Безударные падежные окончания имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Дьяконова Ольга Николаевна

Безударные падежные окончания имён существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Безударные  падежные окончания имён существительных.

(урок с использованием технологии развития критического мышления)

урок русского языка в 4 классе



Задачи урока:

Образовательные:

- на основе групповых и коллективных наблюдений подвести к выведению правила правописания безударных падежных окончаний;

- составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных и научиться пользоваться им.

Развивающие:

- способность формированию орфографической зоркости;

- обогатить речь.

Воспитательные:

- прививать интерес к родному языку;

- воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества.

Оборудование:

учебник, тетрадь, карточки, опорная схема алгоритма(6 штук для работы в группах и общую), 2 фломастера (синий и красный).

 Ход урока:

I. Актуализация знаний.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

-Ребята, зачем мы изучаем русский язык? (Чтобы грамотно писать). Вы уже в 4 классе, много изучили, много узнали.

 II. Вызов.

- Проверим свою грамотность?

У вас на столе лежит карточка, прочитайте предложение, вставьте простым карандашом пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.



В парк. на с.рен. по.вились цв.ты.




Сравните с работой соседа по парте…. Не спешите исправлять.

- Какие буквы вы написали на месте пропусков? Объясните почему.

-Легко ли вам было доказать, какую букву надо писать? Почему? (
^ Мы знаем правило).

- А как вы докажите орфограмму на месте пропусков в окончании?

- Почему возникло затруднение в выборе буквы в окончаниях?
(Мы не знаем правило)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных)

- На какие вопросы ты хочешь получить сегодня ответы?

Продолжите:

1.Что….? (нужно делать, чтобы определить, какую букву писать в окончании сущ.?)

2. Все ли….? (окончания нужно проверять?)

 3. В каких…? (падежах можно допустить ошибку?)

4. Что нужно знать об окончании, чтобы (правильно его писать?)

Ш. Содержание.

И так, будем искать ответы на поставленные вопросы, чтобы узнать, как писать безударное падежное окончание имён существительных.

Я предлагаю найти ответ на вопрос:

 1. Все ли падежные окончания нужно проверять?

Прочитайте предложение, обратите внимание на существительные, у которых выделены окончание, поставьте ударение. Сделайте вывод.

(На доске)


  • Дорожка привела нас к озеру.

  • Стадо подошло к реке.

  • Река течёт по долине среди зелени.


Вывод: Если ударение падает на падежное окончание, то написание соответствует произношению. А безударное окончание -е, -и нужно проверять.

2. Исследование

- В каких падежах легче допустить ошибку?

Предлагаю провести исследование. Поможет вам упражнение №186, с.16(1часть)

-Работаем по вариантам:

 1в.- поговорка (в 1скл. в Р.п, Д.п, П.п);

. – поле (во 2 скл. в П.п);

3в.– радость (в 3скл. в Р.п, П.п)

Общий вывод: Безударные падежные окончания –е, - и в Р.п, Д.п, П.п нужно проверять.

Физкультминутка.

 3. Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку?

Просклоняйте устно данные имена существительные, впишите только окончания, поставьте ударение.



1скл.


2скл.


3скл.


И.п.


Луна, земля


Конь, окно


Печь, степь


Р.п.


- ы, - и


- я, - а


- и, - и


Д.п.


- е, - е


- ю, - у


- и, - и


П.п.


- е, - е


- е, - е


- и, - и



(3 ученика по очереди у доски, остальные в тетради)

- Что интересного заметили?

- Были ли сомнения в написании окончаний? Почему?

- Можно ли эти слова как - то использовать?

- Какой можно сделать вывод?

Сравните свои ответы с выводом в учебнике с.171.

Значит, учитывая падеж, склонение мы можем использовать, как слова- помощники. Молодцы!

 IV. Составление алгоритма

Правило вывели. Попробуем составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Предлагаю поработать в группах и закончить предложение, учитывая всё, что мы знаем. От группы выберите одного выступающего.

Алгоритм проверки

1.Определяю
(часть речи);

2. Ставлю существительное в
(н.ф.) и (определяю склонение);

3. Подбираю (слово – помощник) такого же склонения и ставлю его
(в тот же падеж);

4. Пишу такое окончание, какое у
(слова – помощника);

5.Проверяю: обозначаю орфограмму.

(Дети работают в группах, говорят по очереди, если надо исправляют. На доске появляется алгоритм).

Молодцы! У вас всё получилось.

 V. Закрепление

- А теперь научимся пользоваться им. Упр. 187, с.17

VI. Возвращение к проблемному вопросу. (К карточке)

- Ребята, ну а теперь достаточно ли у вас знаний, чтобы грамотно писать безударное окончание в именах существительных?

- Какое окончание надо писать? Докажите.

 VII. Рефлексия.

- Над какой темой работали?

- На все ли вопросы вы нашли ответы?

Продолжи предложение:

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Я не совсем понял(а) как…

Я затрудняюсь…

Я хочу поблагодарить… за…

- Я благодарю за работу на уроке… На следующем уроке мы продолжим работу по составленному алгоритму для проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

 Домашнее задание с. 24, упр. 1, выучить слова – помощники.


Приложение 1.

В парк на срен повились цвты



1скл.


2скл.


3скл.


И.п.


Луна, земля


Конь, окно


Печь, степь


Р.п.





Д.п.





П.п.






Алгоритм проверки

1.Определяю …

2. Ставлю существительное в … и …

3. Подбираю … такого же склонения и ставлю его …

4. Пишу такое окончание, какое у …

5.Проверяю: обозначаю орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Данная презентация поможет учителю повторить правописание безударных гласных в корне слова, правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова, а также правописание падежных безударных оконча...

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2, и 3 склонения»

Один из уроков в системе изучения имени существительного. Целью урока является  учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, научить учащихся...

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

В данной статье представлен конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». Урок проводится  с использованием мультимедийных техноло...

Безударные падежные окончания имен существительного и имени прилагательного. Глагол.

Безударные падежные окончания имен существительного и имени прилагательного. Глагол....

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс.

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс + ...