Урок и презентация по русскому языку 3 класс "Имя существительное"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме

Кодзаева Фатима Владимировна

Урок применения  знаний, умений, навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_russkomu_yazyku_.rar204.86 КБ

Предварительный просмотр:

Русский  язык.

«Имя существительное» .                    

     (Продолжение темы).

 

Тип – урок применения

 знаний, умений, навыков.

3 класс.

Учитель

начальных классов

Кодзаева Ф.В.

Тема: «Имя существительное» (продолжение темы).

Цели:  закрепление  и обобщение знаний, умений, навыков учащихся по данной теме; активизация познавательной деятельности учащихся; привитие интереса к языку (с использованием занимательных заданий, интересных сведений о словах); развитие мышления; повторение правила поведения на улице при переходе дороги; воспитание желания стать грамотным пешеходом, формирование интереса к изучению дорожной азбуки.

Оборудование:  учебник,   дифференцированные карточки, компьютер, видеопроектор, наглядные пособия,  доска.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока. Проведение самоопределения.

Учитель. Сегодня у нас продолжение темы «Имя существительное» и мы проведем урок, посвященный знанию Азбуки города. Почему города? – спросите вы. Ведь мы живём в селе? Потому что, ребята, в скором времени вы все вырастете и будете учиться и работать в городе. И  до этого я очень надеюсь, что вы все будете принимать активнейшее участие в районных и республиканских мероприятиях. И для вашей безопасности вы должны:

                                       Азбуку города

                                       Помнить  всегда

                                       Чтоб не случилась

                                       С тобою беда.

Давайте отгадаем, кто поможет нам  сегодня  провести  наш  урок.

                                        Я глазищами моргаю

                                        Неустанно день и ночь.

                                        И машинам помогаю

                                        И тебе хочу помочь.

(Дети - Это светофор!)

3. Минутка чистописания.

      (На доске  появляется изображение светофора).

            Запись на доске:  СВЕТОФОР  (после того как дети отгадают).

 Учитель.   К какой части речи относится это слово?

 Дети. К имени существительному, потому что отвечает на вопрос «что?»

4. Повторение ранее изученного  по данной теме.

 Учитель.  Давайте, ребята, вспомним, что мы знаем о самой главной части речи?

Дети. Имя существительное - это часть речи, которая  обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?

Учитель. Как изменяется имя существительное?

Дети. По числам и падежам.

Учитель. Что вы еще знаете о существительном?

Дети.  Имя существительное бывает мужского, женского и среднего рода.

                     Одушевленное и неодушевленное

                     (собственное или нарицательное)?

5. Знакомство с историей слова.

Учитель.  Давайте теперь вернёмся к нашему светофору.

                   Как вы понимаете, что такое светофор?

                   Что вы о нём знаете?

Дети.  Он помогает пешеходам правильно переходить проезжую часть, а машинам указывает, когда можно ехать, а когда нужно остановиться.

Учитель.  Ребята, а вы знаете, почему он так называется?

Дети.  Нет.

Учитель. У ______ есть домашняя заготовка, которую он приготовил, используя словари.   Давайте его послушаем.

Дети: Это слово состоит из двух частей «свет» и «фор». Первое слово вам хорошо известно. А «фор»  произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий». Вместе «светофор» означает «носитель света». Он и несет свет трех разных цветов: красного, желтого, зеленого. Эти цвета выбраны не случайно. Они очень яркие и далеко видны в любую погоду.

                Утром проснёшься ты,

                 Выйдешь из дому-

                 На перекрестке твой

                 Старый знакомый

                 Он огоньком тебе

                 Красным мигнет,

                 Скажет: «Опасно!

                 Закрыт переход».

                 Желтый зажжется:

                «Чуть-чуть подожди»

                 Вспыхнет зеленый

                 «Спасибо,  иди!»

Самые старые из всех дорожных знаков - указатели расстояний. Для того чтобы люди не сбились с дороги,  ее помечали.

   Более 300 лет назад при царе Алексее впервые стали устанавливать столбы. Они указывали дорогу домой. Но когда вместо саней, колясок, телег потянулся непрерывный поток машин, оказалось, что одних указателей расстояний мало. Стало ясно, что нужны дорожные знаки.

    Поначалу каждая страна имела свои дорожные знаки. Но потом автомобили стали ездить к соседним странам и возникла необходимость введения дорожных знаков, которые были бы понятны всем.

 В 1909 году в Париже были приняты 4  таких знака.

В 1968 году уже было введено 126 знаков. А в 1978 году был принят новый закон, который установил 7  групп дорожных знаков

Первый светофор появился в 1868 году в Англии,  в центре Лондона. Освещались сигналы при помощи газовых светильников. А в 1914 году в США появились первые электрические светофоры. Они имели два сигнала: красный и зеленый. А в Москве светофор появился в 1929 году.

Учитель.   А как вы думаете, важно ли уметь понимать сигналы светофора?

