Урок русского языка в 4 классе "Общие сведения об имени существительном"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Данный материал содержит разработку урока и презентацию в 4классе по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokaz.docx | 44.11 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 553.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Общие сведения об имени существительном
Цель урока:
Воспроизвести и уточнить знания учащихся о грамматических признаках
имени существительного; формировать навыки связной речи.
Задачи:
закрепить знания учащихся об имени существительном, повторить грамматические признаки данной части речи;
совершенствовать умение различать собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные,
повторить разбор предложения по членам, разбор слов по составу, - развивать орфографическую зоркость, память, мышление;
обогащать словарный запас учащихся, расширять их кругозор;
воспитывать любовь к родной природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувства коллективизма, сотрудничества;
привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, учить мыслить, объяснять, сравнивать, обобщать.
Тип урока - урок повторения, углубления и обобщения изученного.
Формы работы учащихся фронтальная, групповая, самостоятельная.
Оборудование: учебник « Русский язык» 4 класс, осенние листочки, презентация, карточки со словарными словами, карточки с родами, тесты
1. Психологический настрой
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Все друг к другу повернитесь
Мило, дружно улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям.
И садитесь по местам.
Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет нам всем радость от общения друг с другом.
Покажите, с каким настроением вы пришли на урок?
Слайд №1 – смайлики
Начинаем наш урок
2. Чистописание
Разомнём наши пальцы
Наши пальцы все проснутся
И друг другу улыбнуться
На зарядку встанут в ряд,
Быть здоровыми хотят.
Запищите число и классная работа
Сейчас послушайте стихотворения, и хором помогайте отвечать.
Ветки голые стучат,
Галки чёрные кричат,
В тучах редких просинь,
Наступила…(осень).
Льдинка хрустнет тонко,
Крикнет птица звонко,
Будто есть попросит,
Наступила …(осень).
Гнёзда чёрные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит,
Наступила … (осень). Слайд
- По каким признакам догадались, что это осень? (ответы детей)
Осень, ребята, не только за окном. Сегодня вместе с утренним прохладным ветерком она попала к нам в класс на урок.
Развесить осенние листочки по классу
3.Звуко – буквенный анализ слова
Сколько звуков в слове осень(4)? Букв? (5) Слогов?(2)
-Почему звуков меньше, чем букв?
-Какой звук слышится в начале этого слова?
-Дайте «характеристику» этому звуку.
-Какой буквой обозначается этот звук?
Напишите буквы Оо в соединении и с другими буквами
Доска
-Назовите осенние месяца. Запишите предложение, расставляя знаки препинания.
- Сентябрь октябрь ноябрь - осенние месяца Доска
1 ученик у доски.
- Почему их надо поставить? (однородные члены)
- Чем являются однородные члены?
-Какие вы знаете пословицы, поговорки об осени, осенних месяцах?
(выслушиваются ответы учащихся)
-А ещё октябрь называли листопадником, грязником и свадебником.
Как вы думаете, почему?
4.Актуализация знаний.
- Посмотрите на предложение.
- Как вы думаете, какое слово лишнее? (Осенние)
- Почему? (имя прилагательное, остальные слова имена существительные)
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?
По оставшимся словам, определите, что сегодня мы будем изучать на уроке?
- Сформулируйте тему урока? Правильно.
Слайд Имя существительное – часть речи
-Это новая тема для вас или вы уже что – то о ней знаете?
Что вы знаете об этой части речи?
(часть речи, бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, ж. р., м. р., ср. р., 1, 2, 3 склонения, изменяются по числам, по падежам)
-Что же сегодня будем делать на уроке?
Вспоминать, что знаем об имени существительном.
5.Словарная работа
- В народе говорят «Осенние месяцы холодны, да сыты».
- Как вы думаете, почему?
-Верно, с наступлением осенней поры мы собираем урожай.
Урожай чего? (овощей и фруктов)
А как вы думаете, почему надо употреблять в пищу больше овощей и фруктов? (в них много разных витаминов)
Детям надо съедать в день 500 -600 граммов овощей и фруктов.
