Индивидуальный творческий проект "Развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично - поискового метода обучения"
статья по русскому языку на тему

 

Цель работы:<?xml:namespace prefix = o /??>

  -  развитие  познавательного  интереса  к  уроку  русского  языка  на  основе  использования  частично – поискового  метода  обучения.

        Задачи:

1.     Проанализировать  литературу  по  данной  теме.

2.     Показать  возможности  частично – поискового  метода  обучения  в  формировании  познавательного  интереса  младших  школьников.

3.     Продумать  систему  заданий  частично – поискового  характера  на  разных  этапах  урока  русского  языка,  способствующих  развитию  познавательного  интереса.

4.     Проанализировать  результаты  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itp_3.doc162 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc86.5 КБ
Office presentation icon chast._pois..ppt105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

    В  «Концепции  модернизации  российского  образования  на  период  до  2010  года»  сказано,  что  общеобразовательная  школа, как  базовое  звено  образования,  должна  ориентировать  процесс  обучения  «не  только  на  усвоение  обучающимся  определенной  суммы  знаний,  но  и  на  развитие  его  личности,  его  познавательных  способностей» (1.).  Специальные  исследования,  проводимые  психологами  и  педагогами,  свидетельствуют  о  том,  что  к  шести  годам  у  дошкольников  формируется  внутренняя  потребность  занять  более  взрослое  положение.  Центром  ее  становится  желание  учиться (7).  Если  спросить  любого  первоклассника,  хочет  ли  он  учиться,  и  как  он  будет  учиться,  то  в  ответ  мы  услышим,  что  получать  многие  из  них  намерены  только  «5».  Однако  в  педагогической  практике  можно  наблюдать  падение  от  класса  к  классу  у  некоторых  школьников  интереса  к  учебной  деятельности.

     Встает  проблема: как  же  организовать  обучение  так,  чтобы  увлечь  ребенка  процессом  познания,  пробудить  стремление  к  самостоятельному  овладению  знаниями  и  умениями,  как  к  чему-то  для  него  ценному,  привлекательному,  т. е.  как  развить  познавательный  интерес,  как  к  «интересному»,  так  и  к  «скучному»  предмету?

       Проблема  так  же  в  том,  что  познавательный  интерес  оказывает  побуждающее  воздействие на  учебную  деятельность,  т.е. активизирует  ее.  И  в  то  же  время  без  активной  познавательной  деятельности  интерес  не  развивается (3).    Поэтому  учителю  на  уроке  необходимо  так  организовать  познавательную  деятельность,  чтобы  с  ее  помощью  у  детей   сформировался  и  развился  стойкий  познавательный  интерес.

       Мой  опыт  и  опыт  многих  учителей  показывает,  что  уроки  русского  языка  для  младших  школьников  относятся  к  числу  нелюбимых  школьных  предметов. Деятельность  учащихся  на  этих  уроках  у  многих  учителей  носит  однообразный  воспроизводящий  характер,  значительная  часть  времени  затрачивается  на  выполнение  тренировочных  упражнений.

     В  связи  с  этим  проблема  изыскания  методических  путей  развития  познавательного  интереса  и  активизации  познавательной  деятельности  учеников  применительно  к  изучению  грамматики  и  правописания  в  начальных  классах  является  и  по  сей  день  актуальной.  Применяя  на  своих  уроках  русского  языка  задания  частично – поискового  характера,  я  увидела,  что  это  приводит  к  активизации  познавательной  деятельности  детей,  у  них  появляется  познавательный  интерес  к  изучаемому  материалу.

       Поэтому  я  поставила  перед  собой  цель:

  -  развитие  познавательного  интереса  к  уроку  русского  языка  на  основе  использования  частично – поискового  метода  обучения.

        Задачи:

  1. Проанализировать  литературу  по  данной  теме.
  2. Показать  возможности  частично – поискового  метода  обучения  в  формировании  познавательного  интереса  младших  школьников.
  3. Продумать  систему  заданий  частично – поискового  характера  на  разных  этапах  урока  русского  языка,  способствующих  развитию  познавательного  интереса.
  4. Проанализировать  результаты  деятельности.

 

  1. Психолого-педагогическое  обоснование  проблемы.

 1.1.  Структура  мотивов  учебной  деятельности.  

         Младший  школьный  возраст  называют  вершиной  детства.  Ребёнок  сохраняет  много  детских  качеств,  но  уже  начинает  утрачивать  детскую  непосредственность  в  поведении,  появляется  другая  логика  мышления.  Учение  становится  для  него  значимой  деятельностью.  В  числе  многочисленных  изменений  -  интересы,  ценности,  весь  уклад  жизни.  Игровая  мотивация  постепенно  уступает  место  учебной,  при  которой  действия  выполняются  ради  конкретных  знаний  и  умений.  Учебная  деятельность  в  младшем  школьном  возрасте  становится  ведущей.  Д. Б. Эльконин  понимал  учебную  деятельность  как  «особую  деятельность  школьника,  сознательно  направляемую  им  на  осуществление  целей  обучения  и  воспитания,  принимаемых  учеником  в  качестве  своих  личных  целей» (7). В  структуру  учебной  деятельности  входят  компоненты:  мотивационный,  операционно-технический,  контрольно-оценочный.   А. Н.  Леонтьев  считает  мотивационную  сферу  ядром  личности. Мотивы,  т.е.  побуждения  к  деятельности,  играют  в  деятельности  ученика  огромную  роль. Они  заставляют  его  стараться  прилагать  усилия  и  добиваться  достижения  поставленной  цели.

Мотив – то, ради чего человек осуществляет какую-либо деятельность.             Учебная  деятельность  побуждается  и  направляется  учебными  мотивами.  В  начале  своей  школьной  жизни,  имея  внутреннюю  позицию  школьника,  ребёнок  хочет  учиться,  причём  учиться  хорошо,  отлично, но по - разным причинам, то есть мотивы  учения  могут быть различны.

              А. К. Маркова  выделяет  следующие виды  мотивов  по  содержанию:

Учебно-познавательные  мотивы,  связанные  с  содержанием   и  процессом  учения.

Социальные,

связанные  с  системой  жизненных  отношений:

-  чувство  долга,

-  самосовершенствование,

-  престиж,

- благополучие,

- желание  избежать  неприятностей,                     и  т.п.

         Среди  разнообразных  социальных  мотивов   учения,  по  мнению  Леонтьева,  главное  место  занимает  мотив  получения  высоких  отметок.  Другие  социальные  мотивы  учения  -  долг,  ответственность, необходимость  получить  образование – тоже  осознаются  детьми,  придают  определённый  смысл  их  учебной  деятельности,  но  они  только  «знаемые»  по  выражению  А. Н. Леонтьева.   Д. Б. Эльконин  указывает,  что  целенаправленная  учебная  деятельность  «должна  побуждаться  адекватными  мотивами.  Ими  могут  быть  только  мотивы,  непосредственно  связанные  с её  содержанием,  т.е.  мотивы  приобретения  обобщённых  способов  действий,  или  мотивы  собственного  роста,  собственного  совершенствования» (7).  Таким  образом,  учителю  важно  сформировать  у  детей  именно  учебно-познавательные  мотивы.

 

  1.2.     Познавательный  интерес.

Интерес  (от   латинского  «имеет  значение,  важно») -  реальная  причина  действий,  ощущаемая  учеником  как  особо  важная. Интерес – это  форма  проявления  познавательных  потребностей,  что  выражается  в  стремлении  к  познанию  объекта  или  явления,  овладении  определённым  видом  деятельности.

   Л. С. Выготский  называл  интерес  как  бы  естественным  двигателем  детского  поведения.  «Он  является  верным  выражением  инстинктивного  стремления,  указанием  на  то,  что  деятельность  ребёнка  совпадает  с  его  органическими  потребностями».   Вот  почему   Л. С. Выготский  считал  основным  правилом  построения  всей  образовательно-воспитательной  системы точный  учёт детских  интересов.  Важным  также  является  то,  насколько  интерес  направлен  по  линии  самого  изучаемого  предмета,  а  не  связан  с  посторонним  для  него  влиянием  наград,  наказаний,  страха,  желания  угодить  и  т.п.        

          Н. Г. Морозова  считает,  что  «интерес  можно  определить  как  эмоционально-познавательное  отношение  к  предмету  или  к  непосредственно  мотивированной  деятельности,  отношение,  переходящее  при  благоприятных  условиях  в  эмоционально-познавательную  направленность  личности». (5).

Применительно к учебной деятельности А. К. Маркова  выделяет  следующие  виды  интереса  к  учению:

1) – глобальный,  недифференцированный, т.е. широкий  учебный  интерес.

2) – интерес  к  постановке  целей,  задач,  их  реализации,  т.е. планирующий  учебный  интерес.

3) – интерес  к  результатам  учения,  т.е.  результативный  учебный  интерес.  

4) – интерес  к  содержанию  предмета,  к  процессу  его  усвоения,  т.е.  процессуально-содержательный.

