Урок: Русский язык (2класс). Тема: Закрепление состава слова.
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

 За основу данного урока взята сказка "Теремок", Содержание наполено занимательным материалом, полностью отображающим тему, что позволяет детям гораздо лучше усвоить и закрепить пройденную тему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа № 3

им. Героя Российской Федерации А.Н. Епанешникова»

Елабужского муниципального района.

Конспект урока по русскому языку

в 2 классе

«Закрепление  состава слова».

                                                           подготовила

                                                                                     учитель начальных классов

                                                               Шаймарданова  

                                                                              Джамилия Хабибуловна

г.Елабуга

 2011

                                                     

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема:  Закрепление  состава слова.

Цель:   - систематизировать знания по теме «Состав слова»;

            -  автоматизировать навык  разбора слова по составу;

            -  повторение частей речи и членов предложения.

ТИП УРОКА:  Урок- сказка, закрепление, знаний, умений и навыков.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Словесный, наглядный, эвристический.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки со словами, предметные картинки, выставка книг, дополнительная литература, вспомогательный материал (детали детских костюмов).

                                        ХОД  УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальный опрос:

- назовите части речи, которые мы изучили.

- назовите части слова.

     3.Сообщение темы урока:

     Сегодня мы покажем сказочный теремок, в котором живут части слова. Закрепим знания о составе слова; отработаем разбор слова по составу. Но прежде мы должны провести минутку чистописания. Открыли тетради, написали число, а какую букву мы будем писать, вы угадаете сами:

             

 ЧТО У ЗАЙЦА ВПЕРЕДИ, А У МОРОЗА ПОЗАДИ?

Зз Зз

завод   заяц   завтрак

   (записываем слова, так как написано у меня,  взаимопроверка)

(входит девочка, на голове корона с надписью- СЛОВО) 

                         Слово делится на части,

                         Ах, какое это счастье!

                         Может каждый грамотей

                         Делать слово из частей!

«Это что за теремок, теремок? Кто же в этом теремочке живёт? Никого нет. Я - слово, я тут буду с моими подружками жить и составе слова говорить!»

 (заходит, садится)

Учитель: Ребятки, помогите в этих словах найти все орфограммы, вот тогда теремочек откроет свои двери. (на сказочном теремке расположены пропущенными буквами):

    В л…су, с…рока, с…бака (Б,б)… обик, ж…вут, рощ…, м…двед…, сем…я, осе…ий, ре...ко, звез…ный.

(входит мальчик – КОРЕНЬ)

                    Это что за теремок?

                    Кто, кто в теремочке живёт?

                    Кто о частях слова речь ведет?

- Я – СЛОВО, а ты кто?

- Я -  КОРЕНЬ, ребята, расскажите, что такое  КОРЕНЬ?

         (дети рассказывают, приводят примеры.)

 

КОРЕНЬ – пусти меня в теремок.

СЛОВО -  Если выполнишь задание,

                  Так и быть пущу тебя,

                  Чтобы легче тебе было

                  Попроси помочь ребят.

КОРЕНЬ – Вы, ребята, помогите

                   Справиться с заданием

                   Очень хочется пробраться  

                   В домик замечательный.

(дается задание)

Учитель:  найти лишнее слово, записать только родственные слова и    

                 разобрать по составу:

ЛЕС,  ЛЕСТНИЦА,  ЛЕСОК;

ДОРОГА,  ПУТЬ,  ПОДОРОЖНИК,   ДОРОЖНЫЙ;

РИС,  РИСОВАЯ,  РИСУНОК.

              (входит девочка – ОКОНЧАНИЕ)

          На  конце  любого  слова

          Окончание ищет Вова.

          Изменяемая часть,

          С другим словом держит связь.

          Окончание он найдет,

          Его в рамочку возьмёт.

ОКОНЧАНИЕ -  Кто, кто в теремочке живет?

                             Кто, кто в невысоком живёт?

          Я  - СЛОВО

          Я  - КОРЕНЬ, а ты кто?

          Я  - ОКОНЧАНИЕ - изменяемая часть слова, которая

                                               служит для связи слов в предложении.

                                               Пустите меня к себе.

                                               Буду честно вам служить.

Учитель:   Помогите дети отгадать названия книг и составить предложение о любимых книгах-сказках  (рассматривают выставку книг, составляют предложения и записывают лучшее).

подл. сущ.     доп. сущ.              сказ.  гл.                     пр.        доп.  сущ.              пр.        

ГЕРОИ    СКАЗОК   ОТПРАВЛЯЛИСЬ   ЗА    СЧАСТЬЕМ       В  

    опр. прил.         обст. сущ

ТРУДНЫЙ     ПУТЬ.

   (предложение записывается и разбирается по членам и частям речи, подчеркивают).

 

(входит девочка-Приставка)

Приставка:      Перед корнем есть приставка,

                                 Слитно пишется она,

                                 И при помощи приставки

                                 Образуются слова.

