Методические рекомендации ВИДЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПЯТИМИНУТОК 2-4 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Предлагаю вниманию коллег свои наработки, которые позволяют мне добиваться высоких результатов по развитию орфографической зоркости учащихся, обогащают их словарный запас и развивают речь. Учащимся этот вид работы помогает оперативно мыслить в пределах той или иной темы.
Систематическое использование орфографических пятиминуток способствует закреплению изучаемых орфограмм. Ежедневные домашние задания (повторить правило и заданную тему по памятке) помогает довести знание правил и их применение в работе до автоматизма.
В процессе работы я сгруппировала слова по отдельным темам русского языка для 2-4 классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. Белгорода
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5 г. Белгорода»
Методические рекомендации
ВИДЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПЯТИМИНУТОК
2-4 класс
Подготовила:
учитель начальных классов
Кучеренко Наталья Ивановна,
Предлагаю вниманию коллег свои наработки, которые позволяют мне добиваться высоких результатов по развитию орфографической зоркости учащихся, обогащают их словарный запас и развивают речь. Учащимся этот вид работы помогает оперативно мыслить в пределах той или иной темы.
Систематическое использование орфографических пятиминуток способствует закреплению изучаемых орфограмм. Ежедневные домашние задания (повторить правило и заданную тему по памятке) помогает довести знание правил и их применение в работе до автоматизма.
В процессе работы я сгруппировала слова по отдельным темам русского языка для 2-4 классов.
Комбинируя слова из памяток, изученных на текущий день, можно составлять различного вида орфографические пятиминутки:
- Записать под диктовку, определить род имен существительных (прилагательных). Выделить знакомые орфограммы.
Например: длинный огурец знакомый ученик
широкая речка сладкий пирог
чужой пенал беговая дорожка
- Записать словосочетания, выделить знакомые орфограммы, определить время глаголов.
Например: забежал домой
кричит друзьям
споем о весне
- Записать под диктовку, выделить орфограммы, разобрать (по выбору учителя) слова по составу:
Например: чужая кружка соседская тележка
узкая дорожка мягкие подушки
- В этом задании можно использовать любую памятку (для проверки домашнего задания или как контрольную работу). Слова записать в два столбика (можно дать слова на карточке, на доске, продиктовать под диктовку или словосочетания слов из одной памятки или из разных памяток):
- Глаголы и имена прилагательные
Например: бежать, мясной, дарить, свисток, ядовитый, пилить, соленая, верхушка, чернила, тяжелый, катался.
- Имена существительные и имена прилагательные
Например: указка, гибкий, прорубь, резкий, сказка, вязкий, подружка, сладкий, кружки, узкий.
- Неодушевленные и одушевленные имена существительные
Например: соловьи, крылья, деревья, муравьи, здоровье, братья, Илья, семья, гостья, платье.
- Слова записать в три столбика (даны слова или словосочетания слов из одной памятки или из разных памяток):
- По родам
Например: поляна, стекло, незнакомец, голубь, мартышка, ястреб, беседка, веселье, вьюга, цветок, плечо, гнездо.
- По склонениям
Например: темнота, лесник, мелочь, единица, обезьяна, товарищ, зерно, пятно, дочь, помощь, скамья, молодежь.
- Диктант «Ассорти». Можно использовать словосочетания и 10-12 слов по изученным орфограммам.
Например: дружная семья, гибкая обезьяна, починить стулья, ядовитый гриб, пьют сливки, объявление о помощи, съедобный корешок, прополоть грядку, тяжелые стулья, посадка деревьев.
Задания:
- выделить нужную орфограмму
- поставить ударение
- подчеркнуть слова (существительные нужного рода, склонения, падежа (аналогично с именами прилагательными)
- подчеркнуть слова (глаголы нужного времени или спряжения)
- с одним из словосочетаний составить предложение, в котором выделить главные члены предложения, указать части речи, установить связь между словами, а затем записать это предложение в вопросительной форме.
