Развитие познавательных УУД на уроках русского языка
материал по русскому языку (1 класс) по теме
Предлагаю задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов,способствующие развитию познавательных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnykh_uud.docx | 70.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
- Логические задачи
Цель: Формирование логического мышления учащихся, выработка умения правильно выстраивать логическое рассуждение
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Медленно читает текст задачи: « Меня зовут Лена. У моего брата только одна сестра. Как зовут сестру моего брата?» 2. Предлагает записать полное имя сестры. 3.Просит подумать, как из первого слова можно получить второе? 4. Предлагает назвать правило, которое необходимо применить, чтобы правильно записать данные слова? | 1. Рассуждают.
2. Записывают в тетради: Лена – Елена 3. Думают над вопросом учителя и дают свои объяснения вслух. 4. Называют правило. |
1. Предлагает детям решить следующую задачу: «Алеша и Андрей носят фамилии Шилов и Петров. Какую фамилию носит каждый из ребят, если Алеша с Шиловым живут в соседних домах?» 2. Просит записать правильно имена и фамилии детей. 3. Предлагает назвать правило, которое применили учащиеся при выполнении задания? | 1. Дети рассуждают. 2. Записывают в тетради: Алеша Петров, Андрей Шилов 3. Называют правило. |
1. Предлагает детям подумать над вопросом: «Из какой посуды нельзя ничего поесть?» 2. Дает задание: «Подберите слово противоположное по значению слову «пустая.» 3. Просит детей объяснить, как они понимают выражение «Пустая голова»? О ком так говорят? | 1. Дети рассуждают и отвечают на вопрос. 2. Подбирают к слову пустая противоположное по смыслу слово. 3. Отвечают, стараясь дать развернутые ответы. |
1. Предлагает детям решить логические задачи, записанные на карточках. а) Термометр показывает 12 градусов мороза. Сколько градусов покажут 2 таких термометра? б) В соревнованиях по бегу Юра, Саша и Толя заняли 3 места. Какое место занял каждый ребенок, если Саша занял не второе и не третье место, а Толя – не третье? 2. Дает задание: «Из текстов задач выпишите имена числительные и определите их разряды». | 1. Проводят вслух рассуждения, решая данные задачи. 2. Выписывают имена числительные: двенадцать, два, три, второе, третье, указывают их разряды. |
- Анаграммы
Цель: Формирование у детей мыслительных операций анализа и синтеза
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Дает задание: «Переставьте буквы так, чтобы получились слова, обозначающие имена девочек» ВСТЕА АМИРАН ОТЯН 2. Предлагает определить, какое слово здесь лишнее, объяснить, почему. | 1. Составляют слова, переставляя буквы. 2. Анализируют слова, находят лишнее слово и объясняют свой выбор. |
1. Демонстрирует схемы: ЕОСЛ ОТЛЕ КЕРА 2. Дает задание: «Здесь спрятаны слова. Сколько слогов будет в каждом слове? Почему вы так думаете?» 3. Предлагает переставить буквы так, чтобы получились слова. 4. Дает задание: «Запишите слова, разделяя их на слоги, подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки». | 1. Анализируют предложенные схемы, выполняя задание учителя. 2. Дают объяснения своим ответам, рассуждая вслух. 3. Составляют из букв слова. 4. Записывают в тетради получившиеся слова, подчеркивают нужные буквы. |
1. Демонстрирует записи на доске: ГРОЗА СКЛАД ЛАМПА 2. Дает задание составить новые слова, исключив по одной букве из данных слов. 3. Просит записать слова, расположив их в алфавитном порядке. | 1. Выполняют задание, составляют новые слова. 2. Записывают в тетради слова, располагая их по алфавиту. |
1. Дает задание: «Составьте слова по предложенным схемам». ИСАЛ ЕСОН КОПСЕ 2. Просит записать получившиеся слова, поставить в них ударение. 3.Дает задание: «Определите, какое слово здесь лишнее. Объясните, по какому признаку вы его нашли». | 1. Составляют слова, переставляя буквы в предложенных схемах. 2. В тетради записывают слова, ставят в них ударение. 3. Называют лишнее слово, объясняют свой выбор. |
1. Дает задание составить новое слово из двух самостоятельных слов. ТОЧКА + РАК = КАФЕЛЬ+ РОТ= 2. Дает задание придумать к данным словам однокоренные слова, отвечающие на вопрос какой? 3. Просит отметить ту часть слова, при помощи которой получили новые слова и определить способ образования данных слов. | 1. Составляют новые слова путем перестановки букв.
