Урок русского языка в 4 классе "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок на основе системно - деятельностного подхода по УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russk._4_klass.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по теме «Глагол».

Учитель Писарь Наталья Васильевна

Класс: 4

Цели: обобщить изученный материал  по теме «Глагол»;

           совершенствовать навыков определения формы глагола, правописания  

           безударных личных окончания глагола, разбора глагола по составу;

           развивать навыки орфографической зоркости в разных частях слова, речь

           учащихся;

           воспитывать чувство доброты,  дружеское отношение к окружающим.

Ход урока

I. Организация класса.

- Садитесь, ребята! Начнём наш урок. Да кто это шумит? Ничего не пойму! Так! Так! Так! Кажется, этот шум доносится из ящика моего стола. Посмотрим.

- Ребята, да у нас гость… инопланетяшка! И я понимаю, что он говорит. Его зовут Лунтик. Он очень любопытный и задаёт всегда массу вопросов. Вы чувствуете, что нам весь урок придётся на них отвечать?

II. 1) Минутка чистописания

- Отгадайте тему урока, зашифрованную в данном узоре.

гℓлℓаℓгℓоℓлℓ

2) Сообщение темы и задач урока

- Сегодня мы будем обобщать знания о глаголе, выясним, что уже хорошо усвоили, а над чем необходимо ещё поработать. Мы повторим: 1. Время глагола.

                                                                                 2. Спряжение глагола.

                                                                                 3. Разбор по составу слова.

                                                                                 4. Разбор по членам предложения.

                                                                                 5. Решение орфографических задач.

2)  Словарная работа.

На доске размещены: плакат с изображением яблони, на которой висят яблоки с гласными буквами и плакат со словарными словами – глаголами, в которых пропущены безударные гласные.

- Ребята, наш инопланетяшка почему-то забеспокоился. Он ничего не понимает. И не знает, что изображено у нас на доске. Там, где он живёт, нет растительности. Давайте, объясним, для чего нужны деревья. Опишите нашу яблоньку.

- Ребята, она ещё и волшебная. На ней выросли яблоки с буквами. Сорвать яблоко может только тот, кто правильно подберёт для неё подходящее слово на доске. /Желать, гореть, готовить, рисовать, работать,  морозить, сверкать, кипеть, толкать, дежурить./

1. Ученики работают у доски «цепочкой», остальные записывают словарные слова в тетрадь.

- Ребята, к каким частям речи можно отнести наши слова?

- Что общего у этих глаголов? (в нач. форме)

2. Подведение итога словарной работы

III. Работа по новому материалу.

1. На доске: Костёр горит.

                    Суп кипел.

                    Малыш будет рисовать.

- На доске записаны предложения. Наш инопланетяшка не смог больше молчать. Он по воздуху отослал вопросы. Попробуем на них ответить.

- Назовите глаголы в данных предложениях. В какой форме они стоят? Докажите.

2. - Выберите любой глагол из словарной работы и поставьте его в наст., прош., буд. времени. /Самостоятельно/

Проверка.

3. - Какие глаголы изменяются по лицам, а какие по родам?

- Проспрягайте любой глагол в настоящем времени и измените в прошедшем времени по родам. /Самостоятельно/- на выбор

Проверка.

4. - Что нужно определить у глагола в наст. и буд. времени, чтобы правильно написать безударное личное окончание? (спряжение)

- Чтобы нашему Лунтику было всё понятно, давайте составим логическую цепочку (на карточках правило, где надо вставить недостающие слова):

а) глаголы в наст. и буд. времени изменяются по лицам;

б) глаголы в прош. времени изменяются по родам (в ед.ч.);

в) у глаголов в прошедшем времени, в единственном числе, в ж.р. окончание «а», в м.р. окончание «нулевое», в с.р. окончание «о»;

г) чтобы выбрать безударное личное окончание глагола, надо определить его спряжение.

- Вот мы и сделали с вами выводы по теме урока.

IV. Тест.

- А как вы усвоили пройденный материал урока, покажет задание, которое вы сейчас выполните по вариантам.

1 вариант

2 вариант

Выберите глаголы II спряжения

а) жела_т

б) готов_шь

в) работа_м

г) дежур_те

д) смотр_т

а) сверка_т

б) мороз_т

в) толка_шь

г) рису_м

д) дыш_т

Какая схема соответствует слову:

слушайте

а)    ^^

б) ¬    ^^

в)        ^

г)          

держи′те

а) ¬    ^

б)       ^

в) ¬    

г) ¬    ^^

Выберите глаголы прошедшего времени для распространения предложения:

…………. перелётные птицы.

а) возвратятся

б) возвратились

в) будут возвращаться

Мы ……….  в школу.

а) приходим

б) придём

в) пришли

 

- Ребята, давайте проверим тест. (Взаимопроверка.) Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте себе «5». А кто допустил 1 ошибку? Вы неплохо поработали. А кто допустил больше 1 ошибки, не отчаивайтесь.

- Я смотрю, что вы уже устали. И наш инопланетяшка Лунтик засиделся. Давайте отдохнём и сделаем физминутку:

Физминутка

                       Велика галактика,

                       Не видать конца.

                       К нам она прислала

                       Юного гонца.

                       Какой же он забавный!

                       Узнать всё норовит.

                       Он станет нашим другом,

                       От нас не улетит.

- Я думаю, что мы будем дружить не только с инопланетяшкой, но и друг с другом.

- Лунтик не может понять, что такое дружба? (Ответы детей)

Помощь, взаимовыручка, дружба – это самое ценное для человека. Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба  - это … бескорыстная приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

V. Самостоятельная работа.

О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли и  поэты, и писатели, и учёные. Прослушайте отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе»:

                  Что такое дружба, каждый знает?

                  Может быть, и спрашивать смешно.

                  Ну а всё же, что обозначает

                  Это слово? Значит что оно?

                  Дружба – это если друг твой болен

                  И не может в школу приходить,

                  Навещать его по доброй воле,

                  Школьные уроки приносить,

                  Терпеливо объяснять заданья,

                   На себя взять часть его забот,

                   Отдавать ему своё вниманье

                   Дни, недели, месяц или год…

                   Если друг твой что-то, к сожаленью,

                   Плохо сделал или же сказал,

                   Надо честно, прямо, без сомненья

                   Правду высказать ему в глаза.

                   Может быть, обидится он вдруг,

                   Всё равно сказать ты правду должен,

                   Ведь на то и нужен лучший друг.

                   Дружба в радости и  дружба в горе.

                   Друг последнее всегда отдаст.

                   Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

                    Тот, кто не обманет, не продаст.

                    Дружба никогда границ не знает,

                    Нет преград для дружбы никаких.

                    Дружба на Земле объединяет

                   Всех детей – и белых, и цветных.

На партах лежат карточки для индивидуальной работы двух (2 и 3) уровней.

- Выберите ту карточку, которая соответствует тому, над чем вам необходимо поработать в первую очередь: разбор по членам предложения,

                                        решение орфографических задач в разных частях слова.

1 вариант

2 вариант

Дружба на Земле объединяет   детей.

1. Сделай разбор по членам предложения.

2. Выпиши словосочетание, в котором главным словом будет глагол.

Верный друг не бросает в беде.

1. Сделай разбор по членам предложения.

2. Выпиши словосочетание, в котором главным словом будет глагол.

VI. Итог урока. Домашнее задание.

- У нас сегодня был сложный урок. Вы славно потрудились и достигли разных результатов. Поднимите руки те, у кого ни одной ошибки. Вы – гении. У кого одна ошибка – таланты, а у кого больше одной – будущие таланты.

- В чём вы можете порадоваться за себя?

- Над чем надо ещё поработать?

- Инопланетяшка прощается с вами. Я его положу в ящик стола. А оттуда он исчезнет также неожиданно, как и появился. А, прощаясь с вами, наш гость дарит вам звёздный дождь (на звёздочках дифференцированное домашнее задание).

Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....