Русский язык 2класс
рабочая программа по русскому языку по теме
Пояснительная записка по русскому языку 2 класс "Школа России" по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx | 78.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа. Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Общая характеристика курса. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
С 1 января 2013 года школа участвует в региональном проекте инклюзивного образования.
Особенности контингента учащихся второго класса, в котором реализуется данная программа.
Во 2 классе в 2013-2014 учебном году обучаются 19 учащихся, из них 5 учащихся обучается по программе 7 вида. По плану работы в мае 2013года была проведена комплексная контрольная работа. Результаты контрольной работы следующие:
*высокий уровень –
*средний уровень –
*низкий уровень
* 1 учащийся обучаемый по программе 7 вида комплексную работу не выполнял.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе:
- являются ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Так как, учащиеся 7 вида получают цензовое образование и обучаются инклюзивно в общеобразовательном классе, то параллельно с образовательными задачами, ставятся специфические коррекционные задачи
Общеобразовательные задачи | коррекционные задачи |
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
|
|
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета «Русский язык» в начальной школе выделяется 675 часов, из них I классе 165 часов ( 115 ч обучение письму и 50 ч русский язык), на обучение чтения 92 ч проводится параллельно с уроками обучения письму.
II классе – 170 часов (5 ч 34 недели);
III классе – 170 часов ( 5 ч 34 недели);
IV классе – 170 часов (5 ч 34 недели) .
Чистописание отдельным уроком в календарно – тематическом планировании не выносится так как проводится на каждом уроке по 10 минут, в течение всего учебного года (~ 34 часа).
Для реализации программы используется УМК В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько, «Обучение грамоте» и В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», входящий в Федеральный перечень учебников, утверждённый Министерством образования и науки РФ.
Учебник:
1 класс
В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Азбука ( I и II часть). – Москва, Издательство «Просвещение» 2011 год.
В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова Прописи (I, II, III, IV части). – Москва, Издательство «Просвещение» 2011 год.
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: 1 класс. – Москва, Издательство «Просвещение» 2011 год.
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык, рабочая тетрадь: 1 класс. – Москва, Издательство «Просвещение» 2011 год.
2 класс
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: 2 класс. – Москва, Издательство «Просвещение» 2012 год.
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык, рабочая тетрадь: 2 класс (I и II часть). – Москва, Издательство «Просвещение» 2012 год.
3 класс
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: 3 класс. – Москва, Издательство «Просвещение» 2011 год.
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык, рабочая тетрадь: 3 класс (I и II часть). – Москва, Издательство «Просвещение» 2011 год.
4 класс
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: 4 класс. – Москва, Издательство «Просвещение» 2011 год.
Русский язык, рабочая тетрадь: 4 класс (I и II часть). – Москва, Издательство «Просвещение» 2011 год.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 1 - 4 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности.
Раздел II. Содержание тем учебного курса.
1 класс
Предложение (5 ч).
Понятие о предложении. Интонация. Знаки препинания в конце предложения
Прописная буква в начале предложения.
Слово (4 ч).
Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Слово — имя собственное.
Ударение (6ч)
Звуки и буквы (35ч).
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие звуки. Обозначение мягкости согласного звука Ь. Обозначение мягкости согласного буквами е, ё, ю, я. Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу. Деление слов на слоги. Ударение. Перенос слов. Парные звонкие и глухие согласные.
2 класс
Речь (3ч)
Текст. (4 ч)
Предложение (12 ч).
Предложение. Слово. Фонетика и графика.
Звуки и буквы (59 ч).
Звуки речи как единицы языка. Гласные и согласные звуки, их фонетическая характеристика. Основные гласные звуки. Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам. Ударение. Ударение и смысл слова. Место ударения в слове. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком и буквами е, ё, ю, я. Разделительный мягкий знак (ь). Алфавит. Название букв русского алфавита. Прописная буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек.
Части речи (58 ч.) Имя существительное. Лексическое значение. Грамматические признаки имени существительного. Изменение существительных по числам. Имя собственное. Глагол. Лексическое значение. Грамматические признаки глагола. Изменение глаголов по числам. Имя прилагательное. Лексическое значение. Грамматические признаки имени прилагательного. Изменение имен прилагательных по числам. Предлог. Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Состав слова (18 ч.)
