Сравнительный анализ И.п. и В.п имён существительных 1 склонения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка 3 класс по системе Л.В.Занкова "Сравнительный анализ И.п и В. п. имён существительных 1 склонения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
3 класс
Тема урока: «Сравнительный анализ имён существительных I склонения в именительном и винительном падежах»
Учитель: Пунанцева Ольга Николаевна, гимназия №8, город Мурманск
Цели:
- научить отличать существительные I склонения в именительном падеже от имён существительных в винительном падеже
- развивать умение правильно употреблять в речи имена существительные I склонения в именительном и винительном падежах, монологическую речь, образное мышление
- воспитывать любовь к чтению, интерес к творчеству И.А.Крылова, чувство товарищества и взаимопомощи
Оборудование:
- презентация
- лист-конспект для учащихся
- карточки для составления алгоритма
- микрофон
- учебник Поляковой «Русский язык»
- Организационный момент
- 1. Актуализация знаний
Слайд №1 (Ворона и лиса)
- Вспомните, как называется произведение, где эти персонажи являются главными героями? (Ворона и Лисица)
- Кто автор этого произведения? (Иван Андреевич Крылов)
- 13 февраля мы отмечали 240-летие со дня рождения этого выдающегося автора – Слайд №2 (портрет)
- А какие произведения И.А. Крылова читали вы?
2.Чистописание
Слайд №3 («Булыжник и Алмаз», «Свинья», «Ягнёнок», «Напраслина»)
- Из названий произведений выпишите первые буквы каждого слова. Какое слово можно образовать из этих букв? (Басня).
- Запишите это слово. Объясните лексическое значение слова «басня».
Басня (словарь Ожегова) -
- краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ
- вымысел, выдумка
Назовите грамматические признаки слова басня (имя существительное, женский род, I склонение, неодушевлённое, в единственном числе).
- Образуйте новое слово из слов басня, писать. (Баснописец)
-Запишите это слово. Выделите орфограммы. Что можно сказать про это слово?
- Постановка проблемы. Формулирование целей и темы урока
Слайд №4
У мельника вода плотину прососала,
Беда б не велика сначала,
Когда бы руки приложить.
- Из какой басни эти строки? («Мельник»)
- Как вы понимаете смысл подчёркнутых слов?
Приложить руки – серьёзно заняться чем-либо
- Перечитайте первую строчку, найдите в ней имена существительные I склонения и определите их падеж. Назовите слова I склонения. Давайте сравним их.
Слайд №5
существительное = существительное
неодушевлённое = неодушевлённое
женский род = женский род
I склонение = I склонение
единственное число = единственное число
именительный падеж – винительный падеж?
- Достаточно ли нам знаний, чтобы доказать какого падежа эти существительные? Сформулируйте цели нашего урока, продолжив фразу: «Будем учиться…»
- А какая тема урока? «Различие именительного и винительного падежей имени существительного I склонения»
- Поиск решения проблемы. Составление алгоритма
- Чтобы приобрести необходимые нам сегодня знания, я предлагаю вам работу в парах. Каждому ряду необходимо проанализировать отрывок из басни И.А. Крылова по плану:
а) Прочитайте про себя эти отрывки и постарайтесь вспомнить их название:
1 ряд - «На эту беду Лиса близёхонько бежала,
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленит…»
2 ряд - «И из гостей домой
Пришла свинья свиньёй.
«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?»,-
Свинью спросил пастух»
3 ряд - «Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
«А ты, что ж, в дальнюю дорогу?»,-
Ей с возу Курица кричит»
1 ряд – «Ворона и Лисица»
2 ряд – «Свинья»
3 ряд – «Ворона и Курица»
б) Найдите имена существительные I склонения в именительном или винительном падежах, выделите их окончание и укажите падеж.
Проверка: на какие вопросы отвечают имена существительные в именительном и винительном падежах?