Словарный минимум по отдельным темам,
изучаемым в начальной школе:
Памятка № 1 - Правописание безударных гласных
Памятка № 2 – Правописание слов с парными согласными
Памятка № 3 – Правописание слов с разделительным мягким знаком
Памятка № 4 – Правописание слов с удвоенной согласной
Памятка № 5 – Правописание слов с непроизносимой согласной
Памятка № 6 – Правописание слов с разделительным твердым знаком
Памятка № 7 – Правописание имен существительных с шипящей на конце
Памятка № 8 – Имена существительные, употребляемые только
во множественном числе
Памятка № 9 – Имена существительные, употребляемые только
в единственном числе
Памятка № 1
Правописание слов с безударной гласной в корне слова
Безударная «е» | Безударная «о» | ||
бежать бревно ведро верхушка весло гнездо залечить звезда зерно зеленеть лесник нагревание наследить небеса освещение отбежать перо плечо побежать побелить | побережье повредить поспешить потепление пригревать разбегаться сверло свеча седло село содержание стена стекло темнота улететь увидеть цветок чернила | вожатый выгонять гора горевать гористый долина доска истопник ковать кольца коса кроить новинка нога облокачиваться обновить опоздание орошение поглощать полянка | помогать посторониться проглотить прокормить прополоть разговаривать разговоры скворцы сломать снопы соленый спросить столбы стонать стоять толкать тропинка удобрение уронить утопить |
Безударная «а» | Безударная «и» | Безударная «я» | |
выработать в отдалении далекий дарить жалеть закаляйся знаменитость издавать испарение катался качели корабли маскировка мастерская награждение наказание нападение наслаждение незнакомец неподалеку оглавление обстановка очаровать | пастух подарить поздравление поскакали посадить правительство преподавать прибавлять приласкать продавать садовник сдавать сказание скалистый сокращать сожаление счастливый угадать ударение узнавать украшение уплатить часы шалить | аисты вычистить единица жилище записать кричать лицо оживление пилить починить приближение присоединить продвигаться свинья свисток скрипеть удивляться уединение число | взяла гряда мясной объявление объяснение плясать прямой пятно рябой тянулся тяжелый ядовитый |
Памятка № 2
Правописание слов с парными согласными
Ж-Ш | Ж-Ш | З-С | Б-П |
ватрушка горошки горшки гребешки детишки карандаш картошка катушка клюшка крышка лепешка мартышка матрешка орешки перышки плюшка подушка покрышка порошки пушка ребятишки старушка чашка | бумажка варежка гараж дорожка кружка ложка обложка пирожки поддержка подружка пригож прыжки пряжка сапожки сережки снежки сторожка стриж стрижка сыроежка тележка флажки | блузка вез вязкий глазки груз дерзкий замазка мороз обрезка повозка разгрузка резкий сказка узкий указка глобус записка колоски нес покос покраска | герб гибкий голубь дуб зубки клубки коробка ошибка пробка прорубь столб трубка хлеб шубка ястреб |
В-Ф | Д-Т | Д-Т | Г-К |
булавка вежлив добавка здоров канавка красив ловкий морковка обновка посев рукав сливка упаковка | беседка бородка брод грядка жидкий загадка изгородь кадка мед молод народ отряд посадка поход | пруд разведка редкий склад складка след соседка тетрадка труд укладка холод ягодка | друг когти луг миг ногти утюг флаг |
Памятка № 3
Правописание слов с разделительным мягким знаком
братья бьют веселье воробьи вьюга вьют гостья Дарья деревья | друзья жилье здоровье Илья колосья колья крылья листья муравьи | ночью обезьяна оладьи осенью перья платье пьют ручьи семья | скамья соловьи стулья счастье сыновья Татьяна ульи хлопья шью |
Памятка № 4
Правописание слов с удвоенной согласной
аккуратно аллея аппарат аппетит аттестат бассейн ванна весенний грамм грипп группа длинный жужжит касса класс классик | коллектив коллекция комиссия кросс кроссовки килограмм иллюстрация масса медленно миллион миллиард одиннадцать осенний оттепель перрон программа | профессия пассажир рассказ расстояние ранний русский ссора суббота сумма телеграмма терраса трасса территория тонна троллейбус утренний | хоккей шоссе Россия Алла Анна Геннадий Римма Инна теннис |
Памятка № 5
Правописание слов с непроизносимой согласной
Запомни! | Проверяй! | |
вкусный интересный лестница напрасный опасный праздник ужасный чувства чудесный | вестник грустный звездный известный капустный местность ненастный окрестность пастбище поздний | прелестный радостный свистнул сердце солнце счастливый тростник честный |
Памятка № 6
Правописание слов с разделительным твердым знаком
въезд объявление объединить подъезд подъем подъемный | подъехал съедобный съежился съезд съел |
Памятка № 7
Правописание имен существительных
с шипящей на конце
Мужской род | Женский род | |||
багаж богач борщ врач гараж грач ерш калач камыш карандаш кирпич | ключ ковш ландыш лещ луч малыш мяч нож обруч плащ силач | скрипач сторож стриж сургуч сыч ткач ткач товарищ чертеж чиж | брешь брошь вещь глушь горечь дичь дочь дрожь ложь мелочь | молодежь мощь ночь печь полночь помощь речь рожь сушь течь |
Памятка № 8
Имена существительные,
употребляемые только во множественном числе
ворота горелки грабли дрожжи жмурки клещи кусачки ножницы | опилки очки плоскогубцы похороны тефтели хлопоты чернила |
Памятка № 8
Имена существительные,
употребляемые только во единственном числе
бегство бензин железо засуха каучук крапива молодежь молоко ненависть | погода свекла силос синева темнота хлопок цемент щавель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие орфографической зоркости учащихся 1 класса.
Сообщение на МО начальных классов. Рассматриваются разные формы и методы работы по предупреждению орфографических ошибок у учащихся начальных классов....
Модульное описание педагогического опыта "Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов"
У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряютверу в себя. У многих, орфография, вызывает отрицате...
Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.
Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах
В методических рекомендациях представлена методика проведения основных видов орфографических упражнений в начальных классах: правила списывания и методика проведения контрольного списывания, алг...
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.
В материале представлены методические рекомендации по проведению изложений и сочинений в начальной школе....
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс. «Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [с н], [c, н,] и способов ее решения»
Данный урок является первым в теме «Буква на месте звука, которого нет». Главная цель урока: вывести правило написания непроизносимых согласных в звукосочетаниях [с н], [c, н,] и показать ...
Методическое пособие "Орфографическая разминка: путь к орфографической зоркости"
Проблема обучения грамоте всегда чрезвычайно остро стояла не только в педагогике, но и в жизни социума, ведь грамотность народа – это его сильная сторона в борьбе за культуру. Поэтому так важно ...