2. Подбирают к данным словам однокоренные слова, отвечающие на вопрос какой? 3. Графически выделяют ту часть слова, при помощи которой получили новые слова и определяют способ образования слов. |
1. Предлагает составить новые слова, исключив по одной букве из данных слов: ГРОЗА … СКЛАД … ЛАМПА … 2. Предлагает, рассказать, как получили новые слова. 3. Дает задание найти в толковом словарике значение каждого слова. | 1. Выполняют задание. 2. Называют получившиеся слова и рассказывают, каким образом они были получены. 3. Работают в парах, ищут в словаре объяснение лексического значения слов. |
1. Дает задание составить новые слова из данных слов, исключив один слог. ТУРНИР КОЛПАК СУДНО 2. Предлагает подумать, являются ли данные слова однокоренными, доказать свое мнение. | 1. Составляют слова, записывают их в тетрадь. 2. Доказывают свое мнение. |
- Классификация
Цель: Формирование у детей умения выбирать основание для классификации, умения классифицировать по определенным признакам или по заданным (выбранным признакам)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Раздает детям карточки с заданием. Задание:даны слова, которые разбиты на 3 группы по количеству слогов. Вставьте в предложения пропущенные слова. 1) В 1 столбике слова, имеющие ________ слог. 2) Во 2 столбике слова, имеющие ________ слога. 3) В 3 столбике слова, имеющие ________ слога. 2.Предлагает записать в каждый столбик еще по одному слову согласно данной классификации. | 1. Вставляют в предложения пропущенные слова. 2. Дополняют столбики слов своими примерами. |
1. Предлагает детям поработать по карточкам. Дает задание подчеркнуть в приведенных словах название мебели одной чертой, название посуды – двумя чертами. Стол, чашка, стул, тарелка, шкаф, чайник, диван, табурет, кресло, кастрюля. 2. Просит найти слова с сочетанием ча. 3. Дает задание: « Выпишите слова с сочетанием ча, разделяя их черточками для переноса». | 1. Классифицируют предметы, подчеркивают слова, обозначающие мебель, одной чертой. Слова, которые обозначают посуду, подчеркивают двумя чертами. 2. Ученики называют слова с сочетанием ча. 3.В тетрадь записывают слова, разделяя их для переноса. |
1.Записывает на доске в 2 столбика перечень животных: лиса овца волк коза заяц собака медведь кот 2.Предлагает детям выбрать подпись к каждому столбику. 3. Дает задание: «Определите, какое слово здесь лишнее. Объясните, по какому признаку вы его нашли». 4. Просит составить звуковую модель слова медведь. 5. Просит объяснить, почему звуков меньше, чем букв. | 1. Читают слова, записанные в столбиках. 2. Находят основание для классификации и предлагают подписи к каждому столбику 3. Называют лишнее слово, объясняют свой выбор. 4. При помощи цветных фишек выкладывают звуковую модель слова. 5. Дают объяснения. |
1. Читает записанные на доске слова: Пенал, мышь, лампа, абажур,пол, перо, линейка,стол, карандаш. 2. Предлагает разделить слова на группы по количеству слогов. 3. Просит объяснить, к какой группе относятся слова соль, ручка, молоток? | 1. Читают слова, записанные на доске. 2. Классифицируют слова в соответствии с количеством слогов. 3. Рассуждают, объясняют вслух. |
1. Демонстрирует записанные на доске слова: Рыба, скачет, плывет, птица, лошадь, летит, лягушка, ползет, змея, прыгает. Предлагает распределить данные слова на возможное количество групп и поставить вопрос к каждой группе слов. 2. Задает вопрос: «Что обозначают и как называются слова в каждой группе?» | 1.Читают слова, записанные на доске, классифицируют их по вопросам, записывают в столбики, ставят вопрос к каждой группе. 2. Отвечают на вопрос учителя. |
1. На доске записывает слова: В…сло, цв…ты, с…ды, м…сты, сл…ды, з…ма, стр…на, пл…чо, р…ды, д…жди, п…тно. Дает задание: «Запишите в левый столбик слова с безударными гласными а, о, в правый – с безударными гласными е, и.» 2. Спрашивает, какие слова не вошли в левый и правый столбики? Почему? 3. Просит сделать вывод о том, какие же безударные гласные могут быть проверяемыми? | 1. Записывают слова в соответствии с заданием. 2. Отвечают на вопрос, доказывают правильность своего выбора. 3. Делают вывод. |
