№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата урока | Характеристика деятельности учащихся |
|
|
|
| по плану | фактически | по плану | фактически |
|
Ι. Что нужно для общения (15 часов) |
|
|
|
|
|
|
1 | Компоненты речевой ситуации (зачем? с кем? где?). Звуки речи | 1 |
| 02.0 9 02.09 |
| Анализировать особенности речевой ситуации. Различать звуки речи. Анализировать средства письменной речи |
2 | Звуки речи | 1 |
| 03.09 |
| Приобретать опыт адекватного использования средств устной и письменной речи |
3-4 | Однокоренные слова. Корень. Различение предложений по цели высказывания. | 2 |
| 04.09 04.09, 05.09
|
| Выполнять орфографический анализ слова. Различать предложения по цели высказывания и по интонации; знать правила записи предложения |
5 | Признаки предложения. Употребление большой буквы в словах. Звуки в словах | 1 |
| 06.09 |
| Знать правила оформления предложения в письменной речи. Знать правила использования большой буквы в письменной речи |
6 | Повторение изученного материала по фонетике. Правописание гласных после шипящих | 1 |
| 09.09 |
| Активизировать умение выполнять фонетический и звукобуквенный анализ слова. Знать правила правописания гласных после шипящих |
7 | Непроверяемая и проверяемая безударная гласная в корне слова. Родственные слова, корень | 1 |
| 10.09 |
| Различать слова с непроверяемой и проверяемой орфограммой. Узнавать родственные слова, находить в них корень |
8 | Лексическое и грамматическое значение слова. Родственные слова | 1 |
| 12.09 |
| Различать понятия «лексическое значение слова» и «грамматическое значение слова». Узнавать родственные слова, находить в них корень |
9 | Лексическое и грамматическое значение слов. Лексическая и грамматическая сочетаемость слов | 1 |
| 13.09. |
| Различать понятия «лексическое значение слова» и «грамматическое значение слова». Сочетать слова по грамматическим признакам и по лексическому значению |
10 | Слова, называющие предметы одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Омонимия | 1 |
| 16.09 |
| Различать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Различать по смыслу слова, одинаковые по звучанию и написанию (омонимы) |
11 | Входная контрольная работа | 1 |
| 17.09 |
| Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Оценивать собственную работу. |
12 | Описание предмета. Общее и особенное в описании. Чтение таблицы, ее смысл. Выбор большой буквы
| 1 |
| 18.09 |
| Ознакомиться с описанием предмета. Правильно писать изученные словарные слова. Приобретать опыт чтения таблиц. Осознавать роль большой буквы |
13 | Средства устной и письменной речи. Пословицы и их смысл. Фонетический анализ слов. | 1 |
| 19.09 |
| Применять правила выбора средств устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией. Раскрывать смысл пословиц. Производить фонетический и звукобуквенный разбор слов |
14 | Фонетический и грамматический анализ слов. Промежуточное обобщение: что надо уметь, чтобы грамотно пользоваться устной и письменной речью и понимать ее | 1 |
| 20.09 |
| Формулировать свою мысль, оформлять ее по законам устной речи. Знать написание изученных словарных слов. Ознакомиться с особенностями типов речи: описания и повествования. приобретать опыт различения текстов: текст-описание и текст-повествование |
15 | Контрольный диктант по теме «Что нужно для общения» | 1 |
| 23.09 |
| Контролировать допущенные ошибки. |
ΙΙ. Речь начинается со звуков и букв (17 часов) |
|
|
|
|
|
|
16 | Дифференциация звуков. Звукобуквенный и фонетический анализ слов | 1 |
| 24.09 |
| Дифференцировать звуки речи. Уметь выполнять звукобуквенный анализ |
17 | Характеристика звуков. Смыслоразличительная функция звуков | 1 |
| 25.09 |
| Знать характеристику звуков. Осознавать смыслоразличительную функцию звуков |
18 | Сильная и слабая позиция согласного звука. Парный согласный в корне слова, его правописание | 1 |
| 26.09 |
| Дифференцировать согласные звуки: мягкие-твердые, звонкие-глухие, шипящие. Определять сильную и слабую позиции для согласных звуков. Находить орфограмму «Парный согласный в корне слова» |
19 | Дифференциация согласных звуков, обозначение звуков буквами | 1 |
| 27.09 |
| Дифференцировать согласные звуки: звонкие-глухие, твердые-мягкие, шипящие; парные-непарные |
20 | Твердые-мягкие согласные. Звуко-буквенный разбор | 1 |
| 30.09 |
| Дифференцировать мягкие-твердые согласные звуки, называть показатели мягкости согласных. познакомиться со случаями твердого произношения согласного звука перед буквой Е. |
21 | Непарные согласные по твердости и мягкости. Самостоятельные и служебные части речи | 1 |
| 01.10 |
| Осознавать понятие «непарный согласный». Различать самостоятельные и служебные части речи |
22 | Обучающее сочинение «Сентябрьский денёк» | 1 |
| 02.10 |
| Излагать свои мысли письменно, соблюдая последовательность изложения |
23 | Алфавит. Составление текста. Текст. Типы текста: описание и повествование | 1 |
| 03.10 |
| Уметь писать словарные слова, записывать их в алфавитном порядке. Понимать значение алфавитного порядка при составлении словарей. Составлять текст по картинке по данному началу с использованием словарных слов. Ознакомиться с особенностями типов речи: описания и повествования, приобретать опыт различения текстов: текст-описание и текст-повествование |
24 | Звукобуквенный анализ. Алфавит. Перенос. Списывание | 1 |
| 04.10 |
| Демонстрировать умения: выполнять звукобуквенный разбор слов; переносить слова; записывать слова в алфавитном порядке |
25 | Ь, его роль. Звукобуквенный анализ. Предложения по цели высказывания. Соотношение звуков и букв. Роли Ь, показатели мягкости согласных | 1 |
| 07.10 |
| Устанавливать роль Ь в словах. Выполнять звукобуквенный анализ слов. различать повествовательные предложения; самостоятельные части речи. Осознавать причины расхождения между количеством букв и количеством звуков в русском языке. Определять роль Ь; устанавливать показатели мягкости согласных |
26 | Роли Ь и Ъ. Фонетический и звукобуквенный анализ. Признаки частей речи | 1 |
| 08.10 |
| Выполнять фонетический и звукобуквенный анализ; определять роли Ь и Ъ. Различать изученные части речи устанавливать их грамматические признаки (род, число), |
27 | Обучающее изложение по тексту, воспринимаемому на слух | 1 |
| 09.10 |
| Излагать содержание прослушанного текста |
Правописание удвоенных согласных в корне слов |
|
|
|
|
|
|
28 | Введение орфограммы «Удвоенные согласные в корне слова». Омонимы. Словарный диктант | 1 |
| 10.10 |
| Писать слова с орфограммой «Удвоенные согласные в корне слова». Различать по смыслу и написанию слова-омонимы |
29 | Слова с орфограммой «Удвоенные согласные в корне слова». Правила переноса слов с удвоенными согласными | 1 |
| 11.10 |
| Писать слова с орфограммой «Удвоенные согласные в корне слова». Учиться переносить слова с этой орфограммой |
30 | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 |
| 14.10 |
| Писать слова с орфограммой «Удвоенные согласные в корне слова». самостоятельно дополнять словарь слов с удвоенными согласными |
31 | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 |
| 15.10 |
| Писать слова с орфограммой «Удвоенные согласные в корне слова». самостоятельно дополнять словарь слов с удвоенными согласными |
32 | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с удвоенными согласными» | 1 |
| 16.10 |
| Контролировать допущенные ошибки |
ΙΙΙ. Что такое родственные слова и формы слов (32 часа) |
|
|
|
|
|
|
33 | Корень. Различение родственных слов и форм слова. Лексическое значение слова | 1 |
| 17.10 |
| Различать понятия: родственные слова, форма слова, корень слова. Формулировать лексическое значение слов |
34 | Родственные (однокоренные) слова, корень как понятия. Многозначные слова | 1 |
| 18.10 |
| Различать существенные признаки родственных (однокоренных) слов. Выделять корень слова, различать родственные слова и формы слова. Понимать смысл многозначных слов |
35 | Родственные слова и формы слова. Орфограммы корня (правописание парных согласных) | 1 |
| 21.10 |
| Находить корень слова, различать родственные слова и формы слова. Продолжить знакомство с чередованием согласных в корне родственных слов |
36 | Окончание. Определение типа текста | 1 |
| 22.10 |
| Понимать смысл окончания: служит для связи слов в предложении. Определять тип текста, доказывать свое утверждение |
37 | Способы определения окончания в слове. однокоренные слова, выделение корня и окончания в слове | 1 |
| 23.10 |
| Ознакомиться со словоизменением по вопросам. находить корень слова, окончание, предлог и выделять их |
38 | Однокоренные слова и формы слова. Предлог. Орфографическая работа | 1 |
| 24.10 |
| Различать однокоренные слова, выделять предлог. Решать орфографические задачи |
|
|
|
|
|
|
|
39 | Роль приставок в образовании слов | 1 |
| 25.10 |
| Ознакомиться с ролью приставки в образовании слов. Объяснять роль приставки в различении лексического значения слова |
40 | Роль приставки и суффикса в образовании слов. Родственные слова и словоформы | 1 |
| 28.10 |
| Различать родственные слова, находить и маркировать приставки, определять смысловое значение приставки. Получить представление о роли суффикса в различении смысла слов |
41 | Роль суффикса в образовании родственных слов. Местоимение, его роль в речи | 1 |
| 29.10 |
| Приобретать опыт в анализе смысла суффикса в слове. Осознавать роль суффиксов в образовании слов. Знакомиться с ролью местоимений в предложении, тексте |
42 | Эмоционально окрашенные слова. Суффиксы, придающие слову уменьшительно-ласкательное значение | 1 |
| 30.10 |
| Определять значение суффиксов и роль эмоционально окрашенных слов в речи и произведениях устного народного творчества. Узнавать и объяснять смысл слов с уменьшительно-ласкательным значением |
43 | Значения суффиксов и приставок. Роль окончания | 1 |
| 31.10 |
| Понимать значения суффиксов тех слов, которые предложены в упражнениях. Накапливать опыт в осознании роли окончания для формоизменения слова. |
44 | Варианты состава слова. Различение смысла родственных слов | 1 |
| 01.11 |
| Различать возможные варианты состава слов. Различать смысл родственных слов, связывая его с различиями в морфемном составе. |
45 | Образование родственных слов. Сравнение их смысла. Слова, противоположные по смыслу | 1 |
| 11.11 |
| Сравнивать смысл родственных слов, образованных с помощью суффиксов. определять слова, противоположные по смыслу |
46 | Решение орфографических задач. Анализ художественных особенностей текстов | 1 |
| 12.11 |
| Решать орфографические задачи. Сравнивать различные по стилистической окраске тексты |
Разделительные Ь и Ъ |
|
|
|
|
|
|
47 | Роль приставок в словах. Средства устной речи | 1 |
| 13.11 |
| Сравнивать значение однокоренных слов, различающихся приставкой. Использовать средства устной речи в соответствии с ситуацией общения |
48 | Наблюдение случаев написания Ъ и Ь. роль Ь в словах. Соотношение звуков и букв в словах с Ъ и Ь | 1 |
| 14.11 |
| На основе фонетического и морфемного анализа слов делать вывод о правописании Ъ и Ь, о разных ролях Ь. Осознавать влияние Ъ и Ь на соотношение в слове количества звуков и букв |
49 | Правила написания Ъ и Ь. Звукобуквенный анализ слов с Ъ и Ь | 1 |
| 15.11 |
| Осознавать функции разделительных Ъ и Ь и их правописание. Анализировать звукобуквенный состав с Ъ и Ь |
50 | Правило переноса слов с Ъ и Ь. Правила написания Ъ и Ь. | 1 |
| 18.11 |
| Осваивать правило переноса слов с Ъ и Ь. понимать правило выбора Ъ и Ь и их функции |
51 | Правила написания и переноса слов с Ъ и Ь | 1 |
| 19.11 |
| Осознавать функции разделительных Ъ и Ь, правила их выбора и переноса слов с Ъ и Ь. |
52 | Обобщение знаний о правописании Ъ и Ь. Контрольный словарный диктант | 1 |
| 20.11 |
| Учиться читать таблицу и составлять ее, обобщая сведения о написании Ъ и Ь |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне |
|
|
|
|
|
|
53 | Орфограммы сильной и слабой позиции гласного, орфограмма | 1 |
| 21.11 |
| Маркировать орфограммы сильных и слабых позиций гласных и части слова, в которой они находятся |
54 | Правописание слов с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова» | 1 |
| 22.11 |
| Называть порядок действий для проверки безударного гласного в корне слова. Приобретать опыт нахождения и проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова» |
55 | Правописание слов с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне | 1 |
| 25.11 |
| Приобретать опыт нахождения и проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Отличать эту орфограмму от непроверяемой безударной гласной в корне |
