Разработка открытого урока по русскому языку 4 классе - тема «Синонимы, антонимы, омонимы .»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Серен-Доржу Салбакай Кудер-ооловна

Цели урока: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов  - омонимов

 -систематизации  знаний  о синонимах и антонимах, умения находить их в тексте, определения

  признаков синонимов и антонимов, обобщения  знаний  об их роли  в предложении. В результате чего ученик:

- применяет знания, полученные ранее;

- находит признаки синонимов и антонимов;

- знакомится с  их ролью  в предложении;

- развития  устной  и письменной  речи  учащихся; развития  орфографической  зоркости,   внимания,  мышления,

  воображения; формирования  навыков самоконтроля  и познавательной активности. В результате чего ученик:

- развивает свою устную и письменную речь;

- учится контролировать себя, давать самооценку;

 - воспитания умения  работать в парах; формирования  личностных качеств, таких  как ответственность,

  коммуникативность; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык 

Класс: 4 б

Тема урока:  «Синонимы, антонимы, омонимы .»

Цели урока: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов  - омонимов

 -систематизации  знаний  о синонимах и антонимах, умения находить их в тексте, определения

  признаков синонимов и антонимов, обобщения  знаний  об их роли  в предложении. В результате чего ученик:

- применяет знания, полученные ранее;

- находит признаки синонимов и антонимов;

- знакомится с  их ролью  в предложении;

- развития  устной  и письменной  речи  учащихся; развития  орфографической  зоркости,   внимания,  мышления,

  воображения; формирования  навыков самоконтроля  и познавательной активности. В результате чего ученик:

- развивает свою устную и письменную речь;

- учится контролировать себя, давать самооценку;

 - воспитания умения  работать в парах; формирования  личностных качеств, таких  как ответственность,

  коммуникативность; оценивание качества и уровня усвоения материала.

  Оборудование урока: Учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 4 класс. Рабочие тетради.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика,  компьютер, мультимедиа, проектор, презентация Power Point, печатные карточки.

                          1.Организационный момент.

Цель: подготовить  учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный  настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Эмоциональная мотивация

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и  думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

Цель: оценить свою готовность к уроку.

(дети стоят)

(дети садятся)

Вывод:  готовы к уроку.

                                                                                         2. . Повторение изученного. Актуализация  знаний:

Цель: создание условий для развития  регулятивных УУД  .

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности.

( На доске буквы: г  у  р  щ д  ц)

  • Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.
  •        Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.
  •        Эта буква обозначает гласный звук.
  •        Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?

- Что вы можете сказать об этом слове?

- Какая орфограмма в этом слове?

- Подберите родственные слова.

- Докажите, что это родственные слова.

- (запишите их в тетради)

         

         

             - А как вы понимаете лексическое значение слова друг?

-Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...

( Показываю этимологический словарь  поясняя откуда взяла толкование этого слова)

-  А какие пословицы вы знаете о дружбе

Мобилизация внимания.

Цель:  подготовиться к работе на уроке.

Открывают тетради, записывают число,

-Друг.

-Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч.

-Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука.

-Парная согласная в корне слова.

-Проверка друг -нет друга.

-Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище.

 -Родственные слова имеют один корень и одно лексическое значение.

- Лексическое значение - это то, что обозначает слово.

- Самостоятельные части речи.

- Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

 -Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

- Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.

- Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

     

       

                                                                   

( вывешиваю на доску)

•         Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

•     Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

•         Друг познается в беде.

Используется методы беседы.

                                                                                   3.  Постановка проблемы урока.

Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД  через  развитие  устной и письменной речи  учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся о синонимах и антонимах,; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении синонимов и антонимов; развитие личностных УУД через развитие   орфографической  зоркости,   внимания,  мышления, воображения, языкового  чутья.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы.

Мобилизация внимания.

- Подберите к слову друг слова близкие по значению.

- Что общего у этих слов?

- Такие слова называются  …(синонимы.)

Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению.

    Далеко мой стук

    Слышится вокруг.

    Червякам я враг,

     А деревьям друг.  

-  Что общего у этих слов?

- Такие слова называются …( антонимы.)

Отгадайте следующую загадку.

Из меня берут порою

Реки свой исток,

А в руках твоих открою

Я любой замок

- Такие слова называются …(омонимы)

Цель: повторить слова с непроверяемым написанием.

-Приятель, товарищ.

- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

     - Слова близкие по значению.

- Враг – друг.

- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

- Слова, противоположные по значению.

(Ключ)

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка?

 - Оно имеет два значения

- Есть ли между этими значениями что – то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют абсолютно разные значения?

Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.

 (Слайд №1)

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.

фронтальная беседа.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.

                                                                                                               4. Введение в тему урока.

Цель: создать условия для развития  логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «синонимы, антонимы, омонимы»; умение выделять  их среди  частей речи; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...);

Задача этапа: систематизировать знания учащихся,  необходимые для введения данной темы.