Дети. Да, очень,  они помогают правильно  переходить  дорогу.

Учитель. Чтобы перейти дорогу, нужно помнить значение каждого  цвета светофора.  О чем говорит каждый из них?

Дети. Желтый свет - предупреждение.

           Зеленый свет - можно переходить дорогу

           Красный свет - путь закрыт.

   Учитель.  Ребята, давайте покажем нашим гостям, что  во многих художественных произведениях  говорится о правилах дорожного движения.

           Чтобы тебе помочь

           Путь пройти опасный,

           Горит и день, и ночь

           Зеленый, желтый, красный.

            Самый строгий - красный свет.

            Если он горит,

            Стоп! Дороги дальше нет,

            Путь для всех закрыт!

            Чтоб спокойно перешёл ты,

            Слушай наш совет:

            Жди! Увидишь скоро желтый

            В середине свет!

             А за ним зеленый свет

             Вспыхнет впереди

             Скажет он: « Препятствий нет,

             Смело в путь иди!»

             

Учитель. Зная эти правила, вы можете избежать аварий и сохранить свою жизнь

Давайте поблагодарим наших исследователей за такой интересный рассказ и  приступим к работе над текстом.  

6. Работа над текстом (уровневая  дифференциация).

Учитель.  Ребята, мы сегодня будем  работать над коллективно составленным вами  текстом.

Я живу в селении Инаркой. Он находится на расстоянии 18 км от города. Терек - главный город нашего района. В нём много улиц. На улицах города уложены искусственные неровности для тихой езды. Для безопасного перехода дорог есть пешеходный переход, который находится на асфальте в виде зебры. Также установлены три светофора, которые предупреждают аварии.  Наш  районный центр – город  Терек -  процветает. Процветает и наше замечательное село. У нас построили  новую школу, клуб и музей.

Вопросы и задания по группам.

Почему мы можем считать, что предложения, записанные на доске, составляют текст?

А что такое текст? (Текст это предложения, связанные по смыслу

                                                                                    общей темой.)

Какой тип данного  текста? (это текст-описание).

А почему вы решили, что это описание?  (В описательных текстах описываются люди, предметы, животные, события. К описанию можно поставить вопрос  какой? какая?   или какое?).

Что вы еще знаете о тексте?

(Текст можно разделить на три части: начало, основная часть, концовка. Текст можно озаглавить).

  Осуществление уровневой дифференциации:

1 группа – в первом предложении подчеркнуть главные члены.

2 группа – выписать из текста существительные женского рода.

3 группа – выписать все существительные и указать род и число.

7.Словарная работа.

Учитель. Наш в гость  Светофорчик, который хорошо знает правила дорожного движения, заскучал.  Давайте вернёмся к нему. Он  приготовил вам кроссворд:  хочет проверить, помните ли вы наши беседы  о нём.

Кроссворд на плакате.

Вопросы:

  1. Как называется часть загородной дороги? (обочина)
  2. Как называется место, где ожидают транспорт? (остановка)
  3. На рояль я не похож,                                                                                         Но педаль имею тоже.                                                                                       Кто не трус и не трусиха,                                                                              Прокачу того я лихо.                                                                                              У меня мотора нет                                                                                                 Я зовусь … (велосипед).
  4. Как называют участника дорожного движения, идущего по тротуару?   (пешеход)
  5. Опоясал каменный ремень                                                                           Сотни городов и деревень.   (шоссе)
  6. Как называется место, где пересекаются улицы и дороги?  (перекресток).
  7. Как называется дорожка,  по которой идут пешеходы?  (тротуар).
  8. На самом перекрестке                                                                                   Висит колдун трехглазый,                                                                                  Но никогда не смотрит                                                                                  Тремя глазами сразу. (светофор)
  9. Шагаешь - впереди лежит,                                                                    

Оглянешься - домой бежит  (дорога).

Учитель.   Какое слово получилось в выделенных клетках?

Дети. Это слово «инспектор».

    Учитель.    На какой вопрос отвечает?

    Учитель.    А кто такой «инспектор»?

Дети. Самый главный человек на улице, который следит за движением транспорта и пешеходов.

Посмотрите постовой

Встал на нашей мостовой.

Быстро руку протянул, ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали,

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда.

Не волнуется народ,

Через улицу идет.

И стоит на мостовой,

Как волшебник постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

 (Я. Пишумов)

Учитель. Посмотрите внимательно свои ответы. К какой части речи относятся эти слова.

Дети.    К имени существительному.

Учитель.  На какие группы можно разделить эти слова?

Дети. На одушевленные и неодушевленные.   По родам.  

Учитель.    Какое слово «лишнее»? Почему?

 Дети.  «Пешеход», потому что, все слова неодушевленные, а слово пешеход одушевленное, отвечает на вопрос «кто»?  

Учитель.    Что должен знать пешеход?

   Дети. 1 - Ходи по тротуару,  придерживаясь правой стороны.