5) – более  глубокий  интерес  к  процессу  и  к  способам,  приёмам  его  осуществления,  т.е. учебно-познавательный  интерес.  

6) – стремление  к  преобразованию  и  совершенствованию  своей  учебной  работы,  т.е.  преобразующий  интерес.

          Таким образом, познавательный интерес является одним из видов интереса к учению.  Г. И. Щукина  даёт  такое  определение  познавательного  интереса.  «Познавательный  интерес  выступает  перед  нами  как  избирательная  направленность  личности,  обращённая  к  области  познания,  к  её  предметной  стороне  и  к  самому  процессу  овладения  знаниями» (2).  

По  основанию  активности  и  самостоятельности  учащихся,  стремлению  к  преодолению  трудностей  Г. И. Щукина  выделяет  уровни  проявления  становления  интереса  к  учению:  

Высокий  уровень.

Средний  уровень.

Низкий  уровень.

Высокая  самопроизвольная  активность,  с  увлечением  протекающая  самостоятельная  работа,  стремление  к  преодолению  трудностей  в  сложных  задачах.

Познавательная  активность,  требующая  побуждения  учителя,  зависимость  самостоятельной  работы  от  ситуации,  преодоление  трудностей  при  помощи  учителя.  

Познавательная  инертность,  минимальная  самостоятельность,  бездеятельность  при  затруднениях.

         Познавательный интерес как одна из разновидностей интереса к учению может проявляться на любом из этих уровней. С  этой  классификацией  связаны  уровни  сформированности  собственно познавательного  интереса  по  М. В. Матюхиной:

Теоретический  уровень

Познавательный  уровень

Занимательный  уровень

Интересуют  причинно-следственные  связи,  происхождение  явлений.  

Интерес к  познанию  существенных  свойств  предметов.

Может  привлекать  простая  занимательность  фактов,  а  не их  сущность.

    Подобные уровни выделяет и Г. И. Щукина.

         По  основанию  тесноты  связи  с  эмоциональной  стороной  личности  Н. Г. Морозова  выделяет  следующие  виды  познавательного  интереса:

- эпизодическое  переживание;

- эмоционально-познавательное  отношение  к  предмету;

- стойкая  эмоционально- познавательная  направленность  личности  на  определённую  область  знания  или  деятельности.  

        В. В.   Давыдов,  Д. Б. Эльконин,  В. В. Репкин  выделяют  виды  познавательного  интереса  по  основанию  обращённости  ученика  на  отдельные  стороны  учебной  деятельности:

- познавательный  интерес,  обращённый  на  знания  как  результат  учения;

- познавательный  интерес,  обращённый  на  способ  добывания  знаний.    

        Познавательный интерес по-разному проявляется в разных сферах деятельности. Исследователями  были  выделены  проявления,  параметры  и  критерии  познавательного  интереса.  

1)  проявление  интеллектуальной  активности (вопросы  к  учителю,  стремление  по  собственному  побуждению  участвовать  в  деятельности,  в  обсуждении  вопросов  на  уроке,  активное  оперирование  приобретённым  багажом  знаний  и  умений);

2) эмоциональные  проявления (общий  положительный  настрой,  интеллектуальная  радость);

3) волевые  проявления (сосредоточенность  внимания  и  слабая  отвлекаемость,  поведение  ученика  при  затруднениях,  стремление  к  завершению  учебных  действий,  реакция  на  звонок  с  урока);    

4) внеурочные проявления (поведение  на  перемене,  самостоятельные  вопросы  и  суждения,  беседы  и  спор  между  учащимися,  добровольное  взятие  дополнительной  и  самостоятельной  работы) (Г. И. Щукина,   Н. Г.Морозова).

      Исследования  А. К. Марковой  показали,  что  становлению  и  развитию  познавательного  интереса  способствуют такие  условия:

- выделение  в  содержании  общих  принципов  и  закономерностей,  включение  системы  задач;

-  активная  деятельность  школьников по преобразованию исходных вопросов и заданий для их решения;

- оценка  учителем  не  только  результата,  но  и  способов  учебной  работы  школьника,  а  также  вовлечение  в  процесс  оценивания  самих  школьников;

- выполнение  детьми  активных  действий  по  анализу  своей  мотивационной  сферы.  К ним можно добавить  также такие условия, как новизна материала, его эмоциональная окрашенность, коллективные формы организации различных видов деятельности, игровые задания, предоставление школьникам возможности выбора и др.    

                  Таким  образом,  на  развитие  познавательного  интереса  влияют  следующие  условия  и  факторы:

1). Содержание  учебного  материала;

2). Активная  и  поисковая  мыслительная  деятельность детей;

3). Организация  учебного  процесса  на  оптимальном  уровне  развития  учащихся;

4).  Эмоциональная  атмосфера  обучения.

5). Оптимальное  сочетание  различных  методов  обучения.

Частично-поисковый  метод  обучения,  как  один  из  способов организации  активной,  поисковой  мыслительной  деятельности  учащихся,  как  раз  способствует  развитию  познавательного  интереса  детей.

  1. Частично–поисковый  метод  обучения.

Специальные  исследования  Г. И. Щукиной,  В. С. Ильина,  посвящённые  проблеме  формирования  познавательного  интереса,  показывают,  что  существует  большая  группа  методов  стимулирования  интереса  к  учению. Это  методы  эмоционально  нравственного  стимулирования,  методы  познавательного  спора,  анализа  жизненных  ситуаций,  познавательных  игр,  создание  проблемных и поисковых  ситуаций,  учебных  дискуссий,  создание  ситуаций  успеха  и  др.  Знание  всего  богатства  методов  стимулирования  интереса  к  учебной  деятельности  позволяет  учителям  в  каждом  конкретном  случае  избрать  те  из  них,  которые  наилучшим  образом  соответствуют  задачам,  особенностям  учеников,  степени  развитости  у  них  познавательного  интереса, с  тем,  чтобы  приподнять  его  на  новый,  более  высокий  уровень.  

     Остановимся  на  частично-поисковом  методе  обучения. По  своей  сути он  является  одним  из   важнейших  средств  активизации  школьников  и,  следовательно,  развития  их  познавательного  интереса.

           Для  того чтобы  понять   сущность  частично-поискового  метода  разберёмся  в  понятии  «метод  обучения».

  Метод  обучения – это  упорядоченная  деятельность  педагога  и  учеников,  направленная  на  достижение  поставленной  цели  обучения. (10).

В  своей  деятельности  учителя  используют  различные  методы  обучения.

Их  традиционная  классификация  по  источнику  знаний  такова:

                                                     Методы.

Словесные  методы.

(устное  или  печатное  слово).

- рассказ,

- объяснение,

- беседа,

- дискуссия,

- лекция,

- работа  с  книгой.

Наглядные  методы.

(наблюдаемые  предметы,  явления,  наглядные  пособия.)

- метод  иллюстраций,

- метод  демонстраций.

Практические  методы.

(выполнение  практических  действий).

- упражнения,

- лабораторные  работы,

- практические  работы.

              По  характеру  познавательной  деятельности  классификация  методов  следующая:

1). Объяснительно-иллюстративный  метод (учитель  сообщает  готовую  информацию);

2).  Репродуктивные  методы (повторение  способа  деятельности);          

3).  Частично-поисковый  (эвристический)  метод (учитель  расчленяет  учебную  задачу  на  проблемы.  Учащиеся  осуществляют  отдельные  шаги  поиска  её  решения.  Каждый  шаг  предполагает  творческую  деятельность,  но  целостное  решение  проблемы  пока  отсутствует).

4) Проблемный  метод (ставится  проблема,  и  находятся  пути  её  решения);

5) Исследовательский  метод (овладение  методами  научного  познания).

            Особенности частично-поискового метода:

Содержание  метода.

Деятельность  учителя.

Деятельность учащихся.

Основное  назначение  метода – постепенная  подготовка  обучаемых  к  самостоятельной  постановке  и  решению  проблем.

Подведение  обучаемых

к  постановке  проблемы,  показ  им  как  необходимо  находить  доказательства,  делать  выводы  из  приведённых  фактов,  построить  план  проверки  фактов  и  т.д.  Учитель  широко  применяет  эвристическую  беседу, в  процессе  которой  ставит  систему  взаимосвязанных  вопросов,  каждый  из  которых  является  шагом  к  решению  проблемы.

Деятельность  ученика  заключается  в  активном  участии  в  эвристических  беседах,  в  овладении  приёмами  анализа  учебного  материала  с  целью  постановки  проблемы  и  нахождения  путей  её  решения.

   Сущность  частично- поискового  метода  обучения  состоит  в  том,  что  

1) знания  детям  надо  добывать  самостоятельно;

2) учитель  не  сообщает  и  не  излагает  знания,  а  организует  поиск  новых  знаний  с  помощью  разнообразных  средств.

3) ученики  под  руководством  учителя  самостоятельно  рассуждают,  решают  возникающие  познавательные  задачи,  создают  и  разрешают  проблемные  ситуации,  анализируют,  сравнивают,  обобщают,  делают  выводы  и  т.д.  в  результате  чего  у  них  формируются  осознанные  прочные  знания.