      Кто, кто в теремочке живёт?

      Кто, кто в невысоком живет?

Я  --  СЛОВО

Я  --  КОРЕНЬ

Я  --  ОКОНЧАНИЕ, а ты кто?

Приставка:   Дети, подскажите, кто я?

                            Расскажите, привило о приставке.

        (учащиеся рассказывают правило).

Приставка:  Пустите меня в теремок.

КОРЕНЬ:  Нет и нет и не проси

                  Просто так не пустим.

                  Мы сейчас тебя проверим…

                  Пусть друзья тебе помогут

                  Вот тогда и приходи.

ПРИСТАВКА:   А я игру знаю, давайте поиграем.  Я возьму  игрушку-мишку и буду подавать вам команды одними приставками, а вы должны выполнить, составить слова. КОРЕНЬ, помоги  составить слово.  

КОРЕНЬ:   --   НЁС

ПРИ                       ОТ                ПЕРЕ                  ВЫ

принесу                 отнесу          перенесу             вынесу    

         (входит  мальчик – суффикс)

СУФФИКС  --      После корня  он стоит,

                                 Перед окончанием,

                                 Его я если заменю,

                                 Другое слово получу,

                                 Обозначу уголком,

                                 Называюсь СУФФИКСОМ !

   

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Я  --  СЛОВО

Я  --  КОРЕНЬ

Я  --  ОКОНЧАНИЕ,

Я  --  ПРИСТАВКА,  а ты кто?

   

А  Я  --  СУФФИКС!          Пустите меня жить,

                                             Вам без меня не прожить.

                                             Ведь я – часть слова, образую новые слова

                                             И стою за корнем, буду тебе приставка другом.

ПРИСТАВКА:    А упражнение выполнять ты умеешь?

СУФФИКС:    Нет, но я попрошу ребят помочь мне справиться с заданием

                      (выполняется упражнение №      )

4. Проверка.

(В заключении все герои теремка декламируют):

    СТОИТ В ПОЛЕ ТЕРЕМОК, ТЕРЕМОК

    ОН НЕ НИЗОК НЕ ВЫСОК, НЕ ВЫСОК,

    ТАМ  ДРУЗЬЯ, ОХ И ДРУЖНО ЖИВУТ

    ПРАВИЛА УЧАТ  И  ПЕСНИ  ПОЮТ

    ВСЕМ РЕБЯТАМ УДАЧИ ЖЕЛАЮТ

    И ПЯТЕРКИ ВСЕГДА ПОЛУЧАЮТ.

5. Оценивание.  

6. Итог урока:

                      - Чем мы занимались на уроке?

                      - Давайте ещё раз закрепим все правила.

7. Задание на дом: - стр.         упр. №

Список использованной литературы

1. Учебник «Русский язык» для 2 класса авт.: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, М.: «Вентана – Граф», 2008.-ч.1,2

2. Кузнецова М.И. «Пишем грамотно» рабочие тетради. – М. «Вентана –Граф», 2011 г.

3. Иванов С.В., Кузнецова М.И. «Русский язык. Комментарии к урокам» - методическое пособие для учителя.

  1. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». 1 класс (1-3)

      М. Изд. центр «Владос» 2001 г.

  1. О.В. Росланова «Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1 – 4 классах».

      Изд. «Учитель» Волгоград, 2006 г.

  1. О.В. Узорова «Русский язык правила и упражнения 1 – 5 классы»

      М. Изд. АСТ «Премьера» 2000 г.

  1. А. Ундзенкова «Русский с увлечением!»

      ЛТД Екатеринбург 1997 г.

  1. Научно-методический журнал «Начальная школа»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка ( 2класс, учебник Рамзаева Т.Г.)по теме: "Понятия, о словах, называющих предметы (имя существительное)"-введение

Урок русского языка во втором классе по традиционной программе. Тема урока : "Понятия, о словах, называющих предметы (имя существительное)" введение....

Урок русского языка 2класс Решаем орфографические задачи в корне слова

- Обобщение  и систематизирование знаний по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова», - обеспечить применение учащимися знаний способов действий при решении орфогра...

урок русского языка 2класс "Буква ь в конце и в середине слова"

урок русского языка 2 класс  с презентацией для интерактивной доски  по теме "Буква ь в конце и в середине слова" программа "Школа 2100"...

Конспект урока по русскому языку, 2класс, на тему : "Безударные гласные в корне слова".

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа России" 2 класс.Цель урока: закрепление знаниц и умений способов проверки безударных гласных в корне слова; работа над развитием речи; отработка по...

урок русского языка-2класс Обобщение .Слова..слова

Урок русского языка .Повторение по теме Слова..слова...

Урок русского языка 2класс «УМК» Школа России. Тема: Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов сизученными орфограммами.Задачи урока:Предметныедать понятие о правиле проверки парных согласных в корне слов;сравнение согласных букв ...