Разработка урока письма(обучение грамоте) 1 класс на тему "Письмо заглавной буквы В"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

 

«Планета знаний»)  (Автор:Илюхина В. А .  Издательство «Астрель», 2013г). Данный урок  используется при прохождении нового материала по обучению грамоте  в 1 классе. Разработка урока  позволяет    интересно и качественно закрепить ранее полученные знания  и самостоятельно приобрести  новые о согласной букве «В», воспитывает  эмоционально-положительное отношение к предмету, показывает  связь изучаемых предметов с жизнью. В ходе урока можно использовать сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения, работу в парах.

 Презентация к уроку  позволяет обучающимся более эффективно добывать новые знания, выполнять задания   и принимать активное участие в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС.

Тему урока письма в 1 классе «Письмо заглавной буквы В» выбрала потому, что в ней можно показать, как с первых уроков обучения ребёнка в школе учитель учит самостоятельно добывать знания (системно -деятельностный подход), вырабатывать навыки сотрудничества с одноклассниками и учителем, а также применить ИКТ для знакомства с новым материалом и самостоятельной работы, в соответствии с поставленными целями и темой урока. Этому способствует и клип, совмещенный в презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Халикова Асия Хатмулловна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №2
г. Альметьевск, Республики Татарстан

План-конспект урока по обучению грамоте (письмо) 1 класс (УМК «Планета знаний»)

1 . Пояснительная записка.

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока письма в 1 классе по учебному пособию «Прописи № 2» (УМК «Планета знаний»)  (Автор:Илюхина В. А .  Издательство «Астрель», 2013г). Данный урок  используется при прохождении нового материала по обучению грамоте  в 1 классе. Разработка урока  позволяет    интересно и качественно закрепить ранее полученные знания  и самостоятельно приобрести  новые о согласной букве «В», воспитывает  эмоционально-положительное отношение к предмету, показывает  связь изучаемых предметов с жизнью. В ходе урока можно использовать сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения, работу в парах.

 Презентация к уроку  позволяет обучающимся более эффективно добывать новые знания, выполнять задания   и принимать активное участие в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС.

Тему урока письма в 1 классе «Письмо заглавной буквы В» выбрала потому, что в ней можно показать, как с первых уроков обучения ребёнка в школе учитель учит самостоятельно добывать знания (системно -деятельностный подход), вырабатывать навыки сотрудничества с одноклассниками и учителем, а также применить ИКТ для знакомства с новым материалом и самостоятельной работы, в соответствии с поставленными целями и темой урока. Этому способствует и клип, совмещенный в презентации.

2. Дидактическая цель: создать условия для формирования  каллиграфического навыка письма, формировать умение   безошибочно писать слова с согласной «Вв».

3. Задачи урока:

Предметные:   развивать зрительное восприятие,  уметь  перекодировать звуко-буквенную форму в буквенную, писать слова и слоги с изученными буквами.

Метапредметные:

Личностные:

- создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе,

- положительное отношение к изучению  русского языка.

Регулятивные:

- формировать умения, понимать выделенные учителем ориентиры действия в  учебном материале,

- понимать учебную задачу урока,  анализировать и осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

Познавательные:

- проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации)

- находить разные основания для классификации

- проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию;

- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядно или по представлению).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, парная, самостоятельная.

Коммуникативные:

-уметь давать адекватную самооценку

-анализировать работу товарища

- осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку

- уметь работать в парах

- участвовать в коллективном обсуждении проблем

- воспринимать различные точки зрения,

-адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке.

Оборудование: презентация; буквы Вв , карточки со словами (вмшня, валенки) для парной работы; буквы на магнитах, пропись №2»УМК «Планета знаний» (Илюхина В. А.  Издательство «Астрель», 2013г.;мультимедийные средства обучения.

4.Технологическая карта изучения темы «Письмо заглавной буквы В» (УМК « Планета знаний». Автор: Илюхина В. А )

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие и диагностирующие задания каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Эмоциональный настрой на работу

Настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

Прозвенел для вас звонок,

Дружно встали на урок.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Игра «Здравствуйте».

- Раз – есть у нас (хлопок)

- Два – классная игра (топают ногами)

- Три – в глаза соседу посмотри (улыбаются друг  другу),

- Здравствуй весело скажи (здороваются).