              2 - Переходи улицу спокойным шагом, только по

                                                       пешеходному переходу.

              3 - Разрешающий для перехода сигнал - зеленый

8. Физкультминутка.

Красный - стоят тихо.

Жёлтый - хлопают в ладоши,

Зеленый - топают ногами,  как будто идут.

9. Закрепление изученного материала.

авт...мобиль

г..род

п..сс..жир

в..гон

тр..ллейбус

м..шина

к..лесо

ост..новка

д..рога

ш..фёр

ш..ссе

тр..туар

(Класс разделён  на три  постоянные группы).

Учитель. Следующее задание вы будете выполнять по группам

Группа  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Группа 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы и распределите данные                  слова на 3 группы: существительные женского, мужского и среднего рода.

Группа 3. Используя эти слова, составьте предложения.

(Дети выполняют задание. Далее осуществляется проверка).

Группа 1.   Объясняет написание слов.

Группа 2.   Зачитывает слова, распределённые по родам.

Группа 3.  Зачитывает предложения.

Самостоятельная работа.

Учитель. А теперь у нас самостоятельная работа. Светофорчик предлагает вам следующее задание.

Желтые карточки - для группы 1 (слабые учащиеся).

Зеленые карточки - для группы 2 (средние учащиеся).

Красные карточки - для группы 3 (сильные учащиеся).

Задание для группы 1.

 От существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа.

 переход - переходы

вездеход - вездеходы

поворот

пешеход

транспорт

Задание для группы 2.

Образуй от данных слов однокоренные  имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? Разбери слова по составу.

машина - машинист

пост - постовой

ход – пешеход ?????????????????

милиция – милиционер.

Задание для группы 3.

 Подберите прилагательные к существительным:

 автобус, троллейбус, трамвай.

Составьте с ними предложения и подчеркните главные члены.

Работа с учебником.

Упражнение 399 стр. 17. (слова, которые относятся к дорогам, движению)

10 баллов – 10 слов

5 баллов – 5 слов

3 балла – 3 слова

11. Подведение  итогов  урока.

Ребята, давайте подведём итог нашей сегодняшней работы.  

Я буду задавать вопросы и загадки, вы постарайтесь ответить и поставить вопрос к ответу.

 -  Мы три родные брата.

    Мы светим с давних пор

    И взрослым,  и ребятам.

    Наш домик - …..

               ( Светофор. Отвечает на вопрос что?)

 - Дом по улице идет,

 на работу всех везет

не на курьих ножках,

а  в резиновых сапожках.

                 (Автобус. Отвечает на вопрос что?)

- Не  живая, а ведет,

Не подвижка, а идет (Дорога.  Отвечает на вопрос что?)

 А теперь я узнаю,  кто из вас хорошо запомнил   правила

                                                                                         дорожного движения.

  Если вы согласны с правилом,  которое я произнесу, отвечаете: «Это я, это я.  Это все мои друзья!», а если какое - либо из правил не соответствует норме, тогда молчите.

 - Кто из вас идет вперед

 Только там где переход?

- Кто бежит вперед так скоро,

Что не видит светофора?

- Знает кто, что  свет зеленый

Означает: путь открыт?

- Кто торопится, бежит

  Перед знаком «Путь закрыт»?

- Знает кто, что красный свет-это значит  хода нет?

Учитель.  Я уверена, что вы будете на дороге также внимательны как на уроке.  И не только, когда находитесь в городе, и у нас в селе. Хотя у нас не такое быстрое движение, не так много машин, как в городе, и, тем не менее, вы должны очень внимательно всегда следить за дорогой, особенно,  зимой, когда вы будете её переходить.

Правила существуют везде. И на дорогах тоже.  Им нужно подчиняться, чтобы не случилась беда.

12.Домашнее задание.  Составить предложения: на «5» - 5 предложений, а на «4» - 4 предл. и т.д.  Предложения должны быть на тему ПДД.  Но вы должны составить предложения без ошибок.

От существительных единственного числа образуйте имена  существительные множественного числа:

 переход -

вездеход -

поворот-

пешеход-

транспорт-

Образуй от данных слов однокоренные  имена существительные, которые отвечают

на вопрос кто?

 Разбери слова по составу.

машина -

пост -

ход –

милиция – 

Подберите прилагательные к существительным:

 автобус, троллейбус, трамвай.

Составьте с ними предложения и подчеркните  

 главные члены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по русскому языку, 2 класс, «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного».

Конспект урока обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного», 2 класс.Урок соответствует ФГОС....

Конспект урока и презентация по русскому языку на тему "Имя существительное".

Русский язык.Конспект урока и презентация  для 2 класса. на тему "Имя существительне"...

Конспект урока с презентацией по русскому языку 3 класс "Имена существительные 3 склонения"

конспект урока по русскому языку по теме "Имена существительные 3 склонения" 3 класс ПНШ...