Рабочая программа по русскому языку для 2 класса. Система развивающего обучения Л.В.Занкова
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа + тематическое планирование по русскому языку для сторого класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, с учётом требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._rus_yaz.zip | 80.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для второго класса разработана на основе Примерной образовательной программы по русскому языку, основной образовательной программы школы, требований ФГОС общего образования для начальной школы. Курс реализуется в рамках УМК « Система общего развития Л.В. Занкова» по программе Н.В.Нечаевой, утвержденной МО РФ. Учтены межпредметные и внутрипредметные связи, логика построения учебного процесса и возрастные особенности младших школьников.
Программа по русскому языку является продолжением программы по обучению грамоте и строится на общих концептуальных положениях.
Цели курса:
- Социокультурная цель предполагает формирование: коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи во всех ее формах: навыкоы грамотной безошибочной речи как показателя общей культуры человека.
- Когнитивно-познавательная цель связана с формированием представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.
Задачи:
- Развитие речи, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка».
- Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- Овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- Овладение умениями правильно писать и читать , участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- Воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку , чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родном слову, стремление совершенствовать свою речь.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
- Интерес к предметно-исследовательской деятельности;
- Ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- Понимание причин успехов в учебе;
- Оценка одноклассников на основе заданных критериев;
- Понимание нравственного содержания поступков окружающих;
- Этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- Интереса к познанию русского языка;
- Ориентации на анализ соответствия требованиям учебной задачи;
- Самооценки на основе заданных критериев;
- Чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- Представления о своей гражданской идентичности;
- Понимания чувства одноклассников и учителей;
- Представления о красоте природы России родного края.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- Находить несколько вариантов решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем и классом;
- Адекватно воспринимать оценку своей работы;
- Принимать роль в учебном сотрудничестве;
- Выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем;
- На основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы;
- Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами;
- Строить сообщение в устной форме;
- Находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- При анализе объектов выделять существенные и несущественные признаки;
- Осуществлять синтез как составление целого из части;
- Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов;
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- Подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
- Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- Выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- Осуществлять запись об изучаемом языковом факте;
- Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
- Обобщать.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- Выбирать адекватные речевые средства в диалоге;
- Воспринимать другое мнение позицию;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться, приходить к общему решению;
- Строить понятные для партнера высказывания;
- Задавать вопросы, адекватные данной ситуации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Сроить монологическое высказывание;
- Ориентироваться на позицию партнера в общении;
- Учитывать другое мнение и позицию;
- Контролировать действия партнера;
- Адекватно использовать средства устной речи;
- Осуществлять действие взаимоконтроля.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
- Использовать средства устного общения;
- Анализировать чужую устную речь;
- Осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение;
- Понимать особенности диалогической формы речи;
- Первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
- Первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему;
- Определять тему текста, подбирать заглавие, находить части текста;
- Восстанавливать деформированные тексты.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Распознавать тексты разных типов;
- Находить средства связи между предложениями;
- Определять последовательность частей текста;
- Составлять тексты малых форм: письмо, записка, объявление и пр.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- Определять качественную характеристику звука;
- Применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- Произносить звуки и сочетания звуков в соответствии в нормами современного русского литературного языка;
- Использовать на письме разделительные Ъ и Ь;
- Использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;
- Списывать текст с доски и учебника, писать диктанты;
Обучающийся получит возможность научиться:
- Осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;
- Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова с йотированными гласным; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными;
- Использовать алфавит при работе со словарями;
- Совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся научится:
- Опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом и переносном значении;
- На практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Понимать этимологию мотивированных названий;
- Понимать смысл омонимов, фразеологизмов;
- Осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;
- Пользоваться словарями по указанию учителя;
- Пользоваться библиотечным каталогом пол руководством учителя.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- Подбирать родственные слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;
- Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корням;
Обучающийся получит возможность научиться:
- Различать словообразование и формоизменение;
- Выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами части слова;
- Различать приставку и предлог.
