Учимся писать письма
статья (русский язык, 1 класс) по теме

Методические рекомендации по теме "Знакомство с написание письма и поздравлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_pisat_pisma.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пономарёва Вера Васильевна

Г.Набережные Челны

Школа №75

Напиши мне письмо!

Горящие письма – это даже ещё страшнее, чем горящие книги. У письма нет двойника. Оно живёт и умирает – в единственном экземпляре. Всякое письмо уникально, как неповторим каждый из нас и каждый прожитый нами день в этой жизни. Пишите и храните письма!

Е. Наумов

В программном материале по «Перспективной начальной школе»   несколько часов в первом и во втором классах уделяется написанию писем учащимися. Но у нас не вышло ограничиться программным материалом.

В конце первого класса детям предлагается стать членами двух клубов для младших школьников «Ключ и заря» («Клуб любителей чтения и знатоков русского языка») и «Мы и окружающий мир». Для вступления в клуб надо заполнить анкеты, ответить на несколько вопросов по курсу первого класса и послать ответы письмом в Москву. Адреса клубов даны в учебниках.

Казалось, что никаких трудностей. Но они очень быстро дали о себе знать. Анкеты мы заполнили достаточно легко, принесли конверты и … современные первоклассники, живущие в среде телефонного общения и SMS-сообщений,  задались вопросом и не одним. Почему надо отсылать по почте? Для чего писать индекс, адреса? Зачем нужна марка на конверте? Как мы получим ответ из Москвы?

Мы поговорили с ребятами о том, что если послать письмо по электронной почте, то комитету клуба будет неясно, как мы научились писать, оформлять тексты и рисовать. Я предложила представить, что наши письма будут маленькими путешественниками, которые доберутся на различном транспорте через разные города из Набережных Челнов в Москву. Эта мысль понравилась первоклассникам.

Объяснив доступно для детей, что такое почтовый индекс, адрес отправителя и адрес получателя, я предложила ребятам написать дома в тетради свой домашний адрес, индекс и поискать информацию о почтовой марке, чтобы рассказать о ней на следующем уроке.

Результаты превзошли все ожидания. Просмотрев доступные энциклопедии в школьной библиотеке и дома, с помощью родителей найдя сведения по теме в интернете, ребята не только рассказали, для чего нужна почтовая марка, но и принесли коллекции своих родителей-филателистов.

Почтовая марка — знак, свидетельствующий об оплате почтовых услуг, прежде всего пересылки и доставки корреспонденции (например, писем, открыток). Традиционно марки выпускаются почтовыми ведомствами в виде бумажных полосок, предназначаемых для наклеивания на конверты и содержащих напечатанный текст и изображения. Они служат для облегчения уплаты сборов за совершаемую по почте пересылку предметов. Как правило, помимо номинала стоимости оплаченной услуги на марках указывается государственная принадлежность почтовой службы, печатаются также декоративные элементы. Почтовые марки являются также предметом коллекционирования (филателии). До появления почтовой марки оплачивать почтовый сбор должен был получатель письма, что было очень неудобно и не всегда приемлемо. Первоклассники сочли справедливым то, что оплачивать письмо должен отправитель, поэтому поняли функциональную роль почтовой марки и оценили её разнообразное художественное исполнение, рассматривая личные коллекции и изображения  марок на интерактивной доске.

Подписать конверты сразу аккуратно и правильно оказалось не всем под силу, но на такой случай у нас были запасные конверты. И вот конверты подписаны, письма вложены, всё запечатано. Конечно, проще было самой как учителю собрать письма и отправить. Но здесь я убедила родителей, что очень важно, чтобы дети сами побывали на почте и бросили конверты в почтовый ящик, так как им надо быть в центре событий, быть участниками процесса, а не наблюдателями.

Приятно было слушать детей, когда они, придя после летних каникул во второй класс, с радостью рассказывали и показывали полученные лично им адресованные письма из клубов. Для любого человека важно осознавать свою сопричастность к жизни общества, чувствовать, что это общество выделяет его персону из числа многих и иметь этому вещественное доказательство, чем и стали полученные ответы из клубов.

По программе изучения русского языка по «Перспективной начальной школе» во втором классе в разделе «Развитие речи отводится 2 часа на знакомство с написанием письма и поздравлений.  Если с поздравлениями, подписанием открыток дети часто сталкиваются в жизни, то письма детям не так близки. И данных часов в программе недостаточно, чтобы ученики прочувствовали роль письма. Мы проводили классные часы и внеклассные занятия по данной теме. Надо заметить, что не следует знакомить детей во втором классе с тонкостями деловой переписки. Учениками этого возраста письмо воспринимается через личные ощущения, через эмоции и чувства. Хотя деловая переписка тоже присутствует. Она выражается через написание писем в клубы для младших школьников, где дети в основном отвечают на вопросы и выполняют задания. Такие письма ученики оформляют и посылают несколько раз за учебный год. Комитеты клубов стараются отвечать на каждое письмо.

Первичная работа – это работа над почерком ребёнка, его грамотным и аккуратным оформлением записей по любому учебному предмету и не только в учёбе. Есть английская пословица, которую часто напоминаю детям: «Уважающий себя правильно говорит, уважающий других правильно пишет» Ведутся беседы с учениками, что почерк – это проявление характера человека и его настроения. Можно упомянуть и о том, что «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь», и «Что написано пером – не вырубишь топором», рассматривая эти пословицы с точки зрения вещественности и долговечности написанного.

Провела занятие «Разговор по душам». В любом классе есть дети недовольные собой или другими. Приходится обсуждать сложившиеся ситуации, события в классе. На занятии предложила обсудить это вслух, глядя в глаза человеку, про которого ты говоришь. Несмотря на раскованность современных детей, это шло очень тяжело. Тогда раздала листы, предложила написать то, что думают, и дала на это десять минут. Потом прошла и бегло просмотрела записи. По содержанию письменный вариант превосходил устный. Стали обсуждать, почему так получилось, и дети сами дали ответы: не страшно, что тебя обидят в ответ, что тебя прервут, что здесь ты разговариваешь перед бумагой, а не перед целым классом, ты не стесняешься. Был и такой вариант ответа: чтобы написать, пришлось сначала подумать, составить предложение так, чтобы оно стало понятным. Делаем вывод, что когда мы пишем, мы не говорим сгоряча, а продумываем свою мысль, стеснение отходит в сторону, и мы можем сказать больше. Часто то, что мы не можем сказать вслух, мы доверяем бумаге.  Далее занятие провели в обсуждении написанного и устранении непонимания среди детей. Потом дети сами дали оценку некоторым записям, объяснили, какие из них больше понравились и чем они привлекли внимание. Таких записей было мало, но они были и  понравились точным и культурным изложением мысли.

Следующее занятие я начала с просмотра мультипликационного фильма «Телеграф» из серии «Смешарики». Все герои начинают пользоваться телеграфом, ситуация связана по смыслу с SMS-общением. Они перестают играть, разговаривают друг с другом, будучи при этом в полном одиночестве.  У одного из героев ломается телеграф, и он остаётся один, а его друзьям некогда с ним играть, ведь они «общаются». Но вот сломаны все телеграфы. У всех героев горе: «Мы потеряли то, что связывало нас на расстоянии! Я столько не успел ещё сказать!» Наиболее мудрый из героев, иронизируя, делает вывод: «Теперь снова придётся ходить друг к другу в гости, видеть глаза и улыбку того, с кем говоришь, слышать смех, дарить друг другу подарки. Какой ужас! Как мы переживём всё это!..» И все герои вместе идут пить  чай. Ситуация и грустная, и комичная, и до боли знакомая современному миру. Мы обсудили мультфильм. Дети провели параллели с реальной жизнью, приводили примеры из своей жизни, когда зачастую вместо живого общения мы ограничиваемся «эсэмэсками» или кратким телефонным разговором. Ученики с пониманием объяснили, что теряют люди при таком ограниченном общении – душевность, теплоту, радость от того, что ты нужен, что тебя ждали и тебя рады видеть. Поэтому был сделан вывод: если есть возможность личного общения, разговора, то нельзя её терять, следует воспользоваться ею.

