Урок русского языка. 2 класс. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мороз Анна Александровна

Урок русского языка. 2 класс. УМК "Школа России". Цель: закрепление навыков в распознавании одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Продолжается работа по развитию орфографической зоркости, памяти и связной речи. Урок направлен на воспитание интереса к родному языку, способствует воспитанию эстетических взглядов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka.zip54.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Тема: ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

ЦЕЛИ: - повторение знаний об имени существительном как части речи;

              - закрепление навыков в распознавании одушевленных и неодушевленных имен      

                 существительных.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • учебник   Т. Г. Рамзаева «Русский язык», 2 класс
  • карточки для индивидуальной работы
  • карточки для работы в парах
  • «снеговик» с домашним заданием
  • П.И.Чайковский «Времена года» - «Декабрь»
  • репродукции картин А. Саврасова «Зимний пейзаж»,  К. Юона «Конец зимы», А. Пластова «Первый снег».

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный момент.

Прозвенел весёлый звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы грамотными стать.

II. Словарно-орфографическая работа.

     а) на доске записаны словарные слова:

Сл…варь: с…бака, д…ревня, м…шина.

Славарь: варона, лесица, ветир.

     б) три ученика работает на карточках.

(Приложение 1).

- Кто закончил: проверьте себя по словарным тетрадям.

- Кто делал 1-ю работу?

- Кто делал 2-ю работу?

- Кто успел сделать две работы?

- Кто выполнил работу без ошибок?

   (Проверка работ на доске.)

III. Домашнее задание.

- Кто выполнял задание на карточках – задание на «снеговике». (Приложение № 2)

- Остальные – упражнение 234.

IV. Повторение.

- О какой части речи мы говорили на предыдущих уроках?

- Что вы можете рассказать об имени существительном?

V. Работа по теме урока.

(На доске записано стихотворение. Читает учитель)

Глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то …

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты…

                   А.ФЕТ

а) -  О каком времени года пишет Афанасий Фет?

     -  Какие изменения происходят в природе с наступлением зимы?

  Задание: Попробуйте найти сравнение в этом стихотворении.

     - Зима. Замечательное время года. Поэты говорят о зиме в словах. Художники - красками. Композиторы – нотами.

б) -  Посмотрите на текст. Что вы заметили?

                      (мороз)

    - Правильно. Это словарное слово.

    - Что оно означает?

    - Что вы можете рассказать об этом слове?

    - Какие задания можете предложить?

    - Мы сейчас с вами побудем фотографами. Возьмите в руки воображаемый фотоаппарат. Настройте объектив на слово «МОРОЗ». Сфотографируйте его.

     Фотографы проявляют пленку в темноте. Закройте глазки, проговорите его орфографически.

      Теперь начинаем печатать фотографию. Запишите это слово в словарную тетрадь, выделите орфограмму (слово закрывается).

     - Сравните свою фотографию с моей.

     - Кто не допустил ошибки?

в) - Составьте предложение с этим словом.

    - Проверяем. Все ли орфограммы и опасные места выделили.

      - Какое задание вы бы выбрали с  этим предложением?

      - Выполните любое задание, которое вам понравилось.

г) - Вернемся к нашему стихотворению. Прочитайте выделенные слова.

     - Что вы можете о них сказать? Чем они все похожи?

     - Докажите что это существительные.

      - Какое из выделенных слов лишнее и почему?

      - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Чем мы будем заниматься?

      - Итак, сегодня мы продолжаем разговор об имени существительном, и будем учиться распознавать одушевленные и неодушевленные предметы.

д)  Посмотрите на репродукции картин

     К. Юона «Конец зимы»

     А. Саврасова «Зимний пейзаж»

     А. Пластова «Первый снег»

   -  Назовите неодушевлённые  имена существительные.

   -  На какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные?

   - Назовите одушевлённые  имена существительные.

   - На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?

    - Самостоятельно запишите в 2 столбика по два одушевлённых  и неодушевлённых существительных.

     (Проверка)

е) Мы сегодня познакомились с новым словарным словом. Какое это существительное? Докажите.

VI. Физминутка.

              Подушечками пальцев по порядку начиная с мизинца, прикоснуться к крышке парты. Перебирать пальцами сначала медленно, потом все быстрее. Это падают на землю снежинки.

               Козлик убежал с фермы и отморозил себе уши. Согрей их. Большим и средним с указательным пальцами правой руки взяться за верхнюю половину мочки левого уха, теми же пальцами левой руки – за верхнюю половину мочки правого уха (проекция органов артикуляции). Нажать с силой, помассажировать под счет до 10, отпустить. То же самое сделать большим пальцем и безымянным с мизинцем.

VII. Работа с учебником.

          – Откройте учебник по закладке. Упражнение 230.

Прочитайте текст.

                  1 вариант – выписывает одушевленные существительные.

                  2 вариант  - выписывает неодушевленные существительные.

           - А пока вы будете работать, я предлагаю вам послушать музыку известного русского композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года» - «ДЕКАБРЬ».

            - Кто уже желает прочитать слова, которые он написал?

           - Как называются эти существительные?

           - Почему?

VIII. Закрепление.

а) Обратимся к словарным словам, с которыми вы работали вначале урока.

            - Назовите существительные, отвечающие на вопрос кто? и существительные, отвечающие на вопрос что?

 б) У вас на столе карточки. Записывая предложения, не забывайте выделять орфограммы.

(Приложение 3).

           - Кто уже закончил выполнять это задание, поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу друг друга.

           - Кто не допустил ни одной ошибки при выполнении этого задания?

IX. Итог урока.

           Наш урок подошёл к концу.

- Что больше всего запомнилось вам на уроке?

- Кому было трудно? В чем?

           Записывают число, классную работу. (Кто закончил устно повторяет словарные слова по словарным тетрадям).

         

Самостоятельная работа по выбору учащихся.

      - холодная,  зимняя погода.

      - сочетание оро; парная согласная з в конце слова, проверочное слово морозы.

       - разделить на слоги, поставить ударение.

(Мороз нарисовал узоры на окне.)

Запись предложения. 1 ученик у доски, остальные в тетради под диктовку учителя.

Самостоятельная работа в тетрадях.

(кошка – одушевлённое, остальные – неодушевлённые)

Самостоятельная работа  в тетрадях.

Работа по вариантам письменно в тетрадях.

Ученики читают свои примеры, отдельно каждый вариант.

Устно.

Работа в парах. Начинает 1-ый вариант. Диктует предложение 2-ому. Затем наоборот.

 

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1.            Формирование понятия «одушевленные...

Открытый урок во 2 классе. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Технологическая карта урока + презентация. Урок проводился по здоровьесберегающей технологии В.Ф Базарного....

Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

урок русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" с презентацией

Разработка урока русского языка для 2 класса с презентацией "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...