Именительный падеж – кто? что? (есть)
Винительный падеж – кого? что? (вижу)
Какие окончания у имён существительных в I склонении вы увидели? 1 ряд? 2 ряд? 3 ряд?
Именительный падеж – а, я
Винительный падеж – у, ю
Вывод
- Перечитайте свой отрывок ещё раз и определите, каким членом предложения являются эти существительные
Именительный падеж – подлежащее
Винительный падеж – второстепенный член – дополнение
Вывод
- Есть ли предлоги перед словами, которые вы рассматривали?
Именительный падеж – без предлогов
Винительный падеж – без предлогов и с предлогами
Вывод
Работа с учебником – страница №23. Выпишите предлоги, которые употребляются перед существительными в Винительном падеже
- У нас с вами получился алгоритм, который помогает нам точно определить именительный и винительный падежи у имён существительных I склонения.
Физминутка
Водопад
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представь себя, что ты стоишь возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет.
Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове…
Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по твоим плечам, затылку и помогает им расслабиться.
Белый свет стекает с твоей спины, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
Пусть свет течёт по всему телу, рукам, ногам, спускается к твоим ступням.
Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, всё твоё тело наполняется свежими силами (пауза – 30 секунд).
Теперь поблагодари этот водопад за тот чудесный свет, который дал тебе новые силы.
Немного потянись, выпрямись и открой глаза.
- Возвратимся к отрывку «Мельник» - слайд
- Давайте теперь докажем, в каком падеже употребляются в первой строке имена существительные I склонения
- Закрепление
- Прочитайте текст «Что кошка о себе вообразила». Пользуясь словами для справки, вставьте недостающие слова, употребив их в нужном падеже.
Прослышала где-то ______, что Тигр и ______ принадлежат к семейству кошек.
- Ого! – обрадовалась Кошка. – А я- то не знала, какая у меня _____! Ну, теперь я себя покажу… И не долго думая она прыгнула _______ на Осла.
- Это ещё что за новости? – удивился Осёл.
- Веди, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? – воскликнула Кошка,- сидя у Осла на загривке.
- Кто же? – поинтересовался Осёл.
- Тигр и Пантера, вот кто! Не веришь – спроси у Вороны.
Осёл спросил у Вороны. Она подтвердила:
- Да, действительно кошка, тигр, барс, рысь, а также пантера и ягуар и даже лев – из семейства кошачьих.
- Теперь ты убедился? – воскликнула Кошка, вонзая когти в ослиную _____. –Вези!
- Куда? – спокойно спросил Осёл. – К Тигру или к Пантере?
- Не-е-ет! – неожиданно промяукала Кошка. – Вези меня к этим ... как их… к мышам!!!
И Осёл отвёз _____туда, где водятся мыши.
(С. Михалков)
Справка: Кошка, Пантера, спина, грива, родня.
- О ком этот текст?
- К какому литературному жанру можно отнести это произведение?
- Можно ли его назвать басней?
- Выберите из предложенных пословиц ту, которая могла бы быть моралью для этой басни:
Овсяная каша сама себя хвалит.
Кто сам себя хвалит, от того проку не бывает.
Не меняй доброго соседа на злобную родню.
- Спишите это предложение. Найдите в нём существительные I склонения, укажите падеж
- Есть ли в этом предложении ещё существительные? Какого оно склонения? Какое у него окончание? А вот когда у существительного II склонения бывает окончание –а, вы узнаете на следующих уроках русского языка.
- Обобщение
- Какую цель мы перед собой поставили?
- Как вы думаете, мы с ней справились?
Оценивание детей
- Домашнее задание по выбору
- Составить свой текст басни, используя существительные I склонения в именительном и винительном падежах
- Решить задачу. В тексте логической задачи найти существительные I склонении в именительном и винительном падежах
Задача:
Лисица, Ворона, Свинья и Кошка решили поиграть в прятки.