1. На доске записывает слова: Лимон, апельсин, груша, малина, яблоко, земляника, клубника, смородина. Дает задание разделить слова на 2 группы: 1) ягоды; 2) фрукты. 2. Просит найти слово, в котором букв больше, чем звуков, и подчеркнуть его синим карандашом. 3. Просит найти слово, в котором звуков больше, чем букв, и подчеркнуть его зеленым карандашом. | 1. Читают записанные на доске слова и распределяют слова в 2 столбика в соответствии с заданной классификацией. 2. Выполняют задание. 3. Выполняют задание. 4. Проводят взаимопроверку. |
1. Детям предъявляет три столбика слов: кошка окно молоток брошь яблоко дом мышь крыльцо нож доска ведро цветок Просит подумать, по какому признаку провели классификацию, выбрать правильный ответ из 3 предложенных: 1) слова сгруппированы по количеству букв; 2) слова сгруппированы по количеству слогов; 3) слова сгруппированы по родам. 2. Дает задание: «Запишите слова 1 столбика и определите их склонение». | 1. Анализируют столбики слов, рассуждают, выбирают основание для классификации. Делают вывод. 2. Записывают слова 1 столбика, обозначают их склонение. |
1.Предъявляет на карточке перечень слов, состоящий из 2 столбиков: ваза рот роза зуб рука ток перо ель Дает задание выбрать подпись к каждому из столбиков: 1) слова распределены по количеству букв; 2) слова распределены по количеству слогов; 3) слова распределены по родам. 2. Спрашивает: «Какие слова будут лишними в каждом из столбиков, если бы мы проводили классификацию по родам?» 3. Предлагает подумать, по какому принципу еще можно распределить слова таким образом, объяснить свой ответ. 4. Дает задание составить модель звукового состава слова ель. | 1. Анализируют слова, выбирают правильные варианты ответов. 2. Рассуждают, отвечают на вопрос учителя, доказывают свой выбор. 3. Рассуждают, отвечают на вопрос учителя, доказывают свой выбор. 4. При помощи цветных фишек выкладывают модель звукового состава слова ель. |
1. Раздает карточки, на которых в 2 столбика записаны слова: коза крот пора плуг роса круг больница плот Предлагает выбрать подпись к данной классификации: 1) слова распределены по количеству букв; 2) слова распределены по количеству слогов; 3) слова распределены по родам. 2. Предлагает подумать, по какому еще признаку можно таким образом разделить слова на группы? 3. Дает задание: «Запишите слова, подберите к ним проверочные». | 1. Читают слова на карточке, выбирают признак, по которому проведена классификация. 2. Рассуждают, отвечают на вопрос учителя, доказывают свой выбор. 3. Записывают слова в тетрадь, подбирают к ним проверочные. |
- Обобщение
Цель: Формирование у детей умения проводить обобщение
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Диктует слова для записи: стол, диван, кресло, стул. 2. Предлагает назвать группу слов одним словом. 3. Дает задание: «Дополните эту группу своим словом». 4. Дает задание: «Составьте предложение, используя одно из записанных слов». | 1. Записывают под диктовку слова. 2. Выполняют задание учителя. 3. Предлагают свои варианты слов, обозначающих мебель. 4. Устно составляют предложения с записанными словами. |
1. Записывает на доске слова: (М, м)осква, (Б, б)аку, (Р, р)язань, (С, с)амара. Просит назвать группу слов общим словом. 2. Дает задание записать слова в тетради, раскрывая скобки. 3. Просит объяснить, какому правилу подчиняется их написание? 4. Задает вопрос: «Что еще относится к населенным пунктам?» | 1. Читают слова, обобщают их одним словом города. 2. Записывают группу слов. 3. Дети называют правило. 4. Отвечают на вопрос учителя. |
1. Просит школьников прочитать слова, написанные на доске: Грабли, лопата,… и назвать предметы одним словом. 2. Дает задание продолжить перечисление. 3. Запишите слово инструменты, разделяя его для переноса. | 1. Читают слова, написанные на доске, обобщают одним словом инструменты 2. Дополняют ряд своими словами. 3. Записывают слово в тетрадь, разделяя его черточками для переноса. Рассматривают различные варианты переноса данного слова. |
1. Предлагает детям продолжить перечисления и назвать общим словом. А, Я, … 2. Задает вопрос: «На какие две группы можно разделить все гласные?» | 1. Обобщают записанное, продолжают перечисления, называя остальные гласные. 2. Рассуждают, отвечая на вопрос учителя. |
1. Просит продолжить перечень и назвать общим словом: Волга, Ока, … Россия, Польша, … 2. Дает задание выделить орфограмму. | 1. Записывают в тетради названия рек и стран. Делают вывод, что обобщающим словом для первой строки является слово реки, а для второй строки – страны. 2. Подчеркивают орфограмму, называют правило правописания географических названий. |
