Безударные падежные окончания имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Безударные падежные окончания имён существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Безударные падежные окончания имён существительных.
(урок с использованием технологии развития критического мышления)
урок русского языка в 4 классе
Задачи урока:
Образовательные:
- на основе групповых и коллективных наблюдений подвести к выведению правила правописания безударных падежных окончаний;
- составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных и научиться пользоваться им.
Развивающие:
- способность формированию орфографической зоркости;
- обогатить речь.
Воспитательные:
- прививать интерес к родному языку;
- воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества.
Оборудование:
учебник, тетрадь, карточки, опорная схема алгоритма(6 штук для работы в группах и общую), 2 фломастера (синий и красный).
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
-Ребята, зачем мы изучаем русский язык? (Чтобы грамотно писать). Вы уже в 4 классе, много изучили, много узнали.
II. Вызов.
- Проверим свою грамотность?
У вас на столе лежит карточка, прочитайте предложение, вставьте простым карандашом пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
|
Сравните с работой соседа по парте…. Не спешите исправлять.
- Какие буквы вы написали на месте пропусков? Объясните почему.
-Легко ли вам было доказать, какую букву надо писать? Почему? (^ Мы знаем правило).
- А как вы докажите орфограмму на месте пропусков в окончании?
- Почему возникло затруднение в выборе буквы в окончаниях? (Мы не знаем правило)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных)
- На какие вопросы ты хочешь получить сегодня ответы?
Продолжите:
1.Что….? (нужно делать, чтобы определить, какую букву писать в окончании сущ.?)
2. Все ли….? (окончания нужно проверять?)
3. В каких…? (падежах можно допустить ошибку?)
4. Что нужно знать об окончании, чтобы (правильно его писать?)
Ш. Содержание.
И так, будем искать ответы на поставленные вопросы, чтобы узнать, как писать безударное падежное окончание имён существительных.
Я предлагаю найти ответ на вопрос:
1. Все ли падежные окончания нужно проверять?
Прочитайте предложение, обратите внимание на существительные, у которых выделены окончание, поставьте ударение. Сделайте вывод.
(На доске)
Дорожка привела нас к озеру.
Стадо подошло к реке.
Река течёт по долине среди зелени.
Вывод: Если ударение падает на падежное окончание, то написание соответствует произношению. А безударное окончание -е, -и нужно проверять.
2. Исследование
- В каких падежах легче допустить ошибку?
Предлагаю провести исследование. Поможет вам упражнение №186, с.16(1часть)
-Работаем по вариантам:
1в.- поговорка (в 1скл. в Р.п, Д.п, П.п);
2в. – поле (во 2 скл. в П.п);
3в.– радость (в 3скл. в Р.п, П.п)
Общий вывод: Безударные падежные окончания –е, - и в Р.п, Д.п, П.п нужно проверять.
Физкультминутка.
3. Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку?
Просклоняйте устно данные имена существительные, впишите только окончания, поставьте ударение.
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(3 ученика по очереди у доски, остальные в тетради)
- Что интересного заметили?
- Были ли сомнения в написании окончаний? Почему?
- Можно ли эти слова как - то использовать?
- Какой можно сделать вывод?
Сравните свои ответы с выводом в учебнике с.171.
Значит, учитывая падеж, склонение мы можем использовать, как слова- помощники. Молодцы!
IV. Составление алгоритма
Правило вывели. Попробуем составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Предлагаю поработать в группах и закончить предложение, учитывая всё, что мы знаем. От группы выберите одного выступающего.
Алгоритм проверки
1.Определяю (часть речи);
2. Ставлю существительное в (н.ф.) и (определяю склонение);
3. Подбираю (слово – помощник) такого же склонения и ставлю его (в тот же падеж);
4. Пишу такое окончание, какое у (слова – помощника);
5.Проверяю: обозначаю орфограмму.
(Дети работают в группах, говорят по очереди, если надо исправляют. На доске появляется алгоритм).
Молодцы! У вас всё получилось.
V. Закрепление
- А теперь научимся пользоваться им. Упр. 187, с.17
VI. Возвращение к проблемному вопросу. (К карточке)
- Ребята, ну а теперь достаточно ли у вас знаний, чтобы грамотно писать безударное окончание в именах существительных?
- Какое окончание надо писать? Докажите.
VII. Рефлексия.
- Над какой темой работали?
- На все ли вопросы вы нашли ответы?
Продолжи предложение:
Мне понравилось…
Мне было трудно…
Я не совсем понял(а) как…
Я затрудняюсь…
Я хочу поблагодарить… за…
- Я благодарю за работу на уроке… На следующем уроке мы продолжим работу по составленному алгоритму для проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
Домашнее задание с. 24, упр. 1, выучить слова – помощники.
Приложение 1.
В парк на срен повились цвты
|
|
| |
|
|
|
|
| |||
| |||
|
Алгоритм проверки
1.Определяю …
2. Ставлю существительное в … и …
3. Подбираю … такого же склонения и ставлю его …
4. Пишу такое окончание, какое у …
5.Проверяю: обозначаю орфограмму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Данная презентация поможет учителю повторить правописание безударных гласных в корне слова, правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова, а также правописание падежных безударных оконча...
«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2, и 3 склонения»
Один из уроков в системе изучения имени существительного. Целью урока является учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, научить учащихся...
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
В данной статье представлен конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». Урок проводится с использованием мультимедийных техноло...
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
На уроке проводится исследовательская работа и тестирование....
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
Безударные падежные окончания имен существительного и имени прилагательного. Глагол.
Безударные падежные окончания имен существительного и имени прилагательного. Глагол....
Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс.
Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс + ...