Урок русского языка в 4 классе на тему: "Неизменяемые имена существительные".
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Цель урока: познакомить  учащихся с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи. 

Задачи:

·      познакомить со значением некоторых несклоняемых существительных, учить правильному употреблению  их в речи;

·      развивать навыки анализа, синтеза, орфографическую зоркость;

·      воспитание коммуникативных навыков. 

На уроке я использовала:

Технологии: личностно-ориентированный подход, технологию проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии.

Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.

Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.

Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Оборудование: программы: мультимедийная презентация в программе Microsoft PowerPoint, учебник «Русский язык 4 класс», раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы) в программе.

По типу – это урок изучения нового материала.

По форме проведения -  парно-групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к уроку1.21 МБ
Файл Разработка урока31.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 4 «Ж» классе.           Учитель: Казакова Юлия Валерьевна

Тема урока: «Неизменяемые имена существительные».

Цель: познакомить  учащихся с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи;

Задачи:

  • познакомить со значением некоторых несклоняемых существительных, учить правильному употреблению  их в речи;
  • развивать навыки анализа, синтеза, орфографическую зоркость;
  • воспитание коммуникативных навыков. 

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор и экран для демонстрации презентации Power Point;
  •  карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших сегодняшних гостей.

 2. Психологический настрой на работу.

-Как вы уже догадались у нас сегодня пройдет  не обычный урок, а открытый.

 -Чего вы ожидаете от этого урока?

-Скажите, а  с каким настроением вы пришли на урок? Почему?

-Я желаю всем хорошего настроения на протяжении всего урока, чтобы этот урок стал для вас не только интересным, но и полезным и оправдал все ваши ожидания!

-  Итак, начинаем наш  урок русского языка. Откройте тетради, запишите дату, укажите вид работы.

3. Словарная работа.

-  Сегодня на уроке мы с вами узнаем   много нового и интересного.

-  А начнём наш урок с орфографической разминки.

- Запишите словарные слова по транскрипции (слайд №1) [афтамаб*ил*], [б*иб*л*иат*эка], [б*ил*эт], [горат], [завот], [магаз*ин], [м*итро], [ул*ица], [дарога]. Поставьте знак ударения.

Взаимопроверка по слайду №2.

Автомобиль, библиотека, билет, город, завод, магазин, метро, улица, дорога.

-Поднимите руки, кто выполнил это задание без ошибок! Молодцы!

- Скажите, о каком синониме слову дорога идет речь в стихотворении : слайд №3

Асфальтовое, новое,
Через леса сосновые, 
Через луга медовые, 
Через поля пшеничные,
Полянки земляничные,
Во всей своей красе,
Дождём умыто, росами,
Укатано колёсами,
Раскинулось
шоссе!

- Правильно, синоним к слову дорога – шоссе (слайд №4).

3.Определение темы урока.

- Просклоняйте существительные дорога и шоссе (задание выполняется индивидуально в рабочих тетрадях).

Проверка (дети называют слова вместе с вопросами. Ответы детей сопровождаются демонстрацией слайда презентации).

-Что вы заметили? (Слово шоссе не изменилось).

4. Решение проблемы.

- Что можете сказать об окончании слова шоссе? (Его нет).

- Как могут называться такие существительные? (Предположения детей.)

- Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные.)

- Знакома ли вам такая группа слов?

-Какую цель поставим на уроке? (познакомиться, уметь правильно употреблять в речи).

-Итак, давайте осуществим одну из наших целей – это познакомимся с несклоняемыми именами существительными. Откройте учебники на стр. 63 и самостоятельно прочитайте правило.

-Какие слова называются несклоняемыми или неизменяемыми? (ответы детей). Расскажите это правило друг другу в парах.

-Проверим как вы поняли правило? У вас на столах лежат листы со словами. Прочитайте и скажите группы их можно разделить? (Изменяются по падежам инее изменяются).

Окно, кино, пианино, какао, молоко, сено.

- Обсудите в группе, как вы распределите слова и запишите их в 2 столбика склоняемые и несклоняемые. Слайд №5.

-В какой столбик отнесли слово окно? Докажите, что оно склоняемое?

-Кино? Докажите, что оно несклоняемое.

-Хорошо, молодцы! А сейчас давайте осуществим следующую нашу цель – это научиться правильно употреблять неизменяемые существительные в речи.

-Ребята, скажите, есть ли среди ваших друзей те, который произносят какие-нибудь слова  неправильно? Приведите примеры? Как нужно поступить, если ваш знакомый говорит неправильно?

-Давайте вместе поможем Пете Неумейкину и исправим его ошибки. Найдите упражнение 187.

-Виолетта, прочитай пожалуйста стихотворение с допущенными ошибками.

-Что вызвало улыбку? Почему? Значение какого слова вам не известно? Как узнать значение незнакомого слова? (посмотреть в словарь Ожегова).

-Что такое кашне?

