Учитель Назаренко Людмила Николаевна Урок русского языка в 1 классе
Тема: Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Задачи: -образовательные: отработка усвоенного навыка написания данных сочетаний;
-развивающие: 1.развивать внимание; 2.развивать фонематический слух; 3.развивать орфографическую зоркость; 4.развивать способность к рациональной организации труда и рабочего места.
-воспитательные: 1.воспитыватьлюбознательность; 2.формировать интерес к изучению родного языка; 3.воспитыватьчувство уважения, взаимовыручки.
Планируемые результаты:
Предметные – способствовать повторению и закреплению навыка правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Метапредметные :
Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.) умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные - общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные УУД: действие смыслообразования, содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровьесберегающем поведении.
Оборудование: Таблица № Сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. веер слогов -20шт., карточка для чистописания, презентация.
Ход урока
|
|
|
1.Организационный момент.
| Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли у тебя на месте, Всё ль в порядке: Лежит ли ручка на столе Линейка и тетрадка? Проверили? Садитесь! Старательно трудитесь!
-Ребята, давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. « Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно, я тебе помогу».
| Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.)
|
2.Чистописание.
| -Угадайте, какую букву мы будем сегодня писать?(пользуемся таблицей «Алфавит»)
-Что вы можете о ней сказать? ( Буква Же обозначает всегда твердый, звонкий, парный, шипящий согласный звук.) ж / ж// ж///… -Продолжи цепочку. Догадались как?
| Познавательные: логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
|
3.Актуализация знаний.
4.Построение проекта выхода из затруднения
5.Реализация построенного проекта | Послушайте сказку: Жили-были на свете шипящие: Ж, Ш,Ч, Щ. А рядом гласные У, Ю,Ы.И,А,Я. Жили очень дружно. Однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, а остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие многих нашли. Вот только не могли найти гласные Ы,Ю,Я. Искали., искали, устали и поздно вернулись домой. Видят: сидят эти гласные, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие - и с тех пор дружба у них врозь! Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы., Ю.Я.Дружат только с И, А,У. Так в русском языке появились сочетания :….Кто скажет? ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,ЖИ-ШИ.
Как вы думаете, какая тема нашего урока? ( Дети сообщают тему). ( Слайд №1) А Какова же цель? (построить правило написания гласных букв после шипящих и научиться пользоваться этим правилом) Вспомним, какие из данных согласных всегда мягкие? (Ч и Щ) Какие твёрдые! (Ж и Ш) Какие гласные показывают мягкость согласных? Какие твёрдость?
Будем работать по плану: (на доске) 1.Узнать секрет согласных; 2.Применить секрет для выбора букв; 3.Сделать вывод.
Первый пункт плана помогу вам раскрыть я. Раскрою вам исторический секрет. Когда-то буквы Ж, Ш были мягкими и после них писали букву и, а Ч,Щ были твёрдыми и после них писали букву а .Но а сейчас всё наоборот. Но по старой традиции после них пишут и , А.У.
На доске таблички.
Вот мы с вами и составили правило! (слайд №2)
(работаем по плану: задумываюсь, применяю правило, выбираю букву…) (слайды с загадками №3-№5)
-Отгадайте загадки. Запишите слова – отгадки. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.
Идут круглые сутки, Не стоят ни минутки, А все на месте. (Часы)
Он высокий и пятнистый, С длинной – длинной шеей, И питается он листьями – Листьями деревьев. (Жираф)
Где упрется хвостом, Станет дырка потом. (Шило)
Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает. (Щука)
-Объясните правописание слов.
Проверка в парах.
Физминутка: Топай мишка, Хлопай мишка, Приседай со мной, братишка. Руки вверх, руки вниз. Улыбайся и садись. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные: контроль, коррекция ; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
|
6.Самоопределение к деятельности.
|
Выборочный диктант. Первый ряд записывает слова с сочетаниями ЖИ - ШИ, второй ряд – с сочетаниями ЧА – ЩА, третий ряд – с сочетаниями ЧУ – ЩУ.(Игра «Ловкий вратарь»)
ЖИ – ШИ пиши с буквой и. ЧА – ЩА пиши с буквой а. ЧУ – ЩУ пиши с буквой у.
| Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
|
7. Работа по теме урока. | Самостоятельная работа
Работа в парах. Заполнение таблицы слов на изученное правило. Самопроверка. Выявление пар, не допустивших ошибок.
Исправь ошибки. (слайд №6-№7) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
6. Закрепление изученного материала.
| 1.Работа в группах по рядам. Составь слова из слогов.(Слайд №8-№9).Отчёт групп. Проверка.
2.Самостоятельная работа. Запиши в тетрадь слова, вставив нужные буквы. Проверка. | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Рефлексия учебной деятельности
| На доске таблица: Я узнал Научился Запомнил Удивился
-что нового узнали на уроке? -Какую цель ставили? -Чему научились? -Что вызвало затруднение? -Что запомнил? На столе карточки: -зелёная - положительный ответ; -жёлтая - сомнение; -красная – отрицательный ответ.
*я знаю , правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ; ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ. *В самостоятельной работе у меня всё получилось; *я сегодня был в учебной деятельности; *я доволен своей работой.
| Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
|