56 | Правописание слов с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». | 1 |
| 26.11 |
| Различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Осваивать способы проверки проверяемых безударных гласных в корне |
57 | Правило выбора буквы безударного гласного после непарных шипящих (две орфограммы – одна буква) | 1 |
| 27.11 |
| На основе сравнения фонетического состава слов делать вывод о проверке буквы безударного гласного после непарных шипящих в корне слова |
58 | Правописание слов с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». | 1 |
| 28.11 |
| Применять алгоритм орфографического правила на практике. Уметь писать слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова» |
Правописание парных согласных в корне слов |
|
|
|
|
|
|
59 | Парные согласные по глухости-звонкости. Чередование согласных в корне слова | 1 |
| 29.11 |
| Различать согласные звуки: звонкие-глухие, парные-непарные. Маркировать корень слова в родственных словах с чередующимися согласными |
60 | Орфограмма «Парные согласные в корне слова» | 1 |
| 02.12 |
| Осуществлять фонетический анализ слов. Восстанавливать правило написания парных согласных |
61 | Звук – буква. Фонетические задачи | 1 |
| 03.12 |
| Применять правило проверки букв парных согласных в корне слова. Решать фонетические и орфографические задачи |
62 | Правописание слов с орфограммой «Парные согласные в корне слова» | 1 |
| 04.12 |
| Находить и маркировать орфограмму «Парные согласные в корне слова». Решать орфографические задачи |
63 | Характеристика предложения. Разбор слова по составу. Правописание слов с орфограммой «Парные согласные в корне слова» и «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Обобщение изученного | 1 |
| 05.12 |
| Уметь давать характеристику предложения (в рамках изученного). Уметь разбирать слова по составу и соотносить их со схемами-моделями. Приобретать опыт нахождения орфограммы «Парные согласные в корне слова». Уметь решать орфографические задачи. Уметь характеризовать буквы согласных звуков |
64 | Обучающее изложение по зрительно воспринимаемому тексту
| 1 |
| 06.12 |
| Правильно излагать содержание текста |
ΙV. Какие бывают в грамматике группы слов (32часа) |
|
|
|
|
|
|
Части речи |
|
|
|
|
|
|
65-66 | Лексическое и грамматическое значение слов. Части речи как грамматические группы слов. Самостоятельные и служебные части речи. Словарный диктант | 2 |
| 09.12, 10.12 |
| Различать смысл слова (его лексическое значение) и грамматическое значение. Осознавать смысл понятия «части речи». Учиться различать самостоятельные части речи (имя существительное, прилагательное, глагол) и служебные части речи (без дифференциации) |
Имя существительное |
|
|
|
|
|
|
67 | Имя существительное как часть речи | 1 |
| 11.12 |
| Определять грамматическое значение имени существительное, его грамматические признаки: собственное - нарицательное, одушевленное – неодушевленное, число, род |
68 | Начальная форма имени существительного. Имя существительное: начальная форма, грамматические признаки. Абстрактные и конкретные существительные | 1 |
| 12.12 |
| Иметь представление о начальной форме имени существительного. Определять изученные грамматические признаки имени существительного. Иметь представление о начальной форме имени существительного, уметь определять предлагаемые учителем грамматические признаки имен существительных. получить представление об абстрактных и конкретных существительных |
69 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
| 13.12 |
| Оценивать собственную работу. Контролировать допущенные ошибки |
70 | Представление о лексической и грамматической сочетаемости существительного и прилагательного | 1 |
| 16.12 |
| Получить представление о лексической и грамматической сочетаемости существительного и прилагательного с опорой на вопрос |
71 | Правописание Ь после шипящих на конце существительных. Роль Ь в слове | 1 |
| 17.12 |
| Получить представление о правописании Ь после шипящих на конце существительных. Различать роль Ь в словах |
72 | Зависимость грамматических признаков прилагательного от признаков существительного | 1 |
| 18.12 |
| Наблюдать зависимость грамматических признаков прилагательного от признаков существительного |
