
Цель урока: создать условия для формирования умения различать имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, винительном и родительном падежах; умения правильно писать окончания таких и...
Конспект урока по русскому языку "Именительный и винительный падежи имён существительных"
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных в единственном числе.Планируемые результатыПредметные: уметь распознавать имена сущес...