"Изменение глаголов по временам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Рассамахина Елена Николаевна

Цель:

“Открыть” новые знания через формулировку учебной проблемы и  ввести понятие “изменение глагола по временам”; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания.

Задачи:

1.Совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов .

2.Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, формировать умения работать в группе. Расширять и активизировать словарный запас детей. 
3.Воспитывать интерес к предмету, уважение друг к другу, к природе, расширять кругозор, воспитывать самостоятельность, активность. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_izmenenie_glagolov_po_vremenam.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Рассамахина Е.Н. МАОУ СОШ № 38

Русский язык

Класс 4

УМК «Школа России»

Тема урока: Изменение глаголов по временам

Цель:

“Открыть” новые знания через формулировку учебной проблемы и  ввести понятие “изменение глагола по временам”; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания.

Задачи:

1.Совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов .

2.Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, формировать умения работать в группе. Расширять и активизировать словарный запас детей. 
3.Воспитывать интерес к предмету, уважение друг к другу, к природе, расширять кругозор, воспитывать самостоятельность, активность. 

Результаты деятельности:

Планируемые результаты:

Личностные:  смыслообразование;

Метапредметные:  

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии,  выполнение пробного учебного действия; самоконтроль; коррекция.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство; использование знаково−символических средств

Коммуникативные:  использование критериев для обоснования своего суждения, умение договариваться.

Предметные:  умение определять временные формы глаголов, изменять глаголы по временам

Оборудование: учебник русского языка, автор Т.Г. Рамзаева

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

-Послушайте загадку:

Зазвенели ручьи, 
прилетели грачи. 
В улей пчела 
первый мёд принесла. 
Кто скажет, кто знает, 
когда это бывает? 

- Какое настроение вызывает весна у вас? Почему?

- Желаю нам всем на этом уроке позитивного настроения.

- Откройте  тетради, запишите число,   классную работу.

Отгадывают загадку

-Это весна.

Отвечают на вопросы, обосновывают ответ.

Записывают в тетради число, классная работа.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

- Какие слова помогли нам понять, что это весна?

-Какая это часть речи?

-Докажите.

- Подберите глаголы, которые также показывают приход весны?

- На какие вопросы они отвечают?

- Что еще мы знаем о глаголе?

Организует работу в группах.


Работа в группах.

Рабочий лист (группа №1)

Солнце (что … ?) ярко  сияет.

 (Что … ?) Цветут кисти черемухи.

 Вывод: действие происходит ……. момент речи.

Рабочий лист (группа №2)

(Солнце (что … ?)ярко  сияло.

 (Что … ?) зацвели  кисти черемухи.

 Вывод: действие происходит …… момента речи.

Рабочий лист (группа №3)

Солнце (что … ?) будет  ярко сиять.

Скоро  (что … ?) зацветут кисти черемухи.

 Вывод: действие происходит …… момента речи.

План работы:

Прочитайте предложения.

В скобках запишите вопрос к глаголу.

Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.  

- Почувствовали разницу? В чем она?

-Сможете назвать тему?

- Зазвенели, прилетели, принесла.

-Это глаголы.

- Обозначают действия предмета, отвечают на вопросы что сделали? Что сделала?

- Тает, звенят, течет, трескается, плывет, капает, растает, зазвенит.

Что делает? что делают? Что сделает?

- Часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делает? Что делал? Что будет делать?... В предложении выступает в роли сказуемого. Изменяется по числам.

Дети читают план работы, работают в группах.

Запись на доске и в тетрадях

Что делает?   Что сделали?  Что сделают? Что делают?    Что делало?                                          Что будет   делать?        

Вывод детей: действие происходит в разное время.    

- Тема урока : Изменение глаголов по временам.

Выявление места и причины затруднения

Выявление и фиксация места и причины затруднения.

На доске записаны слова:

 Зазвенели, прилетели, принесла,  тает, звенят, течет, трескается, плывет, капает, растает, зазвенит, будет цвести

- Прочитайте слова.

- Распределите слова в три столбика.

Дети читают слова, определяют по какому принципу можно распределить слова.

- самостоятельно записывают в тетради.

1 столбик-глаголы настоящего времени,

2 – прошедшего времени,

3 – будущего времени.

- По вопросам.

Построение проекта выхода из затруднения

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

- Как будем делать?

- Коллективно определяют первые слова в столбиках.

1 столбик - тает,

2 – зазвенели,

3 – растает.

Самостоятельно записывают в тетради.

1 столбик-глаголы настоящего времени,

2 – прошедшего времени,

3 – будущего времени.

- По вопросам.

- Что делает? Что делают?

- Что делал? Что делала? Что делало? Что делали?

- что будет делать? Что сделает?

Реализация построенного проекта

Построение и фиксация нового знания

Учитель организует проверку.

- Прочитайте глаголы, которые записали в 1 столбик, 2,3. К какому времени отнесем глаголы 1 столбика? 2,3?

- Как определили время?

 - На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

-В будущем времени?

Совместно с детьми составляет таблицу:

Н.в.

П.в

Б.в

Что делает?

Что делают?

Что делал?

Что делала?

Что делало?

Что делали?

Что будет делать?

Что сделает?

1 столбик-глаголы настоящего времени,

2 – прошедшего времени,

3 – будущего времени.

- По вопросам.

- Что делает? Что делают?

- Что делал? Что делала? Что делало? Что делали?

- что будет делать? Что сделает?

Составляют и записывают таблицу

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Применение нового знания в типовых заданиях

Организует игру «Четвертый лишний»:

Трещит, скрипит, воет, скулил;

Встречает, визжал, поскрипывал, дул;

Прочитает, запишет, нарисует, удивил

Устно определяют лишние слова, объясняют свой выбор.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

  • Организует работу по учебнику:

Упр. 406 (задание: изменить по временам и записать глаголы);

  • Организует самопроверку по эталону (таблица, составленная вместе)
  • Коррекция ошибок

Выполняют самостоятельно упр.

Самопроверка

Исправляют ошибки (если есть)

Включение в систему знаний и повторение

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Организует работу с текстом (упр. 405): списать текст, вставить пропущенные глаголы в нужном времени

Выполняют коллективно упр.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

  • Организует опрос:

- Что важного необходимо запомнить?

- Как изменяются глаголы?

- Как определить время глагола?

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?

- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какой вопрос отвечают?

- Какое действие обозначают глаголы в будущем  времени и на какой вопрос отвечают?

  • -Оцените свою работу на уроке. Что узнал? Что получи

лось? Где были затруднения?

  • Объяснение домашнего задания (упр.404, по желанию сочинить сказку про времена глагола)

Отвечают на вопросы

Осуществляют самооценку свой работы

Записывают домашнее задание в дневник

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива».

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива».  Обобщение и систематизация знаний. Технологическая карта....

Проверочная работа. 4 класс. Глаголы. Изменение глаголов по временам

Проверочная работа. 4 класс. Глаголы. Изменение глаголов по временам. УМК Полякова А.В,...

Время глагола. Изменение глагола по временам.

Время глагола. Изменение глагола по временам....

Изменение глаголов прошедшего времени по временам и числам.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА. 3 КЛАСС. Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по временам и числам....

Время глагола. Изменение глаголов по временам.

Логопедическое занятие "Время глагола. Изменение глаголов по временам."...