Урок русского языка в 4 классе на тему: "Неизменяемые имена существительные".
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему
Цель урока: познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи.
Задачи:
· познакомить со значением некоторых несклоняемых существительных, учить правильному употреблению их в речи;
· развивать навыки анализа, синтеза, орфографическую зоркость;
· воспитание коммуникативных навыков.
На уроке я использовала:
Технологии: личностно-ориентированный подход, технологию проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии.
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Оборудование: программы: мультимедийная презентация в программе Microsoft PowerPoint, учебник «Русский язык 4 класс», раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы) в программе.
По типу – это урок изучения нового материала.
По форме проведения - парно-групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 1.21 МБ |
Разработка урока | 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 4 «Ж» классе. Учитель: Казакова Юлия Валерьевна
Тема урока: «Неизменяемые имена существительные».
Цель: познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи;
Задачи:
- познакомить со значением некоторых несклоняемых существительных, учить правильному употреблению их в речи;
- развивать навыки анализа, синтеза, орфографическую зоркость;
- воспитание коммуникативных навыков.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор и экран для демонстрации презентации Power Point;
- карточки с заданиями.
Ход урока:
- Приветствие.
-Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших сегодняшних гостей.
2. Психологический настрой на работу.
-Как вы уже догадались у нас сегодня пройдет не обычный урок, а открытый.
-Чего вы ожидаете от этого урока?
-Скажите, а с каким настроением вы пришли на урок? Почему?
-Я желаю всем хорошего настроения на протяжении всего урока, чтобы этот урок стал для вас не только интересным, но и полезным и оправдал все ваши ожидания!
- Итак, начинаем наш урок русского языка. Откройте тетради, запишите дату, укажите вид работы.
3. Словарная работа.
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного.
- А начнём наш урок с орфографической разминки.
- Запишите словарные слова по транскрипции (слайд №1) [афтамаб*ил*], [б*иб*л*иат*эка], [б*ил*эт], [горат], [завот], [магаз*ин], [м*итро], [ул*ица], [дарога]. Поставьте знак ударения.
Взаимопроверка по слайду №2.
Автомобиль, библиотека, билет, город, завод, магазин, метро, улица, дорога.
-Поднимите руки, кто выполнил это задание без ошибок! Молодцы!
- Скажите, о каком синониме слову дорога идет речь в стихотворении : слайд №3
Асфальтовое, новое,
Через леса сосновые,
Через луга медовые,
Через поля пшеничные,
Полянки земляничные,
Во всей своей красе,
Дождём умыто, росами,
Укатано колёсами,
Раскинулось шоссе!
- Правильно, синоним к слову дорога – шоссе (слайд №4).
3.Определение темы урока.
- Просклоняйте существительные дорога и шоссе (задание выполняется индивидуально в рабочих тетрадях).
Проверка (дети называют слова вместе с вопросами. Ответы детей сопровождаются демонстрацией слайда презентации).
-Что вы заметили? (Слово шоссе не изменилось).
4. Решение проблемы.
- Что можете сказать об окончании слова шоссе? (Его нет).
- Как могут называться такие существительные? (Предположения детей.)
- Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные.)
- Знакома ли вам такая группа слов?
-Какую цель поставим на уроке? (познакомиться, уметь правильно употреблять в речи).
-Итак, давайте осуществим одну из наших целей – это познакомимся с несклоняемыми именами существительными. Откройте учебники на стр. 63 и самостоятельно прочитайте правило.
-Какие слова называются несклоняемыми или неизменяемыми? (ответы детей). Расскажите это правило друг другу в парах.
-Проверим как вы поняли правило? У вас на столах лежат листы со словами. Прочитайте и скажите группы их можно разделить? (Изменяются по падежам инее изменяются).
Окно, кино, пианино, какао, молоко, сено. |
- Обсудите в группе, как вы распределите слова и запишите их в 2 столбика склоняемые и несклоняемые. Слайд №5.
-В какой столбик отнесли слово окно? Докажите, что оно склоняемое?
-Кино? Докажите, что оно несклоняемое.
-Хорошо, молодцы! А сейчас давайте осуществим следующую нашу цель – это научиться правильно употреблять неизменяемые существительные в речи.
-Ребята, скажите, есть ли среди ваших друзей те, который произносят какие-нибудь слова неправильно? Приведите примеры? Как нужно поступить, если ваш знакомый говорит неправильно?
-Давайте вместе поможем Пете Неумейкину и исправим его ошибки. Найдите упражнение 187.
-Виолетта, прочитай пожалуйста стихотворение с допущенными ошибками.
-Что вызвало улыбку? Почему? Значение какого слова вам не известно? Как узнать значение незнакомого слова? (посмотреть в словарь Ожегова).
-Что такое кашне?