Но всегда наши родные и друзья живут близко к нам. Как тогда общаться? Дети предложили варианты – телефонный разговор, SMS-сообщение, письмо по электронной почте, обычное письмо. В классе были соответственно определены четыре группы. Каждая группа защищала свой вариант, остальные выступали против, проводили сравнение. Выяснили в ходе обсуждения, что SMS-сообщение – это краткое сообщение, без эмоций, содержит только основную главную мысль. Ученики привели примеры: «Где ты сейчас?», «Не забудь купить хлеб», «Приеду утром, встречайте». Ребята заметили, что если начинать более эмоциональное и расширенное общение в режиме SMS, то речь становится сокращённой, разговорной, не всегда правильной, многие слова заменяются «смайликами». Я спросила учеников, хотели бы они, чтобы их SMS-сообщение было опубликовано для всех? Ребята засомневались. Основанием сомнений стали «некрасиво» и «непонятно другим».

Телефонный разговор, по мнению учеников, позволял передать больше информации и эмоций, чем SMS-сообщение. Но здесь встал вопрос экономической выгоды, так как за телефонный разговор, кстати и за SMS-сообщение, надо платить и почти всегда исходя из объёма или времени общения.

 В телефонном разговоре есть плюс – мы сразу получаем ответную информацию. В SMS-сообщении ответ тоже можно получить сразу, если получатель свободен и находится рядом с телефоном.

 А вот обычное письмо идёт некоторое время до адресата, и ответ сразу не получишь. Но зато в письме можно многое написать, описать какие-либо события, выразить свои чувства к событиям, к людям. Письмо даёт ощущение личной свободы и в тоже время связывает человека с миром. И если телефонный звонок может не застать адресат дома, то письмо обязательно дождётся. Дети подметили ещё одну особенность обычного письма – оно остаётся, его можно хранить, перечитывать, обдумывать и так далее.

Электронное письмо обладает своими плюсами: скорость, возможность получить скоро ответ и сохранить своё письмо и ответное. Но здесь встаёт вопрос о доступности интернета, так же как и доступности сотовой и обычной телефонной связи.

После бурного обсуждения был сделан вывод, что каждый вариант  – телефонный разговор, SMS-сообщение, письмо по электронной почте, обычное письмо – имеет свои плюсы и минусы  и уместен в определённой ситуации. Но так как мы стремимся к более живому и эмоциональному общению с передачей наибольшей информации, то привлекательнее всего обычное письмо.

Я предложила детям узнать, писали ли письма в их семьях, хранятся ли они и почему.

На следующем занятии дети рассказали, что в их семье есть письма, которые бережно хранят.  Некоторые ребята принесли с согласия родителей письма из домашнего архива. Во-первых, это письма родных с фронта Великой отечественной войны, во вторых это письма в армию или из армии, в третьих это письма родных и друзей. После того, как выслушали всех, кто хотел рассказать на данную тему, я задала вопрос: зачем хранят родные детей эти письма? Ответы были сформулированы по-разному, но суть была одна. Письма – это память о прошедших событиях, о дорогих нам людях, которые уже умерли или живут не с нами, о чувствах, которые испытывали люди во время написания письма. Перечитывают ли письма в семье? Многие ответили, что да, перечитывают, иногда всей семьёй, особенно письма с фронта. Пишут ли сейчас в семье письма? В основном ответ был отрицательный. А хотели бы дети кому-либо (родным или друзьям) написать письмо? Желание было всеобщим. Поэтому я предложила рассмотреть некоторые правила написания писем.

Я зачитала письмо. Текст был представлен на экране интерактивной доски, но можно сделать и распечатки на парты.

Здравствуй, дорогая Оленька!

Получила твоё долгожданное письмо и очень ему обрадовалась. Хорошо, что у тебя всё так удачно складывается: и отпуск дали, и премию ты получила, и путёвка в интересную страну. Только беспокоит твоё здоровье. В последнее время ты часто простужаешься. Береги себя от сквозняков. Хорошо? Ты уже решила, на каком транспорте поедешь? Когда ты выезжаешь? После поездки к нам заедешь погостить?

У нас всё хорошо. Митя закончил пятый класс на одни пятёрки и теперь отдыхает в загородном лагере. Мама очень им гордится. Сама она работает всё там же, а сейчас по выходным копается на огороде. А я готовлюсь к экзаменам. Немного страшно, волнуюсь, но думаю, что  подготовка у меня неплохая.