    Даже  не  все  учителя-мастера  осознают  влияние  активизации  учебной  деятельности  школьников  на  развитие  их  интереса  к  учебным  предметам.  

«Устремлённость  к  познанию,  желание  охватить,  возможно,  полнее  познанием  данную  научную  область  (либо  учебный  предмет),  изучить  её  глубоко,  основательно,  стремление  заниматься  познавательной  деятельностью,  приобретать  необходимые  умения  и  навыки  для  рационального,  быстрого  и  успешного  её  протекания,  вот  в  чём  основная  суть  познавательного  интереса.  Значит,  предметом  познавательного  интереса  является  познавательная  деятельность,  как  её  содержательная,  так  и  операционная  сторона»  Г. И. Щукина.

     Возникшая  познавательная  проблема  на  уроке  может  быть  разрешена  с  разной  степенью  самостоятельности  школьников  и  на  разных  уровнях  познавательной  активности  и  познавательного  интереса.  При  использовании  частично-поискового  метода  обучения  выше  уровень  познавательной  активности,  следовательно,  и  выше  уровень  развития  познавательного  интереса  у  детей.  

  Виды  частично-поисковых  заданий:

- Нахождение  закономерности.

- Нахождение  принципа  группировки  и  расположения  приведённых  слов,  цифр,  явлений.

- Подбор  возможно  большего  количества  примеров  к  какому-либо  теоретическому  положению.

- Нахождение  нескольких  вариантов  ответа  на  один  и  тот  же  вопрос.

- Усовершенствование  какого-либо  задания. (12).

        Использование  частично-поискового  метода  обучения  требует  от  учителя  усилий  для  подготовки  к  уроку  и  дополнительного  времени  на  нём.  Однако  велика  и  отдача.  Дети  становятся  активными  участниками  процесса обучения,  у  них  появляется  уверенность  в  собственных  силах.  Участие  в  поиске  требует  от  детей  максимальной  сосредоточенности,  напряжённой  мыслительной  деятельности,  умения  правильно  выражать  свои  мысли,  активизирует  познавательный  процесс,  обеспечивает  свободное  владение  аналитико-синтетическими  действиями,  обучает  логике  рассуждений.  Всё  это тем  самым   способствует  развитию  познавательного  интереса  к  предмету.

  1. Практическая  часть.
  1. Система  частично-поисковых  заданий  на  различных  этапах урока  русского  языка.

     Основным  источником  интереса  к  самой  учебной  деятельности  является,  прежде  всего,  её  содержание.  Метод  выступает  в  роли  способа  движения  содержания.  Мне  захотелось  попробовать  разработать такую  систему  заданий  частично-поискового  характера,  в  которой  бы  и  содержание,  и  способ  добычи  знаний  активизировали  детей,  тем  самым,  формируя  у  них  познавательный  интерес.  Я  старалась  так  построить учебный  процесс,  чтобы  на  каждом  этапе  урока  русского  языка  не  только  совершенствовался  ряд  интеллектуальных  качеств  детей,  но  и  организованная  поисковая  деятельность  вызывала  бы  интерес  к  предмету  и  к  учебной  деятельности  в  целом.   Это  достигается  путём  внесения  изменений  в  содержание  и  организацию  процесса  обучения.

     Изменение  содержания  осуществляется  за  счёт:

- введения  дополнительной  лексики  во  время  словарно-орфографической  работы,  закрепления,  повторения  и  обобщения  изученного;

- увеличения  масштаба  использования  пословиц,  поговорок,  фразеологических  оборотов  на  различных  этапах  урока;    

- расширение  объёма  работы  с  понятиями  и  терминами;

- включение  в  содержание  уроков  различных  видов  текстов  воспитательно-познавательного  характера.

      При организации  процесса  обучения  я  старалась  так  построить  урок,  чтобы  на  нём  дети  осуществляли  поиск существующих  и  собственных,  может  быть,  неординарных  путей  решения  заданий.  Так  же  стремилась  научить  детей  полному,  последовательному,  доказательному  объяснению  своего  мнения. И,  конечно  же,  организация  такой  работы  невозможна  без  сотрудничества,  делового  партнёрства  между  учителем  и  учениками.  Необходимо  сочетать  в  себе  разумную  требовательность  и  строгость  с  терпением  и  уважением  к  личности  ребёнка,  его  мнению.

        В  1 классе  в  самом  начале  урока    провожу  мобилизующий  этап.  Его  цель – включение  детей  в  работу.  В его  содержание  также  входят  упражнения  частично - поискового  характера,  которые  предусматривают  различные  операции  с  буквами  (графическое  изображение,  условные  обозначения,  воображаемые  образы).  Эти  упражнения  рассчитаны  на  2-4 минуты. Они  призваны  организовать  поисковую  деятельность  ребёнка,  а  также  совершенствовать  один  из  видов  мышления,  внимание,  память,  сообразительность,  наблюдательность,  речь.

          Буквенный  материал  используется  в  виде  графического  изображения  букв  на  специальных  карточках,  которые  дети  могут  переставлять,  взаимозаменять  на  наборном  полотне,  т.е. осуществлять  с  ними  реальные  действия.

Например

Задание  на  нахождение  закономерности,  принципа  группировки  букв.

Ж

Ш

  Ч

Ш

 Ч

 Ж

-  Какие  4  перестановки  карточек  следует  сделать  в  нижнем  ряду,  чтобы  в  обоих  рядах  буквы  находились  в  одинаковой  последовательности?

- Какую  букву  можно  добавить  к  этим  буквам?

Задание на  нахождение  нескольких  вариантов  ответа  на  один  и  тот  же  вопрос  и   усовершенствование  задания.

             Здесь  учащиеся  мысленно  совершают  действия  с  буквами,  не  меняя  положение  в  их  фактическом  изображении.  Операции  с  идеальными  образами  способствуют  развитию  у  школьников  интеллектуальной  гибкости,  умения  полемизировать  самим  с  собой,  действовать  аргументировано,  доказательно.  К  тому  же  задания  можно  дифференцировать  по  уровню  сложности.

  А

  О

  У

   Я

  Ё

 Ю

  И

   Э

   Е

 - В  каждом  квадрате-домике  живёт  буква.  От  домика  к  домику  прыгает  зайчик  НАИСКОСОК  ЧЕРЕЗ  ДОРОЖКУ .

-  (1 уровень)  В  домик  с  какой  буквой  может  прыгнуть  зайчик,  если  он  находится  в  домике  с  буквой  А?

-  (2 уровень)  Сколько  прыжков  должен  сделать  зайчик,  чтобы  из  А  попасть  в  О?

-  Какие  ещё  задания  можно  придумать  к  этому  рисунку?

- Охарактеризуйте  буквы  и  звуки,  которые  они  обозначают.  Какой  буквы  здесь  не  хватает?

        Таким  образом,  на  мобилизующем  этапе  в  1  классе  дети  учатся  осуществлять  поиск  правильных  решений  по  вопросам  учителя,  обобщать,  классифицировать,  группировать,  выделять  лишнее,  придумывать  свои  примеры  заданий,  т.е. выполняют  задания  частично  поискового  характера.

Все  эти  задания  вызывают  живой  интерес и  активность   детей,  заставляя  их  мыслить  в  рамках  предмета.

Задания  различных  видов  частично-поискового  характера  уместны  на  любых  этапах  урока  русского  языка.  

На  этапе  проведения  минутки  чистописания.

Минутку  чистописания  разбиваю  на  3  этапа:

- определение  и  формулирование  учащимися  темы;

- формулирование  детьми  плана  предстоящих  действий  по  написанию  букв  и  их  элементов;

- исполнительный.

Задание  на  нахождение  закономерности.

    М        Р         Б           Ж

   Ж

   М

   А

   Б

   М

     Р

     А

      Р

 Р     О

-  Внимательно  посмотрите  и скажите,  с  какой  буквой  мы  будем  работать  сегодня.  Она  встречается  здесь  чаще  других  (с  буквой  Р).

Рр

Рра   Рре   Ррё  …

-  Определите  порядок  написания  букв  в  ряду  и  продолжите  цепочку.

Задание  2. На  нахождение  закономерности.    

Яблоко,  каток,  океан,  ракита.

-  Найдите  общее  в  этих  словах  (К).

Кк

Кка   Ккя   Кке  …

- Определите  порядок  следования  букв,  продолжите  цепочку.

         

         Во  2,  3,  4  классах  поиск  букв  можно  усложнить,  связав  с  темой  урока  или  с  различными  видами  разборов.

Задание на  нахождение  закономерности.

 Нос,  лак,  лён.

-  Определите  букву,  которую  мы  будем  писать.  Она  обозначает  непарный,  звонкий,  мягкий  согласный  звук.    (Л).

Лл

ля   лляя   ллляяя  …

-  Какой  порядок  букв  представлен?  Продолжите  цепочку.

Также  можно  разнообразить  задания  по  уровню  сложности  и  предоставить  детям  право  выбора.

Задание  на  нахождение  закономерности.

