Конструирование текстов, предложений.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект проблемно-эвристического урока русского языка по теме "Конструирование текстов, предложений". Школа-2100.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

Резервный урок. Систематизация знаний.

Тема: Конструирование текстов, предложений.

Цели:

  – развитие и совершенствование умений в области работы с текстом: прогнозирование содержания текста по заглавию, озаглавливание, составление текстов из частей, расположение «рассыпанных» предложений в нужном порядке и чтение полученных текстов;

систематизация знаний о тексте, его признаках.

Этапы урока

Ход урока

1.Актуализация знаний.

1.Психологический настрой учащихся.. Энергизатор «Здравствуй, друг» (в паре).

Здравствуй, друг! Как ты тут? Где ты был? Я скучал! Ты пришел! Хорошо!

Дети вам тепло? В классе светло? Прозвенел уже звонок?

Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться?

Значит можно всем садиться.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет радость общения друг с другом.

Каким вы представляете урок? (интересным, веселым, трудным..)

Откройте тетради. Что надо записать? (дату)

-Какую запись должны сделать дальше? Напишите.

Проверка домашнего задания.  

Упр. 30, «Дидактический материал».

– Как можно назвать собранные предложения? (Скороговорки.)

Чтение учащимися собранных скороговорок.

– Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? (Между ними нет связи по смыслу.)

Затем ученики читают самостоятельно подобранные скороговорки в «рассыпанном» виде. Остальные пробуют «восстановить» эти скороговорки. В случае затруднения помогает «автор».

2. Пятиминутка чистописания.

-какую запись вы должны дальше написать? (мин чистописания)

-с какой целью мы проводим минутки чистописания.

Дд дБ до ду ди де       Доброта, что солнце..

-Как вы поняли эту пословицу?

-Какие добрые дела вы совершали?

Самооценка.

-Какое умение мы сейчас формировали? (оценивали свою деятельность)

3.Тест по пройденному материалу.

1.В слове столько слогов, сколько

а) букв  б) гласных звуков  в) согласных

2.Найди слово, которое нельзя переносить.

а) ученик б) снег в) девочка

3.Текст – это:

а) отдельные предложения;

б) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;

4. Найди лишнее слово.

а) пар   б) париться  в) парочка

5.Определи, какое слово в словаре стоит раньше.

а) погода б) Россия в) работа

6. Текст состоит из:

а) предложений;  б) звуков; в) слов

7. Если в предложении о чем либо спокойно сообщается, то в конце предложения ставится

а) вопросительный знак б) точка в) восклицательный знак

8. Найди слова с разделительным Ь.

А) пальто б) семья в) письмо

9. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке.

а)да  б) нет

10. В каком слове количество букв и звуков не совпадают.

а) язык б) книга в) скоро

(б,б, б, в, а, а, б, б, а, а)

Выполните самопроверку и самооценку.

-какое умение мы формировали?

 II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

Как называется большой раздел в учебнике, по которому мы работали несколько уроков? (Текст.)

– Сегодня последний урок по этому разделу, нам необходимо проверить, как мы овладели разными умениями работы с текстом.

– Давайте составим вопросы по теме «Текст».

– Что такое текст?

– Чем отличается текст от набора предложений?

– Для чего нужно заглавие?

– Как выбрать заглавие к тексту/озаглавить текст?

– Какие части должны быть в тексте?

– Как собрать «рассыпанный» текст?

– На основе вопросов составим план урока.

План (примерный)

1. Текст.

 2.  Заглавие текста.

 3. Части текста.

4. Конструирование текста.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

2. Работа с текстом ( работа в группах)

 (раздаю задания)

1 группа

    День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

   Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

    С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

-Придумай и запиши заглавие.

2 группа

День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

   Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

    С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

-Какое заглавие больше подходит к тексту? («Добрый мальчик», «Хороший поступок», «Доброе дело»

3 группа 

    День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

   Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

    С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

-Какое предложение не соответствует теме? Отметь их.

4 группа 

     С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

   Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

    День был пасмурный и дождливый

 Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст.

5 группа 

   День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

   Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

     -Придумай концовку к тексту.

6 группа 

 Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась

Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы.  

-Собери «рассыпанный» текст.  Обозначь цифрами порядок предложений.

7 группа

День был _________ и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

   Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за ___________ поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

    С тех пор Миша понял, что ______ дела приносят радость

-Вместо точек напиши нужные слова, которые отвечают на вопросы какой? И какая?

Вывод. О ком или о чем говорится в тексте? Какое доброе дело он совершил?

Ребята а вам понравился текст.? Чем? А вам приходилось когда нибудь совершать хорошие поступки.

-Найдите словарные слова в тексте? Какие еще есть орфограммы в тексте.

Выпишите первое предложение и обозначьте вопросы. Какой , какая.

-Какое умение мы формировали? 

(работать в группе,  работать с информацией, находить и осмысливать ее, использовать ее,  владеть устной и письменной речью, понимать других, договариваться, сотрудничать друг с другом, организовывать свои действия, ставить перед собой цель.

ΙV. Итог урока. Рефлексия.

– Ответьте на вопросы, заданные в начале урока (помещённые на слайде).

– Что такое текст?

– Чем отличается текст от набора предложений?

– Для чего нужно заглавие?

– Как выбрать заглавие к тексту/озаглавить текст?

– Какие части должны быть в тексте?

– Как собрать «рассыпанный» текст?        

Ребята посмотрите на план и скажите, все ли нам удалось узнать?  

Добрые поступки, слова, дела они всегда согревают как солнышко. Представьте себя лучиками солнца и разместите их на солнце.

____ _________________ «Я понял материал урока и справлюсь со всеми заданиями».

_____________ «Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь».

___________ « Я не понял материал, не мог выполнить задания, мне срочно требуется помощь»

В нашем классе стало еще теплее и светлее, у нас такое яркое солнышко.

-Что у вас получилось сегодня лучше всего?

- в чем испытывали затруднения?

– Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой!

Выставление оценок. Дом зад. Стр 59 № 79.

                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе(Образовательная система «Школа 2100» авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева) Текст Урок 24 (20). Тема: Конструирование текстов.

ТекстУрок 24 (20).Тема: Конструирование текстов.Цель:  – развитие умения устной речи – «достраивание» неоконченного текста (создание начала, концовки по имеющимся фрагментам текста)....

Конструирование текстов, предложений. Презентация.

Презентация к уроку русского языка по теме"Конструирование предложений". 2 класс. Школа 2100....

Урок русского языка во 2 классе " Конструирование текстов, предложений".

Урок русского языка во 2-м классе по программе «Школа 2100», автор учебника Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, раздел «Текст», представлен по направлению «Разработка урока» и был проведен в...

Урок русского языка во 2 классе: "Конструирование текстов и предложений"

На уроке испоьзуются современные технологии. Урок содержит в себе все виды работы....

Проект урока развития речи в специальной коррекционной школе II вида по теме "Конструирование сложносочинённых предложений по теме "Осень"

Прект предлагается для  специальных коррекционных школ II вида (2-3 класс). Тема "Осень. Конструирование сложносочинённых предложений с союзами и. а" Проект предполагает использование частично по...