-Вы  догадались  какая тема  нашего урока?

-  Для  каких целей мы  будем применять  в своих работах синонимы, антонимы, омонимы?

Цель: оценить как усвоены новые понятия

Вывод: Синонимы- это слова близкие по смыслу, одной и той же части речи отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.

Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.

Омонимы – эти слова пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения

фронтальная беседа.

( вставка из дет. Программы « спасение дом. Зад.»

Работа с учебником: с.47 правило

                                                                                                         5. Изучение нового учебного материала.

Цель: формирование личностных УУД  через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний о синонимах и антонимах; развитие познавательных УУД через знакомство с понятиями « текстовые» синонимы и антонимы; формирование  регулятивных УУД через самоконтроль.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: на основе имеющихся на данный момент у учащихся знаний им предлагается выяснить роль омонимов в предложении и в речи, используя слова.

- Прочитайте внимательно текст упражнения  71 с.48

- Найдите эти слова в словаре омонимов учебника (см.с.156).

-Какой вывод можем сделать об омонимах?

- Синонимы ,антонимы, омонимы  могут встречаться как в разговорной  , так и в литературной  речи , могут быть как устаревшими , так и современными общеупотребительными словами

- Прочитайте. Соедини линиями синонимы, а потом антонимы

-Подчеркните в словах изученные орфограммы

Форма организации: фронтальная. Введение нового материала с  его отработкой.

Физминутка:

   Цель: создать условия для

•        мыслительной и физической разгрузки

•         сохранения мотивации учения

-Выполняем движения все вместе.

Зарядка для  глаз:

 закройте глаза – откройте ( 2раза),

 посмотрите вверх – вниз ( 3раза),

 далеко - близко ( 3 раза).,

 налево - направо (3 раза)

- Кто  был внимателен  какие антонимы я вам назвала?

И нам с тобой пришел черед,
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь …. НИЗКО.
Скажу я слово ДАЛЕКО, 
А ты ответишь …. БЛИЗКО.
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь …ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты …. НАШЕЛ.
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты …. ХРАБРЕЦ.
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну, отвечай …КОНЕЦ

Цель: сформулировать  понятие «синонимы, антонимы,омонимы».

( зачитывают  выписанные омонимы)

Омонимы – разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию

        

Самостоятельная работа в печатных  тетрадях упр. 51, 53 с.24

С.48 упр.72( по цепочке) устно

Рефлексивное оценивание упражнения обмениваются листочками и проверяют друг друга

 

Выполняют движения.

Работа  в печатной тетради  упр. 66 с 33 ( текст раздать детям, выполняют на листочках)

Из двенадцати

«5» - 1 -2 ошибки

«4»- 3 – 5 ошибок

«3» 6 – 8 ошибок

«2» - от 9 ти

Работа по учебнику стр. 43 упр. 70

                                                                                                             6. Закрепление учебного материала.

Цель: выявить  уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся(коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание,  мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД);

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий.

- А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки.

Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.

Маленький мир лучше … …. драки.

Горькая  правда лучше … …лжи.

Лучше враг умный, чем друг … … .

Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.

По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной.

-  Попробуйте подобрать синонимы к словам доска, окно…   Давайте сделаем ещё один вывод:

Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

Цель: сформированы новые понятия и способы деятельности.

-Закрепление.

   ( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок)

Вывод: применяли полученные знания при выполнении упражнений.

Выполняется в форме фронтальной беседы для отработки понятия.

                                                                                                      7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели.  Наметить перспективу последующей работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: проанализировать  и оценить  успешности достижения цели урока.

Графический диктант

Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова в нем употреблены: с – синонимы, а – антонимы, о – омонимы

  1. Жди горя от моря, а беды – от воды.
  2. Где умному горе, там глупому веселье.
  3. Знать не знаю, ведать не ведаю.
  4. Солнце на ели, а мы еще не ели.
  5. Лодырь и бездельник – им праздник  и в понедельник.
  6. Ученье  - свет, а неученье – тьма.

- Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы, антонимы, омонимы? Где их можно чаще всего встретить?

Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

 

- Пришло время оценить вашу работу:

  • Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь  смайлик «всё хорошо».
  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».

  • Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь».

Цель:  представить  результат  своей  работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия.

- Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.

Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова в нем употреблены: с – синонимы, а – антонимы, о – омонимы

Рефлексивное оценивание диктанта обмениваются тетрадями и проверяют друг друга

 

Рефлексивное оценивание работы на уроке

Вывод: качественная оценка обретенных знаний и умений учащихся;

1.а,2.а,3.о,4.о,5. с,6.а

«5» - 0 – 1 ошибка

«4» - 2   ошибки

«3» -  3 ошибки

«2» - 4 ошибки

                                        8. Сообщение домашнего задания, инструктаж.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Задача: подобрать  домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков; 

инструктаж по выполнению домашнего задания.

