Сравнительный анализ И.п. и В.п имён существительных 1 склонения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Пунанцева Ольга Николаевна

Урок русского языка 3 класс по системе Л.В.Занкова "Сравнительный анализ И.п и В. п. имён существительных 1 склонения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

3 класс

Тема урока: «Сравнительный анализ имён существительных I склонения в именительном и винительном падежах»

Учитель: Пунанцева Ольга Николаевна, гимназия №8, город Мурманск

Цели:

  • научить отличать существительные I склонения в именительном падеже от имён существительных в винительном падеже
  • развивать умение правильно употреблять в речи имена существительные I склонения в именительном и винительном падежах, монологическую речь, образное мышление
  • воспитывать любовь к чтению, интерес к творчеству И.А.Крылова, чувство товарищества и взаимопомощи

Оборудование:

  1. презентация
  2. лист-конспект для учащихся
  3. карточки для составления алгоритма
  4. микрофон
  5. учебник Поляковой «Русский язык»

  1. Организационный момент
  2. 1. Актуализация знаний

Слайд №1 (Ворона и лиса)

 - Вспомните, как называется произведение, где эти персонажи являются  главными героями? (Ворона и Лисица)

- Кто автор этого произведения? (Иван Андреевич Крылов)

- 13 февраля мы отмечали 240-летие со дня рождения этого выдающегося автора – Слайд №2 (портрет)

- А какие произведения И.А. Крылова читали вы?

2.Чистописание

Слайд №3 («Булыжник и Алмаз», «Свинья», «Ягнёнок», «Напраслина»)

- Из названий произведений выпишите первые буквы каждого слова. Какое слово можно образовать из этих букв? (Басня).

- Запишите это слово. Объясните лексическое значение слова «басня».

Басня  (словарь Ожегова) -

  1. краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ
  2. вымысел, выдумка

Назовите грамматические признаки слова басня (имя существительное, женский род, I склонение, неодушевлённое, в единственном числе).

- Образуйте новое слово из слов басня, писать. (Баснописец)

-Запишите это слово. Выделите орфограммы. Что можно сказать про это слово?

  1. Постановка проблемы. Формулирование целей и темы урока

Слайд №4

У мельника вода плотину прососала,

Беда б не велика сначала,

Когда бы руки приложить.

- Из какой басни эти строки? («Мельник»)

- Как вы понимаете смысл подчёркнутых слов?

Приложить руки – серьёзно заняться чем-либо

- Перечитайте первую строчку, найдите в ней имена существительные I склонения и определите их падеж. Назовите слова I склонения. Давайте сравним их.

Слайд №5

существительное = существительное

неодушевлённое = неодушевлённое

женский род = женский род

I склонение = I склонение

единственное число = единственное число

именительный падеж – винительный падеж?

- Достаточно ли нам знаний, чтобы доказать какого падежа эти существительные? Сформулируйте цели нашего урока, продолжив фразу: «Будем учиться…»

- А какая тема урока?  «Различие именительного и винительного падежей имени существительного I склонения»

  1. Поиск решения проблемы. Составление алгоритма

- Чтобы приобрести необходимые нам сегодня знания, я предлагаю вам работу в парах. Каждому ряду необходимо проанализировать отрывок из басни И.А. Крылова по плану:

а) Прочитайте про себя эти отрывки и постарайтесь вспомнить их название:

1 ряд - «На эту беду Лиса близёхонько бежала,

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленит…»

2 ряд - «И из гостей домой

Пришла свинья свиньёй.

«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?»,-

Свинью спросил пастух»

3 ряд - «Ворона с кровли тут на эту всю тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

«А ты, что ж, в дальнюю дорогу?»,-

Ей с возу Курица кричит»

1 ряд – «Ворона и Лисица»

2 ряд – «Свинья»

3 ряд – «Ворона и Курица»

б) Найдите имена существительные I склонения в именительном или винительном падежах, выделите их окончание и укажите падеж.

