Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка во 2 классе УМК " Школа России" " Прилагательные противоположные по смыслу.Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka.zip1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

во 2 классе по теме

« Прилагательные противоположные по смыслу».

                                                                                         Подготовила и провела

                                                                                               учитель 2 класса

                                                                                                  МБОУСОШ №11

                                                                                                    Игнатенко Л.А.

2013год

Цели:

  • Формировать умение выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам; устанавливать смысловые связи прилагательного с именем существительным.
  • Формировать умение применять в речи имена прилагательные; учить детей подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.
  • Прививать навыки правильного аккуратного письма, развивать орфографическую зоркость; расширять знание детей об окружающей действительности; развивать умение наблюдать, делать выводы, обобщать, воспитывать внимательность, развивать память и мышление.

Учебные материалы.

Учебник «Русский язык. 2 класс»; рабочие тетради; тесты; карточки для дифференцированной творческой работы в парах; справка для изучения нового материала; карточки для работы в парах; карточки для самостоятельной работы; компьютер, экран, проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Учитель. О чём идёт речь?

Дети. О прилагательных.

Цель: научиться различать прилагательные близкие по значению (синонимы) и противоположные по значению (антонимы).

Учитель. Сегодня у нас будет необычный урок-путешествие. Один из Смешариков пригласил всех своих друзей  на день рождения. Угадайте, кто это?

Колючки, очки, пара ручек и ножек,

Узнали, кто это?

Конечно же… (Ёжик)

Нам надо зайти по пути в гости ко всем Смешарикам, помочь им выполнить все задания, собраться вместе и принести подарки ёжику.

 Мы зашли в гости к Пину. Поможем ему  выполнить задания.

3.Орфографическая минутка.

а) Учитель. Прочитайте текст со вставленными прилагательными.

Дети. (Читают текст).

Правило: Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Имена прилагательные связаны с именами существительными по вопросам.

б) Учитель. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

Дети.

  • Жи-ши: лужи
  • Разделительный ь: ночью, ручьи
  • Ь-показатель мягкости: льдом
  • Парные звонкие и глухие согласные: лёд-льдина, снег-снега.

4. Словарный диктант.

а)Угадать, какие словарные слова спрятались?

  • Неуклюжий, хищный, бурый, косолапый…(медведь)
  • Сильный, снежный, злой, трескучий…(мороз)
  • Белое, ароматное, парное, сгущённое…(молоко)
  • Пожарная, швейная, красная, легковая… (машина)

Учитель. Какие слова вам помогли узнать предметы? Как называются эти слова?

Дети. Правило: Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Имена прилагательные связаны с именами существительными по вопросам.

б)Учитель. Назовите самые характерные признаки, помогающие легко узнать задуманный предмет?

Дети. Медведь (какой?) неуклюжий, бурый, косолапый. Мороз (какой?) сильный,  злой, трескучий. Молоко (какое?) белое, парное, сгущённое. Машина (какая?) пожарная, швейная, легковая.

Учитель. Подумайте, какие слова были лишние?

Дети. Хищный медведь. Снежный мороз. Ароматное молоко. Красная машина. Это несущественные признаки данных предметов.

(Запись словарных слов).

в) Звуко-буквенный анализ слов.

Учитель. Назовите слово, в котором не совпадает количество звуков и букв?

Дети. Медведь-7 б., 6 зв.

Учитель. Назовите слова, где все согласные звуки твёрдые.

Дети. Мороз, молоко, машина.

 С Пином и Совуньей мы идём в гости к Нюше. Нюше мы поможем выполнить работу над ошибками.

5.Работа над ошибками.

Учитель. Назовите слова, в которых можно  проверить орфограммы?

Дети. Медведь - медведи,  мороз-морозы.

Учитель. Какое правило применили?

Дети. Проверка парных звонких и глухих согласных.

Правило: Для проверки правописания парного согласного в конце слова нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный.

Учитель. Назовите слова, в которых надо запомнить орфограммы.

Дети. Медведь, мороз, молоко, машина.

Учитель. Придумайте устно из этих существительных  прилагательные.

Дети. Медвежья (берлога), морозный (день), молочная (каша), машинное (масло), машиностроительный (завод).

 С Пином, Совуньей и Нюшей мы отправляемся к Лосяшу.

Лосяш предлагает выполнить самостоятельную работу, но нас ждёт Крош. Вместе с ним мы отдохнём.

6.Физкультурная минутка (упражнения под музыку).

7.Самостоятельная работа с учебником упр. 155.

  • Чтение текста.
  • Как называются прилагательные в скобках? Объясните свой выбор.
  • Самостоятельная работа.

 Все вместе мы отправляемся к Копатычу. Поможем ему выполнить следующее задание.

8.Работа с учебником упр.156.

 Самостоятельно выписать парами прилагательные, которые называют противоположные предметы. Как они называются?

Учитель. Найдите в справочном тексте, как называются такие прилагательные?

Дети. Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение.

 Нас ждёт Кар - Карыч. Он предлагает выполнить творческую работу. 9.Творческая работа.  (Дифференцированная работа).

Замена выделенных слов антонимами.

  • Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Под ногами сырая земля.

Ответ: Сегодня тёплый солнечный день. Стоит ясная (хорошая) погода. По небу плывут лёгкие белые облака. Под ногами сухая земля.

 Все вместе мы встречаемся с Барашем. Он просит выполнить нас тест.

10.Тест Укажите имена прилагательные, противоположные данным по значению.

 (Антонимы).

  1. Тёмный - яркий, светлый, красивый.
  2. Дорогой – маленький, новый, дешёвый.
  3. Добрый – злой, грустный, сердитый.
  4. Трудолюбивый – ленивый, плохой, неряшливый.
  5. Грязный – плохой, чистый, новый.

11.Рефлексия.

 Мы приходим к Ёжику. Поздравляем его с днём рождения. Дарим подарки.

« Я умею!»      « Я знаю!»

12.Подводим итог нашего урока.

Учитель. Какие прилагательные называются антонимами.

Дети. Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение

13.Задание на дом.

Упр.157 , правило наизусть стр.91.

Тёмный - яркий, светлый, красивый.

Дорогой – маленький, новый, дешёвый.

Добрый – злой, грустный, сердитый.

Трудолюбивый – ленивый, плохой, неряшливый.

Грязный – плохой, чистый, новый.

Тёмный - яркий, светлый, красивый.

Дорогой – маленький, новый, дешёвый.

Добрый – злой, грустный, сердитый.

Трудолюбивый – ленивый, плохой, неряшливый.

Грязный – плохой, чистый, новый.

Тёмный - яркий, светлый, красивый.

Дорогой – маленький, новый, дешёвый.

Добрый – злой, грустный, сердитый.

Трудолюбивый – ленивый, плохой, неряшливый.

Грязный – плохой, чистый, новый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....