Они спрятались в нору, под ступеньку крыльца, в ямку, под скамейку.
Лисица не пряталась в ямке и под скамейкой. Ворона спряталась под ступенькой крыльца. Кошка не пряталась в ямке, а Свинья под скамейкой. Кто где спрятался?
- Рефлексия
Скажите одним словом, каким был сегодняшний урок
Приложение (лист учащегося)
Вариант №1
- ________________________________________________________
- ________________________________________________________
- На ту беду Лиса близёхонько бежала,
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предлоги:_________________________________________________
- Вставь в текст имена существительные I склонения в нужном падеже. Укажи падеж.
Что кошка о себе вообразила?
Прослышала где-то ______, что Тигр и ______ принадлежат к семейству кошек.
- Ого! – обрадовалась _____. – А я- то не знала, какая у меня _____! Ну, теперь я себя покажу… И не долго думая она прыгнула _______ на Осла.
- Это ещё что за новости? – удивился Осёл.
- Веди, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? – воскликнула,- сидя у Осла на загривке
- Кто же? – поинтересовался Осёл.
- Тигр и _____, вот кто! Не веришь – спроси у Вороны.
Осёл спросил у Вороны. Она подтвердила:
- Да, действительно _______, тигр, барс, рысь, а также _____и ягуар и даже лев – из семейства кошачьих.
- Теперь ты убедился? – воскликнула ______, вонзая когти в ослиную _____. –Вези!
- Куда? – спокойно спросил Осёл. – К Тигру или к Пантере?
- Не-е-ет! – неожиданно промяукала ______. – Вези меня к этим ... как их… к мышам!!!
И Осёл отвёз _____туда, где водятся мыши.
(С. Михалков)
____________________________________________________________________________________________________________________
Слова для справок: Кошка, Пантера, спина, родня, грива
Овсяная каша сама себя хвалит.
Кто сам себя хвалит, от того проку не бывает.
Не меняй доброго соседа на злобную родню.
Домашнее задание (по выбору):
1) Составь свой текст басни, используя существительные I склонения в именительном и винительном падежах
2) В тексте задачи найти существительные I склонения в именительном и винительном падежах. Решить задачу.
Лисица, Ворона, Свинья и Кошка решили поиграть в прятки.
Они спрятались в нору, под ступеньку крыльца, в ямку, под скамейку.
Лисица не пряталась в ямке и под скамейкой. Ворона спряталась под ступенькой крыльца. Кошка не пряталась в ямке, а Свинья под скамейкой. Кто где спрятался?
Вариант №2
- ________________________________________________________
- ________________________________________________________
- И из гостей домой
Пришла свинья свиньёй.
«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?»,-
Свинью спросил пастух ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предлоги:_________________________________________________
- Вставь в текст имена существительные I склонения в нужном падеже. Укажи падеж.
Что кошка о себе вообразила?
Прослышала где-то ______, что Тигр и ______ принадлежат к семейству кошек.
- Ого! – обрадовалась _____. – А я- то не знала, какая у меня _____! Ну, теперь я себя покажу… И не долго думая она прыгнула _______ на Осла.
- Это ещё что за новости? – удивился Осёл.
- Веди, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? – воскликнула,- сидя у Осла на загривке.
- Кто же? – поинтересовался Осёл.
- Тигр и _____, вот кто! Не веришь – спроси у Вороны.
Осёл спросил у Вороны. Она подтвердила:
- Да, действительно _______, тигр, барс, рысь, а также _____и ягуар и даже лев – из семейства кошачьих.
- Теперь ты убедился? – воскликнула ______, вонзая когти в ослиную _____. –Вези!
- Куда? – спокойно спросил Осёл. – К Тигру или к Пантере?
- Не-е-ет! – неожиданно промяукала ______. – Вези меня к этим ... как их… к мышам!!!
И Осёл отвёз _____туда, где водятся мыши.