1. Записывает на доске слова прятки, жмурки, … Просит детей продолжить начатое перечисление и назвать группу слов общим словом. 2. Дает задание составить небольшой текст, где бы описывались правила одной из игр. 3. Выслушивает несколько рассказов детей. | 1. Обобщают слова общим понятием игры, продолжают ряд слов. 2. Устно составляют тексты по заданию учителя. |
1. Просит детей продолжить перечисления и назвать группу слов общим словом. Пальто, куртка, … 2. Дает задание составить, используя записанные слова, предложение с однородными членами. | 1. Записывают ряд слов, для которых обобщающее слово одежда. 2. Составляют и записывают предложения с однородными членами. |
1. На доске записывает слова: Пасмурно, ненастно, ясно, дождливо. Просит найти общий признак данных слов. 2. Просит дать определение наречию как части речи. 3. Предлагает подумать, какое наречие может быть лишним и почему? 4. Дает задание найти в словаре синонимов к наречию ясно близкие по значению слова и записать синонимический ряд в тетради. | 1. Анализируют записанные слова, обобщают группу одним словом – наречия. 2. Дают определение наречия. 3. Анализируют, сравнивают, делают вывод, доказывают правильность своего выбора. 4. Работают в парах со словарем синонимов, записывают ряд синонимов. |
1. Раздает карточки с заданием: «Найти общее название для группы слов и дополнить предложения». Местоимение, числительное, существительное-… Тургенев, Чехов - … Некрасов, Лермонтов - … Они, вам, мне - … | 1. Находят общее название для каждой группы слов и записывают в карточку. |
- Сравнение
Цель: Формирование умения сравнивать предметы и слова, находить их общие и отличительные признаки
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Задает вопрос: «Чем похожи слова кошка, книга, крыша?» 2. Дает задание: «Запишите данные слова в столбик, через черточку запишите слова, чтобы они обозначали несколько предметов». 3.Дает задание: «Подчеркните сочетание ши». | 1. Сравнивают слова, находят общие их признаки: 2. Выполняют задание тетрадях. 3. Находят нужные слова и подчеркивают в них сочетание ши. |
1. Предлагает назвать общие признаки предметов. КОШКА, СОБАКА. 2. Дает задание: «Придумайте кличку каждому животному и запишите в тетрадь». 3. Предлагает назвать правило, какое применяли, выполняя это задание, и подчеркнуть орфограмму. | 1. Сравнивают предметы, находят их общие и отличительные признаки. 2. Записывают в тетрадь название животного, его кличку. 3. Называют правило написания кличек животных, подчеркивают изученную орфограмму. |
1. Просит ребят подумать, чем отличаются лето и зима. 2.Дает задание: «Придумайте и запишите два таких предложения, чтобы они отражали эти отличия». | 1. Сравнивают времена года, находят их отличительные признаки, высказывают свои предположения. 2. Составляют и записывают предложения о лете и зиме. |
1. Просит детей найти общее в словах грусть, радость, веселье. 2. Предлагает найти лишнее слово и объяснить свой выбор. 3. Дает задание: «Подберите и запишите ряд синонимов к слову грусть». | 1. Выполняют задание, устно объясняют ход своих рассуждений. 2. Называют лишнее слово, объясняют свой выбор. 3. Подбирают и записывают синонимы к слову грусть. |
1. Просит сравнить предметы и сказать, чем отличаются АЛЬБОМ и ТЕТРАДЬ. 2. Дает задание: «Запишите словосочетания сущ. + прил., используя данные слова». | 1. Ищут и называют отличительные признаки предложенных предметов. 2. Составляют и записывают в тетрадь словосочетания с данными словами. |
1. Предлагает сравнить слова, записанные на доске, найти их общие признаки. Число, весло, масло. 2. Дает задание: «Запишите данные слова в форме родительного падежа множественного числа». 3. Обращает внимание детей на правильное употребление форм слов. | 1. Сравнивают слова, находят, чем они похожи. 1) состоят из 5 букв; 2) в них 5 звуков; 3) состоят из 2 слогов; 4) заканчиваются на –сло; 5) это существительные; 6) отвечают на вопрос что?; 7) среднего рода; 8) 2 склонения; 9) стоят в единственном числе и т. д. 2. Выполняют задание в тетради, делают запись: (нет) чего? чисел, весел, масел. 3. Проводят проверку правильного употребления форм слов. |
1. Просит учащихся сравнить слова мышь, брошь, рожь, найти их общие признаки. 2. Просит привести свои примеры слов, которые обладают всеми этими признаками, выделить орфограммы. 3. Просит сделать вывод, как пишутся имена существительные женского рода с шипящим на конце. | 1. Сравнивают слова по различным параметрам, находят одинаковые признаки: 1) это имена существительные; 2) в единственном числе; 3) женского рода; 4) 3-его склонения; 5) в конце каждого слова шипящий звук; 6) на конце пишется ь. 2. Придумывают и записывают свои примеры, подчеркивают орфограммы. 3. Делают вывод, что у данных существительных после шипящих всегда пишется мягкий знак. |
1. На доске записывает слова Камыш, ковш, шалаш, стриж. Предлагает сравнить их и найти общее между ними. 2. Просит понаблюдать и сделать вывод о том, пишется ли у существительных 2-ого склонения после шипящих мягкий знак. 3.Дает задание продолжить ряд своими примерами слов, обладающих всеми перечисленными признаками, подчеркнуть орфограммы. | 1. Сравнивают слова, находят общее между ними: 1) это имена существительные; 2) в единственном числе; 3) мужского рода; 4) 2-ого склонения; 5) оканчиваются на шипящий. 2. Наблюдают, делают вывод о правописании существительных 2-ого склонения с шипящими на конце. 3. Записывают ряд слов, дополняя его своими примерами, подчеркивают орфограммы. |
- Аналогия
Цель: Формирование умений анализировать отношения между понятиями или связь между понятиями
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Дает задание найти логическую связь между верхними и нижними рядами каждого примера. ●щ…ка …са девочка р н ? ●река зима с…сна е и ? ●пч…ла к…рова овца м м ? ●мак село угол… 3 4 ? ●морс клад клуб с а ? Предлагает ответить, что должно стоять вместо вопросительного знака, и обосновать свой ответ. 2. Просит назвать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? 3. Предлагает назвать все изученные орфограммы. | 1. Устанавливают логическую связь между верхним и нижним рядами. Обосновывают свой выбор. 2. Называют слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? 3. Называют изученные орфограммы. |
1. Предлагает детям карточки с заданием: Бежать – стоять = кричать- ? (Молчать, шептать, шуметь, звать, говорить.) Железо – кузнец = дерево -? (Доски, пила, лесник, столяр, мастер.) Рожь – поле = яблоня -? (Сажать, яблоки, урожай, сад, садовник.) Дом – этажи = лестница - ? (Перила, лифт, подъем, ступени, человек.) Число – цифры = слово - ? (Фраза, буквы, читатель, рассказ, книга.) Объясняет, что первые два слова находятся в определенной связи. Предлагает подумать, почему они связаны. Сообщает, что между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Просит найти четвертое слово. | 1. Проводят аналогию, выбирают нужное слово и записывают пары слов в тетрадь. |
1. Раздает карточки, просит прочитать и установить связь между словами слева. с…бака - шерсть щ…ка (река, рыба, вода, удочка, чешуя) железо – кузнец дер…во (пень, кора, пила, столяр, листья) театр – зритель библиотека (актер, книги, читатель, столы) дер…во – сук рука (топор, перчатка, работа, палец, нога) 2. Дает задание: «Составьте такую же пару справа, выбрав одно слово из пяти, написанных в скобках. К каждому слову задайте вопрос кто? или что? Свое действие обоснуйте». 3. Объясните пропущенные орфограммы. | 1. Дети читают слова, устанавливают логическую связь между словами слева. 2. Выбирают одно слово из скобок, составляя пару по аналогии. Записывают в тетрадь, ставя вопросы кто? или что? 3. После выполнения задания обосновывают свои действия, объясняют и подчеркивают орфограммы. |
1. Дает задание на карточках. стул-деревянный игла (острая, тонкая, стальная, короткая) свинец-тяжелый пух (куриный, легкий, белый, красивый) темный-светлый мокрый ( теплый, сухой, скользкий, холодный) лето-жаркое зима (снежная, теплая, холодная, долгая) уголь-черный сахар (белый, тяжелый, сладкий, сыпучий) клюква-кислая мед (сладкий, полезный, лечебный, майский) Просит установить связь между словами в левой части. Дает задание составить пару слов справа, выбрав одно из четырех слов в скобках. 2. Спрашивает: «На какие две группы можно разделить все слова в полученных примерах?» | 1. Работают по на карточкам. Анализируют отношения между словами в левой части и по аналогии составляют пару слов из правой части.
2. Рассуждают, отвечают на вопрос учителя, доказывают свой выбор. |
1. Объясняет задание, данное на карточке: «Даются три слова, первые два находятся в определенной связи. Подумайте, почему они связаны. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Найдите четвертое слово». Задание на карточке: 1.Пароход – пристань = поезд - ? (Депо, вокзал, рельсы, шпалы, станция.) 2.Нога – костыль = глаза - ? (Зрение, очки, слезы, веки, ресницы.) 3.Игла – острие = бритва - ? (Сталь, металл, лезвие, резать, рукоятка.) 4. Музыка – оркестр - = пение - ? ( Хор, солист, сцена, певец, концерт.) | 1. Определяют, в какой связи находятся первые два слова, проводят аналогию, выбирают нужное слово на карточке. |
1. Раздает детям карточки, объясняет задание: кровь ( ) цветок напиток ( ) загар диван ( ) хлеб взгляд ( ) куст душа ( ) посуда Просит подобрать такое слово, которое подходило бы сразу и к слову слева, и к слову справа, вписать пропущенное слово в скобки. Например: ум ( ) боль – ум (острый) боль 2. Задает вопрос: «Слова какой части речи вы записали?» 3. Дает задание определить разряд имен прилагательных. | 1. Дети вписывают в скобки пропущенные слова. 2. Отвечают на вопрос учителя. 3. Определяют разряд имен прилагательных. |
1. Объясняет детям задание, записанное на карточке: «Необходимо вставить пропущенное слово в каждом ряду. Оно по смыслу должно быть связано в своей паре так же, как в предыдущей паре этого ряда второе слово связано с первым». Труд – награда, лень - ? Чтение – книги, пение - ? Волки – лес, люди _ ? Телефон – ухо, кино - ? Двор – ворота, дом - ? Весна – осень, рассвет - ? Человек – платье, дерево - ? | 1. Анализируют отношения между понятиями, устанавливают связь между ними. 2. Записывают слово по аналогии вместо вопросительного знака. |
1. Раздает карточки. Разъясняет задание: «Проанализируйте словесные ряды и впишите вместо пропусков необходимые по смыслу слова». Курица –цыпленок, лошадь -? Заяц – капуста, ? – желудь Небо – птица, вода - ? Человек – врач, ? –ветеринар Человек – нос, ? – хобот Собака – легкие, ? – жабры Птица – яйцо, рыба - ? 2. Просит объяснить ход рассуждений. | 1. Анализируют отношения между понятиями, устанавливают связь между ними. Записывают слово по аналогии вместо вопросительного знака. 2. Устно представляют свои рассуждения. |
1. Раздает карточки и объясняет детям задание: «Слова, образующие первую пару, связаны между собой по определенной аналогии. Попробуйте понять принцип построения и составьте аналогичную пару из слов второй группы». 1) слон фиалка__________ зверь лист, запах, растение 2) час неделя_________ день минута, месяц, время 3) радость смелость_____ грусть боль, тоска, трусость 4)клещи стол________ железо дерево, кожа, стул | 1. Анализируют отношения между понятиями, устанавливают связь между ними. Составляют пары из слов второй группы, записывают пары слов в тетрадь. |
- Работа с шифрами и кодами
Цель: Формирование у детей мыслительных операций анализа и синтеза
- Понятия «Род - вид»
Цель: Формирование умений относить предметы, слова к родовому (общему) понятию, устанавливать последовательность подчинения понятий
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Дает задание на карточке: « Выберите предметы посуды и выпишите эти слова». Чашка, стол, тарелка, куртка, шкаф, кастрюля, тумба, шарф, пальто, сковорода, платье, стул. 2. Спрашивает: «Какой части речи принадлежат записанные слова?» 3.Задает вопрос: «К какому склонению они относятся?" 4. Дает задание: «Придумайте и запишите имена существительные 2-ого склонения, относящиеся к указанному родовому (общему) понятию». | 1. Выбирают из перечня слова, относящиеся к родовому (общему) понятию «Посуда», записывают их в тетради. 2. Отвечают на вопрос учителя, доказывают правильность своего ответа. 3. Определяют склонение имен существительных, отвечают. 4. Придумывают и записывают существительные 2-ого склонения, обозначающие посуду. |
1. Дает задание на карточке: «Выберите предметы мебели и выпишите эти слова в столбик». Чашка, стол, тарелка, куртка, шкаф, кастрюля, тумба, шарф, пальто, сковорода, платье, стул. 2. Дает задание: «Образуйте от данных существительных суффиксальным способом новые слова. Выделите суффиксы». | 1. Выбирают из перечня слова, относящиеся к родовому (общему) понятию «Мебель», записывают их столбиком в тетради: Стол, шкаф, тумба, стул. 2. При помощи суффиксов образуют новые слова. Выделяют суффиксы. |
1. Дает задание на карточке: «Выберите предметы одежды и выпишите эти слова». Чашка, стол, тарелка, куртка, шкаф, кастрюля, тумба, шарф, пальто, сковорода, платье, стул. 2. Просит определить тип склонения выписанных существительных. 3. Спрашивает: «У всех ли существительных вы определили склонение?» 4. Предлагает назвать, какие еще существительные не склоняются? | 1. Выбирают из перечня слова, относящиеся к родовому (общему) понятию «Одежда», записывают их в тетради: Куртка, шарф, пальто, платье. 2. Определяют тип склонения существительных. 3. Отвечают на вопрос учителя, объясняют, у какого существительного нельзя определить склонение и почему. 4. Вспоминают и называют несклоняемые имена существительные. |
1.Дает задание на карточке: «Выпиши названия деревьев» Капуста, клен, береза, колокольчик, ромашка, лук, огурец, осина, дуб, гвоздика, василек, чеснок. 2. Просит образовать однокоренные слова при помощи суффикса –ов и доказать, к какой части речи они относятся. | 1. Выбирают из перечня слова, относящиеся к родовому понятию «Деревья», выписывают их в тетради: Клен, береза, осина, дуб. 2. Образуют новые слова, записывают их. Устно проводят доказательства. |
1.Дает задание на карточке: «Выберите названия овощей». Капуста, клен, береза, колокольчик, ромашка, лук, огурец, осина, дуб, гвоздика, василек, чеснок. 2. Просит образовать форму множественного числа от данных существительных. 3. Спрашивает: «Все ли слова можно поставить в форму множественного числа?» | 1. Выбирают из перечня слова, относящиеся к родовому понятию «Овощи», выписывают их в тетради: Капуста, лук, огурец, чеснок. 2. Выполняют задание. 3. Отвечают на вопрос учителя. |
1.Дает задание на карточке: «Выберите названия цветов». Капуста, клен, береза, колокольчик, ромашка, лук, огурец, осина, дуб, гвоздика, василек, чеснок. 2. Просит найти среди записанных существительных слово, в котором все согласные твердые, сделать его фонетический анализ. | 1. Выбирают из перечня слова, относящиеся к родовому понятию «Цветы», выписывают их в тетради: Колокольчик, ромашка, гвоздика, василек. 2. Выполняют задание. |
1. На доске записывает слова береза, сирень, тополь, колокольчик, ежевика, дуб, одуванчик, гвоздика. 2. Дает задание из перечня выбрать названия кустарников и записать эти слова в форме родительного, дательного и предложного падежей, употребив их с предлогами. | 1.Выбирают из перечня слова, относящиеся к родовому понятию «Кустарники», записывают их в форме родительного, дательного и предложного падежей с предлогами. 2. Проводят взаимопроверку. |
1.Раздает детям полоски бумаги с написанными на них в строчку шестью словами. Первое слово написано заглавными буквами. Просит внимательно прочитать слова на каждой полоске. К слову, написанному заглавными буквами, нужно подобрать из оставшихся пяти слов такое, которое бы являлось более общим понятием по отношению к первому слову. КОМПАС – стрелка, сторона горизонта, прибор, направление, барометр. РАВНИНА – холм, большое пространство, поле, трава, река. ЛУНА – звезда, Земля, месяц, ночь, небесное тело. МАТЕМАТИКА – урок, число, наука, экзамен, арифметика. РОЖЬ – поле, еда, зерновая культура, колос, крупа. БЕРЕЗА – дерево, почка, белый ствол, растение лес. ВЕСНА – время года, солнце, зима, оттепель, тает снег. НОЧЬ – день, темнота, время суток, сон, звезды. 2. Просит составить предложения, в котором были бы родовое и видовое понятия. 3. Предлагает распространить получившиеся предложения. | 1. Выполняют задание, подчеркивают на полосках бумаги то слово, которое является общим (родовым) понятием по отношению к первому. 2. Составляют предложения и записывают их в тетрадь. 3. Устно распространяют предложения. |
1. Раздает детям полоски бумаги с написанными на них в строчку шестью словами. Первое слово написано заглавными буквами. Просит внимательно прочитать слова на каждой полоске. К слову, написанному заглавными буквами, нужно подобрать из оставшихся пяти слов такое, которое бы являлось более общим понятием по отношению к первому слову. ОКУНЬ – мелкий, карась, плавает, река, рыба. ДЕЛИТЕЛЬ – математическое действие, делимое, счет, математика, число. КВАДРАТ – действие, метр, геометрическая фигура, математика, игрушка. ПОМИДОР – вкусный, овощ, красный, огород, соленый. ЛОПАТА – копает, садовая, черенок, грабли, инструмент. КУРИЦА – домашняя птица, яйца, петух, цыпленок, животное. 2. Просит детей устно составить предложения, в котором бы было родовое и видовое понятия. | 1. Выполняют задание, подчеркивают на полосках бумаги то слово, которое является общим (родовым) понятием по отношению к первому. 2. Устно составляют предложения. |
1. Раздает карточки и просит учеников расположить слова от частного понятия через промежуточное к общему понятию. Планета – Земля – небесное тело. Природа – растения – живая природа. Чехов – человек – писатель. Мебель – стол – письменный стол Учебник – «Родная речь» - книга. Многоугольник – прямоугольник – квадрат. Гриб – несъедобный гриб – мухомор. Одежда – шуба – зимняя одежда. | 1. Выполняют задание, подчеркивают на карточках частные понятия сплошной линией, промежуточные по общности – пунктирной линией, общие понятия оставляют неподчеркнутыми. |
- Поиск существенных признаков
Цель: Формирование умения выделять существенное, способности к абстрагированию
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Дает задание на карточке: «Выберите из скобок и подчеркните два слова, которые являются главными (существенными) для слова перед скобками». ЛЕС (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник). ВОЙНА (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружье). ПЕНИЕ (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты). РЕКА (берег, рыба, тина, рыболов, вода). ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картина, печать, очки). ГОРОД (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). ИГРА (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания). | 1. Выделяют главное, наиболее существенное из скобок, подчеркивают эти слова в карточке. |
- Определения
Цель: Формирование у детей навыка составления определений, развитие связной речи учащихся
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Дает разъяснения учащимся по поводу выполнения задания: «В данных неполных определениях есть видовое и родовое понятия. Допишите следующие определения, указав видовые отличия». 1) Улей – это дом для ______. 2) Сахарница – это посуда для ______. 3)Груша – это дерево, на котором ______. 4)Приставка – это часть слова, которая _____. 2. Предлагает попробовать самим дать определения следующих слов: Берлога, масленка, слива, суффикс. | 1. Дополняют определения, указывая видовые отличия предметов. 2. Устно, следуя образцу предыдущего задания, дают определения заданным словам.
|
1. Предлагает заполнить пропуски в определениях. Разъясняет детям, что в некоторых предложениях пропущены родовые понятия, в некоторых – видовые отличия, а в некоторых отсутствует и само видовое понятие, которому дается определение. 1) Художник – это _____, который ____. 2)Учитель – это _____, который учит детей. 3) Строитель – это человек, который _____. 2. Дает задание: «Запишите одно из составленных вами определений». | 1. Устно вставляют в определения пропущенные слова. 2. Записывают одно из определений к себе в тетрадь. |
1. Дает задание заполнить пропуски в определениях. 1) ________ - это человек, который шьет одежду. 2) ________ - это человек, который лечит людей. 3) _______ - это человек, который поет. | 1. Заполняют пропуски, записывают получившиеся предложения. |
1. Просит детей дать определения слов, опираясь на следующие записи: а) Существительное – это _____, которая _______. б) Прилагательное – это _____, которая _______. в) Глагол – это _______, которая _______. г) Местоимение – это _____, которая _______. д)Числительное – это _____, которая _______. | 1. Дают определения, при необходимости опираясь на запись на карточке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса на уроках русского языка при помощи курса Т.Н. Соколовой "Речь"
В материале рассказывается о необходимости формирования познавательного интереса на уроках русского языка и как помогает курс Т.Н. Соколовой решить эту проблему, какие задачи ставит, какие знания форм...
Индивидуальный творческий проект "Развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично - поискового метода обучения"
Цель работы: - развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично – поискового...
презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»
Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...
Развитие познавательных действий на уроках русского языка в процессе работы по формированию орфографических навыков.
Современные образовательные стандарты предусматривают определённые задачи в развитии общекультурных, личностных и познавательных действия, которые обеспечивают ключевую компетенцию — умение учиться. Р...
Тема по самообразованию: «Развитие познавательных процессов на уроках русского языка в начальной школе.ФГОС"
Познавательный интерес – один из главных мотивов учения .Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Позна...
Развитие познавательного интереса на уроках русского языка
Роль игры в развитии познавательного интереса на уроках русского языка...
Развитие познавательного интереса на уроках русского языка
Роль игры в развитии познавательного интереса на уроках русского языка...