Понятие о родственных словах. Корень слова. Однокоренные слова. Многозначные слова. Безударные гласные и их обозначение на письме. Непроверяемые безударные гласные в слове. Парные согласные и их обозначение на письме. Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова. Понятие об орфограмме.
Повторение материала, пройденного за год ( 16 ч.)
3класс
Язык и речь(2ч)
Текст. Предложение. (14ч) Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Логическое ударение.
Интонация перечисления.
Слово в языке. (19ч)
Состав слова (16ч)
Основа и окончание. Корень. Приставка. Суффикс. Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова. Разбор слова по составу. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова. Беглые гласные. Правописание суффиксов – ик,-ек.
Правописание приставок по-, под-, от-, до -, об -, на -, за -, над -, с-. Приставка и предлог. Разделительные твердый знак. Непроизносимые согласные. Сложные слова.
Имя существительное (30ч.)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род и число существительных. Изменение существительных по числам и вопросам. Понятие о склонении существительных. Существительные с твердой и мягкой основами и их окончания в начальной форме
Имя прилагательное. (19ч.)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Число и род прилагательных.
Изменение прилагательных по вопросам, числам, родам. Понятие о склонении прилагательных. Прилагательные с твердой и мягкой основами. Родовые окончания прилагательных.
Употребление имени прилагательного в речи.
Глагол ( 21ч.)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Время, лицо, число глаголов. Понятие о личных окончаниях глаголов. Правописание не с глаголами. Употребление глагола в речи.
Личные местоимения (5ч.)
Общее понятие о личных местоимениях.
Повторение (14 ч.)
4 класс
Повторение (11 ч.)
Слово в языке и речи. (21ч)
Имя существительное (43 ч.)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и падежам. Собственные и нарицательные имена существительные.
Основные типы склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонений. Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Употребление предлогов с именами существительными, стоящими в разных падежах.
Имя прилагательное (30 ч.)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. Орфограммы в окончаниях прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки. Склонение прилагательных единственного числа женского рода. Орфограммы в окончаниях прилагательных женского рода. Способы проверки. Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных множественного числа. Способы проверки. Прилагательное как член предложения. Употребление имен прилагательных в речи.
Личные местоимения (7 ч.)
Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное.
Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения. Употребление личных местоимений в речи.
Глагол (34 ч.)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределенная форма глагола.
Время глагола, изменение по лицам и числам.I и II спряжения глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа. Глаголы на -тся, -ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глагол как член предложения.
Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах (15 ч.)
Раздел III. Учебно-тематический план
1 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Кол-во контрольных диктантов | Развитие речи |
1. | Речь. Текст. | 5 | 1 | |
2. | Слова… Ударение. | 10 | 3 | |
3. | Звуки, буквы. Повторение. | 35 | 2 | 6 |
Итого: | 50 | 2 | 10 |
2 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Кол-во контрольных диктантов, списывание | Развитие речи |
1. | Наша речь | 3 | ||
2 | Текст | 4 | 1 | |
3 | Предложение | 12 | 2 | 1 |
4 | .Слова, слова, слова… | 18 | 2 | 1 |
5 | Звуки и буквы | 59 | 6 | 5 |
3. | Части речи | 58 | 4 | 6 |
6. | Повторение | 16 | 1 | 1 |
Итого: | 170 | 16 | 14 |
3 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Кол-во контрольных диктантов | Развитие речи |
1. | Наша речь. Текст. Предложение. | 19 | 1 | 4 |
2. | Слово в языке. | 25 | 2 | 2 |
3. | Состав слова | 36 | 3 | 3 |
4. | Имя существительное | 31 | 2 | 3 |
5. | Имя прилагательное | 19 | 2 | 3 |
6. | Глагол | 21 | 2 | 4 |
7. | Повторение | 14 | 2 | 1 |
Итого: | 170 | 14 | 19 |
4 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Кол-во контрольных диктантов | Развитие речи |
1. | Повторение. | 11 | 1 | 3 |
2. | Предложение. | 9 | 1 | 2 |
3. | Слово в языке. | 21 | 2 | 3 |
4 | Имя существительное | 43 | 1 | 3 |
3. | Имя прилагательное | 30 | 1 | 5 |
4 | Местоимение | 7 | 1 | 1 |
5. | Глагол | 34 | 1 | 5 |
6. | Обобщение пройденного материала | 15 | 2 | 1 |
Итого: | 170 | 10 | 23 |
IV. Средства обучения
1 класс
№ п/п | Наглядные средства (таблицы) | № п/п | Электронные средства (презентации, тренажёры) |
1. | Карточки со словарными словами. Пословицы. | 1. | Презентация «Правописание а, у, и после шипящих». |
2. | Сюжетные картинки. | 2. | Презентация « Правила переноса слов». |
3. | Индивидуальный раздаточный материал | 3. | Презентация «Правописание имён собственных» |
4. | Таблица «Гнёзда безударных гласных» | 4. | Тренажёр « Правописание имён собственных». |
5. | Предметные картинки для сравнения «Сравни пару». | 5. | Тренажёр «Правописание а, у, и после шипящих» |
6. | Раздаточный материал «Деформированные предложения». | 6. | Презентация «Три брата» |
7. | Раздаточный материал по темам курса первого класса. | 7. | Тренажёр « Написание прописной буквы в начале предложения». |
8. | Сюжетные картинки | 8. | Презентация « Правила переноса слов». |
9. | Памятка «Проверка написания парных согласных». | 9. | Презентация «Правописание безударных гласных в корне слова». |
10. | Памятка « Проверка написания безударных гласных». | 10. | Тренажёр «Бабочки». |
11. | Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». | 11. | Презентация «Правописание парных звонких и глухих согласных». |
12. | Лента букв. | 12. | Тренажёр «Правописание парных звонких и глухих согласных». |
13. | Таблица «Перенос слов». | 13. | |
14. | Памятка «Перенос слов». |
2 класс
№ п/п | Наглядные средства (таблицы) | № п/п | Электронные средства (презентации, тренажёры) |
1. | Правописание разделительных мягкого и твердого знаков. | 1 | Презентация «Правописание разделительного Ь и Ъ знаков». |
2. | Правописание безударных гласных в корне. | 2. | Тренажёр «Правописание разделительного Ь и Ъ знаков» |
3. | Правописание парных согласных в корне. | 3. | Тренажер «Правописание безударных гласных. Корректурная проба». |
4. | Части речи. | 4. | Тренажер «Бабочки». |
5. | Имя существительное. | 5. | Презентация «Части речи». |
6. | Имя прилагательное. | 6. | Презентация «Части речи». |
7. | Глагол | 7. | Презентация «Части речи». |
8. | Правописание непроизносимых согласных | 8. | Тренажёр «Правописание непроизносимых согласных». |
9. | Родственные слова. | 9. | Презентация «Родственные слова». |
10. | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 10. | Тренажёр «Родственные слова». |
11. | Тренажёр «Правописание а, у, и после шипящих». | ||
12. | Презентация «Состав слова». |
3 класс
№ п/п | Наглядные средства обучения (таблицы) | № п/п | Электронные средства обучения (презентации, тренажёры) |
1. | 1. | Презентация «Многозначные слова». | |
2. | Карточки для индивидуальной работы «Типы текстов». | 2. | Презентация «Родственные слова». |
3. | Таблица «Синонимы». | 3. | Тренажер «Правописание безударных гласных. Корректурная проба». |
4. | Карточки для индивидуальной и групповой работы «Различные виды предложений». | 4. | Презентация «Состав слова» |
5. | Репродукция картины К. Ф. Юона «Мартовское солнце». | 5. | Тренажер «Правописание парных согласных в корне».«Правописание непроизносимых согласных в корне». |
6. | Таблица «Состав слова». | 6. | Тренажер «Правописание непроизносимых согласных в корне». |
7. | Таблица и индивидуальная памятка «Порядок разбора слов по составу». | 7. | Презентация «Предлоги и приставки» |
8. | Справочная таблица суффиксы. | 8. | Тренажер «Безударная гласная в корне. Бабочки». |
9. | Таблица «Состав слов». | 9. | Тренажер «Правописание безударной гласной и парной согласной корне слова». |
10. | Таблица «Части речи». | 10. | Тренажер «Предлог». |
11. | Алгоритм «Правописание безударных гласных в приставке» | 11. | Тренажер «Правописание имен собственных». |
12. | Таблица «Виды предложений». | 12. | Тренажер «Правописание парных согласных в корне». |
13. | Таблица «Главные члены предложения». | 13. | Презентация В.М. Васнецов «Былины». |
14. | Алгоритм «Правило правописания приставок». | 14. | Презентация «Типы текстов». |
15. | Алгоритм «Правописание согласных в корне, суффиксе, приставке». | 15. | Презентация «Предлог и его роль» |
16. | Памятка «Различные способы словообразования». | 16. | Презентация «Союзы». |
17. | Карточки со сложными словами. | 17. | Презентация «Антонимы». |
18. | Репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь». | 18. | Презентация «Роль мягкого знака в словах». |
19. | Таблица «Связь слов в предложении». | 19. | Презентация «Мягкий знак после букв шипящих согласных на конце имен существительных». |
20. | Карточки для индивидуальной работы «Типы текста». | 20. | Презентация «Падежи». |
21. | Таблица «Приставки и предлоги». | 21. | Презентация «Склонение имен существительных». |
22. | Карточки для индивидуальной работы «Предлоги и приставки». | 22. | Презентация «Падежи». |
23. | Памятка для выполнения работы над ошибками. | 23. | Презентация «Изложение текста на основе зрительного восприятия Синичка». |
24. | Таблица «Правописание частицы НЕ с глаголами». | 24. | Презентация «Три склонения имен существительных»1 и 2 часть. |
25. | Таблица «Время глагола». | 25. | Презентация «Правила по русскому языку». |
26. | Таблица - памятка для индивидуальной работы «Глагол в прошедшем времени». | 26. | Презентация «Три склонения имен существительных, первое склонение» |
27. | Карточки для индивидуальной работы «Глаголы совершенного и несовершенного вида». | 27. | Презентация «Три склонения имен существительных». |
28. | Таблица «Неопределенная форма глагола». | 28. | Презентация «Три склонения имен существительных, третье склонение». |
29. | Таблица «Соотношение рода и окончания имен существительных». | 29. | Презентация «Падежные окончания имен существительных». |
30. | Таблица «Имя существительное». | 30. | Презентация «Падежные окончания имен существительных». |
31. | Карточки с примера ми имен существительных для индивидуальной работы. | 31. | Презентация «Суффиксы –ек-, -ик». |
32. | Таблица «Род имен существительных» для индивидуальной работы. | 32. | Таблица «Правописание суффиксов». |
33. | Таблица «Соотношение рода и окончания имен существительных». | 33. | Презентация «Имя прилагательное». |
34. | Карта – схема для индивидуальной работы «Разбор словосочетания». | 34. | Презентация «Изменение имен прилагательных по падежам». |
35. | Таблица «Склонение имен существительных». | 35. | Презентация «Однородные члены предложения». |
36. | Таблица «Схема структуры рассказа». Памятка – алгоритм написания рассказа. | 36. | Презентация «Круглый год». |
37. | Таблица «Главные и второстепенные члены предложения». | 37. | Презентация «Многозначные слова». |
38. | Памятка – схема для определения падежей | 38. | Презентация «Фразеологизмы». |
39. | Схема – алгоритм определение склонения имен существительных. | ||
40. | Таблица «Первое склонение имен существительных». | ||
41. | Таблица « Первое и второе склонение имен существительных». | ||
42. | Таблица «Правило правописания О, Е после шипящих и Ц». | ||
43. | Таблица «Правописание суффиксов». | ||
44. | Таблица «Множественное число имен существительных». | ||
45. | Таблица – правило «Падежные окончания имен существительных во множественном числе». | ||
46. | Различные виды словарей. | ||
47. | Раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся. | ||
48. | Различные репродукции картин разных авторов о лете. | ||
