«Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Настаева Ольга Сергеевна

Изучение нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове»

(по курсу «Русский язык» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого )

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Форма урока: урок

Цель: показать роль мягкого знака в слове; научить различать на слух и зрительно слова с мягким согласным на конце и в середине слова перед другим согласным; обозначать мягкость согласного на конце и в середине слова мягким знаком, развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, речевые способности, аналитико–синтетическое мышление, внимание, наблюдательность, воспитывать аккуратность, прилежание, интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык», 1 класс, авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в паре.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверьте, ребята,

Готовы ли вы начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- Давайте улыбнемся друг другу, улыбнитесь мне. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов.

II. Сообщение темы урока

- Посмотрите на буквы, записанные на доске: я, и, ь, е, ё

- Что их объединяет? (Эти буквы обозначают на письме мягкость согласного звука)

- Какую букву можно исключить из данного ряда и почему? («ь», т.к. он не обозначает звука, а остальные буквы означают звуки.)

- Исходя из наших рассуждений, скажите, о какой букве мы будем говорить сегодня? (О букве «ь», который обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука.)

Мягкий знак – хитрый знак,

Не назвать его никак,

Он не произносится ,

Но в слово часто просится.

Хочет всем нам показать,

Что согласную надо мягко читать.

III. Чистописание

- Раз сегодня у нас в гостях ь, то на минутке чистописания мы будем писать эту букву.

- Но сначала подготовим пальчики к письму.

Утро ясное пришло (поднять вверх правый кулачок)

Солнце красное пришло (поднять вверх левый кулачок)

Будут пальчики вставать (разжать кулачки)

Будут пальчики играть (пошевелить)

Поздоровались друзья

Им гулять давно пора (коснуться поочередно всеми пальчиками с большим)

Раз-два-три-четыре-пять (раскрывается кулачок поочередно, начиная с большого пальчика)

Вышли пальчики гулять (пошевелить)

Раз-два-три-четыре-пять (закрывается кулачок, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять (сжать и разжать все пальцы)

Потрясли кистями рук.

- Посмотрите на доску и скажите, почему написание буквы «ь» разное?

Вспомним из каких элементов состоит буква «ь»

Напишите эти буквы в следующем порядке до конца строки.

Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Работа по теме урока.

  • Откройте учебник на стр. 12. Прочитайте слова вверху страницы. Какие из них обозначают один предмет, какие – много предметов?
  • Сколько месяцев в году? Перечислити зимние месяцы. Как вы понимаете выражение ударили морозы?
  • Прочитаем текст на стр. 12. Как его озаглавим? Найдите в тексте все слова с мягким знаком, подчеркните их. Откроем прописи и спишем предложение с печатного текста на письменный.

VI. Физминутка

Продолжение работы по теме урока.

- Прочитайте слова в верхней части стр. 13. Какой вопрос можно к ним поставить? Что имеют все ти слова на конце? Какой звук во всех этих словах на конце звучит мягко?

- Прочитайте и проговорите скороговорку. Что обозначают  слова галка галька? Сделаем анализ этих слов. Где стоит ь в слове галька? Попробуйте слова тюленье ожерелье произнести без ь. Сделайте вывод. (ь отделяет согласный звук от гласного). Прочитаем хором с доски.

Перед Е, Е, И, Ю, Я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жилье –

Перед Я, Ю, И, Е, Е.

Воробьи, жилье, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

-Произнесите слова с ь и без него. Сделайте вывод.

-Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто. Что они обозначают?

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что. Что они обозначают?

- Откройте прописи. Прочитаем первое слово. Кто это? Каких рыб вы еще знаете? Спишите слово и предложение. Распределите слова в рамочке по столбикам.

Дидактическая игра.

Я буду произносить слова.

Если звучит слово с «ь»на конце (хлопайте)

Если с мягким согласным в середине слова перед другими согласными (поднимайте руки вверх)

Если произносится слово, в котором не нужен «ь» (приседайте)

Слова: тень, школьник, палка, боль, пилка, мель, зверьки, пальма, уголки, мальчик, плыть, окунь, зорька, марка, роль, галка, камень, слон, заколка, лось, полька.

-Прочитайте пары слов в столбиках под картинкой на с. 13. Меняется ли значение слова, если на конце появляется мягкий знак? Докажите, что меняется.

- Прочитайте текст в нижней части страницы. Как вы озаглавите этот текст? Найдите в тексте слова с мягким знаком. Выпишите их. Какие слова написаны в тексте с заглавной буквы? Почему? Ответте письменно на вопрос в прописи.

VII. Итог

- Наш урок подходит к концу.

— С чем познакомились?

-Чему учились на уроке?

-Что узнали нового?

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Спасибо всем за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

я, и, ь, е, ё

Слайд 5

Галка

Слайд 6

Галька

Слайд 7

Перед Е, Е, И, Ю, Я Я в корнях стою, друзья. Воробьи, семья, жилье – Перед Я, Ю, И, Е, Е. Воробьи, жилье, ручьи, Листья, крылья, стулья, чьи, Колья, перья и семья, Вьюга, осенью, друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Проект урока. Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове

Проект урока  русского языкав 1  классепо теме: «Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове»(по курсу «Русский язык» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого )...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по УМК «Школа России» - «Правописание мягкого знака в словах. Роль мягкого знака».

Цель: создать условия для осознания и осмысления роли мягкого знака в русском языке.Планируемые результаты: повторить и закрепить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы мягк...

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Мягкий знак в конце имени существительного на шипящий. Роли мягкого знака».

Цели:-Обобщить знания учащихся о роли мягкого знака.Предметные задачи:Создать условия для развития у учащихся умения:- сделать вывод о назначении мягкого знака после шипящих на конце существительных ж...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Урок русского языка во 2 классе Автор: Захарина Нина Леонидовна, учитель начальных классов МОУ «Скоробогатовская средняя школа» Тема урока: «Мягкий знак в начале и середине слова. Деление для переноса слов с мягким знаком в середине»

Урок русского языка по ФГОС. Образовательная система "Школа 2100". Безотметочное обучение. Использование технологии оценивания образовательных достижений...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове". (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: создать условия для развития мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы; сформировать навыки правильного написания ь и слов с ним; помо...