Милая Оленька, пусть у тебя отпуск пройдет интересно. Желаю тебе хорошенько отдохнуть. Надеюсь на твои рассказы о путешествии! Счастливого тебе пути!

До свидания! Обнимаю и целую. Твоя Катя 

Работаем с текстом письма по вопросам:

Кому это письмо и от кого? Докажите строчками из письма.

Кем могут быть друг другу Катя и Оля?

Какие у них отношения? Докажите.

Какую информацию мы можем получить из письма об Оле и о Кате?

Это первое письмо в переписке между ними или нет? Объясните свой ответ.

Интересуется ли Катя жизнью Оли? Объясните свой ответ.

Это письмо похоже на разговор двух человек? Докажите.

Почему пишет один человек, а мы ощущаем присутствие другого? Объясните ответ.

Кого в письме больше – Кати или Оли? Докажите строчками из письма.

Итак, мы подошли к главному правилу письма. В письме всегда на первом месте стоит тот, кому ты пишешь, а на втором месте – ты сам.

Предлагаю прочитать письмо кота Матроскина, которое он написал в Институт физики Солнца (по Э.Успенскому). Текст письма имеется в учебнике «Русский язык. 2 класс. 2 часть» (авторы М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова). Но лучше дать написать текст от руки ребёнку из другого класса и сделать копии для чтения за каждой партой, также пустить через интерактивную доску (эффект «настоящего» письма)

Дорогие учёные!

У вас, наверное, тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин дядя Фёдор не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, что замёрзнем мы с этим хворостом! Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее. А то скоро будет поздно.

Уважающий вас кот Матроскин.

Отвечаем на вопрос: соблюдает Матроскин главное правило письма?

Выясняем, что Матроскин не только не соблюдает главное правило письма, то есть совсем не интересуется делами учёных и пишет только о своих проблемах, но и забыл поздороваться, назвать себя (это происходит только в конце письма), поблагодарить за внимание  к прочитанному, попрощаться, оценили и оформление, и почерк. Устно переделываем письмо Матроскина, заносим изменения прямо на интерактивной доске.

Теперь можно записать основные этапы письма в рабочие тетради. Одновременно ведём запись на доске. Этапы письма называют дети, исходя из писем из домашнего архива, из письма Кати к Оле, письма Матроскина, а  я помогаю их оформить.

Как написать письмо:

  1. Здороваемся, обращаемся к адресату.
  2. Проявляем интерес к жизни адресата (вопросы о здоровье, делах, событиях в жизни).
  3. Рассказываем о себе (чувства, дела, события, планы на будущее).
  4. Благодарим за внимание.
  5. Выражаем надежду на ответ, скорую встречу.
  6. Прощаемся.

Обсуждаем каждый этап, дети записывают в тетради основные варианты обращения, приветствия и так далее.

В зависимости от того, к кому мы обращаемся – к близкому человеку, другу или взрослому, малознакомому – приветствием могут быть слова «привет», «здравствуй», «здравствуйте». При обращении к адресату можно добавить для усиления выражения чувств «дорогой», «уважаемый», «любимый», «милый» и тому подобное.

При обращении к близкому человеку или другу мы можем обратиться на «ты», а вот к взрослому, малознакомому – на «Вы» с большой буквы. Например: Как Вы отдохнули летом?

Если это не первое письмо в переписке, то надо выразить благодарность и интерес к полученному письму или поинтересоваться, почему долго нет ответа, побеспокоиться. Задайте несколько вопросов к адресату, чтобы узнать о его жизни, но и нельзя быть назойливым.

Затем расскажите немного о себе, но так, чтобы мысли текли плавно, чтобы адресату было интересно читать ваше сообщение, добавьте чувства и свои ощущения. Это покажет адресату, что вы ему доверяете.

 Если вы обращаетесь с просьбой, то написано о ней должно быть как можно меньше, чтобы адресату не приходило в голову, что если бы не ваша проблема, вы бы так и не написали ему письмо. Помните, на первом месте в письме – тот, кому вы пишите!

Заканчивая письмо, выразите надежду на последующий ответ, поблагодарите за внимание к вашему письму, можно что-то пожелать, передать привет общим знакомым. Попрощайтесь с адресатом («до свидания», «пока», «до встречи») и обязательно назовите себя. Назвать себя можно и вначале письма, если это первое письмо в переписке: «Пишет тебе твой друг Саша».