49. | Тексты - рассуждения. |
4 класс
№ п/п | Наглядные средства обучения (таблицы) | № п/п | Электронные средства обучения (презентации трнажёры) |
1. | Презентация «Виды текстов». Тексты для индивидуальной работы. | 1. | Презентация «Синонимы» |
2. | Словарная статья. | 2. | Презентация «Фразеологизмы» |
3. | Памятка для учащихся «Правописание падежных окончаний». | 3. | Презентация «Части речи». |
4. | Репродукции картин (учебник) | 4. | Тренажер «Падежные окончания прилагательных». |
5. | Карточки индивидуальной работы «Части речи». | 5. | Презентация «Местоимения». |
6. | Таблица «Склонение имен существительных» | 6. | Презентация «Личные местоимения». |
7. | Таблица «Склонение имен существительных» | 7. | Презентация «Грамматические признаки глагола». |
8. | Памятка для учащихся «Правило правописания падежных окончаний». | 8. | Презентация «Неопределенная форма глагола». |
9. | Памятка для учащихся «Правило правописания падежных окончаний». | 9. | Презентация «Глаголы на – ться и – тся». |
10. | Карточки для индивидуальной работы «Виды тестов». | 10. | Тренажер «Личные окончания глагола». |
11. | Таблица «Склонение имен существительных множественного числа». | 11. | Тренажер «Падежные окончания существительных». |
12. | Таблица «Склонение имен существительных множественного числа». | 12. | Презентация «Способы образования наречий» |
13. | Талица «Правописание окончаний имен прилагательных». | ||
14. | Таблица «Орфограммы». | ||
15. | Таблица «Местоимения». | ||
16. | Таблица «Склонение личных местоимений». | ||
17. | Памятка для учащихся «Правописание местоимений с предлогами». | ||
18. | Таблица «Склонение личных местоимений». | ||
19. | Таблица «Части речи». | ||
20. | Карты индивидуальной работы. | ||
21. | Таблица «Грамматические признаки глагола». | ||
22. | Тексты для работы с учащимися. | ||
23. | Таблица «Виды глагола» | ||
24. | Таблица «Правописание окончаний глаголов прошедшего времени». | ||
25. | Таблица «Временные формы глагола». | ||
26. | Памятка для учащихся «Правописание возвратных глаголов». | ||
27. | Таблица «Личные окончания глаголов I и II спряжения». | ||
28. | Алгоритм определения спряжения. | ||
29. | Алгоритм определения спряжения глагола. | ||
30. | Карточки для коллективной работы. | ||
31. | Схема сложного предложения. | ||
32. | Репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода». |
Раздел V. Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Раздел VI. Требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку
в результате изучения русского языка к концу 1 класса ученик должен:
- знать/понимать:
- виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, восклицательные и невосклицательные по интонации;
- оформление предложений на письме;
- смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
- слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
- различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие; звук [Й] , и букву Й;
- слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги для переноса;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твердые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
- согласные только тверды и согласные только мягкие;
- согласные парные по звонкости и глухости;
- соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель.
- все звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия;
- правила переноса;
- уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
- различать твердые и мягкие согласные звуки
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь
- различать звонкие и глухие согласные звуки;
- вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов, определять место ударения в слове;
- находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
- составлять предложения на заданную тему по рисунку, по схеме;
- писать зрительные, слуховые (орфографически проговариваемые) диктанты;
- приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления.
