Открытый урок по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лысова Вера Фёдоровна

Конспект урока по  русскому языку в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа 2100», 3 класс.

Учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина

«Русский язык. 3 класс»

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.

Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;
  • формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением  непроизносимой согласной в корне слова;
  • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
  1. развивающие:
  • развитие орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности;
  • развитие речи детей и обогащение их словарного запаса;
  • развитие рефлексии и адекватной самооценки;

  1. воспитательные:
  • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);
  • воспитывать позитивно-ценностное отношение к окружающему миру и людям.

   

Ход урока.

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить.

      - Ребята, Давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

      - Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

      - Какую цель вы поставите на сегодняшний урок?

  1. Минутка чистописания.

   - Какое сейчас время года? Нравится ли вам осень? (ответы детей)

 - Нашей гостьей сегодня будет Осень. Давайте пропишем букву о в соединении с другими буквами.

Оо  оло  ооо

( на доске предложение)

Унылая пора! Очей очарованье!

- Почему так говорят?

Назовите знакомые орфограммы. Обозначьте их.

  1. Словарная работа.

- Осенью люди собирают богатый урожай овощей и фруктов. Сейчас мы тоже соберем урожай в свои тетрадки.

 - Послушайте загадки, запишите отгадки. Один человек у доски записывает отгадки- словарные слова с объяснением, остальные работают в тетради.

  1. Он круглый и красный

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет вкусней….(помидор)

  1. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста

Если я….(капуста)

3) В темном тереме девица,

Наверху ее косица.

Дернешь за косу плутовку

И увидишь ты ….(морковку)

4)Длинный, зеленый,

Вкусен свежий и соленый. (огурец)

5)В темноте живу все лето,

Как солдат, в мундир одета.

Меня единственную в мире

Не просто варят, а в мундире. (картофель)

  1. Круглое, румяное,

С дерева достану я.

На тарелку положу

«Кушай, мамочка»- скажу.  (яблоко)

Выполняется взаимопроверка. Молодцы! В подарок Осень дарит вам вот такие овощи и фрукты.

  Без спорта - нет силы,

Без овощей и фруктов - здоровья.

- Ребята, а почему так необходимо чтобы в рационе питания у каждого человека было как можно больше овощей и фруктов? (ответы детей). Больше всего витаминов как раз и находится в овощах и фруктах.

Овощи и фрукты - полезные продукты! Орфографическая разминка. Сколько слогов в слове продукты? Сколько букв в слове полезные? А звуков? Запишите это предложение в тетрадь.

  1. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.
  1. - Поработаем над словом капуста. Подберите однокоренные слова. Запишем эти слова в столбик, выделим корень.

 

- Давайте рядом напишем транскрипцию слов. (один ученик у доски, остальные в тетради - Посчитайте количество букв и звуков. Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? ( Не слышится, не произносится  звук т)

- Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково)

- Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

- Молодцы!

- Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в корне слова)

      - Зная тему урока, давайте дополним цель урока

Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

- Какие согласные могут быть непроизносимыми?

ДТВЛ

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)

СТН     ЗДН     РДЦ      ЛНЦ      ВСТВ  

Запишите их себе в тетрадь и запомните их .

Осень напоминает нам, что необходимо отдохнуть нашим глазкам.

3.Физминутка для глаз. Тренажёр Базарного

           -Как же проверить слова с непроизносимой согласной? Вспомним алгоритм проверки!

 5.Работа с деформированным предложением.

- А вот и те листья, что сорвались с дерева. Как видите листья необычные – на каждом листике слово. Составьте поговорку из этих слов. (Дети составляют поговорку.)

Проверка

-А теперь запишите ее в тетрадь.

- Есть ли в поговорке слова на наше сегодняшнее правило? Подчеркните сочетания, которые нужно проверять.

Если стоит ненастная осень - будет дождливая весна.

-В словаре В.И.Даля очень много пословиц, поговорок, загадок. Найдите упр. 86, с. 78. Прочитаем загадки, назовите отгадки. Почему так говорят?

-Как же проверить непроизносимую согласную в корне слова?

6. Физминутка

-Я называю слово, если есть непроизносимая согласная в слове, то хлопаем:

Песня, площадка, шапка,  счастливый, парусные, устный.

7.Самостоятельная работа.

Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков.

Трубка, стена, вестник,

 косточка, лесник, тростник,

 участник, зарядка, земля, зависть,

соседка, яростный, устный

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

8.Коллективная проверка написанного. Вывод!

9.Подведение итогов урока.

Пожелание ребятам Осени.

Будьте ребята красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными!

Будьте всегда счастливыми!

 

Молодцы!

- Ребята, а есть ли в этом пожелании слова на наше правило?

  1. Домашнее задание. 

Упр. 1, с. 86.

Спасибо за урок!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....