М_рщины,  ел_ник,  тр_вяной,  разв_лил.

-  Определите  букву.  Она  находится  в  корне  имени  существительного  женского  рода  множественного  числа  и  обозначает  непарный,  глухой,  всегда  мягкий  звук.

  Щщ

щац   цащ   щац   …

щац   ацщ   цща   …

-  Определите  порядок  в  цепочках.  Напишите  одну  по  выбору.

       

 В  3, 4  классе  дети  могут  сами  определить  механизм  выявления  буквы,  а  затем  самостоятельно  найти  её.

Задание на  нахождение  закономерности,  принципа  группировки  букв.

а--------в                ж------и                о-------р

      б                            з                           ?

  Определите,  с  какой  буквой  мы  будем  сегодня  работать.

Пп

Пап   Пбп   Пвп   …

Ппрт   Пптр   Ппрт   …

-  Найдите  логику  в  цепочке.  Напишите  одну  по  выбору.

Задание на  нахождение  закономерности.

    Отметка

-  Мы  будем  писать  3  буквы. 1 - суффикс  в  слове  отметка,  2 – окончание  в  этом  слове,  3 – окончание  этого  слова  в  винительном  падеже. (К, А, У)  

кау   куа   кау   …

куууа    кууаа   …

укая   укамы   укаты   … 

-  Определите  порядок  в  цепочках. Напишите  одну  на  выбор.

На  этапе  словарно-орфографической  работы  дети  могут  находить  слово,  выявляя  закономерность.

  Задание на  нахождение  закономерности с использованием пословиц, поговорок и фразеологических оборотов.

  Тлкорспмноиархз

-  Какое  слово  здесь скрыто?  Как  определили?

-  Подбери  родовое  понятие  к  слову. (инструмент).

-  Из  чего  состоит?  Для  чего  предназначен?  Сформулируйте  значение  слова  топор?

Пословицы и поговорки:

- Хоть  топор вешай.                   - Сказал, как топором отрубил.

- Не топор тешет, а плотник.     - Топор острее, так и дело скорее.

- Что написано пером, не вырубишь топором.

- Раскройте смысл пословиц и фразеологических оборотов.

- Найдите  слова с приставками.

 

Задание на  нахождение  закономерности

сезон               винтик             зонтик

кивок                указал                   ?  

-  Найдите  новое  слово.  Как  его  получили?  (вокзал).

-  Найдите  родовое  понятие.  (здание).

-  Для  чего  предназначено?  -  Сформулируйте  значение  слова.

- Составьте рассказ, чтобы слово вокзал было в каждом предложении.

 На  этапе  изучения  нового  материала  частично - поисковые  задания  можно  давать  с  первых  же  изучаемых  грамматических,  орфографических,  пунктуационных  понятий.

Задание  на  нахождение  закономерности.

 Надя  Сергеева,  Олег  Буров  и  Оля  Руднева  садили  цветы  на  клумбу.  К  ним  подошла  учительница  Вера  Петровна.

- Внимательно  прочитайте  предложения.

-  Назовите  написанные  в  них  имена.

-  С  какой  буквы  написаны  имена?

-  Прочтите  имеющееся  в  одном  предложении  отчество.

-  Как  написано  отчество?

-  Найдите  и  прочитайте  фамилии.

-  Как  написаны  фамилии?  

-  Сформулируйте  правило  в  порядке  нашего  рассуждения.

При  изучении  нового  материала  частично - поисковые  задания  могут  быть  разноуровневого  характера.  Уровни  проблемности  отличаются  степенью  помощи  со  стороны  учителя.  

Например,  при  изучении  темы  «Мягкий  знак  на  конце  существительных  после  шипящих»   предлагаю  детям  частично-поисковые  задания  на  карточках  в  трёх  уровнях.  Для  работы   определяю  группы  в  соответствии  с  уровнем  подготовки  детей.  Не  сообщая  новой  темы,  раздаю  карточки.

Высокий  уровень.

Дочь,  врач,  тишь,  шалаш,  рожь,  нож.

-  Внимательно  прочитайте  слова.

-  Найдите  разницу  в  их  написании.

-  Сформулируйте  правило.

Средний  уровень.

дочь           врач

тишь          шалаш

рожь           нож

-  Внимательно  прочитайте  столбики  слов.

-  Объясните  принцип  их  группировки.

-  Сформулируйте  правило  их  написания.

Низкий  уровень.

дочь           врач

тишь          шалаш

рожь          нож

-  Внимательно  прочитайте  слова  в  1  и  во  2  столбиках.

-  К  какой  части  речи  относятся  все  эти  слова?

-  Определите  род  имён  существительных  в  каждом  столбике.

-  Какие  согласные  буквы  стоят  в  конце  имён  существительных  в  каждом  столбике?

-  В  конце  каких  имён  существительных  и  в  каком  случае  пишется  мягкий  знак?

Учащиеся  работают  с  карточками,  решают  поисковую  задачу,  формулируют  вывод.  Проверка  результатов  их  деятельности  начинается  с  группы,  решавшей  задачу  на  низком  уровне,  затем  на  среднем  и  высоком.  Участие  в  поиске  не  только  вызывает  познавательный  интерес,  но  и   требует  от  детей  максимальной  сосредоточенности,  напряжённой  мыслительной  деятельности,  умения  правильно  выражать  свои  мысли,  активизирует  познавательный  процесс,  обеспечивает  свободное  владение  аналитико-синтетическими  действиями,  обучает  логике  в  рассуждениях.

         При  закреплении  изученного  материала  или  повторении  частично-поисковые  задания  дают  прекрасную  возможность  развить  интерес  к  познанию  существенных  свойств  предметов  и  к  причинно-следственным  связям,  выявлению  закономерностей.  А  также  позволяет формировать  определённые  наборы  интеллектуальных  качеств  и  умений  учащихся.

    Задание  на  нахождение  закономерности  и  принципа  группировки    и  расположения  слов.

Тема: «Обозначение  мягкости  согласных  гласными  звуками».    

Колос,  удар,  поле,  уголок.

Кусты,  сила,  пена,  звено.

Люди,  село,  лютик,  веки.

Перец,  лев,  вяз,  вес.

-  Прочитай  цепочки  слов.

-  Напиши,  устранив  лишнее.

-  Ответ  обоснуй,  подчеркни  буквы,  обозначающие  мягкие  и  твёрдые  согласные  звуки.  

Задание  на  нахождение  закономерности и  нахождения  принципа  группировки  слов.

Тема:  «Три  склонения  имён  существительных».

холод   -   жара                                                                                          

лес   -   степь                                  Шифр:                

ложь   -   правда                    школа   -   учитель                                                      

лес   -   заяц                             озеро   -   река                                                          

трамвай   -   автобус             трусость  -  храбрость                                    

море   -   корабль                                                                                            

яблоко   -   вишня                                                                                              

голод   -   сытость                                                                          

стакан   -   вода                                                                    

дуб   -   берёза                                                                

-  Прочитайте.  Сгруппируйте  слова  в  соответствии  с  шифром.  Для  этого  определите  смысловую  связь  каждой  пары  из  шифра.  Подберите  к  ним  другие  пары  слов  с  такой  же  смысловой  связью.

-  Напишите.  Определите  склонение  имён  существительных.

Задание  на  принцип  группировки  с  использованием  фразеологических  оборотов.

Толочь … в  ступе,  сулить … горы,  … слово,  … руки,  выйти  сухим  из  …,  … дно,  не … в  обиду, … осень,  тише … ниже  травы,  как  пить …, ни … ни  взять,  много  … утекло.

Слова  для  справок:  золотой,  вода,  дать. 

- Сгруппируйте  фразеологические  обороты по  используемым  в  них словам.

- Объясните  фразеологические  обороты.

- К  каждому  из  слов  для  справок  подберите  слова  этой  же  части  речи  из  фразеологизмов.

Задание  с  использованием  текста  воспитательно – познавательного  характера и  поговорок  на  нахождение  закономерности.

Тема : «Части  речи»  3 класс.

                              Лесной  обычай.

Певчие  птицы  сбиваются  в стайки и странствуют по кустам и деревьям. В стае есть свой обычай. Первый увидевший врага должен пискнуть или свистнуть. Стая успеет уйти от опасности. Если один попал в беду, стая поднимет крик и гам, устрашая врага.- Прочитайте. Коротко  сформулируйте обычай, о котором идёт речь. Составленное  предложение введите в текст,  найдя для него подходящее место. ( Один за всех, и все за одного.)

- Сгруппируй  по  частям  речи.      

   

Можно также использовать разноуровневые задания.  Детям  на  выбор  предлагаю  задания  на  карточках  в  зависимости  от  сложности  на  «5»,  на  «4»,  на  «3».

  Задание  на   нахождения  принципа  группировки  приведённых  слов  и  усовершенствование  задания.

Тема:  «Повторение  изученных  орфограмм»  или  «Части  речи».

Высокий  уровень. 