к концу 2 класса ученик должен:
- знать/понимать:
- предложение как единицу речи;
- термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания ( предложения повествовательные, вопросительные и побудительные);
- предложения, различные по интонации ( восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
- оформление предложений в устной и письменной речи ( интонация, пауза, знаки препинания – точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- признаки текста и типы текстов ( повествование, описание);
- главные члены предложения;
- связь слов в предложении;
- различие словосочетания и предложения;
- термины, лексическое значение и основные грамматические признаки ( вопрос, число) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
- употребление в предложении ) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
- термины и понятия « корень слова», « однокоренные слова». «разные формы слова»;
- различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова ( без терминологии);
- способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
- основные гласные звуки;
- назначение букв е,ё,ю,я обозначают два звука;
- различие деления слов на слоги и для переноса;
- влияние ударения на смысл слова;
- парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначение мягкости согласных на письме;
- роль разделительного мягкого знака (ь) в слове;
- алфавит, название букв русского алфавита;
- употребление прописной буквы в именах, отчествах , фамилиях, кличках животных? названиях городов, рек и т.д..
- уметь:
- безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв; сверять написанное с образцом;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком;
- писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;
- писать слова с буквосочетаниями жи — щи, ча — ща, чу — щу, чк, чн, щн;
- правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в словах и формах двусложных слов (вода — по воде), парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов (чертёж, шалаш);
- писать слова с двойными согласными (Римма, группа, суббота, классный), слова с разделительным мягким (ь) знаком, слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в программе 1 и 2 классов;
- писать раздельно предлоги со словами;
- производить звуковой и звуко-буквенный разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные ударные и безударные; согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа лампа, гриб, письмо, яма;
- распознавать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) ;
- различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
- составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определенную тему;
- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения;
- писать изложение повествовательного текста из 35—45 слов по вопросам под руководством учителя;
- составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3—4 предложения из составленного текста;
использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания.
Во 2 класса обучающиеся должны уметь безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты:
- К концу первого полугодия -25-30слов;
- В конце года- 35-45 слов;
- Количество слов в изложении соответственно увеличивается на 15-20 слов;
- Словарные диктанты- 8 -10 слов.
к концу 3 класса ученик должен:
- знать:
- предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
- главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
- однородные члены предложения;
- состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);
- правописание парных согласных в корне;
- правописание непроизносимых согласных;
- правописание слов с двойными согласными;
- изменение имен существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имен существительных, три склонения имен существительных, падежные окончания;
- правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);
- имя числительное, правописание количественных числительных.
уметь - распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации,
ставить в конце предложения нужные знаки препинания; - устанавливать связь слов в предложении; распознавать предложения с однородными членами;
- выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить
разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);
- производить разбор слова по составу;
- обозначать парные согласные в корне;
- писать слова с непроизносимыми согласными;
- писать слова с двойными согласными;
- изменять имена существительные по падежам;
- склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;
- писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
- писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);
- использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- пользоваться словарями и справочной литературой.
к концу 4 класса ученик должен:
- знать / понимать:
- признаки простого и сложного предложения; знаки препинания в этих предложениях;
- признаки главных членов предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенных членов предложения;
- термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;
- признаки однородных членов предложений; знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личных местоимений, глагола, наречия;
- морфемный состав имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий;
- признаки и падежные окончания имён существительных 1, 2, 3-го склонения;
- правописание и способы проверки безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов;
- признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;
- различать и сравнивать:
- простое и сложное предложение;
- главные и второстепенные члены предложения;
- лексико-грамматические признаки изученных частей речи;
- типы склонения имён существительных (1,2, 3 –е), типы спряжения глаголов (I и II).
- решать практические учебные задачи:
- производить синтаксический разбор предложения;
- расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
- устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы неопределённой формы;
- безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в I – IV классах (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т.д.);
- правильно писать – тся, - ться в глаголах, окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Слова с непроверяемыми написаниями.
VII. Формы организации учебного процесса на уроках русского языка в начальной школе :
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Формы контроля: сочинение, изложение, диктант, контрольное списывание, словарные диктанты, тестирование.
Раздел VIII. Перечень учебно-методического обеспечения
Методическая литература:
1 класс
1. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс. – Москва
Издательство «ВАКО» 2011год
2 Канакина В.П.Горецкий В.Г. Русский язык поурочные разработки 1 класс. – Москва, Издательство «Просвещение», 2011 год.
3. Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте 1 класс. – Москва Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001 год.
4. Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 1 класс. – Москва Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001 год.
