урок по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку по теме
Обобщение знаний учащихся по теме «Местоимение», распознавание лексико-грамматических разрядов местоимений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок - обобщение знаний | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Местоимения» 10 класс
Цель урока: способствовать обобщению знаний учащихся по теме «Местоимения», распознаванию лексиго-грамматических разрядов местоимений;
создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти обучающихся;
формировать способность сопереживать товарищам, ответственно относится к дружбе.
Форма урока: обобщение изученного.
Средства обучения: листы с уровневыми заданиями
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке и надеюсь, что это взаимно.
Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Прочитайте, пожалуйста строчки из какого-либо стихотворения, которые отражали бы ваше настроение.
- Мобилизующий этап.
- Прочитайте предложения, записанные на доске в том порядке, который показывал бы последовательность действий.
Возьми себя в руки. Держи себя в руках. Ты не владеешь собой.
- Сгруппируйте все слова этих предложений по частям речи. Ответ обоснуйте.
II. Формулирование темы и цели урока.
- Определите, слова какой части речи встречаются во всех предложениях, а в одном из них даже два раза. Сформулируйте тему урока. (Записать в тетрадь)
- Сформулируйте цель урока, используя опорные слова, учитывайте, что это завершающий урок .
1) Систематизировать…….;
2) совершенствовать умение отличать ….и правильно …. .
Цель урока: систематизировать полученные знания о местоимении; совершенствовать умение отличать местоимения от других частей речи и правильно их писать.
- А для чего вообще необходимо изучение местоимения в разделе «Морфология»?
- Прочитайте запись на доске, что объединяет все выражения? Исходя из цели урока, придумайте задание.
Кое(на)кого надеялся, в чём(то) ошибаться, кто(либо) из вас, что(нибудь) нужно, н..чего не изменилось, не(с)кем поговорить, н..чего сказать.
- Необходимо списать выражения, раскрывая скобки и деля их на группы по виду орфограмм. Какие правила вам необходимо вспомнить, чтобы записать правильно предложенные выражения?
- А чем отличаются местоимения от существительного, числительного, прилагательного?
- Назовите постоянные морфологические признаки местоимения.
- У вас на столе есть карточки с заданиями. Найдите в них упр. 1.
- Прочитайте предложения, рассмотрите таблицу, сформулируйте задание.
(В левую графу таблицы выпишите названия разрядов местоимений. В правую – примеры местоимений каждого разряда, их надо взять из предложений. Раскройте скобки.)
Это задание выполните в парах, затем проверьте правильность выполнения по ключу и выставьте оценки в оценочный лист.
Упражнение 1.
- Лучше своё отдать, чем чужое взять.
- Доплясались, что без хлеба остались.
- К кому(то) принесли от мастера ларец.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- На всякое хотенье есть терпенье.
- Здоровье не уродит – (ни)кто не наградит.
- Не суди по себе.
- Я за Фому, а он за Ярёму.
- – Собака, что лаешь?
Название разрядов местоимений | Примеры местоимений |
-Назовите местоимения из таблицы, в которых звуков больше, чем букв. Аргументируйте свой ответ. (Своё, всякое)
- Продолжим разговор о местоимении. Для этого вам надо разделиться на 3 группы. Каждой группе необходимо подготовить небольшое сообщение об указанных в карточке разрядах местоимений по плану. Оцените работу в группах.
Карточка 1.
Возвратные, вопросительные, относительные местоимения.
План:
- Значение местоимений.
- Грамматические признаки:
а) общее;
б) различие
Карточка 2.
Отрицательные и притяжательные местоимения.
План:
- Значение местоимений.
- Грамматические признаки:
а) общее;
б) различие
Карточка 3.
Личные, указательные, определительные, неопределённые местоимения.
План:
- Значение местоимений.
- Грамматические признаки:
а) общее;
б) различие
- А теперь пришло время выбрать задание по силам, применяя при выполнении знания теоретического материала. Правильность выполнения задания проверьте по кючу. Оцените свою работу.
