Урок письма в 1 классе.
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Разработка урока письма на тему: "Написание строчной буквы я. Урок по Перспективной начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение – лицей № 10 города Белгорода

          УМК «Перспективная начальная школа»

1 класс

Обучение грамоте (письмо)

Письмо строчной буквы я.

                Подготовила

учитель начальных классов

Ракова Татьяна Сергеевна

        

Белгород, 2013 г.

Целевое назначение урока:

Первичное усвоение новых знаний и способов действий.

Тип урока:

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Ученик получит возможность научиться:

написанию строчной буквы я.

Метапредметные результаты

Познавательные
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

- Использование различных способов поиска и анализа информации в соответствии с познавательными задачами.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

- Выполнение задания с использованием материальных объектов (указатели), рисунков, схем, таблиц.

Регулятивные

- Формулирование и удерживание цели и задач  учебной деятельности, поиска средств осуществления.

- Развитие  мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Оценивание  правильности  выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.

- Составление плана и последовательности действий.

- Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.

Коммуникативные

- Определение  общей  цели  и путей  её достижения.

- Взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе.

- Обращение за помощью, формулирование своих затруднения.

- Построение понятного для слушателей высказывания, постановка уточняющих вопросов, формулирование простых выводов.

- Соблюдение грамматических норм речи.

Урок № 42

Тема урока: «Письмо строчной буквы я»

Цель: Создание условий для формирования умения обучающихся писать строчную букву я.

Учебные задачи:

1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для  получения новых знаний.

2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты  своей деятельности как части целого.

3. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать  информацию.

4. Обучать контролировать свою деятельность в написании строчной буквы я, слогов и слов с буквой я и написании имён собственных.

Учебно-методическое обеспечение

- Азбука: Тетрадь по письму № 2. 1 класс / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – 2-е   изд., испр. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.

- Азбука. Обучение грамоте и чтению: Методическое пособие /Н. М. Лаврова.- Изд. 2-е, испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

- Конверты с объектами для конструирования (звуковые схемы, элементы букв), цветные карандаши, закладки – стикеры, информационные знаки, листы оценивания.

Ход урока:

  1. Организационно – мотивационный этап.

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

У.: - Проверьте готовность к уроку.

Учитель показывает, как организовано рабочее место – ученики проверяют.

(тетрадь по письму, конверт с элементами букв и звуков, ручка, карандаш. Цветные карандаши: красный, желтый, зеленый, синий. Лист оценивания)

II. Целеполагание.

Цель:  сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

У.: - Найдите страницу в рабочей тетради, на которой сегодня будете работать.

Д.: - Страница 13.

У.: - Почему вы так думаете?

Д.: - На прошлом уроке мы работали на странице 12.

У.: -Рассмотрите внимательно на страницу тетради. Обсудите с соседом и попробуйте определить тему  урока.  Как думаете…, а вы как считаете?

Д.: - Мы считаем, что тема нашего урока: (письмо строчной буквы я, написание маленькой буквы я…)

У.: - Какой цели мы должны будем достичь на уроке?

Д.: - Научиться писать строчную букву я.

У.: - Рассмотрите задания, предложенные на странице 13. Давайте вместе, пользуясь условными знаками, составим план нашего урока.

(Обсуждая с детьми шаги работы, ученики на доску прикрепляют соответствующие условные знаки)

План работы:

  1. Конструирование буквы.
  2. Написание буквы.
  3. Выполнение задания Вопрос Вопросыча.
  4. Составление схемы слов.
  5. Подведение итогов.

III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям.

  1. Распознавание элементов буквы.

У.: - Первый шаг нашей работы…

Д.: - Конструирование буквы.

У.:- Сколько этапов  в этом шаге? Какие?

Д.: - 2 этапа. Находим элементы, из которых состоит буква. Выкладываем букву на парте.

У.: - Посмотрите на элементы букв,  расположенных в правом верхнем углу страницы. Подумайте, какие из них нужны для написания буквы я. Закрасьте нужные круги.

У.: - Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Какая пара справилась одинаково?  Сколько элементов потребовалось? Какие?

Д.: - 2-й, 4-й, 5-й.

У.: - Оцените свою работу в листе оценивания. Кто проверял?

