Тема по самообразованию: «Развитие познавательных процессов на уроках русского языка в начальной школе.ФГОС"
статья по теме
Познавательный интерес – один из главных мотивов учения .Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_po_samoobrazovaniyu.docx | 48.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию:
«Развитие познавательных способностей на уроках младших школьников.»
Введение.
Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека
Кузнецов В.И.
Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения.
В настоящее время исследования ученых показали, что возможности людей , которых называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коофициент его полезного действия, использовать возможности, которые дала природа, и о существовании которых многие и не подозревают. В последнее время стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности. Познавательный интерес –направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Это характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым более полным знаниям .Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес , становится основой положительного отношения к учебе. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно ищет. Поэтому поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем. радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности , но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания. которые под влиянием познавательного интереса приобретают активность и направленность.
Познавательный интерес – один из главных мотивов учения .Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Когда ребенок не хочет заниматься , то приносит массу хлопот и огорчений учителю.
Когда ребенок приходит в школу и занимается с удовольствием, то и дело идет по- другому. Активизация познавательной деятельности ребенка без развития познавательного интереса не только трудна/,но и практически не возможна.
В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Учителя всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? Чтобы ученик учился не только ради оценок и похвал, но и потому, что он увлечён учёбой, что он стремится к совершенствованию своей личности.
На начальном этапе работы по проблеме опыта совместно с психологом проводилась диагностика исходного уровня развития познавательной активности первоклассников по критериям Е. В. Коротаевой. Обработав данные, полученные при проведении диагностики и наблюдений в 1 классе, получены следующие результаты:
Ясно видна необходимость повышения уровня познавательной активности
учащихся.
К сожалению, на данный момент в литературе отсутствует единая система критериев познавательной активности и бросается в глаза обилие показателей познавательной активности, которое порождает иллюзию, что есть возможность точного измерения познавательной активности учащихся. Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме и проанализировав особенности учащихся своего класса, пришла к выводу, что познавательная активность как педагогическое явление–это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом считаю, что конечный результат заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную.
Формирование опыта происходило в процессе изучения концептуальных основ
личностно-ориентированной дидактической системы обучения
по УМК «Школа 2100» методического аппарата учебников, содержания программ.
Было установлено, что формирование исследовательских навыков поможет
повысить у учащихся уровень познавательной деятельности.
Работа психолога Л.Б.Ермолаевой -Томиной и ее рабочая программа развивающего обучения (М.1994 г.) помогли мне создать систему развития познавательных процессов на конкретном материале учебной программы. Например восприятие я начинала развивать на буквах русского алфавита, обучая детей грамоте; память – при заучивании трудно запоминаемых слов и правил; мышление - путем специальных вопросов и заданий, которые помогали включать в сознание ребенка учебные задачи.
Моя цель – показать, что любой учебный материал может стать средством развития познавательных процессов. Поэтому стала соблюдать следующие условия:
1.Четко представила, что должна развивать на материале конкретного учебного предмета, при изучении той или иной темы.(Успеваемость учащихся неодинакова по разным школьным дисциплинам, так как каждая из них требует разных качеств восприятия, памяти, мышления.)
2. Знать у кого развивать. Для этого :
а )знать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых;
б) овладеть навыками диагностик, которой фиксируется исходный уровень развития познавательных процессов и, контроль за их совершенствованием.
Результаты начальной диагностики и последующих контрольных работ необходимо сообщать детям: они должны знать особенности своего восприятия, памяти, мышления, понять, что ему мешает в овладении навыками и знаниями, и получить от учителя рекомендации по компенсации недостатков;
в)Научиться расшифровывать известные тесты («Несуществующее животное», «Моя семья», «Дом- дерево- человек» « Моя семья»). Тест Карстена ( рисование палочек через определенный промежуток времени), по которым можно получить характеристику эмоционально-волевой сферы учащихся, его отношение к окружающему, определить особенности нервной системы.
в) Знать как , т.е. какими средствами можно развивать то или иное качество. В поиск таких средств должен быть включен и ученик( под контролем учителя и подсказкой).
г) Не просто развивать познавательные процессы, а включать их в любую работу на уроке. Соблюдая следующую последовательность: диагностика-тренировка приемов на уроках развития -включение в учебную деятельность.
д )Осуществлять контроль не только знаний , умений, навыков, но и уровня развития познавательных процессов.
Практическая работа.
Хочу остановиться подробнее на уроках по развитию познавательных процессов. Работа всегда начиналась с диагностики, цель –получение общей характеристики того или иного качества восприятия, памяти, мышления у учащихся всего класса и выявление индивидуальных различий.
