Этап урока | Содержание урока | Деятельность учителя.
| Деятельность учащихся ( примерные ответы) | Формируемые УУД |
1. Орг. момент.
| Эмоциональный настрой на урок.
| - У меня сегодня настроение немного волнительное, радостное, от того, что на уроке вы узнаем много нового и интересного.
- - Я надеюсь, что сегодня на уроке у нас все получится, и мы доставим нашим гостям минуты радости от общения с нами, а я буду гордиться вашими успехами на уроке.
| Проверяют готовность к уроку.
|
|
2.Самоопределение к деятельности
|
| – Начинаем. Посмотрите, что необычного вы заметили у меня в руках? - Как вы думаете, как этот предмет может помочь нам сегодня на уроке? - Какими должны быть исследователи? - Лупа будет постоянно нам об этом напоминать.
Зарядка для рук. | Ученики отвечают на вопросы.
- Лупа.
-Мы будем исследователями.
-Исследователи должны быть внимательными, целеустремленными, терпеливыми, наблюдательными…. | -проявлять интерес к изучению темы; Личностные |
3. Минутка чистописания. | 1.Буквенный диктант А) Напишите букву, которую мы пишем в начале слова – ОКНО (АКНО) Б)Напишите букву, которая обозначает два звука в слове ель.
| Какие буквы будем писать на минутке чистописания? Дайте характеристику буквам? О…..Е | - пишут О
-Пишут Е
Дают характеристику. буквам и звукам.
|
|
4. Словарная работа. | 2.Работа с орфографическим словарём стр. 152-153. Составление предложения. Разбор по членам предложения. Разбор слова по составу. | -Откройте словарик .Выпишем слова в которых надо запомнить написание буквы О - Составьте предложение с одним из этих слов. - Разберём словарное слово по составу, применяя алгоритм.
| Открывают словарь выписывают 3 слова.
Пишем предложение разбираем.
Самооценка |
|
5.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Чтение письма Здравствуйте, дорогие ребята! На уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Я обещаю, что вам скучно не будет, это точно! Успехов вам! Ваш профессор. Работа в парах, Выделение корней в словах- снег, школьник, самовар. рабочий лист №1
Задание: - Возьмите рабочий лист №1.
- Прочитайте слова.
- Выделите маркером корень в словах.
| снег школьник самовар |
| - Профессор Самоваров прислал письмо. Кто желает его прочитать?
Посмотрим, что еще лежит в конвертах? (Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах.) - Прошу ... , вывесить рабочие листы на доску. (Учитель вызывает учеников к доске с разными вариантами выполнения задания. Если задание выполнено у всех верно, то незаметно с ними учитель вывешивает свою заготовку с ошибкой.) - Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание. - Что вы заметили? - Почему возникло затруднение?
Какой вопрос возникает?
| Читают письмо.
Открывают конверты – в них лежат рабочие листы с заданием для каждой пары.
Ученики работают каждый на своем рабочем листе, выделяют корни.
Вывешивают свои варианты выполнения задания.
- В слове самовар количество корней выделено по-разному. - Мы не знаем, как правильно выделять корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове. Может ли быть в слове несколько корней?
| -создать условия для формирования понятий «сложные слова», «соединительная гласная» и учить обосновывать своё мнение (ПознУУД) действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёра (Ком.УУД) |
6.Построение проекта выхода из затруднения
| 1. Постановка проблемного вопроса.
Самовар– самостоятельно варит – варит сам
2. Формулирование темы урока. Планирование
| - Какой вопрос возникает? - Сколько корней в слове самовар? (карточка со словом самовар)
Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование… 1. Что такое самовар? Что такое самовар?Что он делает?
- Какой корень в слове самостоятельно? Докажите. Что нужно сделать?
- Какой корень в слове варит? Докажите. Что нужно сделать? Сколько слов участвует в образовании слова? Самовар.
-О каких словах мы сегодня будем говорить на уроке? - Чему мы должны научиться на уроке? Какова цель нашего урока?
|
Сам варит.Самостоятельно варит
Подбирают однокоренные слова.
О словах, в которых два корня План 1.Узнать, как называются слова с двумя корнями 2. Как они образуются
| -проявлять интерес к изучению темы; - творчески относится к процессу работы над словообразованием (Личн.УУД) |
7.Открытие нового знания
| 3. Введение нового понятия. А)Введение понятия «Сложные слова»
В) Введение понятия «Соединитьельная гласная»
Г)Работа с учебником. стр.119(Правило) | - Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? Выскажите свои предположения, посоветовавшись в группах.
-Проверим наши предположения Откроем конверт и прочитаем что там написано..
Вывод. Как называются слова с двумя корнями? Почему они так называются? На доске карточки
Парвоз Паровоз Пешкомход Пешеход Самвари самовар
-Какие слова мы используем в русском яыке , а какие нет? отметим корни. Какие гласные соединяют два корня? и они называются…. А как называются такие гласные мы узнаем из учебника стр 119.
| Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает на доске варианты детей.
