Этап | Ресурсы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент |
| Игра «Солнце светит на того, кто…» | Садятся в круг, ведущий называет условие, дети должны поменяться местами, ведущий занимает место, тот, кто остался без стула становится ведущим. |
Мотивационный этап
| Фишки для деления на группы | Деление на группы. Учитель раздает фишки трех цветов: 1 группа - зеленые, 2- желтые, 3-красные. | Фишки трех цветов: 1 группа - зеленые, 2- желтые, 3-красные. |
| «Кубик вопросов» | Цель: повторить название падежей, вопросы падежей. Чем вы будете заниматься, нам подскажет «кубик вопросов»: На каждой грани кубика написаны вопросы
Кто? Что? | Кого? Чего? | Кому? Чему? | Кого? Что? | Кем? Чем? | О ком? О чем? |
- Как вы думаете, что это за вопросы? Давайте вспомним название падежей. -Какие цели мы поставим для себя сегодня на уроке? - Составьте вопросительные предложения, используя вопросы падежей.
|
Это вопросы падежей имен существительных. Сегодня мы повторим падежи. Каждая группа бросает по 2 раза кубик и называет по вопросам на кубике падеж. Повторить падежи, умение определять падежи.
В группах составляют вопросительные предложения. |
Операционный этап.
| Листочки для игры, линейка, карандаш
Критерии оценок на доске: 3-4 ош. –«3» 1-2 ош.-«4» 0 ош.-«5» | - Вспомнили название падежей, а теперь поиграем. Цель: умение применять знания на практике - определять падежи имен существительных. Игра «Морской бой». И.п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р.п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д.п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В.п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Т.п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| П.п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
| 8 | 9 | 10 | 11 |
Учитель читает словосочетания: 1-бежал по дороге, 2-летел над лесом, 3- сидели у реки, 4-купила мяч, 5-росли в саду, 6-дети играют,7- зашел к бабушке, 8-думал о сестре, 9-взял у друга, 10-выступал перед мамой, 11-зашел к бабушке, 12- мечтаю о поездке.
- У кого 5 и больше промахов? - Какой вывод вы сделаете для себя? - Кто допустил 3-4 промаха? -Кто допустил 1-2 промаха поднимите руки. -Кто попал во все цели без ошибок, поднимите руки. |
У каждого ученика карточка с координатной плоскостью (готовят сами заранее или учитель на листочках в клетку) ученики ставят точку на пересечении номера словосочетания и названия падежа имени существительного.
Самопроверка в группе: каждый проверяет свою карточку, контролер читает правильные ответы: 1- Д.п., 2-Т.п., 3- Р.п., 4- В.п., 5-П.п., 6-И.п., 7-П.п., 8-Р.п., 9-Т.п., 10- Д.п, 11-П .п. Если точка поставлена неверно - зачеркивают ее (это промах). Те, кто допустил промах, делают вывод: им нужно повторить падежи, умение их определять. Если им нужна помощь, то выбирают себе консультанта из класса (из числа тех ребят, которые справились с заданием без ошибок) |
|
| Музыкальная пауза.
| Физкультминутка. |
|
слайд | Цель: повторить склонение имен существительных. Склонение – это изменение имен существительных по падежам. -Вспомните, как определить склонение имени существительного.
Распределите данные имена существительные в три группы по склонениям: 1,2,3: Мышь, гора, метель, поляна, сосна, снег, дерево, ель, солнце, тень, пень, дядя, пейзаж, елка.
Проверка работы групп. | Работа в паре. Прием «Расскажи соседу»: Рассказывают друг другу, какого склонения бывают имена существительные. Вспоминают, как определить склонение имен существительных.
Работают самостоятельно в группе записывают слова в три столбика на листе А4..
Прием «Карусель». Передают свой листок в соседнюю группу, те проверяют работу. Оценивают работу группы. |
| Работа по учебнику | Цель: умение применять знания об имени существительном, морфологический разбор имени существительного. -Какие знания об имени существительном нам будут нужны для выполнения этого задания? Образец: слово солнце – имя существительное, так как оно обозначает предмет и отвечает на вопрос что?, оно среднего рода, 2 склонения, стоит в единственном числе, в именительном падеже; в предложении оно является подлежащим.
| Упражнение 118, стр.42. Дано предложение: Яркое солнце осветило вершины гор. По образцу в учебнике выполняют морфологический разбор имен существительных. I.Солнце – имя существительное, предмет, что? II. 1.Н.ф. солнце 2.Пост. признаки: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл. 3. Непост. признаки: в ед.ч., в И.п. III. солнце – подлежащее. По образцу разбирают слова остальные существительные Взаимопроверка в парах.
|
Рефлексия.
|
ключ ответов на доске
| Графический диктант. Цель: диагностика знаний детей об имени существительном – А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите «+», если же это утверждение не соответствует истине, ставите «–».
Ключ к графическому диктанту: 1.+ 2.- 3.+ 4.- 5.- 6.+ 7.- 8.+ 9. – 10. + Обменяйтесь тетрадями и проверьте по ключу. «2» - 5-6 совпадений «4» - 7 - 8 совпадений «5» - 9-10 совпадений - Какую тему вам нужно повторить (тем, кто допустил ошибки) | Ученики в тетради на полях ставят знак + или - 1.Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что? 2.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета 3.Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. 4.Имена собственные пишутся с маленькой буквы. 5.Имена существительные изменяются по числам и падежам, родам. 6.Изменение имён существительных по падежам называется склонением. 7.В русском языке пятый падеж - Дательный. 8.К первому склонению относятся имена существительные женского рода и мужского рода с окончаниями а-я. 9. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что? неодушевленные – на вопрос кто? 10.Имена существительные среднего рода бывают только 2 склонения.
Проверяют в парах, ставят оценки на полях. |
| Домашнее задание | Стр. 43, упр.123 Текст «Кто живет в часах?» А) задание для всех: по учебнику. Б) по желанию: сочинить сказку «Кто живет в часах?» | Записывают в дневник. |
| Рефлексивный лист «Ступени успеха» | Каждый ученик получает рефлексивный лист «Ступени успеха» Своей работой на уроке: «Я доволен» «Не совсем доволен» «Не доволен» Поясните свой выбор (выборочно)
| Ребята заполняют рефлексивный лист, отмечают себя на «Ступени успеха». Рисуют человечка на ступеньку. Своей работой на уроке: Я доволен, потому что… Не совсем доволен, потому что… Не доволен, потому что… |