Урок-игра (путешествие) "Страна языка"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) по теме

Форма внеклассного занятия по русскому языку с элементами игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_yazyka.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра (путешествие) «Страна Языка»

Цели: 1. Формировать познавательный интерес к русскому языку, к сказкам.

2. Развивать мышление, память, воображение.

3. Воспитывать умение соблюдать правила игры, уважение друг к другу.

4. Корректировать речь, слуховое восприятие, мелкую моторику.

Оборудование: карта «Страна языка», иллюстрации сказочных героев, плакаты с пословицами о русском языке,  слоговые карточки, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

- Сегодня мы с вами отправимся в  необычное путешествие. Будьте, пожалуйста, внимательны и активны, чтобы как можно больше запомнить интересного и рассказать своим родителям и друзьям.

В некотором царстве,

В некотором государстве,

За лесами, за горами,

За широкими морями…

        - Ребята, кто из вас может сказать, где звучат эти слова, которые я вам прочитала?

- Правильно, эти слова уносят нас в мир удивительный и загадочный – в мир сказок…

Я знаю, вы любите игры,

Песни и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

- А какие умения нам нужны, чтобы мы могли прочитать сказку?

- Верно, мы должны знать буквы, уметь их читать, понимать прочитанное. Нас сегодня окружает множество уже давно знакомых нам букв, посмотрите на них внимательно, не найдете ли среди них что-то особенное?

- Здорово, несколько букв, находясь рядом, образовали слово «ЯЗЫК». Я предлагаю отправиться в путешествие по сказочной  стране языка.

        Сказки любят и взрослые, и дети. Нет такого человека, который не слышал или не прочитал за всю свою жизнь ни одной сказки.  Если бы такой человек нашелся, то мы сказали бы, что бедняге не повезло. Потому что он ровным счетом ничего не знает о ловких и смелых героях сказок, об их необыкновенных приключениях.

Сказочные герои приглашают нас в путешествие, в котором нам будут помогать ваши знания по родному, русскому языку. Но, чтобы правильно говорить сегодня на уроке, мы должны разогреть свой речевой аппарат. Прочитаем вместе скороговорку:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

Итак, чтобы попасть в страну языка, мы должны угадать, какой сказочный герой встречает нас у ворот, а угадаете вы его по отрывку из сказки.

  • «А еще меня уверяли. – сказал он, - но уж этому –то я никак не могу поверить, что вы будто бы умеете превращаться даже в самых мелких животных. Ну, например, сделаться крыской или мышкой. Должен сказать по правде, что считаю это совершенно невозможным.» (Ш. Перро «Кот в сапогах»)

- Кот в сапогах приготовил для вас небольшое испытание.

- Внимательно  посмотрите на крисскросс и найдите в нем по горизонтали, по вертикали и по диагонали 13 названий родственников. Их надо не просто назвать, но и показать указкой.

  1. Дедушка
  2. Внучка
  3. Сын
  4. Отец
  5. Мать
  6. Племянник
  7. Дядя
  8. Дочь \
  9. Бабушка \
  10. Сестра \
  11. Брат /
  12. Тетя /
  13. Внук /

- Теперь мы можем идти дальше. И нас ждет следующий сказочный герой, а какой именно нам опять нужно отгадать.

  • Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то…

Кто, распростившись с зелёною кожей,

Сделался вмиг красивой, пригожей?

("Царевна-лягушка»)

- Испытание Царевны-лягушки такое: вы должны из рассыпавшихся букв составить слова, у кого слов получится больше, тот окажется лучшим составителем слов. А с Кириллом мы будем составлять слова из слогов вместе. Итак, поехали!..

АРСТА (астра)

АЗУБР (арбуз)

ААРМ (рама)

ААММ (мама)

ТОГЬС (гость)

УДАНИКР (ударник)

КИЖЁ (ёжик)

ШЁР (ёрш)

ЧАКОЛЁ (ёлочка)

РУЛЖАН (журнал)

БАЖА (жаба)

КУЖ (жук)

ЖИЧ (чиж)

АВЗАРТ (завтра)

ГИЛА (игла)

- Молодцы, идём дальше.

  • Эта сказочная героиня – владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга)

- Баба Яга приготовила для вас командное соревнование. Разделитесь на группы (Максим и Кирилл; Женя и Влад). Найдите по классу пословицы и поговорки, похожие по смыслу и соедините их парами.

ЯЗЫКОМ НЕ ТОРОПИСЬ, А ДЕЛОМ НЕ ЛЕНИСЬ.

НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, ТОРОПИСЬ ДЕЛОМ.

ЯЗЫК МОЙ – ВРАГ МОЙ.

ЯЗЫК ДО ДОБРА НЕ ДОВЕДЕТ.

СКАЗАЛ, ЧТО ОТРУБИЛ.

КОРОТКО, ДА ЯСНО.

УЧЕНЬЕ – СВЕТ, НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА.

УЧЕНЬЕ – КРАСОТА, НЕУЧЕНЬЕ – ПРОСТОТА.

ИДТИ В НАУКУ – ТЕРПЕТЬ МУКУ.

БЕЗ МУКИ НЕТ И НАУКИ.

БУМАГА ТЕРПИТ, ПЕРО ПИШЕТ.

ПЕРО СКРИПИТ, БУМАГА МОЛЧИТ.

- Нас ждет еще один сказочный герой, который приготовил нам следующее испытание. Отгадаем, кто он?

  • С букварем шагает в школу деревянный мальчуган.

Попадет он вместо школы  в полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовут того мальчишку? ( Буратино «Золотой ключик»)

Череп – п + муха =?        черемуха

Куртка – тка +ица=?       курица

Черный – ый + о + слива – а = ?  чернослив

Чистый – ый + о + тело –о = ?       чистотел

Сосна – на + ка = ? соска

Кабан – ан + лук = ? каблук

Корь – ь + идол – л + р = ? коридор

Ква + рак – ак + тира = ? квартира

Кар + то + фельдшер – дшер = ? картофель

- С заданиями Буратино вы справились, а напоследок постарайтесь выполнить задание Незнайки. Он просидел у стоматолога под дверью в ожидании своей очереди и составил много слов из одного. Сможете ли вы составить больше  семи слов  из слова СТОМАТОЛОГИЯ. Удачи!

СТОМАТОЛОГИЯ:

  1. Том
  2. Мат
  3. Лог
  4. Гол
  5. Лото
  6. Томат
  7. Магия
  8. Тост
  9. Стол
  10. Стог
  11. Сом
  12. Соло
  13. Соя
  14. Сало
  15. Гам
  16. Яма
  17. Оса

Резервные задания.

Заметь и исправь ошибки, специально сделанные в словах при чтении стихотворений. Произнеси слова правильно.

Ехал дядя без жилета, (билета)

Заплатил он штраф за это.

Сели в ложку и айда! (лодку)

Покатили вдоль пруда.

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей. (грачей)

Мама с бочками пошла (дочками)

По дороге вдоль села.

На поляне весной

Вырос зуб молодой. (дуб)

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

На глазах у детворы

Крысу  красят маляры. (крышу)

Я рубашку сшила шишке, (мишке)

Я сошью ему штанишки.

Чтоб пообедать, взял Алёшка

В правую руку левую ножку. (ложку)

Очень ласковый был рот, (кот)

Он хозяйку лизнул в лоб.

В реке живёт мак, (рак)

Его не поймаю никак.

Очень вкусная игра -  (икра)

Украшение стола.

На волке – сметана,   (полке)

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.

Исправь ошибки в предложениях.

  • Шмель летит и жужжыт.
  • Дети заблудились в чаще леса.
  • У мамы красивая брош.
  • Дети соглашались с учителем и кивали руками.
  • Напарте лежали учебники.
  • В мае трава ярко желтого цвета.
  • Солнце тряталось за верхушками деревьев.
  • В августе в саду расцвели яблони и вишни.
  • На полке лежали замочик и ключик.
  • Змея злобно шыпела.

- Молодцы! До новых встреч в Стране Сказок,  Языка, Математики, в Стране чудес и волшебства!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие «Путешествиев страну Здоровья».

Занятие было дано, как открытое занятие по ОЗОЖ в ГПД 1-х классов....

Игра-путешествие "Страна полезных привычек"

Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельно...

Урок- путешествие " Страна знаний"

p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "...

Урок-игра КВН на немецком языке для 4 классов

Цели:          Создать условия для оценки уровня сформированности УУД в рамках предмет и изучаемых тем, дл...

Презентация к уроку игра КВН по русскому языку" для учащихся 1 класса

Презентация к уроку - игре "КВН по русскому языку"  Страна Словария для учащихся 1 класса - вариант развития интереса к русскому языку....

Урок - игра "Аукцион" по русскому языку. Обобщение по теме "Предложение"

Класс разбивается на группы. Все команды выполняют одинаковые задания, каждое из которых в игре названо "лот". Всего их 5. Первый лот -"Речь". Дети должны определить вид речи(устна...