5. Русский язык Проверочные работы 1 класс – Москва, Издательство «Просвещение», 2011год.
6.Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 1 класс. – М.: Астрель, 2005 год.
7.Н.Н. Бобкова, Н. Н. Гончарова и др. Русский язык 1 – 4 классы Сочинения и изложения – Волгоград, Издательство «Учитель», 2011 год.
- класс
1.Т.Н. Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева. Поурочные разработки по русскому языку 2 класс. –Москва. «ВАКО», 2012г. К УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.
2.О.Н.Крылова. Контрольные работы по русскому языку 2 класс.
Издательство «Экзамен» 2013г
3.Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 2 класс. – Москва Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001 год.
4. Русский язык Проверочные работы 2 класс – Москва, Издательство «Просвещение», 2011год.
5.Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 2 класс. – М.: Астрель, 2005год.
6. Н. Н. Максимук Сборник текстов для изложений 2 – 4 классы. – Москва, Издательство «ВАКО», 2006 год.
7. Н.Н. Бобкова, Н. Н. Гончарова и др. Русский язык 1 – 4 классы Сочинения и изложения – Волгоград, Издательство «Учитель», 2011 год.
3 класс
1.Русский язык поурочные разработки 3 класс. Канакина В.П.Горецкий В.Г – Москва, Издательство «Просвещение», 2011 год.
2.Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 3 класс. – Москва Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001 год.
3. Проверочные работы 3 класс – Москва, Издательство «Просвещение», 2011год.
4.Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 2 класс. – М.: Астрель, 2005 год.
5. Н. Н. Максимук Сборник текстов для изложений 2 – 4 классы. – Москва, Издательство «ВАКО», 2006 год.
6. Н.Н. Бобкова, Н. Н. Гончарова и др. Русский язык 1 – 4 классы Сочинения и изложения – Волгоград, Издательство «Учитель», 2011 год.
4 класс
1 Русский язык поурочные разработки 3 класс Канакина В.П.Горецкий В.Г. – Москва, Издательство «Просвещение», 2011 год.
2. Русский язык Проверочные работы 3 класс – Москва, Издательство «Просвещение», 2011год.
3.Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 2 класс. – М.: Астрель, 2005 год.
4. Н. Н. Максимук Сборник текстов для изложений 2 – 4 классы. – Москва, Издательство «ВАКО», 2006 год.
5. Н.Н. Бобкова, Н. Н. Гончарова и др. Русский язык 1 – 4 классы Сочинения и изложения – Волгоград, Издательство «Учитель», 2011 год.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
- неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
- «5» – за работу, в которой нет ошибок.
- «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
- «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
- «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
- «5» – без ошибок.
- «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
- «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
- «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
- «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
- «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
- «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
- «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
- «5» – без ошибок.
- «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
- «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
- «2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
- «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
- «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
- «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
- «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
- «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
- «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: Русский язык (2класс). Тема: Закрепление состава слова.
За основу данного урока взята сказка "Теремок", Содержание наполено занимательным материалом, полностью отображающим тему, что позволяет детям гораздо лучше усвоить и закрепить пройденную тему....
Урок русского языка. 2класс. УМК "Школа России".
Тема урока "Состав слова". Класс разделен на группы, задания дифференцированы по объему и сложности выполнения.Для повышения познавательного интереса подобраны загадки,ребусы....
Урок русского языка ( 2класс, учебник Рамзаева Т.Г.)по теме: "Понятия, о словах, называющих предметы (имя существительное)"-введение
Урок русского языка во втором классе по традиционной программе. Тема урока : "Понятия, о словах, называющих предметы (имя существительное)" введение....
урок русского языка 2класс "Однокоренные слова, корень слова."
презентация к уроку....
Разделительный ь. Презентация к уроку Русского языка.2класс
Презентация к уроку по теме "Разделительный мягкий знак" содержит все этапы традиционного урока....
Тест.Русский язык,2класс
Использовать на уроке обобщения....
Урок русского языка 2класс Решаем орфографические задачи в корне слова
- Обобщение и систематизирование знаний по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова», - обеспечить применение учащимися знаний способов действий при решении орфогра...