Урок русского языка по теме "Сложные слова" УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

урок русского языка в 3 классе УМК "Перспектива" по теме "Сложные слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_slozhnye_slova.2.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 «Б» классе.

Учитель Лященко А.М.

Тема: Сложные слова

Цели урока:

Личностные :

-проявлять интерес к изучению темы;

- творчески относится к процессу работы над словообразованием

-осознавать собственные достижения при освоении темы.

Метапредметные:

Познавательные УУД:  

-создать условия для формирования   понятий «сложные слова», «соединительная гласная» и учить  обосновывать  своё мнение                  

 - использовать приобретённые знания при выполнении заданий

Регулятивные УУД:            

- выполнять учебное задание, используя правило;

-ориентироваться в разных способах выполнения задания;

КоммуникативныеУУД:

-действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёра

-адекватно использовать речь для предоставления результата.

Предметные :

Ввести понятия «сложные слова»,  «Соединительная гласная», формировать умение применять полученные знания в практической деятельности.

 

Оборудование: Карточки для работы в группах и парах, компьютер, проектор, программа «Система мониторинга и оценивания качества знаний».

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

( примерные ответы)

Формируемые

УУД

1. Орг. момент.

Эмоциональный настрой на урок.

  1.  У меня сегодня настроение немного волнительное, радостное, от того, что  на уроке вы узнаем много нового и интересного.
  2. - Я надеюсь, что сегодня на уроке у нас все получится, и мы доставим нашим гостям минуты радости от общения с нами, а я буду гордиться вашими успехами на уроке.

Проверяют готовность к уроку.

2.Самоопределение к деятельности

–  Начинаем. Посмотрите, что необычного вы заметили  у меня в руках?

- Как вы думаете, как этот предмет может помочь нам сегодня на уроке?

 - Какими должны быть исследователи?

- Лупа будет постоянно нам об этом напоминать.

Зарядка для рук.

Ученики отвечают на вопросы.

- Лупа.

-Мы будем исследователями.

-Исследователи должны быть внимательными, целеустремленными, терпеливыми, наблюдательными….

-проявлять интерес к изучению темы;

Личностные

3. Минутка чистописания.

1.Буквенный диктант

А) Напишите букву, которую мы пишем в начале слова – ОКНО (АКНО)

Б)Напишите  букву, которая  обозначает  два звука в слове ель.

Какие буквы будем писать на минутке чистописания?

Дайте характеристику буквам?

О…..Е

- пишут  О

-Пишут Е

Дают характеристику. буквам и звукам.

4. Словарная работа.

2.Работа с орфографическим словарём

стр. 152-153.

Составление предложения.

Разбор по членам предложения.

 Разбор слова по составу.

-Откройте  словарик .Выпишем  слова в которых  надо запомнить написание буквы О

- Составьте предложение с одним из этих слов.

- Разберём словарное слово по составу, применяя алгоритм.

Открывают словарь выписывают 3 слова.

Пишем предложение разбираем.

Самооценка

5.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Чтение письма

Здравствуйте, дорогие ребята! 

На уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Я обещаю, что вам скучно не будет, это точно! Успехов вам!

Ваш профессор.

Работа в парах, Выделение корней в словах- снег, школьник, самовар.

рабочий лист №1

Задание:

  1. Возьмите рабочий лист №1.
  2. Прочитайте слова.
  3. Выделите маркером корень в словах.

снег

школьник

самовар

- Профессор Самоваров прислал  письмо. Кто желает его прочитать?

Посмотрим, что еще лежит в конвертах?

 (Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах.)

- Прошу ... , вывесить рабочие листы на доску.

(Учитель вызывает учеников к доске с разными вариантами выполнения задания. Если задание выполнено у всех верно, то незаметно с ними учитель вывешивает свою заготовку с ошибкой.)

снег

школьник

самовар

- Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание.

- Что вы заметили?

- Почему возникло затруднение?

Какой вопрос возникает?

Читают письмо.

Открывают конверты – в них лежат рабочие листы с заданием для каждой пары.

Ученики работают каждый на своем рабочем листе, выделяют корни.

Вывешивают свои варианты выполнения задания.

- В слове  самовар количество корней выделено по-разному.

- Мы не знаем, как правильно выделять корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове.

Может ли быть в слове несколько корней?

-создать условия для формирования   понятий «сложные слова», «соединительная гласная» и учить  обосновывать  своё мнение                  

(ПознУУД)

действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёра

(Ком.УУД)

6.Построение проекта выхода из затруднения

1. Постановка проблемного вопроса.

Сколько корней в слове?

Самовар– самостоятельно варит – варит сам

2. Формулирование темы урока.

Планирование

- Какой вопрос возникает?

- Сколько корней в слове самовар? (карточка со словом  самовар)

 Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование…

1. Что такое самовар? Что такое  самовар?Что он делает?

- Какой корень в слове  самостоятельно? Докажите. Что нужно сделать?  

- Какой корень в слове варит? Докажите. Что нужно сделать?  

Сколько слов участвует в образовании слова?

Самовар.

-О каких словах мы сегодня будем говорить на уроке?

- Чему мы должны научиться на уроке? Какова цель нашего урока?

Сам варит.Самостоятельно варит

Подбирают однокоренные слова.

О словах, в которых два корня

План

1.Узнать, как называются слова с двумя корнями

2. Как  они  образуются

-проявлять интерес к изучению темы;

- творчески относится к процессу работы над словообразованием

(Личн.УУД)

7.Открытие нового знания

3. Введение нового понятия.

А)Введение понятия «Сложные слова»

 

В) Введение понятия «Соединитьельная гласная»

Г)Работа с учебником. стр.119(Правило)

- Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? Выскажите свои предположения, посоветовавшись в группах.

