Склонений три. А спряжений?
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Вибе Наталия Георгиевна

Конспект урока русского языка . 4 класс. Программа М.С. Соловейчик. Учебник М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка". Технология развития критического мышления учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skloneniy_tri.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Склонений три. А спряжений?

Вибе Наталия Георгиевна,

учитель начальных классов МОУ школа №8

Г.о. Жуковский Московской области.

Ход урока

1. Каллиграфия.

2.Стадия вызова

Подготовка к восприятию. Чем занимались на прошлом уроке? (Учились проверять глагольные окончания) Что нового узнали? Какие секреты языка открыли? (Разный способ проверки у глаголов в прошедшем времени и в настоящем и будущем.У глаголов прошедшего времени родовые окончания, правда, есть и глаголы, у которых род не определить) А что так и не получилось пока узнать? (Как проверять окончания у глаголов настоящего и будущего времени) Значит, какую учебную задачу поставим перед собой на этом уроке? (Разобраться, как определять окончания у глаголов в настоящем и будущем времени)

3. Актуализация знаний. Чтобы разобраться в этом, вспомним, что нужно очень хорошо уметь делать, чтобы выбирать правильный способ проверки? (Определять время глагола) Почему? (Способ проверки окончаний у глаголов прошедшего и настоящего времени различный). А мы умеем это делать? Разбейте глаголы на два столбика.

Набор глаголов в прошедшем и настоящем (будущем) времени на слух.

Что получилось? Как проверяли окончания глаголов в прошедшем времени? А в настоящем и будущем? (Оставляли дырки). Самое время начать их заполнять.

4. Стадия осмысления. Мы с вами на прошлом уроке выяснили, от чего должно зависеть окончание глагола в настоящем и будущем времени? (От спряжения) А что это такое? (Изменение глагола) А как глагол меняется в настоящем и будущем времени? В прошедшем – по родам – и поэтому мы имеем дело с родовыми окончаниями, а как в настоящем и будущем?

Для чего я сейчас задала этот вопрос? Вероятно, от способа изменения и количества набора окончаний будет зависеть правописание окончаний глаголов в настоящем и будущем времени… Проверим!

Как изменяются имена существительное и прилагательные? (По падежам) То есть – по падежным вопросам, верно? Отсюда первый вывод: вероятно, у глаголов тоже есть кике-то вопросы, по которым они смогут изменяться. Может, падежные? Проверим.

Идти, говорить, нести, замолчать.

Получается? Значит, этот способ изменения подходит? Значит, вопросы должны быть какими-то другими. Какими?

У нас в учебнике есть подсказка. Стр. 27 (ТПО). Упр. 391. Попробуйте изменить глаголы так, как подсказывает схема. Только сначала подставим местоимения.

Ед. ч.

1-е л. Я ….

2-е л. Ты…

3-е л. Он…

Мн. ч.

1-е л. Мы…

2-е л. Вы…

3-е л. Они…

Получается так изменять глаголы? Значит, какой вывод можем сделать? (Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам). Значит, с какими окончаниями мы будем здесь иметь дело? (С личными)

Тогда проспрягайте – понимаете, о чем идет речь? – наши глаголы. Может быть, откроем еще один секрет языка. (Спрягают) Может, кто-нибудь сообразит, для чего мы с вами это делали?

Тогда подсказываю. Сколько наборов окончаний у существительных имеется? (Три) Следовательно, мы имеем дело с тремя склонениями – верно? Сколько наборов окончаний получается у глагола? Значит… (У глагола 2 типа спряжения)

Проверим наш вывод по учебнику – стр. 32-33.

5. Стадия рефлексии.

Так как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (По лицам и числам; окончания – личные) А как называется изменений глагола? (Спряжение) А сколько типов спряжений у глаголов? Значит, от чего зависят окончания у глаголов в настоящем и будущем времени? (Оттипа спряжения) Какими эти окончания могут быть? О чем они могут нам рассказать?

Упр. 393 стр. 34. Можете ли определить, какие из этих глаголов относят к 1 спряжению, а какие - ко 2? Значит, можно ли по окончанию определить спряжение? Распределите слова на 2 столбика.

Получается, окончание точно соответствует спряжению, и по нему всегда можно определить спряжение глагола. Какие еще орфограммы встретились? На что обращаем внимание? (ь во 2 лице ед. ч., «т» и «ш» во2 и 3 лицах. «е» - во 2 лице мн. ч.) Эти орфограммы можно не проверять – выбора букв там не бывает. Сверьте свои выводы с выводами авторов учебника – стр. 34.

Раз по окончанию можно определить спряжение, значит, есть четкая связь между спряжением и окончанием. Определишь спряжение – определишь окончание. У глаголов 1 спряжения в окончаниях буквы…, а у глаголов 2 спряжения - … Как можем продолжить алгоритм, который начали оформлять на прошлом уроке? Открываем теорию.

Правописание окончаний глагола

  1. Определить время глагола

Прошедшее                                Настоящее и будущее

  1. Определить действующее       2.  Определить спряжение глагола

лицо* и подставить слово

                                                              I                     II

Окончание родовое                          е, у, ю              и, а, я    

                                                                                 Окончания личные

А как определить спряжение глагола? Пока можем это делать только по окончанию, но это дорога в обратную сторону. Зачем тогда мы в этом тренируемся? (Чтобы точно установить связь между спряжением и окончанием) Проверим, насколько хорошо у нас это получается.

Упр. 395 (ТПО) (По окончанию определить форму глагола)

А сколько глаголов здесь можно было бы задумать? (Два) Почему? (Два набора окончаний) Проверим. (Петь, творить) Поставьте глаголы в указанные формы. Чем эти формы отличаются? (Лицом и числом) А меняется ли спряжение? (Нет). Значит, глагол имеет спряжение, и поэтому по нему можно определить окончание – спряжение не изменится! И при этом глагол в настоящем и будущем времени меняется по лицам и числам.

Запишите глаголы в указанных формах и отметьте орфограммы, о которых мы с вами теперь помним.

6. Итог урока. Так какие секреты языка мы с вами сегодня открыли?

(Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, и поэтому их окончания – личные. Изменение глаголов – спряжение. Типов спряжений в русском языке 2; от типа спряжения зависит окончание глагола в личной форме) Какую задачу мы ставили с вами на сегодняшний урок? (Разобраться, как определять окончания у глаголов в настоящем и будущем времени) Разобрались? А на какой вопрос теперь будем искать ответ? (Как определить спряжение глагола?)

Домашнее задание – упр. 397


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Понятие о склонении. Три склонения имён существительных"

Урок изучения нового материала в 4 классе по теме: "Понятие о сколнении существительных. Три склонения" по учебнику Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой "Русский язык"...

Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

Что такое склонение? Три склонения имён существительных.

Разработка урока к уроку русского языка....

Конспект урока по русскому языку: "Что такое склонение? Три склонения имен существительных".

На данном уроке рассмотрены признаки, по которым существительное относят к одному из трёх основных типов склонения, вводится  термин склонение....

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»

Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...