-В парах исправьте ошибки и подготовьтесь к выразительному чтению.

-Хамзат, прочитай стихотворение без ошибок.

-Проверим, как вы справитесь со следующим стихотворением.

-Данил, прочитай стихотворение на карточке.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит – бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгура в кафу зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

-Какую ошибку допустил автор?

-В паре обсудите правильность написания неизменяемых слов, спишите стихотворение, исправляя ошибки. Подчеркните неизменяемые имена сущ. одной чертой.

-Яна, прочитай, что у тебя получилось?

- Сейчас немного отдохнем.

5. Музыкальная ФМ.

-Над какой темой урока мы работаем?

-Какие слова вы узнали на уроке? Как вы думаете неизменяемые слова – это исконно русские или пришли к нам из других языков?

-Молодцы! Я сейчас я предлагаю вам узнать другие неизменяемые слова. Для этого вы поработаете самостоятельно. Сейчас каждая группа выберет по 3 слова, познакомится с их значениями  и составит по 1 предложению с каждым словом. 

Комиссия, которая решает вопрос о присуждении премии (жюри).

Ансамбль из трёх музыкантов (трио).

Кушанье из протертых овощей (пюре).

Перечень блюд и напитков, подаваемых в кафересторане или баре (меню).

Сливочное мороженое на палочке, покрытое шоколадной глазурью (эскимо).

Вид транспорта, осуществляющий индивидуальную перевозку пассажиров или грузов из пункта отправления в пункт следования (такси).

Лошадь низкорослой породы. (пони).

Род очков, держащихся при помощи пружинки, защемляющей переносицу    (ПЕНСНЕ) 

Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки (ТИРЕ)

Крупная нелетающая птица, один из видов страусов, распространенная в Австралии и на о-ве Тасмания (ЭМУ).

Курортный город, в котором будет проходить зимняя олимпиада 2014 года (СОЧИ).

Яркое эстрадное представление (ШОУ).

Чтение предложений.

-Какие слова узнали?

-Молодцы!

6. Итог урока.

  • Над какой темой работали на уроке?
  • Какие цели ставили на  уроке?
  • Чему научились?
  • Зачем в начальной школе изучают такую тему? (Чтобы была грамотная речь.)

7. Оценивание.

-Давайте проверим, насколько вы были сегодня внимательны. Выполните тест (слайд №6) и проверьте свои знания (учащиеся на полях столбиком записывают правильные варианты ответов).

1. Найдите правильный ответ:

А) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.

Б) Несклоняемые имена существительные относятся к среднему роду и не изменяются по падежам.

В) Несклоняемые имена существительные имеют род и не изменяются по падежам.

2. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

А) земля  

Б) кафе

В) зеркало

3. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

А)  кенгуру

Б) кашпо

В) метафора

4. Какое словосочетание стоит в родительном падеже. 
А)сочинить про метро

Б)вернулись из кино

 В)играл на пианино.

5. Выделите словосочетание, в котором несклоняемое существительное употреблено правильно:
 А) появилось на табле   
Б) еду в метре
В) об умном шимпанзе

Проверка по ключу (учащиеся отмечают правильные ответы).

-Кто получил отметку «5»? «4»? «3»?

-Молодцы, всем спасибо за отличную работу на уроке.

8. Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий.

- Урок у нас заканчивается. За время урока выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

-Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

-Если урок прошел хорошо, но вы ожидали большего – прикрепите цветы.

-Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

-А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

9. Домашнее задание.

У вас на столах лежат карточки трех цветов. Выберите карточку разного уровня сложности. Желтого цвета – легкий уровень, зеленогоо цвета – средний уровень сложности, розового цвета – высокий уровень сложности.

Переверните карточки. Это  ваше домашнее задание.

(Легкий уровень сложности: записать 10 несклоняемых имен существительных, с которыми мы познакомились на уроке. С одним словом составить и записать предложение.

Средний уровень сложности: записать несклоняемые имена существительные, обозначающие названия животных. Составить с одним словом предложение и записать его.

Высокий уровень сложности: записать несклоняемые имена существительные, обозначающие географические названия. Использовать географическую карту. Составить с одним словом предложение и записать его.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Урок русского языка. 2 класс. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Урок русского языка. 2 класс. УМК "Школа России". Цель: закрепление навыков в распознавании одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Продолжается работа по развитию орфографической зоркости...

Методическая разработка к уроку русского языка 2 класс "Одушевленные и неодушевлённые имена существительные"

Урок составлен с использованием личностно-ориентированной технологии.с учётом особенностей детей....

Урок русского языка.2 класс.Одушевленные и неодушевленные имена существительные.(С ОВЗ)

Технологическая карта урока  с присутствием учащегося с ОВЗ по русскомму языку 2 класс...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Собственные и нарицательные имена существительные.

Конспект урока русскогоязыка, 3 класс. Собственные и нарицательные имна существительные....