73 | Имя существительное (закрепление). Грамматическая связь существительного и прилагательного. Контрольное списывание | 1 |
| 19.12 |
| Определять грамматические признаки существительного и зависимого от него прилагательного |
74 | Объявление. Его структурные и языковые особенности. Составление. Сравнение с текстом записки | 1 |
| 20.12 |
| Получить представление об объявлении как виде текста: структурные и языковые особенности. Сравнивать со структурными и языковыми особенностями записки. Получить опыт обсуждения написанных работ и их редактирования |
Имя прилагательное |
|
|
|
|
|
|
75 | Имя прилагательное как часть речи. Окончание и грамматические признаки | 1 |
| 23.12 |
| Уметь определять грамматические признаки имени прилагательного: род и число, - связывая их с окончанием |
76 | Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки | 1 |
| 24.12 |
| Определять грамматические признаки имени прилагательного с опорой на вопрос |
77
| Сочетаемость существительного и прилагательного | 1 |
| 25.12 |
| Устанавливать лексическую и грамматическую сочетаемость прилагательного с существительным |
78 | Имя числительное как часть речи. Грамматическая связь существительного и числительного | 1 |
| 26.12 |
| Получить представление об имени числительном, о его грамматической связи с именем существительным |
79 | Употребление числительных в устной и письменной речи: некоторые орфографические и орфоэпические нормы | 1 |
| 27.12 |
| Познакомиться с числительными как частью речи и некоторыми нормами их правописания и употребления |
80 | Орфографическая работа. Использование изученного материала (создание текста-описания) | 1 |
| 13.01 |
| Уметь писать слова с изученными орфограммами и объяснять выбор буквы. Расширять опыт создания текста-описания, обсуждать работы и редактировать их |
Глагол |
|
|
|
|
|
|
81 | Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола. Лексическая и грамматическая сочетаемость слов | 1 |
| 14.01 |
| Получить представление о глаголе как части речи. Устанавливать грамматическую и лексическую сочетаемость существительных и глаголов с помощью вопроса |
82 | Лексическое и грамматическое значение глаголов. Грамматические признаки глагола (число, род) | 1 |
| 15.01 |
| Наблюдать роль глаголов в тексте. Устанавливать грамматическую связь существительного и глагола. Определять род и число глагола с помощью окончания и вопроса |
83 | Грамматические признаки существительного и глагола и связь между ними (в функции главных членов предложения) | 1 |
| 16.01 |
| Готовиться к знакомству с главными членами предложения: маркировать существительные в начальной форме и глаголы |
84 | Родственные слова. Алфавитный порядок слов. Орфографическая работа. Типы текста | 1 |
| 17.01 |
| Писать текст по памяти. Находить и объяснять изученные орфограммы, делить слова на слоги, ставить ударение, определять части речи. Уметь ранжировать слова в алфавитном порядке. Различать текст-описание и текст-повествование. |
85 | Предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Части речи. Родственные слова. Лексическая и грамматическая связь слов | 1 |
| 20.01 |
| Приобретать опыт адекватного использования средств устной речи при выразительном чтении. Определять типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (интонации). Определять части речи, находить однокоренные слова, уметь разбирать их по составу. Устанавливать лексическую и грамматическую сочетаемость с помощью вопроса: сущ. + глаг. |
86 | Обучающее сочинение-описание по теме «Лиса» | 1 |
| 21.01 |
| Излагать свои мысли письменно, соблюдая последовательность изложения |
Правописание непроизносимых согласных в корне |
|
|
|
|
|
|
87 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. Контрольный словарный диктант | 1 |
| 22.01 |
| Познакомиться с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова», словарными словами с этой орфограммой |
88 | Корни с непроизносимыми согласными. Правописание слов с непроизносимыми согласными | 1 |
| 23.01 |
| Находить слова с непроизносимыми согласными в корне, подбирать проверочные слова. Знать правописание словарных слов с изучаемой орфограммой |