В_олна,  берё_ка,  уб_жал,  солов_иная,  кру_ка,  приб_ёт,  х_лодное,  коро_ка,  в_южный.                                                                                                                                          

-  Прочитайте  внимательно  слова.

-  Сгруппируйте  их  по  типу  орфограмм.

- Объясните  написание  вставленных  букв.

- Как  ещё  можно  сгруппировать  эти  слова?

Низкий  уровень.

      в_лна              берё_ка         в_южный

    уб_жал            коро_ка         солов_иная

    х_лодное         кру_ка           приб_ёт               

- Прочитайте  внимательно  столбики  слов.

- Какую  букву  вставите  в  слово?   Объясните.

- По  какому  принципу  сгруппированы  слова?

-  Определите  части речи,  сгруппируйте  слова  по  этому  принципу  в  3  столбика.  

                                     

Сам  характер  упражнений  ставит  учащихся  перед  необходимостью  словесного  рассуждения.  Умозаключения  помогают  детям  непроизвольно  составлять  тексты  различных  видов:  текст – описание  своих  действий,  текст – рассуждение,  текст – умозаключение,  смешанные  тексты.  

Задание  на  подбор  возможно  большего  количества  примеров.

Тема:  «Состав  слова».

-  Распределите  слова  в  соответствии  со  схемами  и  приведите  собственные  примеры.

Схемы:    ¬∩,     ¬∩,     ∩. 

 Слова: побеги,  поход,  тепло,  бодрый,  договор,  проплывёт,  вылет,  пробежит,  кожа,  прилетит,  осмотр,  зерно,  забросит,  догорят,  изгиб,  запах,  рука,  выхлоп,  сдвинут,  место, закат,  сбросят,  нога,  побег,  белый,  отнесут.

 

Задание  на  нахождение  нескольких  вариантов  ответа  на  один  и  тот  же  вопрос,  выявление  способа  быстрого  нахождения  всех  возможных  ответов.

Тема:  «Заглавная буква  в  именах  собственных».

Ва_я      

-  Какие  буквы  можно  вставить,  чтобы  получилось  имя?

-  Сколько  всего  вариантов  ответа  может  быть?

Дети  не  только  находят  варианты  ответов  на  вопрос,  но  и  определяют  способ  быстрого  нахождения  все  возможных  вариантов  ответов.  (по  алфавиту).

Задание  на  нахождение  нескольких  вариантов  ответа  на  один  и  тот  же  вопрос.

Тема:  «Имена  прилагательные  близкие  и  противоположные  по  значению».

-  Вместо  точек  вставьте  подходящие  по  смыслу  слова.  

-  Составленные  фразы  запишите.

1).   ……    м_л_дой,  а   ……   старый.

2).  … …   д_р_вянный,  а  ……  стальной.

3).   ……    белый,  а  ……     чёрный.

4).   В  ……   холод,  а  в  ………   жар.

5).    Ночью   ……  ,  а  днём   …… .

Задание  на  усовершенствование  задания с использованием пословиц.

Тема:  «Повторение  изученных  орфограмм».

-  Прочитайте  русские  и  иностранные  пословицы.

-  Придумайте  задание  к  этому  языковому  материалу.  

-  Вставьте  пропущенные  буквы.

Когда  рак  на  горе  свис_нет.

С  в_лками  жить – по-волчьи  выть.

В  тихом  омуте  черти  водятся.

                                 

  Когда  у  меня  на  ладони  вол_сы  вырастут.

 Нах_дясь  среди  в_рон,  нужно  каркать,  как  они.

 Тихая  в_да  б_рега  подмывает.

- На  какие  две  группы  можно  разделить  слова  с  пропущенными  буквами?  

 

Задание  на  усовершенствование  задания.

Тема: «Правописание  предлогов  и  приставок».

- Прочитайте  слова.  

-  Составьте  из  них  упражнение,  предусматривающее  исключение  слова  в  цепочке. (4  цепочки).

По  доске,  на  огороде,  по  дому,  поход,  до  утра,  на  небе,  до  лета,  зашёл,  на  совести,  дочитал,  задел,  за  садом.

Варианты  ответа:           По  доске,  по  дому, поход.

                                          Зашёл,  задел,  за  садом.

                                          До  утра,  до  лета,  дочитал.

                                          На  небе,  на  совести,  научил.

        Таким  образом,  на  каждом  этапе  урока  русского  языка  можно  использовать  различные  виды  частично-поисковых  заданий.  Частично-поисковый  метод  обучения  стимулирует  сложные  познавательные  процессы,  ориентирует  на  творчество.  На  любом  этапе  урока  не  следует  давать  детям  готовую  информацию,  а  при  помощи  частично-поискового метода  предоставлять  учащимся  право  первым  формулировать  понятия,  правила,  задания,  темы  уроков,  чаще  давать  возможность  детям  задавать  вопросы, что способствует развитию познавательного интереса учащихся к урокам русского языка.  

2. 2.  Отслеживание  результатов  развития  познавательного  интереса  через  применение  частично-поискового  метода.

    Как  уже  было  сказано  выше,  существуют  различные  критерии  проявления  познавательного  интереса  к  предмету.  Одним  из  них  является  проявление  интеллектуальной  активности.  В  этом  отношении,  применяя  различные  задания  частично-поискового  характера,  можно  было наблюдать  такие  проявления  интеллектуальной  активности у детей,  как  

-  вопросы  к  учителю.  Дети  постоянно  интересовались,  что  нового  мы  будем  изучать  сегодня,  будем  ли  опять  «находить  лишнее»,  «искать  логику  в  цепочках». Также  задавали  вопросы  по  изученному  материалу,  стремясь  узнать  больше и подробнее.

-  стремление  по  собственному  побуждению  участвовать  в  деятельности.  

Меня очень радует,  когда  мои  ученики  не  только  с  удовольствием  выполняют  задания,  но  и  сами  приносят  в  класс  придуманные  ими  упражнения.  Например,  задание,  которое  придумала Вероника:

     Найдите  лишнее   в  словах -  заяц,  лиса,  рысь, зебра.

     Её  ответы:  заяц – т.к. мужского рода,

                           зебра – т.к. животное  южное,

                          рысь – т.к.   1 слог.

    Задание,  которое  придумал  Данил:

Как  можно  сгруппировать  слова:  пенал,  книга,  груша,  тетрадь,  апельсин,  карандаш,  слива,  персик.

Его  ответы:  учебные  вещи  и  фрукты;

                      имена  существительные  мужского  рода    и   женского  рода..

- активное  оперирование  приобретённым  багажом  знаний  и  умений.  Это  проявление   прослеживалось  не  у  всех  учеников,  но  многие  дети  свободно  разбираются  в  предмете  и  в  своей  речи  используют  понятия,  изучаемые  на  русском  языке.

Вполне  возможно  проследить  на  уроке  и  эмоциональные  проявления познавательного  интереса. Это проявляется в общем  положительном  настрое,  интеллектуальной  радости,  в том, что дети  стали  с  удовольствием  заниматься  на  уроках  русского  языка.

Из  волевых  проявлений познавательного  интереса можно  отметить  сосредоточенность  внимания  и  слабую  отвлекаемость на уроках русского языка.   Их  рост  с  20%  (1 человек)  в начале 2класса до  80%  (4 человека  из  5) в 3 классе.  Поведение  учеников  при  затруднениях  также  имеет  положительную  тенденцию.  Если  вначале  систематического  использования  частично-поискового  метода  20% (1 человек)  стремились  самостоятельно  упорно  найти  решение,  то  впоследствии  эта цифра увеличилась до 60%  (3 человека  из  5).

   Познавательный  интерес  проявляется  и  вне  урока.  На  переменах  дети  продолжают  обсуждать  задания,  новый  материал,  стараются  сами  придумать  новое  или  найти  другой  вариант  ответа  на  поставленный  вопрос.   Многие  дети  просят  дополнительное  задание,  зачастую  творческого  характера.  Поэтому  приходилось  усложнять  и  корректировать  и  домашние  задания.

   Для  отслеживания  развития  познавательного  интереса  использовалась  методика  «Составь  расписание  на  неделю».  Детям  предлагалось  включить  любое  число  уроков  по  различным  предметам,  предусмотренным  школьной  программой,  а  также  вычеркнуть  из  расписания  уроки  по  не  интересующим  их  предметам. Если  вначале  учебного года русский  язык  встречался  у  двух  учеников  (40%)  лишь  по  2  раза  в  неделю,  у  двух  (40%) -  3  раза  в  неделю,  и  только  у  одного (20%)  – 4  раза  в  неделю,  то  в  недавнем  опросе ученики  того  же  класса  1  человек   (20%)  выбирает  русский  язык  4  раза  в  неделю, три  человека  (60 %)  -  5  раз  в  неделю,  один  человек (20%) – даже 7 раз  в  неделю.        

      Также  для  изучения  развития  познавательного  интереса  использовалась  ситуация  предоставления  школьникам  свободного  времени  (в  конце  урока),  когда  учитель  говорит,  что в оставшееся  на  уроке  время  дети  могут  заняться  чем  хотят.  Можно  было  наблюдать  за  поведением  учащихся  и  теми  видами  занятий,  которые  они  предпочитают.  Было  отрадно  видеть,  что  большинство  детей  предпочитало  выполнить  задание  именно  частично-поискового  характера  по  русскому  языку.

       По  «Методике  с  конвертами»  детям  предлагалось  выбрать  среди  других  конверт,  на  котором  указано  название  наиболее  интересующего  его  учебного  предмета,  а  затем  открыть  конверт  и  выбрать  из  лежащих  там  карточек  ту,  на  которой  написан  наиболее  интересный  для  него  тип  заданий  в  этом  учебном  предмете.  Таким  образом,  учеником  проводится  «двухступенчатый  выбор»,  и  можно  получить  представление  о  довольно  чётко  очерченной  области  его  интереса.  80%  детей  выбрало  конверты  по  русскому  языку,  из  них  75%  выбрали  задания  именно  частично-поискового  характера.

Заключение. 

Таким образом, можно сделать вывод, что познавательный  интерес  к  русскому  языку  у  младших  школьников  необходимо  формировать  и развивать.  Помочь  в  этом  может  систематическое  использование  частично – поискового  метода обучения. Различные  виды  частично – поисковых  заданий  следует  обогатить введением  дополнительной лексики, увеличить  объём использования  пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, увеличить  работу   с понятиями и терминами, включать в содержание уроков тексты  воспитательно–познавательного характера. Использование  частично-поискового  метода  к  активизации  познавательной  деятельности учащихся и  развитию  познавательного  интереса  к  предмету.    

Я работаю  таким  образом  на  протяжении  5 лет, вижу реальные   результаты применения частично-поискового метода обучения, использую его  не  только  на  уроках  русского  языка,  но и  на  других  предметах. В  дальнейшем  считаю  для  себя  необходимым  продолжать  эту  работу  и  продумать  межпредметные  связи  по  этой  проблеме.  

                                                                Литература.

  1. Концепция  модернизации  российского  образования  на период до  2010года.
  2. Щукина Г. И. Педагогические  проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1998г.
  3. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979г.
  4. Щукина Г. И.  Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М.: Просвещение, 1984г.  
  5. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание. Серия «Педагогика и психология», 1979г .
  6. Макарова З. А. Мотивация учебной деятельности как путь формирования познавательных интересов.// Источник – 1998г. - №4.
  7. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников.-  М.: Просвещение, 19…г  
  8. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990г.
  9. И. П. Подласый. Педагогика начальной школы. – М.: Просвещение, 1996г.
  10.  Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985г.
  11. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: Владос, 2000г.
  12.                                  Управление  процессом развития творческих способностей школьников. // Методист   2000г. - № 1.  

 



Предварительный просмотр:

Приложение.

Методика  изучения  познавательных  интересов школьников

«Составь  расписание  на  неделю».

Учащимся  предлагается  включить  любое  число  уроков  по  различным  предметам,  предусмотренным  и  непредусмотренным  школьной  программой,  а  также  вычеркнуть  из  расписания  уроки  по  не  интересующим  их  предметам.

                 1  замер.                                                                2  замер.

       2 класс   ноябрь  2005г.                                  3 класс     октябрь   2006г.

    60 %

     60%

40 %

    40%

 40 %

  40 %

  20 %

    20%

      20 %

       20%  

 20 %

          20%

     

2 чел.            2 чел.           1 чел.                     1 чел.             3 чел.             1 чел.

Рус. яз.         Рус.яз.          Рус.яз.                    Рус.яз.           Рус. яз.         Рус. яз.  

2 раза            3 раза            4 раза                     4 раза           5 раз              7 раз

в нед.             в нед.            в нед.                     в нед.            в нед.             в нед.  

Приложение.

Волевые  проявления  познавательного  интереса.

Сосредоточенность  внимания  и  слабая  отвлекаемость  на  уроках  русского  языка.

80 %

    2 класс.                               3 класс.

 20 %

1 человек.                             4 человека.

Поведение  учеников  при  затруднении. Стремились  самостоятельно  упорно  найти  решение.

      2 класс.                                     3 класс.

 20 %

60 %

  1 человек.                                 3 человека.

Приложение.

Методика  изучения  познавательных  интересов школьников

«Методика  с  конвертами».

Каждому  школьнику  предлагается  выбрать  среди  других  конверт,  на  котором  указано  название  наиболее  интересующего  его  учебного  предмета.  Затем  открыть  конверт  и  выбрать из  лежащих  там  карточек  ту,  на  которой  написан  наиболее  интересный  для  него  тип  заданий  в  этом  учебном  предмете.  Давались  задания  репродуктивного,  продуктивного,  творческого  характера,  в  том  числе  и  задания  частично-поисковые.  Таким  образом,  ученик  проводился  через  «двухступенчатый  выбор».  

              Замер  проводился  в  3 классе  в  октябре  2006г.

Выбрали        Выбрали

 задание по        Выбрали                           Из  них  выбрали             задание

русскому яз.       задание                          частично- поисковое         репродукт.

80 %

                            по матем.                              задание.                       характера.  

75 %

25 %

20 %

4 человека.           1 человек.                         3 человека.          1 человек.

Приложение.

Урок  русского  языка  во  2  и  4  классах.

Тема: «ОБОБЩЕНИЕ  ПО  ТЕМЕ РОДСТВЕННЫЕ ИЛИ  ОДНОКОРЕННЫЕ  СЛОВА».

Задачи:

- закрепить знание  признаков  однокоренных  слов,

-  совершенствовать  умение  подбирать  однокоренные  слова, в  том  числе  различных  частей  речи,

-  способствовать  развитию познавательного  интереса  к  русскому  языку,  логического  мышления,  внимания,  через  задания  частично-поискового   характера.

- способствовать  воспитанию самостоятельности,  дружелюбия.

- развивать  навыки  самоконтроля.  

Тема:  «НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ  ФОРМА  ГЛАГОЛА».

Задачи:

- дать  понятие  неопределённой  формы  глагола,

- развивать  умение  роаспознавать  неопределённую  форму  глагола,  ориентируясь  на  вопросы,  суффиксы  -ть, -ти,  определять  вид  глагола  в неопределённой  форме,

- развивать  умение  использовать  в  речи  глаголы,

- способствовать  развитию  познавательного  интереса  к  русскому  языку,  логического  мышления,  внимания,  через  задания частично-поискового характера.

- способствовать  воспитанию  самостоятельности,  дружелюбия,

- развивать  навыки  самоконтроля.    

Оформление: На  доске  эскиз  океана  РУССКОГО  ЯЗЫКА,  в нём  острова,  с  карточками  -  заданиями,   кораблики   для  2 и 4 классов,  выделены  маршруты  путешествия.

Ход  урока.

1 Организационный  момент.

      - Ребята,  я  очень рада  видеть  вас  сегодня  на  уроке.  Улыбнитесь,  пожалуйста,   друг  другу.  Вам  предстоит  работать  вместе  и  я  надеюсь,  что  вы  будете  дружными,  доброжелательными,  будете  помогать  друг  другу.  Подарите  свою  улыбку  и  мне,  я  надеюсь  вы  поможете  мне  и  будете  активными,  внимательными.

2. Мотивация.

- Сегодня  на  уроке  мы  с  вами  продолжим  путешествие  по бескрайнему  океану  Русского  языка.   Каждый  класс  отправится  в  плавание  по  своему  маршруту.  Но  сначала  скажите  для  чего  нам  нужны  знания  русского  языка?

                     (Нам  необходимо  знать  русский  язык,  чтобы  правильно

                       говорить,  писать,  строить  красивые  предложения,  тексты,

                      чтобы  людям  было  приятно нас  слушать. А  также,  чтобы

                       написав  письмо.  Нам  было  бы  не  стыдно  за  свою

                       безграмотность).

- Правильно.  Не  даром  в  русской  пословице  говориться -  ГРАМОТЕ  УЧИТЬСЯ - ВСЕГДА  ПРИГОДИТСЯ.

- Итак,  мы  отправляемся  в  путешествие  по  океану  русского  языка.  Наш  путь  лежит  к  близлежащему острову  ФОНЕТИКИ.

3. Фонетическая  разминка.

сетка

ежиха

бегать

ежонок

поесть

- Получаем  первое  задание.

           

- Найдите  букву,  которая  встречается  в  каждом  из  этих  слов.  (е).

- Что  интересного  в  этой  букве?

             (Она  может  обозначать  два  звука  [ й ], [ э ],  когда  стоит  вначале

               слова,  после  гласной или  после  ъ или ь  и  может  смягчать

                впереди  стоящий  согласный.)

- В  каких  из  этих  слов  буква  Е  обозначает  1 звук,  а  в  каких  2  звука?

               ( 1 – сетка,  бегать,  2 – ежиха, ежонок, поесть).

- В  каких  словах  одинаковое  количество  звуков  и  букв?  Почему?

                (сетка,  поесть).          

4. Минутка  чистописания.

- Далее  на  нашем  пути  остров  ЧИСТОПИСАНИЯ. Получаем  задание.