Проверка: на какие вопросы отвечают имена существительные в именительном и винительном падежах?

Именительный падеж – кто? что? (есть)

Винительный падеж – кого? что? (вижу)

Какие окончания у имён существительных в I склонении вы увидели? 1 ряд? 2 ряд? 3 ряд?

Именительный падеж – а, я

Винительный падеж – у, ю

Вывод

- Перечитайте свой отрывок ещё раз и определите, каким членом предложения являются эти существительные

Именительный падеж – подлежащее

Винительный падеж – второстепенный член – дополнение

Вывод

- Есть ли предлоги перед словами, которые вы рассматривали?

Именительный падеж – без предлогов

Винительный падеж – без предлогов и с предлогами

Вывод

Работа с учебником – страница №23. Выпишите предлоги, которые употребляются перед существительными в Винительном падеже

- У нас с вами получился алгоритм, который помогает нам точно определить именительный и винительный падежи у имён существительных I склонения.

Физминутка

Водопад

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…

Представь себя, что ты стоишь возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет.

Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове…

Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по твоим плечам, затылку и помогает им расслабиться.

Белый свет стекает с твоей спины, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

Пусть свет течёт по всему телу, рукам, ногам, спускается к твоим ступням.

Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, всё твоё тело наполняется свежими силами (пауза – 30 секунд).

Теперь поблагодари этот водопад за тот чудесный свет, который дал тебе новые силы.

Немного потянись, выпрямись и открой глаза.

- Возвратимся к отрывку «Мельник» - слайд

- Давайте теперь докажем, в каком падеже употребляются в первой строке имена существительные I склонения

  1. Закрепление

- Прочитайте текст «Что кошка о себе вообразила». Пользуясь словами для справки, вставьте недостающие слова, употребив их в нужном падеже.

Прослышала где-то ______, что Тигр и ______ принадлежат к семейству кошек.

- Ого! – обрадовалась Кошка. – А я- то не знала, какая у меня _____! Ну, теперь я себя покажу… И не долго думая она прыгнула _______ на Осла.

- Это ещё что за новости? – удивился Осёл.

- Веди, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? – воскликнула Кошка,-  сидя у Осла на загривке.

- Кто же? – поинтересовался Осёл.

- Тигр и Пантера, вот кто! Не веришь – спроси у Вороны.

Осёл спросил у Вороны. Она подтвердила:

- Да, действительно кошка, тигр, барс, рысь, а также пантера и ягуар и даже лев – из семейства кошачьих.

- Теперь ты убедился? – воскликнула Кошка,  вонзая когти в ослиную _____. –Вези!

- Куда? – спокойно спросил Осёл. – К Тигру или к Пантере?

- Не-е-ет! – неожиданно промяукала Кошка. – Вези меня к этим ... как их… к мышам!!!

И Осёл отвёз _____туда, где водятся мыши.

(С. Михалков)

Справка: Кошка, Пантера, спина, грива, родня.

- О ком этот текст?

- К какому литературному жанру можно отнести это произведение?

- Можно ли его назвать басней?

- Выберите из предложенных пословиц ту, которая могла бы быть моралью для этой басни:

Овсяная каша сама себя хвалит.

Кто сам себя хвалит, от того проку не бывает.

Не меняй доброго соседа на злобную родню.

- Спишите это предложение. Найдите в нём существительные I склонения, укажите падеж

- Есть ли в этом предложении ещё существительные? Какого оно склонения? Какое у него окончание? А вот когда у существительного II склонения бывает окончание –а, вы узнаете на следующих уроках русского языка.

  1. Обобщение

- Какую цель мы перед собой поставили?

- Как вы думаете, мы с ней справились?

Оценивание детей

  1. Домашнее задание по выбору
  1. Составить свой текст басни, используя существительные I склонения в именительном и винительном падежах
  2. Решить задачу. В тексте логической задачи найти существительные  I склонении в именительном и винительном падежах

Задача:

Лисица, Ворона, Свинья и Кошка решили поиграть в прятки.