-Проверим наши предположения

Откроем конверт и прочитаем что там написано..

Вывод. Как называются слова с двумя корнями? Почему они так называются?

На доске карточки

Парвоз

Паровоз

Пешкомход

Пешеход

Самвари

самовар

-Какие слова мы используем в русском яыке  , а какие нет? отметим корни.

Какие гласные соединяют два корня? и они называются….

А как называются такие гласные  мы узнаем из учебника стр 119.

Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает на доске варианты детей.

Сложные слова.

Дети убирают слова Парвоз.самвари пешкомход

Отмечаем корни.

ОЕ-соединительные гласные.

Читают  правило стр. 119 учебник

- творчески относится к процессу работы над словообразованием

( личностные УУД)

Ввести понятия «сложные слова»,  «Соединительная гласная», формировать умение применять полученные знания в практической деятельности.

(предм УУД)

8.Первичное закрепление учебного материала

Работа по учебнику стр.119 упр 214

Алгоритм.

1.Найди слово, которое образовано из двух корней.(Выдели корни)

2.Найди в слове соединительную гласную.(О или Е)

3.Выпиши слово.

- учебник стр.119 упр. 214

- Читаем задание. Про себя, вслух.

1. Что нужно сделать, для того, чтобы найти сложные слова?

Составить план.Алгоритм.

Проверка упражнения.

Выполняя упражнение вы, наверное заметили, что все  сложные слова, чем- то похожи друг на друга. Я  предлагаю группам. Составить схему сложных слов.

Составление алгоритма выполнения упражнения.

Работают в группах составляют схему сложных слов.

- использовать приобретённые знания при выполнении задании(Позн.УУД)

- выполнять учебное задание, используя правило;

-ориентироваться в разных способах выполнения задания;

(Рег.УУД)

Физминутка

Под музыку.

выполняют

9.Самостоя

тельная работа

Самостоятельная  работа в группах

Инструкция для капитана группы:

  1. Возьми пакет с заданием.
  2. Прочитай задание для группы.
  3. Организуй выполнение задания .
  4. Определи, кто из участников группы представит отчёт классу.
  5. Подними сигнал о выполнении работы в группе.

План работы в группе:

  1. Взять пакет с заданием для группы.
  2. Прочитать задание.
  3. Выполнить задание на рабочем листе.
  4. Подготовить отчёт по плану.
  5. Представить отчёт группы.
  6. Капитану поднять сигнал об окончании работы.

План отчёта группы №1.

1. Наша группа составила картину из пазлов.

2. На картине изображены предмет: ………………………….

3.Мы придумали сложное слово…………..

4.Эти слова……………, они образованы  путём…………………

Группа №1

  1. Соберите  из пазлов рисунок
  2. Напишите слово.
  3. Выделите корни. Подчеркните соединительную гласную.
  4. Напишите ещё одно слово с двумя корнями.
  5. Вывесите результат работы на доску.

Группа№2

  1. Соедините точки на рисунке
  2. Напишите слово.
  3. Выделите корни. Подчеркните соединительную гласную.
  4. Напишите ещё одно слово с двумя корнями.
  5. Вывесите результат работы на доску.

План отчёта группы №2

1. Наша группа соединила точки.

2. На картине изображены предмет:

…………………………...

3.Мы придумали сложное слово………………..

4.Эти слова……………, они образованы  путём………………….

Группа №3.

Вам даны карточки с корнями слов.

Задание:

  1. Составьте сложные слова с данными корнями.
  2. Возьмите клей-карандаш и наклейте их на лист.
  3. Назовите слова,
  4. Устно приготовьте отчёт по плану.
  5. Вывесите результат работы на доску.

Карточки с корнями слов:

-нос-

-езд-

-пере-

-рог-

План отчёта группы №3.

1. Наша группа составила слова с данными корнями.

Это (прочитать слова):

………о………..

……….е………..

2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.

Группа №4.

Вам даны карточки с корнями слов.

Задание:

  1. Составьте сложные слова с данными корнями.
  2. Возьмите клей-карандаш и наклейте их на лист.
  3. Назовите слова,
  4. Устно приготовьте отчёт по плану.
  5. Вывесите результат работы на доску.

Карточки с корнями слов:

-земл-

-лов-

-рыб-

коп-

План отчёта группы №3.

1. Наша группа составила слова с данными корнями.

Это (прочитать слова):

………о………..

……….е………..

2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.

- Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем исследовательские группы.

 

- Внимание, группы! Вам нужно:

Выслушаем отчёт групп

Дети выбирают капитана группы. Капитаны групп получают инструкцию и организовывают работу внутри своей группы.

Ученики работают в группах, составляют отчет и готовятся к защите своей группы.

Группы отчитываются.

- использовать приобретённые знания при выполнении задании(Позн.УУД)

- выполнять учебное задание, используя правило;

-ориентироваться в разных способах выполнения задания;

(Рег.УУД)

действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёра

(Ком.УУД)

10.Подведение итогов.

Выполнение теста «Сложные слова» с применение  программы

-Сегодня мы исследовали Сложные слова. Много про них узнали. Я предлагаю, ответив на вопросы теста провести самооценку знаний.

Применяю «Систему ….

Вывожу результат ……

Оцените как вы усвоили тему  «Сложные слова»?

Отвечают на вопросы теста.

Дети по таблице оценивают себя сами.

11.Рефлексия

Самооценка

-Продолжите предложения …….

«Сегодня на уроке я узнал…..

Мне было интересно….

Я понял, что,………..

И т.д.

-осознавать собственные достижения при освоении темы.

Личностнае ууд



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....