Еае  Ебе  Еве  …

елеелл …

- Установите  логику  в  цепочках  и  продолжите  их.  А  пока  вы  будете  писать ( аккуратно,  красиво,  правильно  выполняя  соединения  букв  и  следя  за  посадкой ) вспомните  над  чем  мы  с  вами  работали  на  предыдущих  уроках  и  выберите  слова,  которые  подходят  к тому,  что  мы  изучаем  и  определите  тему  сегодняшнего  урока.

                    2 класс.                        

 С/р.                                                    5.

Дописывают  мин/чист.

Выбирают  слова  подходящие  к  теме  урока.

На  доске  задание: Какие  слова  вам  хочется  добавить  к  этим  словам?

Работа  с  учителем.                       6.

- Какие  слова  вы выбрали и  добавили?

   (Ежиха,  ежонок, т.к.  это  родственные  слова, мы  изучаем  тему  родственные  или  однокоренные  слова.  Мы  добавили к ним  слова: еж, ёжик,  ежишка,  ежовый,  съёжился.  Корень – еж.)

- Правильно,  ребята,  сегодня  мы  обобщим  наши  знания  по  теме «Однокоренные  слова»  и  применим  их  на  практике.

Поэтому  мы  отправляемся  на  остров  РОДСТВЕННЫХ  СЛОВ.

Чтобы  сойти  на  этот  остров  в  порту  ПРАВИЛ  нам  надо  вспомнить  правило и ответить  на  все  вопросы  стражей  порядка.

ВОПРОСЫ:

1. Что  такое  родственные  слова?

2. Как  называется общая  часть родственных  слов?

3. Как  по другому называются родственные слова?

4. Как обозначается корень?

5. Как пишется корень в однокоренных словах?

   ( ответы  по  очереди)

- Докажите  ваши  слова  примером  на  этой  цепочке слов. Нет  ли  здесь лишнего?

Поле, полюшко, полочка, полевой.  

  (Лишнее слово -  полочка,  т.к. оно не связано по смыслу, хоть и есть одинаковая часть.  Остальные  слова  однокоренные.  Корень – пол,  пишется во всех словах одинаково.)

- Вот именно  так  вы и будете рассуждать, выполняя  задания  в  запутанном  лесу  Родственных  слов. Смотрите  не  заблудитесь.

Выбирайте  задания  по уровню сложности.

С/р.                                                   7.

Задания  на  карточках.

Высокий уровень.

Составь цепочки однокоренных слов, исключая лишние слова.

Печь, смелый, море, солить, косит, печка, смелость, моряк, засолка, печать, покос, храбрый, морковь, смельчак, печурка, соль, заморский, кость, солдат, коса.  

Низкий  уровень.

Найти  лишнее, отметить  корень.

-печурка, печь, печка, печать.

- смелый,  смелость, храбрый, смельчак.

- море, моряк, морковь, заморский.

- солить, соль, солдат, засолка.

- кость, косит, коса, покос.

Работа с учителем.                          8.

- Проверим  не  заблудились ли вы в лесу родственных слов.

(Проверка работы на карточках).

- Какой  вывод мы сделаем?

     ( Родственные  слова 1.-  связаны по смыслу  и  2. – имеют  одинаковую часть – корень.)

- А  сейчас мы  продолжаем путешествие и отправляемся в город ЧАСТЕЙ РЕЧИ на острове ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ. Какие  части речи мы изучили?

       (Имя сущ., имя прил., глагол, вспом. части речи: предлог, союз.)

- Среди  разных  частей речи тоже есть родственники. Давайте поможем им встретиться.

Имя сущ.

Имя прил.

Глагол.

бег

победа

ленивый

пенистый

солить

садить

  - А сейчас  мы  попадаем  на  заколдованный луг. Надо  помочь бедным ромашкам найти  свои лепесточки.

С/р.                                                 9.

 Работа в парах.

гор-а                        гор

горка                       горевать  

горный                    горюшко

гористый                горемыка

нагорная                  горемычный

горушка                  горестный

горочка                    погоревал

подгорный               горюха   

Дополнительное задание: Придумать  рассказ, используя  родственные слова: корм, кормить, кормушка..  Записать в тетрадь.

                       4 класс.

Работа с  учителем.

- Какие  слова  вы  выбрали?

       (Поесть  и  бегать.  Т.к. это  глаголы,  мы  будем  изучать  глаголы).

- Поставьте  вопросы  к  этим  глаголам?

   (Что  делать?   Что  сделать?)  

- Какой  вывод  мы  сделаем?

   (Это  глаголы  в  неопределённой  форме.)

- Правильно  мы  немного  говорили  о  неопределённой  форме  глагола  и  во  2  классе. Но  наша  задача  сегодня  на  уроке усвоить  на  какие  вопросы  отвечают  глаголы  в  неопределённой  форме,  как  они  оканчиваются,  и что  можно  определить  по  неопред. ф. гл.  

- итак  вы  отправляетесь  на  остров  ГЛАГОЛОВ и там  получаете  задание  распределить  жителей  по  их  городам. Задания  на  карточках по  уровням  сложностей  выбирайте сами.

С/р.

Работа  на  карточках.

Высокий  уровень.

Очень  ч_сто  р_бята  разоряют  птич_и  гнёзда. Они  (не) думают  о  том, какой  б_льшой  вре_   приносят  Родине. Учёные  подсчитали,  что  каждая  птица  приносит  сел_скому  и  л_сному  хозяйству  огромную  пол_зу.  В  каждом  гн_зде  находилось  до  двадцати  птенчиков. Не  трудно  подсчитать,  какой  убыток  ты  прин_сёшь,  если  будешь  разорять  птич_и  гнёзда.

Распределить  по  временам.

Низкий  уровень.

(без  пропусков).

Работа  с  учителем.

- Проверим  не  заблудились ли вы на запутанном острове ГЛАГОЛОВ, правильно ли распределили его жителей по их городам.

- Все ли глаголы вы  распределили?

   ( Нет, остался глагол подсчитать.

     Время  не  можем  определить.)

- Определите число глагола.

   (Не определить.)

- Именно  поэтому  Эта  форма  глагола  и  называется  неопределённой формой глагола. Прочитайте  ещё  глаголы  в  неопределённой форме: писать,  нарисовать,  принести, бросить.

- На  какие вопросы  отвечают  эти  глаголы?

      (Что  делать?  Что сделать?)

- Как  оканчиваются  глаголы?

      (Суффиксы -ть, -ти.)

-А что можно  определить по начальной форме глагола? Внимательно подставляйте вопросы.

          (Можно определить вид глаголов – совершенный  и несовершенный).

- сделаем вывод о неопределённой форме глагола  по карточкам:

ВОПРОСЫ

ОКАНЧИВАЮТСЯ

ОПРЕДЕЛИТЬ.

  (Дети  делают вывод по опорным словам).      

- Сравним  наш  вывод с правилом в учебнике.

  (Чтение правила в учебнике).

- Обратите  внимание на то, что  город НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ  ФОРМЫ разбит на 2 части. Почему?

    ( По видам  сов. в. и  несов. в. ).

- Вам  предстоит  распределить  жителей  города по районам.

С/р.

- Задания по  уровню  сложности:

Низкий уровень  - учебник. с.181, у. 413.

Высокий уровень – на карточке.

Подобрать однокоренные  глаголы неопределённой формы другого вида.

Бежать      - …             ;    

…               - похвалить;

отдыхать   - …          ;

…               - посветлеть;

забирать    - …               ;

…                -  высидеть;

объяснять  -  …              .  

Дополнительное  задание:

Придумать рассказ, ставя глаголы

неопределённой  формы  в  нужное  время: наступить, светить, таять, звенеть, бежать, играть.

Работа  с  учителем.

Проверка письменной с/р.

Заслушивание  рассказов.

Выборочный диктант. Выписать глаголы в неопределённой форме.

Гудит, прыгать, прочитала,  сшить,  выучит, потеряешь, беречь, мыться, проверю, мечтает, задремать, привезти.

10. Подведение итогов. Рефлексия.  Постановка целей на следующий урок.

   - Ну,  вот и закончилось наше путешествие по океану русского языка. Мы возвращаемся в свою пристань, в родную школу. Что  нового  вы  открыли  для себя в сегодняшнем путешествии? Кто  считает  полезными  знания  полученные  на уроке?  Что  было  удачным  и  нет  на  уроке? Поставим  вытекающие  задачи  на  следующий урок. Д/З.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды мотивов по содержанию. А. К. Маркова. Учебно – познавательные мотивы. Связаны с содержанием и процессом учения. Социальные Связаны с системой жизненных отношений: чувство долга, самосовершенство- вание, престиж, благополучие, желание избежать неприятностей, и т.п.

Слайд 2

Виды интереса к учению. А.К.Маркова. 1- Широкий учебный интерес. 2- Планирующий учебный интерес. 3- Результативный учебный интерес. 4- Процессуально – содержательный учебный интерес. 5- Учебно – познавательный интерес. 6- Преобразующий интерес.