(С. Михалков)
____________________________________________________________________________________________________________________
Слова для справок: Кошка, Пантера, спина, родня, грива
Овсяная каша сама себя хвалит.
Кто сам себя хвалит, от того проку не бывает.
Не меняй доброго соседа на злобную родню.
Домашнее задание (по выбору):
1) Составь свой текст басни, используя существительные I склонения в именительном и винительном падежах
2) В тексте задачи найти существительные I склонения в именительном и винительном падежах. Решить задачу.
Лисица, Ворона, Свинья и Кошка решили поиграть в прятки.
Они спрятались в нору, под ступеньку крыльца, в ямку, под скамейку.
Лисица не пряталась в ямке и под скамейкой. Ворона спряталась под ступенькой крыльца. Кошка не пряталась в ямке, а Свинья под скамейкой. Кто где спрятался?
Вариант №3
- ________________________________________________________
- ________________________________________________________
- Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
«А ты, что ж, в дальнюю дорогу?»,-
Ей с возу Курица кричит
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предлоги:_________________________________________________
- Вставь в текст имена существительные I склонения в нужном падеже. Укажи падеж.
Что кошка о себе вообразила?
Прослышала где-то ______, что Тигр и ______ принадлежат к семейству кошек.
- Ого! – обрадовалась _____. – А я- то не знала, какая у меня _____! Ну, теперь я себя покажу… И не долго думая она прыгнула _______ на Осла.
- Это ещё что за новости? – удивился Осёл.
- Веди, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? – воскликнула,- сидя у Осла на загривке.
- Кто же? – поинтересовался Осёл.
- Тигр и _____, вот кто! Не веришь – спроси у Вороны.
Осёл спросил у Вороны. Она подтвердила:
- Да, действительно _______, тигр, барс, рысь, а также _____и ягуар и даже лев – из семейства кошачьих.
- Теперь ты убедился? – воскликнула ______, вонзая когти в ослиную _____. –Вези!
- Куда? – спокойно спросил Осёл. – К Тигру или к Пантере?
- Не-е-ет! – неожиданно промяукала ______. – Вези меня к этим ... как их… к мышам!!!
И Осёл отвёз _____туда, где водятся мыши.
(С. Михалков)
____________________________________________________________________________________________________________________
Слова для справок: Кошка, Пантера, спина, родня, грива
Овсяная каша сама себя хвалит.
Кто сам себя хвалит, от того проку не бывает.
Не меняй доброго соседа на злобную родню.
Домашнее задание (по выбору):
1) Составь свой текст басни, используя существительные I склонения в именительном и винительном падежах
2) В тексте задачи найти существительные I склонения в именительном и винительном падежах. Решить задачу.
Лисица, Ворона, Свинья и Кошка решили поиграть в прятки.
Они спрятались в нору, под ступеньку крыльца, в ямку, под скамейку.
Лисица не пряталась в ямке и под скамейкой. Ворона спряталась под ступенькой крыльца. Кошка не пряталась в ямке, а Свинья под скамейкой. Кто где спрятался?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ народной и авторской сказки. С. Козлов "Черный омут"
Урок литературного чтения во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, формирующий представление о роли литературных приемов в создании художественного образа и развивающий исследователь...
Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова
Обобщение знаний о жанре литературы - басне;сравнительный анализ басен по плану, чтение басен в лицах, работа по информационно - рабочим картам....
Сравнительный анализ освоения учащимися отдельных аспектов двух языков.
В настоящее время в преподавании школьных предметов встают вопросы интеграции, в частности в преподавании иностранного языка актуальны вопросы межпредметных связей. В грамматике английского...
Перечень художественных и живописных произведений для сравнительного анализа на уроках развития речи
Перечень поможет ориентироваться учителю в выборе необходимого материала для подготовки к уроку....
Сравнительный анализ (шаблон)
Входная/Экз.работа...
Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен сущес...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....