Я предлагаю вам подкрепиться витаминами. Показ на блюде фруктов и овощей.
Морковь, капуста, картофель, горох, кабачок, огурец, помидор, яблоко, лимон
Работа на карточках
Взаимопроверка по слайду. (Меняются карточками, ставят оценку)
Слайд со словарными словами
-Что общего у слов? (относятся к именам существительным, нарицательные, неодушевлённые)
-Докажите. (отвечают на вопрос что? и обозначают предмет)
-Что ещё могут называть (обозначать) имена существительные?
(явления природы, действия, признаки, географические названия, события, состояние человека)
6.Работа по группам. Запишите слова (3 мин) в тетради (не менее 5)
1 группа – явления природы (снег, ветер, гром, молния, гроза, буря, снегопад, жара, звездопад, холод, стужа, наводнение)
2 группа – действия (ходьба, бег, прыжки, метание, езда, рисование)
3 группа – признаки (краснота, белизна, чернота, синева, доброта)
Проверка. 1 ученик из каждой группы читает слова.
Оценивают сами учащиеся другой группы
7. Физкультминутка
Предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
Я буду называть слова, если вы услышите имена существительные, то приседаете, если не имена существительные, то руки вверх и потягиваемся
Осенний, дождь, холодный, небо, ходить, цветут, запах, деревья, качаются, земля, сырая, погода, молодые, берёзки
8.Продолжаем работу
Слайд Игра «4-ое лишнее»
Задание: Исключите лишнее слово
- Какое слово лишнее в каждом ряду? Почему?
1) зима, стена, небо, девочка
2) снег, льдина, ветер, холод
3) небо, гнездо, пальто, ручей
Почему? Докажите
-На какие три группы можно разделить все имена существительные?
( по роду и склонению)
Слайд. Вспомним стихотворение Секрет запоминания родов.
Женский род запомню я
И скажу: она, моя.
Я запомню род мужской
И скажу: он, мой.
Средний род: оно, моё-
Это правило твоё.
9.Определить род. Работа с карточками.
Слова на листочках
Окно, ветер, трава, листопад, осень, лист, солнце, дождь, облако
Вопросы к классу
-Все ли существительные в русском языке имеют род? (да)
-Изменяются ли имена существительные по родам? (нет)
-Значит, род существительных постоянный или непостоянный?
10.Ребята, ветер раскидал листочки. Вам нужно собрать листочки и составить предложение, используя слова. Доска
Запишем предложение и разберём его по членам.
(1 ученик у доски)
Холодный осенний ветер обрывал сухие листья.
-Как вы думаете, являются ли определения однородными.
(не являются, так как обозначают разные признаки)
11.Разбор по составу слов «холодный и осенний» Взаимопроверка. Оцените работу. Проверка по доске - плакат
Образуйте имена существительные от прилагательных
Холодный – холод - устно
Осенний - осень
12.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (дети держат в руках осенние листики и выполняют движения)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Закружились, полетели
И за парты тихо сели.
13.Прочитайте строки Слайд «Унылая пора! Очей очарованье…»
-О каком времени года идёт речь? (об осени)
-Назовите имена существительные (пора, очей, очарованье)
-Что значит «унылая» пора? Подберите синонимы (унылая-грустная, печальная)
-Подберите синоним к слову «очей» (глаза)
-Какие орфограммы вы увидели в этих словах?
-Кто автор этих слов? ( А. С. Пушкин)
-На какие 2 группы можно разделить имена существительные?
( собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые)
-Назовите собственные имена существительные.
- -С какой буквы они пишутся?
Вывод: имена собственные всегда пишутся с большой буквы
14.Работа по учебнику
Упр. 4 . с.67
-Прочитайте имена собственные.
Запись с комментированием.
-Выполните последнее задание к этому упр.
15.Работа в группах.
У вас на партах лежат карточки со словами: зорька, шарик, дружок
Вы должны составить и записать предложения так, чтобы в одних предложениях они были нарицательными сущ, а в других – именами собственными.