Морфология
Обучающийся научится:
- Различать лексическое и грамматическое значение слова;
- Находить грамматические группы слов; определять у имени существительного значение, начальную форму, опознавать одушевленные, неодушевленные, собственные и нарицательные, различать существительные по родам и числам;
- Опознавать у глаголов форму рода и числа.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от имени существительного;
- Находить грамматические группы слов;
- Узнавать местоимения, числительные.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- Находить главные члены предложения;
- Различать главные и второстепенные члены предложения;
- Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;
- Восстанавливать деформированные предложения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Опознавать предложения распространенные и нераспространенные;
- Устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
- Определять на практическом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- Находить орфограммы в указанных учителем словах;
- Использовать орфографический словарь;
- Применять правила правописания;
- Написание гласных после шипящих согласных;
- Отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, кроме л;
- Перенос слов;
- Прописная буква в начале предложения в именах собственных;
- Проверяемые безударные гласные в корне слова;
- Парные согласные в корне слова;
- Непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
- Знак препинания в конце предложения;
- Безошибочно списывать текст;
- Писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания
Обучающийся получит возможность научиться:
- Применять правила правописания:
- Разделительные ъ и ь;
- Ь после шипящих на конце имен существительных;
- Применять разные способы проверки правописания слов;
- Использовать орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс
Речь. Предложение. Слово.
Членение речи на предложения. Выделение в предложениях слов, обозначающих,
о ком или о чем говорится, что говорится.
Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое - грамматическая основа
предложения.
Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.
Восклицательные предложения.
Точка, знак вопроса и восклицательный знак в конце предложения.
Звуки и буквы, их различие. Алфавит. Алфавитное название букв.
Гласные и согласные звуки, их различие. Обозначение буквами гласных и
согласных звуков.
Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги, перенос слов по
слогам.
Ударение, ударные и безударные слоги.
Прописная буква в именах собственных. Понятие орфограммы. Твердые и мягкие
согласные звуки. Обозначение мягкости согласного звука на письме ъ, буквами и,
е, ё, Ю, Я.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я: обозначают два звука в начале слова, после
гласного звука, после согласного звука в словах с разделительными ъ и ъ.
Разделительные Ь и Ъ.
Шипящие согласные звуки. Право писание сочетаний жu, шu, чa, ща, чy, щу, чк,
чн, щн.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Парные согласные в конце слова. Правописание парных согласных в конце
слова.
Имя существительное. Имена существительные одушевленные и
неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные.
Единственное и множественное число имен существительных. Род имен
существительных: мужской, женский, средний. Изменение имен
существительных (по вопросам кто? что? кого? и т.п.). Различие окончаний.
Глагол. Изменение глаголов по числам.
Времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Имя
прилагательное.
Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с
существительными.
Правописание окончаний -ый, -ий, - ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие.
Предлог. Отличие предлога от приставки. Раздельное написание предлогов со
словами.
Корень слова. Однокоренные слова. Правописание безударных гласных в корне
слова.
Связная речь
Устная речь
Организация практики устного общения: речевые упражнения в форме
диалогической и монологической речи: дискуссия, беседа, обсуждение,
сообщение. Использование в общении/жизненного опыта детей, а также
ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов.
Соответствие словаря речевого этикета ситуации и со6еседнику. Правила
обращения, отклика, приветствия, прощания при непосредственном общении с
родителями, со знакомыми, с друзьями, с учителем, в школе (разыгрывание
соответствующих ситуаций).
Письменная речь
Ознакомление с понятиями: речь разговорная, деловая, научная, художественная.
Наблюдение в конкретных речевых ситуациях соответствия цели высказывания и
стиля письменной речи (разговорная, деловая, научная, художественная).
Наблюдение жанра литературной речи, устного народного творчества (рассказ, сказка, загадка, стихотворение, скороговорка, шарада, пословица, поговорка и т.п.); типа речи - повествования (есть сюжет), описания (нет сюжета). К примеру, описание цветка подснежника в стихотворении, в учебнике или в словаре и др.
Текст. Тема, название (заголовок), автор. Главное в тексте. Выделение частей текста, их озаглавливание.
Правильное расположение данных к тексту пунктов плана. Работа с текстом (при отсутствии необходимых абзацев) по этапам: вычленение главной мысли, краткий пересказ прочитанного, членение текста на смысловые части.
Восстановление и запись деформированного текста (с ориентацией на признаки текста). Составление и запись предложений, составляющих небольшой текст (по рисунку, сюжетной картинке, по вопросам).
Наблюдение соответствия высказывания и средств речевого этикета
(приветствия, прощания, благодарности, отказа и т.п.). К примеру, составление
телеграммы с поздравлением бабушке и учительнице.
