Русский язык. 3 класс. Род имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока русского языка по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_imyon_sushch.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Тема: Род – постоянный признак имён существительных.

  Развитие умений определять род имён существительных, в том числе заимствованных, на основе синтаксических признаков – характера окончаний зависимых слов.

 – Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учеников на основе освоения нового грамматического класса – заимствованных слов.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 3  4  

1. Словарная работа.

1. Игра «Эстафета».

По количеству рядов учитель готовит карточки со словарными словами. Ученики вставляют пропущенную букву в слове, указывают род и передают карточку следующему ученику. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.

ар_мат                     вет_р                           л_мон

л_пата                     орф_грамма                б_рёза

с_ребро                    ябл_ко                          прав_ло

т_мат                     юн_ша                          ш_ссе

м_шина                    к_лендарь                    ч_рёмуха

2. После коллективной проверки ученики по памяти записывают по одному слову мужского, женского, среднего рода, обозначают орфограмму, указывают род.

3. Проверка домашнего задания.

– Приведите примеры из домашнего задания слов-названий кухонных предметов м.р. и ср.р., названий овощей и фруктов – м.р. и ж.р.

2. Определение рода имён существительных.

1. Даны имена существительные. Из каждой группы исключите  1 лишнее.

Тетрадь, журнал, блокнот, ручка.

Племянник, сестра, школьник, мачеха.

Шкаф, ковёр, диван, полка.

- Почему эти слова лишние?

- Докажите, что все написанные слова – имена существительные.

- Как определить род?

2. Весёлые рифмы.

Род мужской, конечно, МОЙ. Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я, то, про что скажу – МОЯ.

Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.

Средний род –ОНО, МОЁ. Моё окно, село моё.

- Приведите свои примеры имён существительных м., ж., и ср. рода.

3. Упр. 239 – развивается умение определять род существительных, предварительно ставить существительное в начальную форму (вопрос: кто? что?). После устного анализа нескольких слов – самостоятельно. Взаимопроверка и выборочная проверка учителем.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

4.Пословицы «шутят»

Пословица, тебя мы знаем, но не такою ты была:

Неужто буква озорная вновь чьё-то место заняла?

-Найди слово, в котором не та буква. Напиши, какое слово должно быть в пословице, определи род.

Ус хорошо, а два лучше. Голод – не щётка. Один в золе не воин. Трус своей лени боится. Жди у горя погоды. Полк в овечьей шкуре. Трус кормит, а лень портит. Нашла коза на камень. Терпение и пруд всё перетрут. Не зная броду, не суйся в моду.

5. Фразеологический зверинец.

-Вместо точек вставьте названия животных. Определите их род.

Голоден как… Хитёр как… Труслив как… Грязный как… Здоров как… Надут как … Нем как… Болтлив как …

6. Упр. 240 – развивается умение определять род имён существительных по окончаниям зависимых слов.

Выполняется под руководством учителя.

– Прочитайте первое неполное предложение. Какое слово помогает определить род имени существительного? (Глагол плыло.)

– Добавьте подходящее существительное. Какого оно будет рода?

– Что вам «подсказало» род? (Окончание о.)

– Запишите предложение. (Облако плыло по небу.)

Далее выполняют самостоятельно.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

 1  3  3 

Ответы на вопросы учебника (с. 25).

Вывод. Род – это постоянный признак имён существительных.

– Запишите этот вывод как тему сегодняшнего урока.

– Незнайка с этим выводом не согласился, он сказал, что одно и то же существительное может быть то женского, то мужского рода.

Например, ученик (м.р.) – ученица (ж.р.).

– Прав ли Незнайка? Как вы объясните его ошибку? (Это разные слова, они однокоренные, а не одно и то же слово.)

– Как по-незнайкиному назвали бы вы стол – женского рода и среднего рода? Правильно, получается чепуха. Почему?

План.

Учитель вместе с детьми составляет план.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

3   4   5  3

1. Постановка основного вопроса урока.

На слайде (доске) появляется изображение кенгуру.

– Кто это? Запишите на доске. Какую часть речи записали? Докажите.

– Определите род этого существительного. (Задание, на которое не могут дать ответ.)

– Почему затрудняетесь ответить на вопрос? (Не знаем такого окончания, не можем использовать подсказку: он, она.)

2. Поиск решения.

Определение рода у неизменяемых заимствованных имён существительных.

1. Упр. 241 – организуется наблюдение над сочетаемостью неизменяемых слов.

– Прочитайте выделенные жирным шрифтом слова. Эти слова особые, они пришли к нам из других языков. (П. Такие слова называются заимствованными.) Эти слова несут национальный колорит (окраску): кенгуру живёт только в Австралии, кофе выращивают в Бразилии, а какао – в тропических лесах Америки. Понаблюдаем, как они сочетаются с другими словами.

– Может быть, в них можно найти подсказку?

– С какими словами сочетаются выделенные слова?

– Какие окончания у слов-помощников?

– Какой род у выделенных имён существительных?

– Что предлагается вам в задании в отношении этих слов? (Запомнить род этих существительных.)

Ученики списывают предложения, указывают род существительных, затем устно составляют с этими существительными свои словосочетания.

2. Упр. 242 – развивается умение определять род изученных заимствованных слов и правильно сочетать их с зависимыми словами в

предложении.

Детям предлагается проблемная задача: почему из предложений, которые составил Афанасий, неясно, какого рода имена существительные кенгуру, кофе, какао, шампунь?

– Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти существительные? (Нужно добавить имена прилагательные: большого кенгуру, крепкий кофе, сладкое какао, новый шампунь.) Рекомендуем записать и правильно использовать в речи: мыть голову (чем?) шампунем.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IV. Итог урока.

4  4

– Как вы понимаете выражение «род – это постоянный признак»?

– Род каких имён существительных нужно запомнить?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

1. Упр. 3, с. 30.

2. Задания № 3, 4, тема 7 в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе

   Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....

Урок русского языка "Повторение. Падежи имён существительных" 4 класс (по учебнику Рамзаевой Т.Н.)

Данный урок составлен для учащихся 4 специального ( коррекционного) класса II вида. Также здесь представлена презентация к уроку....

презентация по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" 4 класс В.П. Канакина УМК "Школа России"

презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК  "Школа России" выполнена на основе  "Поурочные разработки по русскому языку" 4 класс Т.Н. Ситников...

презентация по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже" 4 класс В.П. Канакина УМК "Школа России"

презентация  на тему  "Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже" к уроку русского языка 4 класс УМК "Школа России" учебник "Русский язык 4 класс" В.П. Канакина, В Г. Г...

Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...