Д.: - Сосед. Значит, прямоугольник будем закрашивать в последней колонке.

У.: - Назовите элементы, из которых состоит строчная буква я.

Д.: - Короткая прямая наклонная с закруглением внизу влево, маленький полуовал, короткая прямая наклонная с закруглением внизу вправо.

2) Конструирование буквы я.

У.: - Какой второй этап нашей работы по конструированию?

Д.: - Составление буквы из элементов.

У.: - Элементы, с какими номерами нам понадобятся? Где мы это можем увидеть? Назовите их.

Д.: - На странице 32. (В конце рабочей тетради) 39, 10, 3.

 (Дети выполняют задание. Учитель проверяет букву на партах.)

У.: - Молодцы. Складываем элементы букв. Убираем конверт.

Динамическая пауза                

Цель: смена вида деятельности        

Подготовка руки к письму. Выполнение упражнений для кистей рук.

У: - Подготовим руку к письму.

Дети выполняют комплекс упражнений (круговые движения кистей влево, вправо; упражнения с прищепкой: в свободную руку от письма берём прищепку и массируем (слегка зажимаем прищепкой) каждый пальчик другой руки, повторить 3 раза).

3) Написание строчной буквы я.

У.: - Какой следующий шаг нашей работы?

Д.: - Написание буквы я.

У.: - Возьмите ручки. Пишем в воздухе под счёт. Смотрим на доску, повторяем за мной написание буквы.

У.: - В рамочке образец буквы, обведите его пальчиком. За мной под счет: раз – и – два – и,  следующий элемент: раз – и.

Теперь пишем букву: раз – и – два – и – три – и.

У.: - Найдите первую рабочую строку. На счет:  раз – и – два – и. Заканчиваем написание до конца строки.

У.: - Прописываем букву я на второй рабочей строке.

Динамическая пауза                

Цель: смена вида деятельности        

Зарядка для пальцев рук.

IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ.

Цель: формирование способа деятельности.

1. Упражнение в письме соединений: яр – верхнее соединение, ял, ям – нижнее соединение.

У.: - Ребята, какая запись на 3-й рабочей строке?

Д.: - Это слоги.

У.: - Давайте их прочитаем. Чем отличаются?

У.: - Слог яр – пишется с верхним соединением, а остальные с нижним.

У.: - Что у них общего?

Д.: - В слогах две буквы, все строчные, в каждом слоге есть буква я, везде буква я стоит первой.

У.: - А что мы знаем из уроков чтения о букве я в начале слова.

Д.: - Она обозначает два звука. 

У.: - Найдите на страничке подсказку, какие это звуки. И покажите соседу по парте. Где нашли подсказку?

Д.: - В левом верхнем углу. Звуки: [ й ], [ а ].

У.: - Запишите эти слоги по одному разу.

Динамическая пауза                

Цель: смена вида деятельности

Комплекс упражнений для шейного отдела позвоночника и плечевого пояса.

2. Выполнение логических заданий с буквами.

У.: - Какой следующий шаг по плану?

Д.: - Мы будем выполнять задание Вопрос Вопросыча.

У.: - Сколько требований в этом задании?

Д.: - Два. Сравнить буквы и найти элемент, который впишем в кружок. 

У.: - Правильно. А выполнять его вы будете в группах.

(Дети разбиваются на группы. По мере готовности представитель группы комментирует выполнение задания.)

У.: - Сделайте самоанализ своей работы в группе.

3. Звукобуквенный анализ слова.

У.: - Найдите задание, которое подходит к следующему этапу нашего урока. Что видите на картинке слева? Составьте предложение по картинке.

Д.: - Предполагаемые ответы детей. (Тигр упал в яму. В яме сидит тигр. Тигр не может выбраться из ямы).

У.: – Найдите слово яма в таблице справа.

У.: – Сколько в нем слогов?

Д.: – 2 слога.

У.: – Как это поняли?

Д.: – Выделено две дуги. Мы знаем правило сколько гласных, столько и слогов. А в слове яма две гласные буквы.

У.: – Сколько в слове букв?

Д.: – 3 буквы.

У.: – Сколько звуков?

Д.: – 4 звука.

У.: – А почему звуков больше?

Д.: – Потому что буква я в начале слова обозначает два звука.