Сложные слова.
Дети убирают слова Парвоз.самвари пешкомход
Отмечаем корни.
ОЕ-соединительные гласные.
Читают правило стр. 119 учебник | - творчески относится к процессу работы над словообразованием ( личностные УУД) Ввести понятия «сложные слова», «Соединительная гласная», формировать умение применять полученные знания в практической деятельности. (предм УУД) |
8.Первичное закрепление учебного материала | Работа по учебнику стр.119 упр 214
Алгоритм. 1.Найди слово, которое образовано из двух корней.(Выдели корни) 2.Найди в слове соединительную гласную.(О или Е) 3.Выпиши слово.
|
- учебник стр.119 упр. 214 - Читаем задание. Про себя, вслух. 1. Что нужно сделать, для того, чтобы найти сложные слова? Составить план.Алгоритм.
Проверка упражнения. Выполняя упражнение вы, наверное заметили, что все сложные слова, чем- то похожи друг на друга. Я предлагаю группам. Составить схему сложных слов.
|
Составление алгоритма выполнения упражнения.
Работают в группах составляют схему сложных слов. | - использовать приобретённые знания при выполнении задании(Позн.УУД) - выполнять учебное задание, используя правило; -ориентироваться в разных способах выполнения задания; (Рег.УУД) |
Физминутка |
| Под музыку. | выполняют |
|
9.Самостоя тельная работа
| Самостоятельная работа в группах Инструкция для капитана группы: - Возьми пакет с заданием.
- Прочитай задание для группы.
- Организуй выполнение задания .
- Определи, кто из участников группы представит отчёт классу.
- Подними сигнал о выполнении работы в группе.
План работы в группе: - Взять пакет с заданием для группы.
- Прочитать задание.
- Выполнить задание на рабочем листе.
- Подготовить отчёт по плану.
- Представить отчёт группы.
- Капитану поднять сигнал об окончании работы.
План отчёта группы №1. 1. Наша группа составила картину из пазлов. 2. На картине изображены предмет: …………………………. 3.Мы придумали сложное слово………….. 4.Эти слова……………, они образованы путём………………… Группа №1 - Соберите из пазлов рисунок
- Напишите слово.
- Выделите корни. Подчеркните соединительную гласную.
- Напишите ещё одно слово с двумя корнями.
- Вывесите результат работы на доску.
Группа№2 - Соедините точки на рисунке
- Напишите слово.
- Выделите корни. Подчеркните соединительную гласную.
- Напишите ещё одно слово с двумя корнями.
- Вывесите результат работы на доску.
План отчёта группы №2 1. Наша группа соединила точки. 2. На картине изображены предмет: …………………………... 3.Мы придумали сложное слово……………….. 4.Эти слова……………, они образованы путём…………………. Группа №3. Вам даны карточки с корнями слов. Задание: - Составьте сложные слова с данными корнями.
- Возьмите клей-карандаш и наклейте их на лист.
- Назовите слова,
- Устно приготовьте отчёт по плану.
- Вывесите результат работы на доску.
Карточки с корнями слов:
План отчёта группы №3. 1. Наша группа составила слова с данными корнями. Это (прочитать слова): ………о……….. ……….е……….. 2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.
Группа №4. Вам даны карточки с корнями слов. Задание: - Составьте сложные слова с данными корнями.
- Возьмите клей-карандаш и наклейте их на лист.
- Назовите слова,
- Устно приготовьте отчёт по плану.
- Вывесите результат работы на доску.
Карточки с корнями слов:
План отчёта группы №3. 1. Наша группа составила слова с данными корнями. Это (прочитать слова): ………о……….. ……….е……….. 2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.
| - Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем исследовательские группы. - Внимание, группы! Вам нужно:
Выслушаем отчёт групп | Дети выбирают капитана группы. Капитаны групп получают инструкцию и организовывают работу внутри своей группы.
Ученики работают в группах, составляют отчет и готовятся к защите своей группы.
Группы отчитываются. | - использовать приобретённые знания при выполнении задании(Позн.УУД) - выполнять учебное задание, используя правило; -ориентироваться в разных способах выполнения задания; (Рег.УУД) действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёра (Ком.УУД) |
10.Подведение итогов.
| Выполнение теста «Сложные слова» с применение программы
| -Сегодня мы исследовали Сложные слова. Много про них узнали. Я предлагаю, ответив на вопросы теста провести самооценку знаний. Применяю «Систему …. Вывожу результат …… Оцените как вы усвоили тему «Сложные слова»?
| Отвечают на вопросы теста. Дети по таблице оценивают себя сами. |
|
11.Рефлексия | Самооценка | -Продолжите предложения ……. | «Сегодня на уроке я узнал….. Мне было интересно…. Я понял, что,……….. И т.д. | -осознавать собственные достижения при освоении темы. Личностнае ууд |