89 | Правописание слов с сочетанием сн | 1 |
| 24.01 |
| Писать слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова» |
90 | Правописание слов с непроизносимыми согласными | 1 |
| 27.01 |
| Различать слова с сочетаниями сн и стн, объяснять их написание |
91-92 | Звукобуквенный состав слов с непроизносимыми и удвоенными согласными | 2 |
| 28.01, 29.01 |
| Упражняться в выполнении звукобуквенного анализа слов, расширить представления о случаях несовпадения количества звуков и букв в слове. |
93-96 | Обобщение темы «Написание непроизносимого согласного в корне слов» | 4 |
| 30.01, 31.01, 03.02, 04.02 |
|
|
V. Как образуются предложения (26час) |
|
|
|
|
|
|
Главные члены предложения |
|
|
|
|
|
|
97-98 | Понятие о грамматической основе предложения. Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым (род, число) | 2 |
| 05.02, 06.02 |
| Получить представление о грамматической основе предложения. Познакомиться со смысловыми и основными грамматическими признаками подлежащего и сказуемого. Учиться устанавливать грамматическую связь между подлежащим и сказуемым |
99-101 | Понятие о второстепенных членах предложениях. Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Роль местоимений в речи | 3 |
| 07.02, 10.02, 11.02 |
| Познакомиться с понятием «второстепенные члены предложения», различать грамматическую основу предложения и второстепенных членов. Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Роль местоимений в речи |
102 | Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения» | 1 |
| 12.02 |
| Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания |
103 | Средства письменной речи. Роль местоимений в языке и речи | 1 |
| 13.02 |
| Осознавать значение и функции знаков препинания, наблюдать роль местоимений в языке и речи |
104 | Восстановление текста. Оформление стихотворного текста. Слова, похожие по написанию или произношению, но разные по смыслу (омонимы) | 1 |
| 14.02 |
| Демонстрировать умение оформлять стихотворный текст, пунктировать текст. Уметь восстанавливать предложения, определять тему текста, озаглавливая его, выделять грамматическую основу предложения. Познакомиться с явлением омонимии (слова, похожие по написанию и/или произношению, но разные по смыслу), с видами омонимов ( на уровне наблюдения, без специального их выделения). Находить в тексте омонимы, объяснять их значение, отталкиваясь от контекста |
105 | Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» | 1 |
| 21.02 |
| Контролировать и оценивать свои знания |
Служебная часть речи – предлог |
|
|
|
|
|
|
106-107 | Основа предложения. Связь между главными и второстепенными членами предложения | 2 |
| 25.02, 26.02 |
| Находить главные члены предложения, устанавливать связь грамматической основы с второстепенными членами предложения |
108 100 | Предлог как часть речи. Части речи, с которыми используются предлоги | 1 |
| 27.02 |
| Устанавливать связи в словосочетаниях с предлогами, различать предлог и приставку, осознавать их функции, упражняться в правописании приставок и предлогов |
109-110 | Средства устной и письменной речи. Типы текста. Орфографическая работа | 2 |
| 28.02, 03.03 |
| Выбирать адекватные средства устного общения при чтении поэтического текста в соотнесении со знаками препинания. Познакомиться с предложно-падежной формой слова |
111 102 102 | Работа с текстом: композиция, план. Типы текста. Маркировка существительных с предлогами | 1 |
| 04.03 |
| Получать опыт работы с текстом. Демонстрировать понимание смысла прочитанного, умение сравнить содержание текста с иллюстрацией. Учиться определять тип текста, обосновывать свой вывод с помощью сравнения с другим текстом, выявления сходства и различия. Находить в тексте предлоги и существительные, к которым эти предлоги относятся |
112 | Составление плана текста и его изложение | 1 |
| 05.03 |
| Правильно излагать содержание текста |
113 | Употребление предлогов в, на, написание окончаний существительных. Правописание предлога и приставки | 1 |
| 06.03 |
| Демонстрировать умение составлять словосочетания из данных слов, правильно использовать предлоги в и на. Учиться различать предлог и приставку, правильно писать их |