Слайд 3

Уровни проявления становления интереса к учению. Г.И.Щукина. Высокий Средний Низкий Высокая самопроизволь-ная активность, с увлечением протекающая самостоятель- ная работа, стремление к преодолению трудностей в сложных задачах. Познавательная активность, требующая побуждения учителя, зависимость с/р от ситуации, преодоление трудностей при помощи учителя . Познаватель- ная инертность, минимальная самостоятель- ность, бездеятельность при затруднениях.

Слайд 4

Уровни сформированности познавательного интереса. М.В.Матюхина. Теоретический уровень. Познаватель-ный уровень. Заниматель-ный уровень. Интересуют причинно-следственные связи, происхожде-ние явлений. Интерес к познанию существенных свойств предметов. Может привлекать простая занимательность фактов, а не их сущность.

Слайд 5

Проявления и критерии познавательного интереса. Г.И. Щукина, Н.Г.Морозова. Проявления интеллектуальной активности. Эмоциональные проявления. Волевые проявления. Внеурочные проявления.

Слайд 6

Условия и факторы, влияющие на развитие познавательного интереса. А.К.Маркова. Содержание учебного материала. Активная и поисковая мыслительная деятельность детей. Организация учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся. Эмоциональная система обучения. Оптимальное сочетание различных методов обучения.

Слайд 7

Особенности частично – поискового метода обучения. Содержание метода. Деятельность учителя. Деятельность ученика. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведённых фактов, построить план проверки фактов и т.д. Учитель широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы. Деятельность ученика заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приёмами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей её решения.

Слайд 8

Сущность частично – поискового метода обучения. Знания детям надо добывать самостоятельно. Учитель не сообщает и не излагает знания, а организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств. Ученики под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают. Обобщают, делают выводы и т.д. в результате чего у них формируются прочные осознанные знания.

Слайд 9

Виды частично – поисковых заданий. Нахождение закономерности. Нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений. Подбор возможно большего количества примеров к какому-либо теоретическому положению. Нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос. Усовершенствование какого-либо задания.

Слайд 10

Задание на нахождение закономерности, принципа группировки букв. Ж Ш Ч Ш Ч Ж

Слайд 11

Задание на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос и усовершенствование задания . А О У Я Ё Ю И Э Е

Слайд 12

Задание на нахождение закономерности. М Ж М А Б М О Р Б Ж Р А Р Ж Р О А Рр Рра Рре Ррё…

Слайд 13

Задание на нахождение закономерности. Яблоко, каток, океан, ракита. Кк Кка Ккя Кке …

Слайд 14

Задание на нахождение закономерности. Нос, лак, лён. Лл Ля лляя ллляяя

Слайд 15

Задание на нахождение закономерности. М_рщины, ел_ник, тр_вяной, разв_лил. Щщ щац цащ щац … щац ацщ цща …

Слайд 16

Задание на нахождение закономерности, принципа группировки букв. а в ж и о р б з ? Пп Пап Пбп Пвп … Ппрт Пптр Ппрт …

Слайд 17

Задание на нахождение закономерности. Отметка Кк Аа Уу кау куа кау … куууа кууаа … Укая укамы укаты …

Слайд 18

Задание на нахождение закономерности с использованием пословиц, поговорок, фразеологических оборотов. Тлкорспмноиархз Хоть топор вешай. Не топор тешет, а плотник. Что написано пером не вырубишь топором. Сказал, как топором отрубил. Топор острее, так и дело скорее.

Слайд 19

Задание на нахождение закономерности. сезон винтик зонтик кивок указал ? Найдите новое слово. Как его получили? Найдите родовое понятие. Для чего предназначено? Сформулируйте значение слова. Составьте рассказ, чтобы слово вокзал было в каждом предложении.

Слайд 20

Задание на нахождение закономерности. Надя Сергеева, Олег Буров и Оля Руднева садили цветы на клумбу. К ним подошла учительница Вера Петровна.

Слайд 21

Высокий уровень. Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож. Внимательно прочитайте слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило.

Слайд 22

Средний уровень. дочь врач тишь шалаш рожь нож Внимательно прочитайте столбики слов. Объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания.

Слайд 23

Низкий уровень. доч ь врач тиш ь шалаш рож ь нож Внимательно прочитайте слова в 1 и во 2 столбиках. К какой части речи относятся эти слова? Определите род имён существительных в каждом столбике. Какие согласные буквы стоят в конце имён существительных в каждом столбике? В конце каких имён существительных и в каком случае пишется мягкий знак?

Слайд 24

Задание на нахождение закономерности и принципа группировки и расположения слов. Колос, удар, поле, уголок. Кусты, сила, пена, звено. Люди, село, лютик, веки. Перец, лев, вяз, вес. Прочитай цепочки слов. Напиши, устранив лишнее. Ответ обоснуй, подчеркни буквы, обозначающие мягкие и твёрдые согласные звуки.

Слайд 25

Задание на нахождение закономерности и принципа группировки слов. Холод – жара Лес – степь Шифр: Ложь – правда школа - учитель Лес – заяц озеро - река Трамвай – автобус трусость - храбрость Море – корабль Яблоко – вишня Голод – сытость Стакан – вода Дуб - берёза

Слайд 26

Задание на принцип группировки с использованием фразеологических оборотов. Толочь … в ступе, сулить … горы, … слово, … руки, выйти сухим из …, … дно, не … в обиду, … осень, тише …ниже травы, как …пить, ни … дать ни взять, много … утекло. Слова для справок: золотой, вода, дать .

Слайд 27

Задание с использованием текста воспитательно – познавательного характера и поговорок на нахождение закономерности Лесной обычай. Певчие птицы сбиваются в стайки и странствуют по кустам и деревьям. В стае есть свой обычай. Первый увидевший врага должен пискнуть или свистнуть. Стая успеет уйти от опасности. Если один попал в беду, стая поднимет крик и гам, устрашая врага.

Слайд 28

Задание на нахождение принципа группировки приведённых слов и усовершенствование задания. Высокий уровень. В_лна, берё_ка, солов_иная, кру_ка, уб_жал, приб_ёт, х_лодное, коро_ка, в_южный. - Прочитайте внимательно слова. Сгруппируйте их по типу орфограмм. Объясните написание вставленных букв. Как ещё можно сгруппировать эти слова? Низкий уровень. В_лна берё_ка в_южный уб_жал коро_ка приб_ёт х_лодное кру_ка солов_иная Прочитайте внимательно столбики слов. Какую букву вставите в слово? Объясните. По какому принципу сгруппированы слова? Определите части речи, сгруппируйте слова по этому принципу.

Слайд 29

Задание на подбор возможно большего количества примеров. Схемы: ¬∩^□ , ¬∩ , ∩□. Слова: побеги, поход, тепло, бодрый, договор, проплывёт, вылет, пробежит, кожа, прилетит, осмотр, зерно, забросит, догорят, изгиб, запах, рука, выхлоп, сдвинут, место, закат, сбросят, нога, побег, белый, отнесут.

Слайд 30

Задание на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос, выявление способа быстрого нахождения всех возможных ответов. Ва_я - Какие буквы можно вставить, чтобы получилось имя? - Сколько всего вариантов ответа может быть?

Слайд 31

Задание на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос. …… м_л_дой, а …… старый. …… д_р_вянный, а …… стальной. …… белый, а ……чёрный. В …… холод, а в …… жар. Ночью ……, а днём …… . - Вставь подходящие по смыслу слова и запишите фразы.

Слайд 32

Задание на усовершенствование задания с использованием пословиц. Когда рак на горе свис_нет. С в_лками жить – по волчьи выть. В тихом омуте черти водятся. Когда у меня на ладони вол_сы вырастут. На_одясь среди в_рон, нужно каркать, как они. Тихая в_да б_рега подмывает.

Слайд 33

Задание на усовершенствование задания. По доске, задел, на огороде, по дому, поход, до утра, на небе, до лета, зашёл, на совести, дочитал, за садом. Прочитайте слова. Составьте из них упражнение, предусматривающее исключение слова в цепочке.

Слайд 34

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка при помощи курса Т.Н. Соколовой "Речь"

В материале рассказывается о необходимости формирования познавательного интереса на уроках русского языка и как помогает курс Т.Н. Соколовой решить эту проблему, какие задачи ставит, какие знания форм...

Активизация познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе

Одна из актуальных проблем современной педагогики - активизация познавательного интереса у обучающихся. В работе перечислены и описаны некоторые приёмы и методы, развивающие познавательный интерес у м...

Формирование познавательного интереса на уроках русского языка

из опыта работы по формированию познавательного интереса на уроках русского языка через разные занимательные упражнения, головоломки, задания повышенной сложности...

Пути повышения познавательного интереса к урокам русского языка.

   Развитие интереса к изучению русского языка должно способствовать повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий в совершенствовании форм. Методов и средств обуче...

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка

Роль игры  в развитии познавательного интереса на уроках  русского языка...

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка

Роль игры  в развитии познавательного интереса на уроках  русского языка...