-Подвести итог, записать домашнее задание (с. 48 упр. 73)

Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями.

Запись в дневник домашнего задания.

На дом предполагается творческое задание,  которое позволяет установить степень усвоения нового материала и выявить пробелы

Самоанализ

урока русского языка, проведённого в 4 классе учителем  С.С.Кудерооловной 03.10.2017 г.

Тема урока: синонимы, антонимы, омонимы

Тип урока : повторение изученного материала

Данный урок  3 по теме « Лексика». Он связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний.

В ходе урока были учтены возможности данного класса.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Цель урока: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах

Урок был направлен на выполнение следующих задач:

Образовательные задачи:

актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов  - омонимов

 -систематизации  знаний  о синонимах и антонимах, умения находить их в тексте, определения

  признаков синонимов и антонимов, обобщения  знаний  об их роли  в предложении. В результате чего ученик:

- применяет знания, полученные ранее;

- находит признаки синонимов ,антонимов и омонимов;

- знакомится с  их ролью  в предложении и пословицах;

  воображения; формирования  навыков самоконтроля  и познавательной активности. В результате чего ученик:

 - воспитания умения  работать в парах; формирования  личностных качеств, таких  как ответственность,

  коммуникативность; оценивание качества и уровня усвоения материала.

- учится контролировать себя, давать самооценку; рефлексивное ,коллективное, парное   оценивание .

Воспитательные задачи: способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе. Прививать любовь к русскому языку.

Развивающие задачи: развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать умение работать со словарями; развивать грамотную речь детей, как устную, так и письменную, логическое мышление.

В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческую активность.

  Задания носили развивающий, творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей и использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся, активизировало познавательную деятельность.

В классе 25 учеников: 10 мальчиков и 15 девочек. На уроках ребята активны, готовы сами делать открытия, решили проблемную ситуацию поэтапно, уровень самостоятельности - средний. Все ученики выполняют домашнюю работу.

Структура урока соответствует его целям. На уроке применены современные педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровье- сберегающие технологии, игровые приемы.

Этапы урока:

1 этап: Организационный момент. Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся. Минута чистописания.

2 этап: Самоопределение к деятельности. Побуждала учащихся самих определять тему и задачи урока. Повышала интерес к уроку через мотивацию.

3 этап: Работа по теме урока: проводилась фронтальная форма работы, частично-посковая. . Знакомились со словарями омонимов и учились с ними работать.

На 3 этапе применяла здоровьесберегающие технологии. Во время физкультминутки учащиеся играли в игру « Наобарот», гимнастику для глаз использовала антонимы  . В ходе этой физминутки у детей развивала внимание и в то же время закрепляли тему урока .

Применяла метод самостоятельной работы при выполнении упражнений. На протяжении всего урока учащиеся сами проверяли и оценивали свою работу.

4 этап: рефлексия. Цель этапа – проверка усвоения материала графический диктант (син,ант,омоним) Результат проверки и оценки проверяли через презентацию, оценивали  друг друга обмениваясь работами (презентация).

На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.

Для достижения цели урока было использовано оборудование к уроку:

  • Рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран);Рабочее место ученика;
  • Презентация к уроку: « Синонимы, антонимы, омонимы»;
  • Учебник «Русский язык» 4класс;
  •  словарь синонимов и антонимов
  • Карточки для проведения рефлексии.
  • Смайлики для рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку по теме: «Синонимы» с использование игровой, поисково-творческой технологий у учащихся 3 классов».

Технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Синонимы" в 3 классе с использованием игровой и поисково-творческой технологий....

Разработка урока по русскому языку по теме: "Синонимы. Антонимы. Омонимы."

Развитие умений анализировать, сопоставлять, выделять из текста синонимы, антонимы, омонимы, определять лексическое значение слов. Развивать умение находить антонимы, синонимы, омонимы. Понимать лекси...

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы, антонимы, омонимы". УМК "Школа России", 4 класс

Цели деятельности учителя: Создание условий для ознакомления с понятиями «синонимы», «антонимы», «омонимы» и их ролью в достижении точности, информативности и выраз...

Рабочий лист урока по русскому языку на тему "Синонимы. Антонимы. Омонимы."

Рабочий лист урока по русскому языку на тему "Синонимы. Антонимы. Омонимы."...

Проверочная работа по русскому языку по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы»

Проверочная работа по русскому языку по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы» (УМК «Перспектива»)....

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы, антонимы, омонимы". УМК "Школа России", 4 класс

Цели деятельности учителя:Создание условий для ознакомления с понятиями «синонимы», «антонимы», «омонимы» и их ролью в достижении точности, информативности и вырази...