Просматриваем с этой точки зрения письмо, которое получил кот Матроскин из Института физики Солнца (по Э.Успенскому). Текст письма также имеется в учебнике «Русский язык. 2 класс. 2 часть» (авторы М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова). Но лучше текст написать от руки и сделать копии для чтения за каждой партой, также пустить через интерактивную доску (создать эффект «настоящего» письма).  

Дорогой кот!

Мы все тебя помним. Жалко, что ты от нас потерялся. Мы за тебя рады, что ты хорошо живёшь. А природу на дрова рубить не надо. Твой хозяин прав.

Посылаем тебе солнце маленькое, домашнее. Как с ним обращаться, ты знаешь. Видел у нас. Посылаем и регулятор – делать жарче и холоднее. Если ты что-то забыл, напиши нам, мы всё тебе объясним.

Всего хорошего. Учёный Курляндский.

        Следует отметить, что дети не приняли данное письмо за образец, нашли и в нём изъяны, но заметили, что составлено оно более правильно, чем письмо кота, оценили аккуратность и красоту почерка, как проявление уважения к адресату.

Предложила ученикам попробовать свои силы и написать дома письмо. Выбрали мы Умку – героя мультфильма. Выбор был сделан неслучайно. На дворе стоял ноябрь, холод, а снега совсем не было. Мы решили попросить у Умки снега.

Для сближения с образом Умки мы вместе дополнительно просмотрели мультипликационный фильм «Умка».

Сначала мы обговорили образ Умки, какой он по характеру. Затем подумали над теми вопросами, какие можно задать Умке, интересуясь его жизнью: это погода на севере, его мама, настроение. Потом решили попросить снега и далее объяснить, зачем он нам нужен. После этого следовала концовка, где дети предложили поздравить Умку и его маму с наступающим Новым годом, попрощаться и заранее поблагодарить за снег и внимание к прочитанному письму.

Письмо ученики писали дома. После проверки состоялось обсуждение писем, которые получились очень разнообразные. Одну оценку дети получили за смысловое содержание письма – не противоречит ли оно основным правилам написания писем, как изложены мысли, есть ли объяснение того, для чего нам нужен снег. Дети писали разные объяснения: снег нужен для спортивных игр, праздника, снеговиков, для согревания почвы и растений, для прячущихся животных, для будущего урожая. После оценки смыслового содержания мы обсудили грамотность и аккуратность записи, сделали работу над ошибками.

Ребята переписали письма, и мы их «отослали» Умке. Через месяц пошёл снег…

Работа почты для нашего класса очень важна. Дети активно участвуют в республиканских и Российских конкурсах и олимпиадах, где, в основном, работы пересылаются по почте и по почте приходят результаты, в семьях выписывают периодические издания. Так что ребята понимают роль почты в жизни человека и общества.

После пробного письма Умке мы писали письма нашим родным, друзьям, классному руководителю (то есть мне), президенту и так далее. Каждый раз мы сначала обсуждали, как обращаться, чем можно поинтересоваться у адресата, на какие темы можно написать адресату и так далее. Работа  велась в течение учебного года. С каждым разом письма становились лучше, появилось желание писать письма. Нельзя сказать, что у всех в классе получалось всё прекрасно, но было видно старание, а умение придёт уже с практикой. Ученики ушли на летние каникулы с желанием переписываться, делиться своими мыслями и радостями.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Учимся писать письма" УМК "Школа XXI века"

Урок развития речи. На этом уроке идет обучения правильному написанию письма. Отрабатываются навыки монологической речи. Проводится поисковая работа на краеведческом материале....

Урок развития речи "Учимся писать письмо"

Данный урок расчитан на учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. В игровой форме ребята  знакомятся с основными частями письма, их оформлением, учатся правильно писать письма друг другу....

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать письмо" 7класс

Конспект разработан для учвщихся школ 8 вида, 7 класс...

Учимся писать письма

Разработка урока , которая поможет уч-ся научиться правильно писать письма и подписывать конверт...

Учимся писать письма

Методическая разработка урока письмас презентацией....

"Учимся писать письма"

материал содержит конспект и презентацию открытого урока русского языка в 3 классе...