Проект урока. Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Вакулко Татьяна Владимировна

Проект урока  русского языка

в 1  классе

по теме: «Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове»

(по курсу «Русский язык» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus._yaz._1_klass.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Вакулко Татьяна Владимировна,

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 8»

г. Сафоново Смоленской области

Проект урока  русского языка

в 1  классе

по теме: «Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове»

(по курсу «Русский язык» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого )

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Форма урока:  урок

Цель: показать роль мягкого знака в слове; научить различать на слух и зрительно   слова с мягким согласным на конце и в середине слова перед другим согласным; обозначать мягкость согласного на конце и в середине слова мягким знаком, развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, речевые способности, аналитико–синтетическое мышление, внимание, наблюдательность, воспитывать аккуратность, прилежание, интерес к русскому языку.

        

Оборудование: учебник «Русский язык», 1 класс, авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.


Организация пространства: фронтальная работа, работа в паре.

                                             

                                              Ход урока

I. Организационный момент

Проверьте, ребята,

Готовы ли вы начать урок?

        Все ль на месте, всё ль в порядке:

        Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- Давайте улыбнемся друг другу, улыбнитесь мне. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов.

II. Сообщение темы урока

- Посмотрите на буквы, записанные на доске:   я, и, ь, е, ё

- Что их объединяет? (Эти буквы обозначают на письме мягкость согласного звука)

- Какую букву можно исключить из данного ряда и почему?  («ь», т.к. он не обозначает звука, а остальные буквы означают звуки.)

- Исходя из наших рассуждений, скажите, о какой букве мы будем говорить сегодня? (О букве «ь», который обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука.)

Мягкий знак – хитрый знак,

Не назвать его никак,

Он не произносится ,

Но в слово часто просится.

Хочет всем нам показать,

Что согласную надо мягко читать.

III. Чистописание

- Раз сегодня у нас в гостях ь, то на минутке чистописания мы будем писать эту букву.

- Но сначала подготовим пальчики к письму.

Утро ясное пришло (поднять вверх правый кулачок)

Солнце красное пришло (поднять вверх левый кулачок)

Будут пальчики вставать (разжать кулачки)

Будут пальчики играть (пошевелить)

Поздоровались друзья

Им гулять давно пора (коснуться поочередно всеми пальчиками с большим)

Раз-два-три-четыре-пять (раскрывается кулачок поочередно, начиная с большого пальчика)

Вышли пальчики гулять (пошевелить)

Раз-два-три-четыре-пять (закрывается  кулачок, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять (сжать и разжать все пальцы)

Потрясли кистями рук.

- Посмотрите на доску и скажите, почему написание буквы «ь» разное?

- Вспомним из каких элементов состоит буква «ь»

Напишите эти буквы в следующем порядке до конца строки.

Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

 

IV. Словарная работа

- Буква «ь» есть сегодня и в новом словарном слове. Я его зашифровала. Вы сможете назвать это слово, если найдете его первую букву и соедините остальные в определенной последовательности.

 

ь

д

а

р

т

е

т

(это слово тетрадь. Начал с выделенной буквы в самом маленьком прямоугольнике. Потом искал прямоугольники более высокие и соединял буквы.)

- Что такое тетрадь? (сшитые листы чистой бумаги в обложке (толк.словарь))

- Как раньше называли тетрадь и как она получила своё название, вы узнаете из учебника. Откройте его на стр.73, упр.4.

- Прочитай, Настя, громко и  чётко.

- Что же называли раньше тетрадью?

- От какого слова тетрадь  получила своё название?

- Подумайте, ребята, если тетрадь получила свое название от слова тетро, то какая безударная гласная пишется в слове тетрадь?

- В каком слоге она находится? (в безуд. первом слоге тет )

- Произнесите слово по слогам. Запишите. Обозначьте ударение, выделите безударную гласную, отметьте слоги.

V. Словарная работа (продолжение). Работа по теме урока.

1.- Вспомните из словаря еще слово с «ь» на конце (Учитель)

- Произнесите его орфографически и запишите в тетрадь.

- Что общего в записных словах? (безударная гласная е, мягкий знак)

- Где в словах находится «ь»? Какую работу он выполняет?

- А если, мы изменим место «ь» в слове …? Вспомните и назовите еще одно словарное слово с «ь». (пальто)

- Произнесите орфографически и запишите в тетрадь.

- Где же находится «ь» в слове пальто? (в середине между согласными)

- Изменилась ли его работа? (Нет. Он обозначает мягкость согласного, стоящего перед ним)

- Сделайте вывод: когда же «ь» обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука. («Ь» обозначает на письме мягкость предшествующего  согласного звука на конце слова и в середине перед другими согласными)

- Сверим правильность своего вывода со сведениями в учебнике на стр.73.