114-115 | Словарные слова. Лексическая и грамматическая сочетаемость слов | 2 |
| 07.03, 11.03 |
| Осваивать написание словарных слов, уметь составлять рассказ, используя данные слова. Соблюдать грамматическую и семантическую сочетаемость слов |
116-117 | Составление предложений. Использование предлогов в речи | 2 |
| 12.03, 13.03 |
| Составлять предложения, находить подлежащее и сказуемое, определять части речи, которыми выражена основа предложения |
118-119 | Грамматические признаки существительного, маркировка предлогов | 2 |
| 14.03, 17.03 |
| Обозначать подлежащее и сказуемое, определять грамматические признаки существительного, находить предлоги |
120 | Монолог. Диалог. Составление устного высказывания | 1 |
| 18.03 |
| Восстанавливать текст - диалог. Составлять свои тексты в соответствии с учебной задачей |
121-122 | Составление рассказа. Анализ получившихся текстов | 2 |
| 19.03, 20.03 |
| Писать сочинения, анализировать текст (раскрыта ли тема, интерес но ли содержание, связаны ли предложения в тексте между собой и др.) |
VΙ. Каждому слову свое место (20 часов) |
|
|
|
|
|
|
123 | Лексическая сочетаемость слов. Однокоренные слова | 1 |
| 21.03 |
| Расширять словарный запас, учиться сочетать слова по смыслу, находить однокоренные слова, формулировать различия в их лексическом значении |
124 | Лексическая и грамматическая сочетаемость слов | 1 |
| 24.03 |
| Составлять сочетания по заданным признакам в соответствии с лексической и грамматической сочетаемостью |
125 | Лексическая и грамматическая сочетаемость слов | 1 |
| 25.03 |
| Подбирать слово по лексическому значению и звуковым признакам |
126 | Редактирование текста. Лексическая сочетаемость | 1 |
| 26.03 |
| Находить и исправлять стилистические ошибки. Преобразовывать текст, решать лингвистические задачи |
127 | Коллективное составление текста. Редактирование предложений | 1 |
| 27.03 |
| Расширять опыт коллективной работы, участвовать в составлении текстов разных типов на заданную тему. Преобразовывать текст, решать лингвистические задачи |
128 | Правописание предлогов и приставок | 1 |
| 28.03 |
| Демонстрировать умение находить предлоги и приставки в данном материале, выполнять звукобуквенный разбор слов, определять части речи |
Многозначные слова |
|
|
|
|
|
|
129 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Словарный диктант | 1 |
| 31.03 |
| Продолжать знакомство с многозначными словами, их употреблением в речи. Упражняться в различении прямого и переносного значения слов, составлении словосочетаний |
130-131 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Обобщение изученного | 2 |
| 01.04, 02.04 |
| Осознавать понятие «многозначные слова», приводить примеры таких слов. Различать прямое и переносное значение слов |
132 | Контрольный диктант по теме «Служебная часть речи -предлог» | 1 |
| 03.04 |
| Контролировать и оценивать свои знания |
Синонимы. Антонимы |
|
|
|
|
|
|
133 | Синонимы | 1 |
| 04.04 |
| Демонстрировать понимание значения слов, различать слова с близким значением, познакомиться с понятием «синонимы», уметь определять части речи |
134 | Использование синонимов в речи | 1 |
| 07.04 |
| Подбирать подходящее слово из ряда синонимов в зависимости от контекста |
135-136 | Роль прилагательных в речи. Сравнение | 2 |
| 07.04, 14.04 |
| Наблюдать роль прилагательных в тексте, находить повторяющиеся звуки и учиться анализировать их функцию в художественном произведении. Ознакомиться со стилистическим приемом – сравнением |
137 | Антонимы. Интонационная характеристика речи человека | 1 |
| 15.04 |
| Получать опыт создания интонационной характеристики речи героев прочитанных произведений. Познакомиться с явлением антонимии |
138 | Текст - сравнительное описание, его структура. Способы образования антонимов | 1 |
| 15.04 |
| Получать опыт работы с текстом – сравнительным описанием: учиться вычленять необходимую информацию и составлять свой текст-описание одного из объектов. Выполнять морфемный и орфографический анализ антонимов. Осознавать понятие «антонимы», различать прямое и переносное употребление слова |
139 | Сочинение на тему «О чём шепчутся снежинки» | 1 |
| 16.04 |
| Правильно излагать свои мысли на письме |
140-142 | Повторение изученного в темах «Сравнение», «Антонимы», «Прямое и переносное значение слов», «Фразеологизмы» | 3 |
| 17.04, 18.04, 21.04 |
| Повторить изученный материал. Уметь подбирать слово по лексическому значению и звуковым признакам |
VΙΙ. Как строится текст (9 часов) |
|
|
|
|
|
|
143-144 | Текст. Его признаки, структура. Редактирование текста | 2 |
| 22.04, 23.04 |
| Упражняться в различении группы предложений и текста, составлении своего текста на основе данного. Уметь делить текст на предложения и расставлять знаки препинания. Получать опыт редактирования текста, работы с таблицей, развивать навыки классификации по заданным критериям, расширять словарный запас |
145 | Контрольное изложение по коллективно составленному плану | 1 |
| 23.04 |
| Правильно излагать содержание текста |
146 | Диалог, разговорная речь, их языковые особенности | 1 |
| 24.04 |
| Демонстрировать умение различать монолог и диалог. Получать опыт анализа языковых особенностей диалога и разговорной речи |
147 | Этимология имен собственных | 1 |
| 25.04 |
| Исследовать этимологию имен, обращаться за помощью к словарям |
148 | Сочинение на тему «Мои друзья» | 1 |
| 28.04 |
| Правильно излагать свои мысли на письме |
149 | Научно-популярный текст. Речевая ситуация | 1 |
| 29.04 |
| Принимать участие в обсуждении речевой ситуации, представленной в тексте формы одного слова, определять грамматические признаки слов. Получить представление о научно-популярном стиле, его особенностях, функциях |
150 | Контрольный диктант по теме «Роль прилагательных в речи»
| 1
|
| 30.04 |
| Оценивать собственную работу. Контролировать допущенные ошибки
|
151 | Обобщение изученного в главе «Как строится текст»: работа с текстом, написание своего текста, его анализ
| 1 |
| 02.05 |
| Обобщить полученные знания, уметь анализировать свой текст |
VΙΙΙ. Законы языка в практике речи (19 часов) |
|
|
|
|
|
|
152 | Речевая ситуация. Контрольный словарный диктант | 1 |
| 02.05 |
| Демонстрировать понимание речевой ситуации, учиться адекватно выбирать средства устной речи, этикетные формулы в соответствии с речевой ситуацией |
153-154 | Анализ речевых ситуаций, речи их участников | 2 |
| 05.05, 06.05 |
| Участвовать в инсценировке, упражняться в использовании средств устной речи |
155 | Стили языка, их функции | 1 |
| 07.05 |
| Разбирать текст, его содержание, стилистические особенности, редактировать, определять цель текста, решать орфографические задачи |
156 | Инсценировка | 1 |
| 08.05 |
| Получать опыт подготовки к инсценировке, составления речевой и поведенческой характеристики персонажа, участвовать в инсценировке |
157 | Языковые особенности стихотворного текста. Контрольное списывание | 1 |
| 12.05 |
| Анализировать языковые особенности художественного текста, находить рифмующиеся слова, выполнять их разбор. Уметь исправлять свои ошибки |
158-159 | Многозначные слова | 2 |
| 13.05, 14.05 |
| Демонстрировать умение различать значения многозначных слов в разных контекстах |
160 | Стилистическая принадлежность текста | 1 |
| 14.05 |
| Демонстрировать умение применять орфографические знания для записи текста, устанавливать тип текста, учиться определять его стилистическую принадлежность |
161-162 | Средства устной и письменной речи | 2 |
| 15.05, 16.05 |
| Демонстрировать умение использовать средства письменной речи для записи текста, понимание различий между устной и письменной речью |
163 | Речевая ситуация | 1 |
| 19.05 |
| Получать опыт анализа речевой ситуации, оценка самого процесса обсуждения |
164 | Словарная работа | 1 |
| 20.05 |
| Дать характеристику предложениям по цели высказывания и эмоциональной окраске, учиться оценивать содержание предложения по отношению к течению времени |
165 | Прямое и переносное значение слова | 1 |
| 21.05 |
| Различать использование слова в прямом и переносном значении. Анализировать слова с точки зрения изученных законов языка |
166 | Контрольный диктант за год | 1 |
| 22.05 |
| Оценивать собственную работу. Контролировать допущенные ошибки
|
167-170 | Повторение изученного. Различение жанров речи: объявление, записка, телеграмма, письмо | 4 |
| 23.05, 26.05, 27.05, 28.05 |
| Повторить и обобщить полученные знания за год |