У.: – Замените печатные буквы прописными и запишите в соответствующие свободные окошки таблицы.

У.: - Найдите это слово на рабочей строке и повторите его написание, разделив на слоги. Сколько слов у вас получится?

Д.: - 4 слова.

У.: - Как это поняли?

Д.: - По синим дугам.

Динамическая пауза                

Цель: смена вида деятельности        

Зарядка для пальцев рук.

V.  Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.

Цель: развивать самостоятельность, творческие способности обучающихся.

Составление звукобуквенных схем к словам (работа в тройках).

У.: - Найдите на последней строке рабочей тетради слова. Прочитайте. Почему они написаны с большой буквы?

Д.: – Это имена.

У.: – Сейчас задание, в котором проведём исследование.

У.: – Это задание вы будете выполнять в тройках. Займите места. Представитель каждой группы подойдет и возьмет задание.

У.: – Внимательно послушайте инструкцию.

Рассмотрите таблицу с заданием. В первой линии вы видите схему слова. Вам нужно распределите обязанности. (Один – записывает звуки, другой – печатает буквы, третий – записывает слово прописными буквами. Работаем карандашами разного цвета. Капитан помогает распределить обязанности.)  

У.: - Приступаем к работе.

После работы несколько троек объясняют выбор слова.

[     ]

[     ]

[     ]

[     ]

[     ]

[     ]

[     ]

[     ]

                

VI. Рефлексия  деятельности.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

У.: - Подходят ли эти слова к теме нашего урока?

Д.: - Да. В них есть буква, которую мы сегодня научились писать.

У.: - Давайте пропишем слова и посмотрим, достигли ли мы цели нашего урока?

У.:– Ещё раз прочитайте первое слово. Сколько в нём слогов?

У.: – Обратите внимание на виды соединений в слове.

У.: – Напишите первое слово, диктуя себе по слогам. Помним, что имена пишем с заглавной буквы.

У.: – Ещё раз прочитайте второе слово. Сколько в нём слогов?

У.: – Обратите внимание на виды соединений в слове.

У.:– Напишите второе слово, диктуя себе по слогам.

У.: - Оцените свою работу на уроке и сделайте пометку в листе оценивания.

VII. Итог урока.

Цель: контроль за результатами деятельности.

У.: – Посмотрите на доску. Какой последний шаг нам нужно выполнить?

Д.: - Подвести итог.

У.: – Чему научились?

Д.: – Научились писать строчную букву я. Вспомнили, что буква я обозначает два звука в начале слова и после гласной.

У.: – Мы достигли цели нашего урока?

Д.: - Да, достигли.

У.: - На следующем уроке у нас будет возможность закрепить изученный материал и узнать что - то новое. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма 1 класс "Письмо изученных букв".

В начале урока дети выразили свое настроение, мотивацию учебной деятельности при помощи знаков «настроения», обосновали свой выбор.     Перед детьми была поставлена проблема: нужны ли школы ...

Конспект урока письма 1 класс "Письмо заглавной буквы К" УМК "Перспектива"

Материал содержит конспект урока письма для учащихся 1 класса (УМК "Перспектива")...

Конспект урока. Письмо. 1 класс.Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в конце слова»

Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в конце слова» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: формировать у учащихся умение проверять написание согласных на конце слова.Планируемые результа...

Урок письма 1 класс В гостях на улице Сезам. Письмо заглавной буквы П

Ознакомление с алгоритмом письма заглавной буквы «П»;отрабатывать умение находить сходные элементы с элементами новой буквы; формировать навыки каллиграфического письма;развивать познавательный интере...

Конспект урока письма 1 класс "ПИСЬМО ЭЛЕМЕНТА "КОРОТКАЯ НАКЛОННАЯ ПРЯМАЯ С ЗАКРУГЛЕНИЕМ ВВЕРХУ"

Цель деятельности учителя: учить детей правильно писать элементы букв;Планируемые результаты: предметные: развивать навык правильного письма, развитие мелкой моторики, развивать у учащихся навыки звук...

конспект урока письма 1 класс, тема "Письмо ь и ъ знаков"

Цель: Организовать деятельность детей по овладению начертанием Ь и Ъ знакаЗадачи:Образовательная:1.     Учить каллиграфически правильному написанию буквы и ее соединений.Развивающа...