Iэтап. Организационный момент.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

II этап. Актуализация знаний. (Клип «Буква В»)

Цель – закрепить знания о букве Вв, согласном звуке /в,вь/;

уметь осуществлять общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать своё мнение.

Работать с информацией, представленной в форме  клипа

Работать коллективно.  Участвовать в обсуждении представленного задания.

Организовать:

а) просмотр клипа «Буква В» (Слайд1+клип)

б) фронтальную работу с классом в форме опроса

Организовать коллективную работу с классом

II этап. Актуализация знаний.

-С каким звуком и  буквой мы познакомились на уроке  обучения грамоте?   (Вв)

-Что узнали о звуке? (согласный, обозначается буквой «Вв» )

-Чем отличается звук от буквы?( Звук слышим, произносим, букву видим, пишем.)

-Назовите признаки согласного звука.(Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.  При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком)

II этап. Актуализация знаний.

Познавательные УУД

III этап . Проблемная ситуация  

Цель:

мотивировать школьников учиться писать заглавную букву В

Участвовать в обсуждении  проблемных вопросов,  формулировать собственное   мнение и аргументировать   его.

Организовать фронтальную работу,

 учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.

IIэтап . Проблемная ситуация  

- Прослушивание стихотворения про букву Вв

Работа на экране. (Слайд 2)

-Чем различаются эти буквы? (Большие и маленькие)

-А чем похожи ? (Эти буквы печатные)

-А какие ещё бывают буквы? (Письменные)

-А умеем ли писать буквы Вв?

III этап . Проблемная ситуация

Фронтальная работа

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

IV этап. Изучение нового материала. (Слайд !)

Цель:

 учить воспринимать наглядно- образное изображение печатного и письменного образца заглавной буквы В; выделять и называть элементы  заглавной буквы В;

научить писать заглавную букву В; научить писать буквы безотрывно, используя верхнее и нижнее соединение ;

Участвовать в работе по решению проблемы

Работать с информацией, представленной в форме слайда

Самоконтроль

Самооценка

Взаимооценка

Организовать работу по

формулированию  темы урока

Включить учащихся

в работу по обсуждению письма заглавной буквы В; в работу по самооценке и взаимооценке; самоконтролю.

IV этап. Изучение нового материала.

1.Прогнозирование темы  и  цели урока:

-Кто из вас догадался, что нам предстоит научиться на уроке письма?

-Кто сформулирует тему урока?

2.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы будем учиться писать заглавную букву В

3.Анализ заглавной буквы «В» по образцу и выделение элементов

Обзор основных элементов письма (Слайд 3)

- Смотрите на образец  написания на экране. (Слайд 4)

-Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, опускаемся по наклонной линии вниз, выписываем петельку (перехлёст на 1/3 снизу в дополнительной строке), поднимаемся до условной линии ( определяющей высоту буквы), задерживаемся, опускаемся по наклонной в средней третьей части дополнительной строки, а в нижней – выписываем острый уголок влево, перед верхней линеечкой рабочей строки разворачиваем ручку, опускаемся по наклонной линии и выписываем клюшку. ( Обращаю внимание на острый уголок).

-Попробуйте писать  пальчиком  в воздухе букву В.

Работа с плакатом «Сиди правильно». (слайд 5)

4. Работа в прописи

а) Письмо заглавной буквы В по образцу

--Пишем подсчет в тетради

-Приготовились.

-Выбирайте наиболее удавшийся вариант, подчеркните зелены цветом,  далее ориентируйтесь на лучший вариант в процессе письма.

3) Письмо соединений: Во (верхнее соединение), Во , Вл (нижнее соединение),

IVэтап. Изучение нового материала.

Личностные:осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Познавательные:осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.

Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв.

Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания).

V этап. Закрепление

     изученного

Цель — учить образовывать русские фамилии; писать их с заглавной буквы

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.,

Учиться работать в паре

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

V этап. Закрепление  изученного

 1.Из имен образуй фамилии:

На доске:Роман-….., Иван-…… .

- Что мы можем писать с большой буквы? ( имена, отчества людей)

2. Игра «Образуй фамилии» ( Слайд 7)

-Как образуются русские фамилии? (от имен, от кличек, от вида деятельности)

3.Придумайте имена с заглавной буквы В (Владик, Владимир, Владлена, Вова, Вика, Витя)

4) Письмо  по образцу:

Вова Воинов

Физкультминутка

Мы писали, мы писали

А теперь все дружно встали,

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Затем пальчики сожмём,

Тихо сядем         

И писать начнём.