-В парах исправьте ошибки и подготовьтесь к выразительному чтению.
-Хамзат, прочитай стихотворение без ошибок.
-Проверим, как вы справитесь со следующим стихотворением.
-Данил, прочитай стихотворение на карточке.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
-Какую ошибку допустил автор?
-В паре обсудите правильность написания неизменяемых слов, спишите стихотворение, исправляя ошибки. Подчеркните неизменяемые имена сущ. одной чертой.
-Яна, прочитай, что у тебя получилось?
- Сейчас немного отдохнем.
5. Музыкальная ФМ.
-Над какой темой урока мы работаем?
-Какие слова вы узнали на уроке? Как вы думаете неизменяемые слова – это исконно русские или пришли к нам из других языков?
-Молодцы! Я сейчас я предлагаю вам узнать другие неизменяемые слова. Для этого вы поработаете самостоятельно. Сейчас каждая группа выберет по 3 слова, познакомится с их значениями и составит по 1 предложению с каждым словом.
Комиссия, которая решает вопрос о присуждении премии (жюри).
Ансамбль из трёх музыкантов (трио).
Кушанье из протертых овощей (пюре).
Перечень блюд и напитков, подаваемых в кафе, ресторане или баре (меню).
Сливочное мороженое на палочке, покрытое шоколадной глазурью (эскимо).
Вид транспорта, осуществляющий индивидуальную перевозку пассажиров или грузов из пункта отправления в пункт следования (такси).
Лошадь низкорослой породы. (пони).
Род очков, держащихся при помощи пружинки, защемляющей переносицу (ПЕНСНЕ)
Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки (ТИРЕ)
Крупная нелетающая птица, один из видов страусов, распространенная в Австралии и на о-ве Тасмания (ЭМУ).
Курортный город, в котором будет проходить зимняя олимпиада 2014 года (СОЧИ).
Яркое эстрадное представление (ШОУ).
Чтение предложений.
-Какие слова узнали?
-Молодцы!
6. Итог урока.
- Над какой темой работали на уроке?
- Какие цели ставили на уроке?
- Чему научились?
- Зачем в начальной школе изучают такую тему? (Чтобы была грамотная речь.)
7. Оценивание.
-Давайте проверим, насколько вы были сегодня внимательны. Выполните тест (слайд №6) и проверьте свои знания (учащиеся на полях столбиком записывают правильные варианты ответов).
1. Найдите правильный ответ:
А) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.
Б) Несклоняемые имена существительные относятся к среднему роду и не изменяются по падежам.
В) Несклоняемые имена существительные имеют род и не изменяются по падежам.
2. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?
А) земля
Б) кафе
В) зеркало
3. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?
А) кенгуру
Б) кашпо
В) метафора
4. Какое словосочетание стоит в родительном падеже.
А)сочинить про метро
Б)вернулись из кино
В)играл на пианино.
5. Выделите словосочетание, в котором несклоняемое существительное употреблено правильно:
А) появилось на табле
Б) еду в метре
В) об умном шимпанзе
Проверка по ключу (учащиеся отмечают правильные ответы).
-Кто получил отметку «5»? «4»? «3»?
-Молодцы, всем спасибо за отличную работу на уроке.
8. Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий.
- Урок у нас заканчивается. За время урока выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
-Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
-Если урок прошел хорошо, но вы ожидали большего – прикрепите цветы.
-Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
-А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.
9. Домашнее задание.
У вас на столах лежат карточки трех цветов. Выберите карточку разного уровня сложности. Желтого цвета – легкий уровень, зеленогоо цвета – средний уровень сложности, розового цвета – высокий уровень сложности.
Переверните карточки. Это ваше домашнее задание.
(Легкий уровень сложности: записать 10 несклоняемых имен существительных, с которыми мы познакомились на уроке. С одним словом составить и записать предложение.
Средний уровень сложности: записать несклоняемые имена существительные, обозначающие названия животных. Составить с одним словом предложение и записать его.
Высокий уровень сложности: записать несклоняемые имена существительные, обозначающие географические названия. Использовать географическую карту. Составить с одним словом предложение и записать его.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...
Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...
Урок русского языка. 2 класс. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Урок русского языка. 2 класс. УМК "Школа России". Цель: закрепление навыков в распознавании одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Продолжается работа по развитию орфографической зоркости...
Методическая разработка к уроку русского языка 2 класс "Одушевленные и неодушевлённые имена существительные"
Урок составлен с использованием личностно-ориентированной технологии.с учётом особенностей детей....
Урок русского языка.2 класс.Одушевленные и неодушевленные имена существительные.(С ОВЗ)
Технологическая карта урока с присутствием учащегося с ОВЗ по русскомму языку 2 класс...
Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Собственные и нарицательные имена существительные.
Конспект урока русскогоязыка, 3 класс. Собственные и нарицательные имна существительные....