1 группа – шарик
2 группа – дружок
3 группа - зорька
(Мой воздушный шарик улетел. В доме появился щенок, которого назвали Шарик. У меня есть дружок Колька, он очень весёлый. Щенок Дружок побежал за мной в школу. Корова Зорька пасётся на лугу. Рано утром мы вышли встречать зорьку.)
Оцените работу каждого члена группы
16. Самостоятельная работа
- А теперь, продолжая наш осенний марафон, и напишем небольшой графический диктант. Приготовьте осенние листья, которые лежат у вас на партах. Работать будем на обратной стороне листочков. Я буду говорить высказывание, если высказывание верно – ставите цифру- 1, если неверное - 0.
-А выполнять мы их будем под музыку великого русского композитора П.И. Чайковского, который, как вы уже знаете, написал цикл музыкальных произведений, посвящённый каждому времени года, каждому месяцу. Мы слушаем произведение «Октябрь». (звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»
1.Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначает предметы, явления природы, события и отвечает на вопрос кто? или что? (1)
2.Имена существительные могут быть собственные и нарицательные; одушевлённые и неодушевлённые.(1)
3.Имена собственные всегда пишутся с заглавной буквы. (1)
4. Имена существительные изменяются по родам. (0)
5.Имена существительные изменяются по числам, по падежам.(1)
6.Начальная форма имён существительных – это Именительный падеж единственного числа. (1)
7.Имена существительные бывают только мужского и женского рода?(0)
8.Все падежи, кроме Именительного, называются косвенными. (1)
9.Подлежащее в предложении всегда стоит в именительном падеже. (1)
Слайд Ключ для проверки 1 1 1 0 1 1 0 1 1
Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками. Возьмите в руки карандаши и сверьте работу своего соседа по парте с правильными ответами на доске. Если нет ни одной ошибки, поставьте карандашом отметку пять. Если же есть ошибки, значит, вашему товарищу ещё нужно поработать по данной теме.
17.Итог урока. Рефлексия
Вот и подошёл к концу наш урок.
Понравился вам сегодняшний урок?
О чём сегодня говорили на уроке?
(вспоминали, что нам известно об именах существительных)
Всё ли было понятно на уроке?
Если вы считаете, что усвоили тему хорошо, покажите !
Если в чём то не уверены, то покажите ?
Сегодня вы хорошо потрудились.
Довольны ли, своей работой?
Покажите, с каким настроением вы уходите с урока. Смайлики
Слайд. Всем спасибо за урок. Молодцы
Выставление оценок.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
2 уровень - упр. 6 стр.68
Разобрать по членам
3 уровень - упр. 6 стр. 68
Разобрать предложения по членам
Выписать словосочетания
2.Составим план нашего урока .
С чего начнём урок? (ответы учащихся)
- Чистописание
- Словарная работа
- Повторение пройденного
- Изучение новой темы
- Закрепление
- Подведение итогов
- Домашнее задание
А теперь посмотрим на экран. Слайд с планом
Я тоже составила план урока, давайте сравним2.Составим план нашего урока .
Графический диктант. Закрепим сведения о собственных и нарицательных именах существительных, выполнив графический диктант. Плюсом мы обозначим собственные, а минусом – нарицательные.
1) Собака 10) Рекс
2) Кошка 11) Мурка
3) Попугай 12) Кеша
4) Мальчик 13) Саша
5) Писатель 4) М.Ауэзов
6) Страна 15) Франция
7) Город 16) Астана
8) Газета 17) «Известия»
9) Река 18) Или
- Итак, кто же сделает вывод о нарицательных и собственных именах существительных?
Зачитывается стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»:
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
- К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам?
- Вспомните определение этой части речи
Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей
Кто за приключения?
Все без исключения!
Давай, поднимаем парус.
И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось.
Еще немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!
Дорог в морях немало -
Смелее у штурвала!
Слайд
В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся. Запишите тему нашего урока: «Имя существительное –удивительная часть речи»
Слайд
Языковая разминка
Формулирование темы и цели урока
Сделайте, пожалуйста, вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности..
Учитель раздаёт карточки. В них напечатаны слова с «окошечками».
-Р…спублика, к…рзина,
м…газин, т…левизор, ап…льсин, м…ндарин, в…кзал, к…ртина,
мол..дёжь, уч…ница, гор…д, м…дведь, м…рковь, Р…ссия,
М…сква, пи…нино.
-Задание: списать слова в тетрадь, распределив на две группы (одушевлённые и неодушевлённые).
- Дополнительное задание: определить склонение сущ.
-Какие имена собственные вы записали?
Коллективная письменная работа.
По очереди ученики зачитывают слова, объясняют выбор буквы, указывают, в какую колонку следует писать слово, определяют склонение.
Следующая остановка на станции « Мыс ошибок».
На доске записаны слова. Одно из них попало в строчку по ошибке. Найди это слово. Почему оно лишнее?
- Ветер, буран, мороз, акация.
- Долина, равнина, река, степь.
Первичное закрепление
Самостоятельная работа с перфокартами: определение склонений имен существительных. Цифровой диктант.
Мышь, дядя, пчела, гербарий, смелость, камень, дочка, озеро, хлеб, ночь, корова, огонь.
В парах обсуждают свои версии. При проверке оценивают себя.
На болоте две подружки,
Две весёлые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
-На станции «Игровой» мы вспомним , каким членом предложения может быть имя существительное.
Синтаксическая функция слова определяется в конкретном предложении. У нас его пока нет. Мы будем его записывать постепенно, по мере выполнения заданий.
Имена существительные являются жителями страны Речь, а у каждого жителя этой страны есть свой документ-морфологический разбор.
( Каждому раздаётся карточка со схемой разбора)
Мы выполним разбор слова « городом»
Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.
Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.
1. Моя начальная форма: ____________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).
3. Сегодня я играю роль_____________________
(Слово взято из предложения , полученного при выполнении предыдущего задания)
1 группа –
Составить алгоритм определения части речи.
Познакомиться с рубрикой «Давай-подумаем».
На какой вопрос отвечает. Что обозначает слово (общее значение). Примеры. Формы слова.
Дополни примерами из упражнения 1 на стр.127. Какие слова не написали? Почему?
2 группа-
Ознакомьтесь с выводом на странице 127. Обратить внимание на то, чтобы дети заметили: птицы и рыбы – это животные.
Составьте схему «Имя существительное». Из предложенных карточек выбрать нужные.
Действие предмета. Предметы. Признак предмета. Что делать? Что сделать? Какой? Какая? Какое? Какие? Кто? Что? Группы. Люди. Явления природы. Животные. События. Города. Растения.
Дополни примерами из упражнения 2 и 3 на стр.127.
Какие слова не написали? Почему?
3 группа
Выполнить упражнение 4.
Распределить имена существительные по группам:
1. Названия качеств человека;
2. Названия состояний, которые испытывает человек;
3. Названия промежутков времени;
4. Названия действий.
Какие слова вы не выписали? На какие вопросы они отвечают?
4 группа
Прочитайте, одушевлённые и неодушевлённые предметы. Выделите из текста имена существительные.
Сосчитайте, сколько имён существительных в этом отрывке.
(работа по учебнику)
Упражнения в разборе имён существительных как части речи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока Имя существительное – часть речи 2013г .
М О РКОВЬ К А ПУСТА К А РТОФЕЛЬ Г О РОХ К А БАЧОК О ГУРЕЦ П О МИДОР ЯБЛ О КО Л И МОН
1) ЗИМА, СТЕНА, НЕБО, ДЕВОЧКА 2) СНЕГ, ЛЬДИНА, ВЕТЕР, ХОЛОД 3) НЕБО, ГНЕЗДО, ПАЛЬТО, РУЧЕЙ ИГРА «ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ»
Женский род запомню я И скажу: она, моя. Я запомню род мужской И скажу: он, мой. Средний род: оно мое – Это правило твоё
«Унылая пора! Очей очарованье…!»
111011011
Спасибо за урок! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....
Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"
Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...
Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...
Урок русского языка во 2 классе "Род имен существительных"
Предыдущий материал был выпущен с ошибками. Предлагаю повторно план-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Род имен существительных".Материал ценен тем. что доступно знакомит детей с трудн...
Урок русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
Конспект урока, презентация...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...