Сочинения по заданной теме («Мои друзья», «Любимые игры», «Что мне
рассказала капелька дождя», «Снежинки» и др.).
Постепенное включение в сочинения элементов описания и рассуждения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ВТОРОГО КЛАССА
Иметь представление:
- о связи между темой, назначением устного и письменного высказывания и его стилем;
- о главных членах предложения: подлежащее, сказуемое - грамматическая основа предложения; второстепенные члены;
- о составе слова: окончание, корень, приставка, суффикс;
- о словообразовании и словоизменении;
- о произношении и написании слов с непроизносимыми согласными.
Знать:
- предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные, невосклицательные;
- части речи:
имя существительное, начальная форма, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, число, род;
имя прилагательное, число прилагательного, род, связь с существительным;
глагол, число глагола, род (если есть);
имена собственные; правило написания имен собственных;
служебная часть речи: предлог; правило раздельного написания предлогов;
- окончание, корень слова, родственные (однокоренные) слова;
- правила правописания букв проверяемого безударного гласного и парного согласного в корне;
- правило правописания разделительных ь и ъ знаков;
- правила переноса слов.
Уметь:
- использовать голос, темп речи, мимику, жесты, движения в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- использовать словарь речевого этикета, помогающий вести диалог;
- восстанавливать последовательность предложений в деформированном тексте, последовательность слов в деформированном предложении;
- производить разбор предложений в пределах программного материала;
- распознавать части речи (самостоятельные _ имена существительные, прилагательные, глаголы, служебные _ предлоги),
- грамматические признаки самостоятельных частей речи в пределах программного материала;
- применять правила: написание имен собственных с большой буквы, гласных и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, кроме л, написание проверяемой безударной гласной в корне, парных согласные в корне, разделительных ь и ъ, применять правила
- переноса слов, раздельного написания предлогов и союзов, а также оформления предложения;
- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.
Кроме названного, школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность:
- группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям;
- получить представление о смысловых частях текстов разных стилей;
- в ходе практики устной и письменной речи расширить представление о смысловой зависимости содержания высказывания от привлекаемых языковых средств: форм слов, служебных слов, интонационных средств, порядка слов;
- получить опыт собственных письменных высказываний;
- получить опыт самоконтроля и взаимоконтроля.
Таким образом, структурирование программы помогает учителю:
1) осознать круг теоретического и практического материала, который четко градуируется на обязательный, на тот, который усваивается на уровне представления, и на дополнительный материал, который является основой для развития чутья языка и пропедевтической работы по усвоению его системы; 2) видеть цели не только в формировании знаний, умений и навыков, но и в развитии детей; 3) сознательно осуществлять межпредметные связи; 4) гибко использовать богатство содержания в соответствии с уровнем своего класса.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Книгопечатная продукция
Учебники
- Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 2 класса : В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Рабочие тетради
- Яковлева С.Г. Тетради по русскому языку для 2 класса: В 4 частях/ Под ред. Нечаевой Н.В. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Методические пособия для учителя
- Методические рекомендации к курсу «Русский язык»
- Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы
Технические средства обучения
- Оборудование рабочего места учителя
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
- Магнитная доска
- ПК с принтером
- Мультимедийный проектор
Оборудование класса
- Стол учительский с тумбой
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, ученического оборудования и пр.
- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
- Таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой)
- Наборы сюжетных картинок
- Аудиозаписи в соответствии с программой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 1 класс, система Л. В. Занкова, ФГОС-2
Рабочая программа по русскому языку включает программу по обучению грамоте (письмо), рназработана на основе рекомендаций ФГОС....
рабочая программа по русскому языку 1 класс, система Л. В. Занкова, ФГОС-2
Рабочая программа по русскому языку включает программу по обучению грамоте (письмо), рназработана на основе рекомендаций ФГОС....
Рабочая программа по русскому языку 3 класс (система Л. В. Занкова) - 2011 г.
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Система Л.В. Занкова.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по системе Л.В. Занкова ,содержит разделы: пояснительную записку, содержание программы, требования к уровню подготовки, кри...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Система Л.В. Занкова
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованиявт...
Сложение двух основ. Сложные слова. Русский язык. 3 класс. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
Урок русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Сложение двух основ. Сложные слова. 3 класс....
Рабочая программа по учебному предмету "русский язык". УМК по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Учебник Н.В. Нечаевой .
Рабочая программа по учебному предмету "русский язык"....