Они спрятались в нору, под ступеньку крыльца, в ямку, под скамейку.

Лисица не пряталась в ямке и под скамейкой. Ворона спряталась под ступенькой крыльца. Кошка не пряталась в ямке, а Свинья под скамейкой. Кто где спрятался?

  1. Рефлексия

Скажите одним словом, каким был сегодняшний урок


Приложение (лист учащегося)

Вариант №1

  1. ________________________________________________________
  2. ________________________________________________________
  3. На ту беду Лиса близёхонько бежала,

     Вдруг сырный дух Лису остановил:

     Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предлоги:_________________________________________________

  1. Вставь в текст имена существительные I склонения в нужном падеже. Укажи падеж.

Что кошка о себе вообразила?

Прослышала где-то ______, что Тигр и ______ принадлежат к семейству кошек.

- Ого! – обрадовалась _____. – А я- то не знала, какая у меня _____! Ну, теперь я себя покажу… И не долго думая она прыгнула _______ на Осла.

- Это ещё что за новости? – удивился Осёл.

- Веди, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? – воскликнула,-  сидя у Осла на загривке

- Кто же? – поинтересовался Осёл.

- Тигр и _____, вот кто! Не веришь – спроси у Вороны.

Осёл спросил у Вороны. Она подтвердила:

- Да, действительно _______, тигр, барс, рысь, а также _____и ягуар и даже лев – из семейства кошачьих.

- Теперь ты убедился? – воскликнула ______,  вонзая когти в ослиную _____. –Вези!

- Куда? – спокойно спросил Осёл. – К Тигру или к Пантере?

- Не-е-ет! – неожиданно промяукала ______. – Вези меня к этим ... как их… к мышам!!!

И Осёл отвёз _____туда, где водятся мыши.

 (С. Михалков)

____________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: Кошка, Пантера, спина, родня, грива

Овсяная каша сама себя хвалит.

Кто сам себя хвалит, от того проку не бывает.

Не меняй доброго соседа на злобную родню.

Домашнее задание (по выбору):
1) Составь свой текст басни, используя существительные I склонения в именительном и винительном падежах

2) В тексте задачи найти существительные I склонения в именительном и винительном падежах. Решить задачу.

Лисица, Ворона, Свинья и Кошка решили поиграть в прятки.

Они спрятались в нору, под ступеньку крыльца, в ямку, под скамейку.

Лисица не пряталась в ямке и под скамейкой. Ворона спряталась под ступенькой крыльца. Кошка не пряталась в ямке, а Свинья под скамейкой. Кто где спрятался?


Вариант №2

  1. ________________________________________________________
  2. ________________________________________________________
  3. И из гостей домой

     Пришла свинья свиньёй.

     «Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?»,-

     Свинью спросил пастух ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предлоги:_________________________________________________

  1. Вставь в текст имена существительные I склонения в нужном падеже. Укажи падеж.

Что кошка о себе вообразила?

Прослышала где-то ______, что Тигр и ______ принадлежат к семейству кошек.

- Ого! – обрадовалась _____. – А я- то не знала, какая у меня _____! Ну, теперь я себя покажу… И не долго думая она прыгнула _______ на Осла.

- Это ещё что за новости? – удивился Осёл.

- Веди, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? – воскликнула,-  сидя у Осла на загривке.

- Кто же? – поинтересовался Осёл.

- Тигр и _____, вот кто! Не веришь – спроси у Вороны.

Осёл спросил у Вороны. Она подтвердила:

- Да, действительно _______, тигр, барс, рысь, а также _____и ягуар и даже лев – из семейства кошачьих.

- Теперь ты убедился? – воскликнула ______,  вонзая когти в ослиную _____. –Вези!

- Куда? – спокойно спросил Осёл. – К Тигру или к Пантере?

- Не-е-ет! – неожиданно промяукала ______. – Вези меня к этим ... как их… к мышам!!!