После диагностики начинается отработка интеллектуальных навыков сначала на «уроках развития», затем в учебной деятельности.
Тема и цель каждого урока направлены как раз на развитие и на углубление знаний по русскому языку, т.е. на повышение грамотности учащихся. Поэтому к урокам развития восприятия подбираю соответствующий материал. Например, упражнения по развитию восприятия составляются из тех словарных слов, которые нуждаются в повторении или контроле.
На каждом занятии предусматриваю задания для самостоятельной работы, чтобы проверить у учащихся качество выработки того или иного приема по развитию. По окончании работы, собираю и проверяю тетради. Результаты проверочных, контрольных работ, тестирований записывала в ученическую «тетрадь развития», что дает ребенку наблюдать и контролировать качественные перемены и рост своего развития. ( Для записи использовала последние страницы тетради).
Диагностика | Урок 8 | Урок 13 | Урок 18 | Урок 22 | Урок 35 | Урок 42 |
9 | 8 | 6 | 6 | 4 | 4 | 2 |
( Цифрой обозначается количество ошибок, допущенным учеником при выполнении заданий).
Из таблицы видно, как уменьшается количество ошибок ( с 9 при диагностике до 2 на уроке № 42), что говорит о существенном улучшении точности восприятия.
Некоторые наблюдения можно фиксировать знаками «плюс» -выполнено и «минус» - не выполнено.Это относится к таблицам «Умение устанавливать закономерность», «Умение систематизировать материал».
Результаты контрольных работ доводятся до сведения родителей. На родительских собраниях даются рекомендации (общие и индивидуальные) по развитию учащихся дома.
В результате целенаправленной работы по развитию восприятия у учащихся:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети умеют «видеть», «слышать», рассуждать;
- развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал, большая часть детей класса получает оценки «4»и «5»;
- оказываются сформированными начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добывать знания, уверены в себе.
Одним из главных итогов является воспитание родителей, которые, развиваясь вместе с детьми. Содействуют обучению путем развития познавательных интересов.
Важно ли иметь развитое восприятие первокласснику? Для ответа достаточно проанализировать типичные ошибки в письменных работах учащихся к концу первого года обучения: пропуск, замена, искажение букв. Так называемое зеркальное письмо. Подобные ошибки происходят из-за неумения школьников различать похожие буквы. Видеть слово в целом и каждую букву, в него входящую, анализировать звуковую информацию, осмысливать ее, улавливать изменения и отражать их на письме – и все это по причине недоразвитого восприятия.
Основными качествами восприятия являются дифференцированность ( различительная чувствительность), аналитичность ( способность к анализу ),конкретность (видение изменений в результате убавления, перестановки, добавления деталей), видение последствий, точность.
Все перечисленные качества восприятия возможно и необходимо развивать уже в период обучения грамоте – на буквах русского алфавита.
Так с первого дня обучения на доску вывешиваются заглавные печатные буквы. Дети выполняют различные задания:
-находят элементы, из которых состоят буквы;
- отыскивают общее и различительное в построении букв;
- проводят всевозможные действия с элементами внутри букв( элементы убирают, добавляют, меняют местами).
Подобная работа идет на уроках развития, уроках обучения грамоте и даже на уроках технологии. Я не ставлю перед учениками цели запоминать названия букв. Но длительное нахождение букв перед глазами, частые манипуляции , действия с ними приводят к тому, что дети заучивают буквы непроизвольно. т. е. незаметно для себя.
Практические задания.
1.Развитие дифференцированности восприятия:
Задание № 1
- Скопируйте с образца. Напечатайте рисунком те буквы, которые в нем нашли.
Цель: проверка точности восприятия.
Оценка результатов:
а) по количеству ошибок при копировании;
б) по количеству верно записанных букв.
Задание № 2 .
- На доске написаны печатные буквы: Б Ю В П О Я.
- Найдите среди этих букв похожие друг на друга. Запишите их парами.
(Ответ: Б –В, Н – П, О – Ю).
Цель: проверка дифференцированности зрительного восприятия.
Оценка результатов: по количеству верно составленных пар.
Задание № 3
- Нарисуйте в тетради столько палочек, сколько звуков вы услышите в слове. Слова: рот, рама, говорит.
Цель: проверка дифференцированности слухового восприятия.
Оценка результатов: по общему количеству звуков, услышанных во всех словах.
Для развития аналитичности восприятия и закрепления навыков письма рекомендуется на каждом уроке обучения грамоте поочередно выполнять с учащимися указанные ниже четыре задания: первые два направлены развитие слухового восприятия , третье и четвертое – на развитие зрительного восприятия.
Цели:
1).Развивать аналитичность восприятия :тренировать учащихся в поиске общего и различного.
2).Закреплять навыки письма.
Задание 1.
-Прослушайте слова .Найдите в них общий звук и обозначьте его буквой.
Задание 2.
- Прослушайте слова . Обозначьте буквами только те звуки, которыми слова различаются.
Что значит анализ предмета в системе?
Цель:
1).Сообщить результаты диагностики.
2).Развивать умение у детей видеть предмет со всех сторон, анализировать в системе ( развитие конкретного восприятия)
1) Обсуждение результатов диагностики. Я даю рекомендации по устранению недостатков восприятия .
2) Сообщение темы и цели урока.
3) Сначала учащиеся по очереди высказываются.
4) Самостоятельная работа детей по составлению плана.План:
-Форма, размер , вес.-Составные части.-Качество, цвет.-Для чего служит.
-Какие имеет недостатки и т. д.
5). Тренировка по выработке умения анализировать в системе.
Игра – соревнование «Кто больше?» Задание: Составьте из букв слова государство другие слова и запишите их.
Ответ:
город год оса овраг сода удав сорт рога роса сосуд | торг туда уста досуг дорога рос враг вода удар дар | дрова род трос ус свод суд ворота ворот рота рот |
Это соревнование целесообразно провести дважды. Сначала учащиеся выполняют задание без использования системы, подсчитывают количество записанных слов. Затем предлагаю детям продолжить поиск слов, но уже в системе ( Например: составлять слова на каждую из букв, входящих в слово государство, по порядку- сначала на Г, потом на О и т.д.) .По окончании игры подводится итог, который прибавляется к первому. Дети убеждаются в преимуществе употреблении системы.
На уроках провожу диагностику прогнастичности восприятия. Для этого ставлю цели:
- развивать умение учащихся восстанавливать отсутствующую часть слова, фразы, текста;
-развитие речи, заучивание словарных слов (развитие прогностичности восприятия).
Задание 1.
-Какие четыре разные буквы можно напечатать, если начинать написание всегда одинаково – с большой палочки. Добавлять разрешается по одному элементу –Р,Г,Ь,Т).
Задание 2.
-Угадайте начало ,конец или середину слов:
По…га (подруга), …уга (радуга),те… (тесто ,тепло, тесно), со.. ка(собака), …та (карта, парта, кофта, лента, муфта).
Задание 3.
-Предскажите конец фразы:
Миша вышел на улицу и вдруг увидел…….(ту самую машину, своего обидчика, маленькую собачку).
Задание 4.
- Закончите текст. Допишите одно- два предложения.
Наш кот Тимка – большой проказник. Раз он увидел на дереве дрозда. Мигом Тимка залез на дерево. Но дрозд заметил злодея……( Он клюнул кота в лоб. Тимка убежал.)
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ .
Коррекционные задания используются и проводятся на уроках русского языка для формирования познавательной деятельности и повышение уровня общего развития младших школьников.
Одной из характерных особенностей познавательной деятельности детей с задержкой психического развития является замедленное развитие у них способности к организации своих действий в том случае, когда им предстоит выполнить какое – либо задание. Это связано прежде всего, с неполным учетом структурных компонентов самого задания: инструкции учебного материала, образца. Ввиду этого, на первом этапе обучения необходимо проводить коррекционно – развивающую работу, направленную на преодоление этих затруднений.
Обучение надо строить в определенной последовательности. Сначала младшим школьникам предлагаются задания , которые включают два компонента - инструкцию и учебный материал. Дети упражняются в распознавании и различии их.
Например:
1. Прочитай, выпиши предложения с вопросительным знаком.
-Что ты ёж такой колючий?
-Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
2.Спиши,проговаривая по слогам.
Петушок клюёт зерно.
По указанию учителя дети читают текст, под № 1и 2, высказывают свои суждения о содержании каждого и их назначении. Появляются новые понятия для учащихся -«инструкция» и «учебный материал», объясняется их значение. Инструкция указывает на то, что надо сделать, т.е. на способ выполнения; учебный материал обозначает , с чем надо что – то сделать.
В связи с тем, что для слабоуспевающих учащихся с задержкой психического развития усвоение таких понятий , как «инструкция» и «учебный материал», представляют определенную сложность, могут применяться специальные карточки, каждая из которых включает название структурного компонента задания.
На приведенных примерах заданий представляется возможность практического ознакомления детей с задержкой психического развития с простей шимми случаями проблемной ситуации, поскольку перед школьниками возникают вопросы: Что такое? Как надо сделать?
В рамках этого этапа проводятся тренировочные упражнения. Направленные на формирование умения учащихся самостоятельно выявлять и различать структурные компоненты учебного задания.
Учитывая тот факт, что у младших школьников с задержкой психического развития возникают трудности в нахождении учебного материала в заданиях, предоставленного в форме отдельных слов, предложений, связного текста, в коррекционное обучение необходимо включать специальные задания с определённой формой учебного материала.
Задание 1.
Прочитай . Спиши название видов транспорта в алфавитном порядке.
Троллейбус, машина, автобус, самолет, поезд, катер, метро, вертолет, паром.
Задание 2.
Напиши слова в два столбика: в левый - название птиц, в правый – насекомых.
Бабочка, муха, стриж, щегол, пчела, грач, жук, шмель, кукушка, чиж.
Дальнейшая работа проводится над заданиями , в которых учебный материал предоставлен в форме предложений.
Задание 3.
Прочитай. Напиши по памяти.
Колос дорог, хоть и мал.
Подбери , чтоб не пропал.
Задание 4.
Прочитай скороговорки. Спиши их.
Уж и ужи уже в луже. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
При выполнении заданий дети выделяют их составные части, также учатся отличать форму предъявления учебного материала. Первое задание выполняется вместе с детьми, второе – самостоятельно.
В ходе коррекционно – развивающего обучения рассматриваются задания, в которых учебный материал представлен в форме связного текста.
Задание 1.
Прочитай. Спиши.
Как машины людям помогают
На машинах перевозят людей и грузы. Машины трудятся на полях на полях и стройках. Машины помогают считать.
После проведенной работы над выше указанными заданиями учащиеся подводятся к выводу о том ,что учебный материал может выражаться в форме отдельных слов, предложений, связного текста.
- Задание 1.
- Допиши предложения о том, кто как передвигается.
- Птица…….Змея……Лошадь……Лягушка……Рыба….
- Слова для справок: прыгает, летает, плавает, бегает ползает.
Задание 1.
Допиши предложения о том, кто как передвигается.
Птица…….Змея……Лошадь……Лягушка……Рыба….
Слова для справок: прыгает, летает, плавает, бегает ползает.
Учащиеся устанавливают, что упражнения включают инструкцию и учебный материал .
Последующий анализ позволяет определить , что в заданиях присутствует ещё один элемент – слова для справок, который располагается после учебного материала. Путём сопоставления структурных компонентов – заданий с выявленным элементом, устанавливается принадлежность указанных слов к учебному материалу. Слова для справок вводится, как элемент учебного материала.
При выполнении заданий, в структуру которых входит образец . внимание детей обращается на форму его выражения: либо представлен отдельными словами , либо предложением.
Например.
Измени слова по образцу.
Образец: музей – музеи.
Герои -…., сараи -…., муравьи - …..,воробьи - …..
Спиши по образцу, вставляя названия животных.
Громко лает собака дружок.
На крыше мяукает …Барсик. В сарае мычит … Красавка. Весело ржёт … Воронок.
После того, как учащиеся определили структуру заданий, учитель читает детям образец. Вместе устанавливают форму его предъявления: слова или предложение.
Организованная таким образом работа постепенно готовит детей к пониманию данного задания. В связи с тем, что в школьных учебниках образец выполнения задания находится до и после учебного материала, и это затрудняет его узнавание детьми с задержкой психического развития, в коррекционно – развивающее обучение вводятся специальные задания на выявление места расположения этого компонента по отношению к учебному материалу. Сначала рассматриваются случаи, когда образец находится перед учебным материалом.
Задание.
Замени в слове одну букву и напиши новые слова.
Образец: рога – рог.
Палка - ….., вилка - …., рак - …, кот - …., коса - ….
Затем анализируется другой случай, когда образец представлен после учебного материала.
Задание.
Прочитай .С помощью предлогов объедини пары слов так, чтобы получились сочетания слов.
Готовиться – праздник, заниматься - кружок, выходить – дом, заботиться родители.
Образец: Пойти – друзья -Пойти к друзьям.
Затем вводятся специальные упражнения на закрепление. Эти задания подбираются для каждого ребёнка индивидуально.
Дальше коррекционно - развивающая работа направлена на формирование умения устанавливать последовательность предстоящих действий при выполнении учебных заданий.
Задание.
Спиши. Подчеркни ЖИ одной чертой, ШИ – двумя.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Учащимся необходимо прочитать задание, выделить его структурные компоненты, определить количество требований в инструкции. Затем устанавливается зависимость одного требования от другого.
Такие задания дают возможность развивать познавательные процессы ( аналитичность восприятия и навыков письма ) у детей с задержкой психического развития.
Игровые технологии
Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.
Обучая детей, мы прежде всего, должны разобраться в том, что ребенку дано от природы, а что приобретается под воздействием среды.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя.
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности.
Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.
Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.
Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Но не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Игра в развитии познавательной деятельности. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым.
Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.
Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения – дидактические игры. Эти игры, заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей.
Цели применения дидактических игр следующие:
-интеллектуальное развитие младших школьников;
-создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как
личности, развитие его творческих способностей;
-индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;
-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.
-углубление уже усвоенных ранее знаний;
-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника.
Дидактические игры (развивающие, познавательные) способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьниковI. Из опыта работы.
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.
Игры.
I. «Выбери три слова»
( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку) Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб
2: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
а) рыбка вьюга чулок б) подъезд склад ворона
дубки варенье чучело съемка град ворота
гриб ручьи чум подъем клад воробей
II . Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили: огород, парк, море, школа, столовая, зоопарк.
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка реди-ка ду-ки тетра-ка сли-ки тра-ка морко-ка ли-ки остро-ки ло-ки
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
III . Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия,процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил ански кьоинк
лыжи санки коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
IV. Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игровые приемы.
1. Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
2. Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
Распредели слова на две группы.
Найди родственные слова. Выдели корень.
Закончи предложения:
У Риты и Жени есть ………….
Однажды дети пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
Составь рассказ по опорным словам: зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркостьи многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Вывод:
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения
Литература
1. А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей». М.,
Издательство «Ось-89», 2007.
2. Г.Доман “Как развивать интеллект ребенка”, М., АСТ, 1998.
3. И.В.Дубровина «Младший школьник. Развитие познавательных способностей», М., Просвещение, 2003.
4. А.З.Зак “Развитие умственных способностей младших школьников”, М.,Просвещение, 1994.
5. А.З. Зак «Совершенствование познавательных умений у детей 5 – 12 лет», Москва – Воронеж, 1999.
6. . А.З. Зак «Различия в мыслительной деятельности младших школьников»., Москва – Воронеж, 2000.
7. Л.Тихомирова “Развитие интеллектуальных способностей школьника”, Ярославль, Академия развития, 1996
8. В.Д.Шадрикова «Познавательный процессы и способности в обучении», М., «Просвещение», 1990.
9.Л.Б.Ермолаева -Томина и ее рабочая программа развивающего обучения
(М.1994 г.)
10. Статьи из журналов «Начальная школа»:
- № 2/ 99г. А.Р.Тестов «Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации»
- № 7 / 2000г. Н.Н.Жалдак «Развитие логического мышления у младших школьников.»
- № 2/2001г. А.В.тихоненко «Интеллектуальное развитие учащихся в процессе формирования геометрических понятий и представлений»
- № 6 / 2002г. В.Н.Камышников «Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта школьников»
- № 12/ 2002г. С.Г.Яковлева «Развитие логических суждений у младших школьников»
- № 5/2006г. З.П.Жукова «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры»
- № 11/2006г. «Развитие интеллектуальной культуры учащихся начальных классов» (из опыта работы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: Творческие игры на уроках русского языка
В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра....
Развитие внимания на уроках русского языка в начальной школе.
Аналитический отчёт за межаттестационный период. Развитие внимания на уроках русского языка в начальной школе....
Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе. ФГОС 1 класс
Карточки с заданиями по русскому языку составлены в дополнении к учебнику Русский язык 1 класс. Данные карточки хорошо использовать в послебукварный период....
Развитие УУД на уроках русского языка в начальной школе
Описание: предлагаю вашему вниманию статью, посвященную развитию универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе. Она может быть полезна учителям начальных классов...
Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе.ФГОС 2 класс
Упражнения направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся. Задания могут быть использованы как для индивидуальной, групповой и фронтальной работы с учащимися в классе, так и в качестве...
Развитие речи на уроках русского языка в начальных классах
Реалия нашей жизни – телевизор и компьютер. В жизни современного ребенка они занимают значительное место. Поэтому у ученика остается мало времени для общения со сверстниками, семьей, знакомыми. Овладе...
Дидактические игры для развития речи на уроках русского языка в начальной школе
Сегодня в научно-педагогической и методической литературе учитель может найти много пособий, рекомендаций по использованию игр в учебной деятельности. Дидактическая игра является ценным средством восп...