Читаем вместе орфографически.

- Когда же «ь» обозначается на письме мягкость предшествующего  согласного звука?

2.Изменение  значения слов, когда в них появляется или исчезает «ь».

Понаблюдаем за изменением значения слов, когда в них появляется или исчезает «ь».

- Откройте печатную тетрадь на стр.42, упр.1.

- Я читаю, а вы называете хором только выделенные жирным шрифтом слова.

- В чем различие выделенных слов в каждой строке? Возьмем слова шесть и шест. (В слове шесть последний звук произносится мягко [т'], поэтому на письме нужен «ь», а в слове шест посл.звук твердый [т], поэтому «ь» не нужен)

- А изменяется ли значение слова? (да)

- Докажите. (шесть – это число и цифра, шест – это длинная палка)

- А в чем различие слов банька и банка? («ь» в слове банька обозначает мягкость звука [н'], в слове же банка звук [н] твердый; «ь» изменил значение слова. Банька - помещение, где моются и парятся, банка – сосуд (стеклянная, консервная, жестяная)

-Что же может изменить «ь» в слове?

3.Мягкий знак не обозначает звука.

- Сделайте звуковое обозначение слова банька. (работают в тетради и у доски  [б а н' к а ])

Сравни количество букв и звуков (букв 6, звуков 5. Звуков меньше, т.к. «ь» звука не обозначает, а только показывает на письме мягкость предшествующего согласного звука)

VI. Физминутка

Дидактическая игра.

Я буду произносить слова.

Если звучит слово с «ь»на конце (хлопайте)

Если с мягким согласным в середине слова перед другими согласными (поднимайте руки вверх)

Если произносится слово, в котором не нужен «ь» (приседайте)

Слова: тень, школьник, палка, боль, пилка, мель, зверьки, пальма, уголки, мальчик, плыть, окунь, зорька, марка, роль, галка, камень, слон, заколка, лось, полька.

VII. Закрепление

1) - Продолжим распределять слова на 3 группы. (Письменно в тетради)

- Посмотрим на схему. Какие слова поместим в первый столбик?

    ь          ь                   

Доскажите слово:

- Без ключа, ты мне поверь,

  Не откроешь эту … (дверь)

- Часть лимона, апельсина или яблока называется… (долька)

- Загадка. Белый камушек растаял –  на доске следы оставил. (мел)

- Ребус (пальцы)

- Слово, противоположное по значению слову ночь (день)

- Загадка. Есть всегда он у людей,  есть всегда у кораблей (нос)

2)-А сумеете ли вы, ребята, спрятать «ь» с конца слова в середину.

На доске:

Пень - … , зверь - …, пыль - …  

- Как нужно изменить слово? (добавить слог)

- Напишите слова парами. Мягкий знак выделите зеленым цветом.

- Зачем, ребята, вы в словах писали «ь»? (чтобы на письме показать мягкость согл.звука на конце и в середине слова)

3) - Откройте печатную тетрадь на странице 43.

- Прочитайте задание.

- Теперь слоги вы будете добавлять самостоятельно

1 ряд – в 1 столбике

2 ряд – во 2 столбике

3 ряд – в 3 столбике

Работайте в парах. Совещайтесь друг с другом за партой.

VIII. Итог

- Наш урок подходит к концу.

 - С чем познакомились?

-Чему учились на уроке?

-Что узнали нового?

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Спасибо всем за урок.

-Вы работали дружно, быстро, активно. Какое здесь спряталось слово?

ЧКЛЕРНОГПТМОЛОДЦЫЧАГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по УМК «Школа России» - «Правописание мягкого знака в словах. Роль мягкого знака».

Цель: создать условия для осознания и осмысления роли мягкого знака в русском языке.Планируемые результаты: повторить и закрепить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы мягк...

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Мягкий знак в конце имени существительного на шипящий. Роли мягкого знака».

Цели:-Обобщить знания учащихся о роли мягкого знака.Предметные задачи:Создать условия для развития у учащихся умения:- сделать вывод о назначении мягкого знака после шипящих на конце существительных ж...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Урок-путешествие "Правописание разделительного мягкого и смягчающего мягкого знака".

Приводится  план-конспект  урока  русского  языка во 2  классе (урок-путешествие)...

Урок русского языка во 2 классе Автор: Захарина Нина Леонидовна, учитель начальных классов МОУ «Скоробогатовская средняя школа» Тема урока: «Мягкий знак в начале и середине слова. Деление для переноса слов с мягким знаком в середине»

Урок русского языка по ФГОС. Образовательная система "Школа 2100". Безотметочное обучение. Использование технологии оценивания образовательных достижений...

«Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове»

Изучение нового материала...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове". (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: создать условия для развития мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы; сформировать навыки правильного написания ь и слов с ним; помо...