Работа в парах  (по карточкам)

А сейчас поработаем в парах.

На карточке отметьте синим или зеленым  кружком место звука слова вишня,валенки

-Пара берется за руки на локотке и поднимает руки.

Пара выходит к доске и показывает свою схему.

-Итак. В слове вишня  место звука –зеленый ,в слове валенки-синий.

V этап. Закрепление

     изученного

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.  Самооценка учащихся. (Дерево настроения)

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке;самооценка

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

VI. Итог урока. Рефлексия:  

-Какая была цель урока?

- Достигли ли мы цели?

-Чему научились?

- Какие затруднения остались?

- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то прикрепите к дереву красное яблочко;

если не очень - жёлтое яблочко;

плохо – зелёное яблочко (Слайд 8)

 Спасибо всем за урок.  Урок окончен.(Слайд)

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

5. Ожидаемые результаты:

уметь самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания, уметь оценивать работу одноклассников, свою работу.

6. Список использованных источников: 

1.http://www.tvzavr.ru/Uroki-tetushki-Sovy-Azbuka-malyshka –клип «Буква «В»

2. http://klasskanahinoi.narod.ru/pismo.html - Рекомендации к урокам письма ("Письмо с секретом" Илюхина В.А.)

3. hhttp://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,7645/Itemid,118/  - презентация

7. Приложение

  1. Презентация «Письмо с серетом»(По Илюхиной В.А.) Автор Марабаева Л.А.
  2. Презентация учителя МБОУ «СОШ №2» г.Альметьевска Халиковой А.Х.
  3. Клип «Буква «В»»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В - буква очень важная, Воображала страшная. Грудь колесом, живот надут, Как будто нет важнее тут.

Слайд 3

Точка начала письма буквы Точка верхней и нижней трети строки Наклонная палочка « Секрет » Крючковая линия « Качалочка » « Клюшечка » « Рыбка » « Гнездышко » Шалашик для гномика Знак « меньше », « больше » « Бугорок» Основные элементы письма.

Слайд 4

Марабаева Л.А .

Слайд 5

Пропись я свою открою, Уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь

Слайд 6

Физкультминутка Мы писали, мы писали А теперь все дружно встали, Ручками похлопали, Ножками потопали, Затем пальчики сожмём, Тихо сядем И писать начнём.

Слайд 7

Поиграем

Слайд 8

Дерево настроения

Слайд 9

Спасибо за урок!

Слайд 10

Автор презентации: Учитель начальных классов МБОУ«СОШ №2» г.Альметьевска Халикова А.Х. 2013-2014 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма в 1 классе по теме:"Заглавная буква Ц"

Разработка конспекта урока письма в 1 классе по теме:"Письмо заглавной буквы Ц"...

Методическая разработка урока по обучению грамоте "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н."

Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внима...

Урок письма в 1 классе по теме "Заглавная буква Г"

Урок письма по теме "Заглавная буква Г"  проведён в 1 А классе по программе "Школа России". На уроке были использованы разные формы работы. Работа в парах, на индивидуальных карточках и планшетах...

Методическая разработка урока по обучению грамоте на тему:"Знакомство с буквой и звуком Чч" в 1 классе

Познакомить с буквой Ч,ч и звуком , который она обозначает; научить писать заглавную букву Ч, читать плавно и осознанно; способствовать развитию фонематического слуха; способствовать формированию умен...

Урок письма в 1 классе "Строчная и заглавная буквы В,в" по программе "Перспектива"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с новыми идеями и требованиями Стандарта к современному уроку.Цель урока:организовать деятельность детей для знакомства с написанием строчной и за...

Методическая разработка. Презентация по обучению грамоте на тему: " Письмо заглавной буквы У".

Презеннтация для урока обучения грамоте  на тему "Письмо заглавной  буквы У"....

Урок по обучению грамоте" Письмо строчной и заглавной букв я, Я", 1 класс, программа "Школа России"

Урок по обучению грамоте" Письмо строчной и заглавной букв я, Я", 1 класс, программа "Школа России"...