Русский язык. 3 класс. Род имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока русского языка по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_imyon_sushch.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Тема: Род – постоянный признак имён существительных.
– Развитие умений определять род имён существительных, в том числе заимствованных, на основе синтаксических признаков – характера окончаний зависимых слов.
– Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учеников на основе освоения нового грамматического класса – заимствованных слов.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3 4 1. Словарная работа. 1. Игра «Эстафета». По количеству рядов учитель готовит карточки со словарными словами. Ученики вставляют пропущенную букву в слове, указывают род и передают карточку следующему ученику. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит. ар_мат вет_р л_мон л_пата орф_грамма б_рёза с_ребро ябл_ко прав_ло т_мат юн_ша ш_ссе м_шина к_лендарь ч_рёмуха 2. После коллективной проверки ученики по памяти записывают по одному слову мужского, женского, среднего рода, обозначают орфограмму, указывают род. 3. Проверка домашнего задания. – Приведите примеры из домашнего задания слов-названий кухонных предметов м.р. и ср.р., названий овощей и фруктов – м.р. и ж.р. 2. Определение рода имён существительных. 1. Даны имена существительные. Из каждой группы исключите 1 лишнее. Тетрадь, журнал, блокнот, ручка. Племянник, сестра, школьник, мачеха. Шкаф, ковёр, диван, полка. - Почему эти слова лишние? - Докажите, что все написанные слова – имена существительные. - Как определить род? 2. Весёлые рифмы. Род мужской, конечно, МОЙ. Мой сад, мой брат, стул мой. Женский род, помню я, то, про что скажу – МОЯ. Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя. Средний род –ОНО, МОЁ. Моё окно, село моё. - Приведите свои примеры имён существительных м., ж., и ср. рода. 3. Упр. 239 – развивается умение определять род существительных, предварительно ставить существительное в начальную форму (вопрос: кто? что?). После устного анализа нескольких слов – самостоятельно. Взаимопроверка и выборочная проверка учителем. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 4.Пословицы «шутят» Пословица, тебя мы знаем, но не такою ты была: Неужто буква озорная вновь чьё-то место заняла? -Найди слово, в котором не та буква. Напиши, какое слово должно быть в пословице, определи род. Ус хорошо, а два лучше. Голод – не щётка. Один в золе не воин. Трус своей лени боится. Жди у горя погоды. Полк в овечьей шкуре. Трус кормит, а лень портит. Нашла коза на камень. Терпение и пруд всё перетрут. Не зная броду, не суйся в моду. 5. Фразеологический зверинец. -Вместо точек вставьте названия животных. Определите их род. Голоден как… Хитёр как… Труслив как… Грязный как… Здоров как… Надут как … Нем как… Болтлив как … 6. Упр. 240 – развивается умение определять род имён существительных по окончаниям зависимых слов. Выполняется под руководством учителя. – Прочитайте первое неполное предложение. Какое слово помогает определить род имени существительного? (Глагол плыло.) – Добавьте подходящее существительное. Какого оно будет рода? – Что вам «подсказало» род? (Окончание о.) – Запишите предложение. (Облако плыло по небу.) Далее выполняют самостоятельно. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | 1 3 3 Ответы на вопросы учебника (с. 25). Вывод. Род – это постоянный признак имён существительных. – Запишите этот вывод как тему сегодняшнего урока. – Незнайка с этим выводом не согласился, он сказал, что одно и то же существительное может быть то женского, то мужского рода. Например, ученик (м.р.) – ученица (ж.р.). – Прав ли Незнайка? Как вы объясните его ошибку? (Это разные слова, они однокоренные, а не одно и то же слово.) – Как по-незнайкиному назвали бы вы стол – женского рода и среднего рода? Правильно, получается чепуха. Почему? План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Открытие новых знаний. | 3 4 5 3 1. Постановка основного вопроса урока. На слайде (доске) появляется изображение кенгуру. – Кто это? Запишите на доске. Какую часть речи записали? Докажите. – Определите род этого существительного. (Задание, на которое не могут дать ответ.) – Почему затрудняетесь ответить на вопрос? (Не знаем такого окончания, не можем использовать подсказку: он, она.) 2. Поиск решения. Определение рода у неизменяемых заимствованных имён существительных. 1. Упр. 241 – организуется наблюдение над сочетаемостью неизменяемых слов. – Прочитайте выделенные жирным шрифтом слова. Эти слова особые, они пришли к нам из других языков. (П. Такие слова называются заимствованными.) Эти слова несут национальный колорит (окраску): кенгуру живёт только в Австралии, кофе выращивают в Бразилии, а какао – в тропических лесах Америки. Понаблюдаем, как они сочетаются с другими словами. – Может быть, в них можно найти подсказку? – С какими словами сочетаются выделенные слова? – Какие окончания у слов-помощников? – Какой род у выделенных имён существительных? – Что предлагается вам в задании в отношении этих слов? (Запомнить род этих существительных.) Ученики списывают предложения, указывают род существительных, затем устно составляют с этими существительными свои словосочетания. 2. Упр. 242 – развивается умение определять род изученных заимствованных слов и правильно сочетать их с зависимыми словами в предложении. Детям предлагается проблемная задача: почему из предложений, которые составил Афанасий, неясно, какого рода имена существительные кенгуру, кофе, какао, шампунь? – Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти существительные? (Нужно добавить имена прилагательные: большого кенгуру, крепкий кофе, сладкое какао, новый шампунь.) Рекомендуем записать и правильно использовать в речи: мыть голову (чем?) шампунем. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
IV. Итог урока. | 4 4 – Как вы понимаете выражение «род – это постоянный признак»? – Род каких имён существительных нужно запомнить? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |
V. Домашнее задание. | 1. Упр. 3, с. 30. 2. Задания № 3, 4, тема 7 в рабочей тетради. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе
Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....
Урок русского языка "Повторение. Падежи имён существительных" 4 класс (по учебнику Рамзаевой Т.Н.)
Данный урок составлен для учащихся 4 специального ( коррекционного) класса II вида. Также здесь представлена презентация к уроку....
презентация по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" 4 класс В.П. Канакина УМК "Школа России"
презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК "Школа России" выполнена на основе "Поурочные разработки по русскому языку" 4 класс Т.Н. Ситников...
презентация по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже" 4 класс В.П. Канакина УМК "Школа России"
презентация на тему "Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже" к уроку русского языка 4 класс УМК "Школа России" учебник "Русский язык 4 класс" В.П. Канакина, В Г. Г...
Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...
Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"
Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...