И Осёл отвёз _____туда, где водятся мыши.

 (С. Михалков)

____________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: Кошка, Пантера, спина, родня, грива

Овсяная каша сама себя хвалит.

Кто сам себя хвалит, от того проку не бывает.

Не меняй доброго соседа на злобную родню.

Домашнее задание (по выбору):
1) Составь свой текст басни, используя существительные I склонения в именительном и винительном падежах

2) В тексте задачи найти существительные I склонения в именительном и винительном падежах. Решить задачу.

Лисица, Ворона, Свинья и Кошка решили поиграть в прятки.

Они спрятались в нору, под ступеньку крыльца, в ямку, под скамейку.

Лисица не пряталась в ямке и под скамейкой. Ворона спряталась под ступенькой крыльца. Кошка не пряталась в ямке, а Свинья под скамейкой. Кто где спрятался?


Вариант №3

  1. ________________________________________________________
  2. ________________________________________________________
  3. Ворона с кровли тут на эту всю тревогу

     Спокойно, чистя нос, глядит.

     «А ты, что ж, в дальнюю дорогу?»,-

     Ей с возу Курица кричит

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предлоги:_________________________________________________

  1. Вставь в текст имена существительные I склонения в нужном падеже. Укажи падеж.

Что кошка о себе вообразила?

Прослышала где-то ______, что Тигр и ______ принадлежат к семейству кошек.

- Ого! – обрадовалась _____. – А я- то не знала, какая у меня _____! Ну, теперь я себя покажу… И не долго думая она прыгнула _______ на Осла.

- Это ещё что за новости? – удивился Осёл.

- Веди, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? – воскликнула,-  сидя у Осла на загривке.

- Кто же? – поинтересовался Осёл.

- Тигр и _____, вот кто! Не веришь – спроси у Вороны.

Осёл спросил у Вороны. Она подтвердила:

- Да, действительно _______, тигр, барс, рысь, а также _____и ягуар и даже лев – из семейства кошачьих.

- Теперь ты убедился? – воскликнула ______,  вонзая когти в ослиную _____. –Вези!

- Куда? – спокойно спросил Осёл. – К Тигру или к Пантере?

- Не-е-ет! – неожиданно промяукала ______. – Вези меня к этим ... как их… к мышам!!!

И Осёл отвёз _____туда, где водятся мыши.

 (С. Михалков)

____________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: Кошка, Пантера, спина, родня, грива

Овсяная каша сама себя хвалит.

Кто сам себя хвалит, от того проку не бывает.

Не меняй доброго соседа на злобную родню.

Домашнее задание (по выбору):
1) Составь свой текст басни, используя существительные I склонения в именительном и винительном падежах

2) В тексте задачи найти существительные I склонения в именительном и винительном падежах. Решить задачу.

Лисица, Ворона, Свинья и Кошка решили поиграть в прятки.

Они спрятались в нору, под ступеньку крыльца, в ямку, под скамейку.

Лисица не пряталась в ямке и под скамейкой. Ворона спряталась под ступенькой крыльца. Кошка не пряталась в ямке, а Свинья под скамейкой. Кто где спрятался?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ народной и авторской сказки. С. Козлов "Черный омут"

Урок литературного чтения во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, формирующий представление о роли литературных приемов в создании художественного образа и развивающий исследователь...

Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова

Обобщение знаний о жанре литературы -  басне;сравнительный анализ басен по плану, чтение басен в лицах, работа по информационно - рабочим картам....

Сравнительный анализ освоения учащимися отдельных аспектов двух языков.

В настоящее время в преподавании школьных предметов встают вопросы интеграции, в частности в преподавании иностранного языка актуальны вопросы межпредметных связей. В грамматике английского...

Перечень художественных и живописных произведений для сравнительного анализа на уроках развития речи

Перечень поможет ориентироваться учителю в выборе необходимого материала для подготовки к уроку....

Сравнительный анализ (шаблон)

Входная/Экз.работа...

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....