Уровневые задания
«3» - упр. 231, с. 153 – 154
«4» - Спишите пословицы, ориентируясь на количество местоимений. Принцип записи предложений: от большего количества местоимений к меньшему. Раскройте скобки.
- Сам (ни)чего (не)научишься, (ни)кто (не)научит.
- Что (у)кого болит, тот (о)том и говорит.
- Тот (не)ошибается, кто (ни)чего (не)делает.
- Худо тому, кто добра (не)делает (ни)кому.
- Сын (у)меня мой, а ум (у) него свой.
- Храни себя от бед, пока их нет.
- (Ни)чего я (не)боюсь, но (ни)(с)кем и (не)бранюсь.
- На каждый роток (не)накинешь платок.
4 м.
1, 2 ----------------- .
3 м.
З, 4, 5, 6 ------------------ .
2м.
- --------------- .
1м.
- --------------- .
«5» - Спишите 3-ю часть текста полностью. 1 и 2 части – в сокращённом виде. Озаглавьте текст. Напишите ответ дуба ветру. Укажите разряды местоимений. Расставьте знаки препинания.
Могучий и (не)обыкновенный дуб рос на высокой горе. (Н..)у кого (не)было сил покорить его. Однажды налетел (на)него ветер. Дунул с одной стороны, с другой, стараясь пригнуть его к земле. А дуб стоит и смеётся каждым своим листочком. Кто(то) подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать её на помощь.
Раскололось небо, грянул гром, блеснула молния. Загорелась вершина дуба, но пошёл дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти, даже крепче стал.
Спросил тогда ветер у величественного дуба Почему я (не)могу погубить тебя? Дуб ответил что (не)ствол его держит. Сила его в том, ………
- Итог урока.
- Скажите, над чем мы сегодня работали? (повторяли материал о местоимении, совершенствовали умение отличать местоимение от других частей речи и правильно их писать.)
- Очень коротко расскажите о местоимении как части речи.
- Выведите средний балл за работу на уроке.
- С помощью «шкалы успеха» покажите оценку, которую вы получили.
«3»- сидите; «4» - встаёте; «5» - встаёте, поднимаете руки вверх.
Д/З с. 157 – вопросы (для всех)
«3» - упр. 232; «4» - упр. 234 (письменно); «5» - упр. 236 – (письменно)
Ключ к уровневым заданиям.
«3» - упр. 231.
1. Ничто (отр.) не двигалось. 2. Всем (опр.) стало скучно и грустно. 3. Ему (личн.) захотелось выйти наружу. 4. Кто-то (неопр.) стонал на чердаке под крышей. 5. Работа всякого (опр.) нужна одинаково. 6. Что (относ.) такое (опр.): побежали все (опр.) сломя голову прочь. 7. Им (личн.) оставалось лишь несколько (неопр.) десятков шагов до выхода, как вдруг в большой пещере блеснули чьи-то (неопр.) страшные глаза. 8. И вы (личн.) не смоете всей (опр.) вашей (прит.) чёрной кровью Поэта праведную кровь. 9. Егор с удивлением перехватил обращённый на себя (возвр.) взгляд попутчика.
«4» Что у кого болит, тот о том и говорит.
Сын у меня мой, а ум у него свой.
Тот не ошибается, кто ничего не делает.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Ничего я не боюсь, но ни с кем и не бранюсь.
Сам ничего не научишься, никто не научит.
Храни себя от бед, пока их нет.
На каждый роток не накинешь платок.
«5» Могучий и необыкновенный дуб рос на высокой горе. Никому (отр.) не удавалось покорить его (личн.), даже ветру. Обратился ветер за помощью к молнии.
Раскололось небо, грянул гром, блеснула молния. Но даже и ей (личн.) не удалось покорить дуб.
Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я (личн.) не могу погубить тебя (личн.)?» Дуб ответил, что не ствол его (личн.) держит. Сила его (прит.) в том (указ.), что он (личн.) глубоко и прочно врос в родную землю, корнями за неё (личн.) держится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...