Модульное описание педагогического опыта "Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов"
статья по русскому языку на тему

Абдрахманова Айгуль Маратовна

 

У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряют

веру в себя. У многих, орфография, вызывает отрицательные эмоции, которые переносятся на весь предмет «русский язык». Причина состоит в том, что

сама орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, к тому же она трудно усваивается ими. Меня этот вопрос не мог не волновать,

ведь то, что ребёнок узнаёт в младшем школьном возрасте, остаётся  в памяти на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskaya_interpretaciya_opyta.docx49.04 КБ

Предварительный просмотр:

Модульное описание педагогического опыта.

«Пути совершенствования орфографической подготовки

учащихся младших классов»

     « Грамотное письмо – не просто движения пишущей руки,

                         а особая речевая деятельность; каждое написание так

                  или иначе отражает строй русского языка… Чем

                          развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис,

                             чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему

                                 и правописание».

Рождественский Н.С.

Актуальность темы.

        Орфография и ребёнок младшего школьного возраста… Орфография и интерес малыша к изучению русского языка… Орфография и качественные результаты обучения детей правилам правописания...

        Как «соединить» одно с другим? Как соединить науку о законах русской орфографии с детьми от шести до десяти так, чтобы это «соединение» было оптимальным не только для науки, но и для ребёнка?

        Вопросы, вопросы, вопросы. Они мучают уже не одно поколение учёных, учителей, учеников и, конечно, родителей. Актуальны ли эти вопросы для сегодняшней школы? Или, наконец – то, все проблемы решены? Увы, утвердительного ответа не услышишь ни от тех, кто учит, ни от тех, кто учится.

        «Что делать?» - извечный русский вопрос. Что делать, если русские дети не умеют грамотно писать по – русски? Что делать, если наши русские дети не любят русский язык именно из – за орфографии – слёзы из – за двойки и бесконечные красные исправления в тетради не прибавляют любви к « правописанию»?

        Абсолютного и окончательного ответа на эти наболевшие вопросы мы, наверное, не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски истины следует прекратить.

        Свою трудовую деятельность  в МОУ СОШ «Земля родная» я начала  с учащимися 3 класса по традиционной системе обучения «Школа России» и столкнулась с этим извечным вопросом.  У детей создавалась иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряли веру в себя. У многих, орфография, вызывала отрицательные эмоции, которые переносились на весь предмет «русский язык». Причина состояла в том, что сама орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, к тому же она трудно усваивается ими.

        Меня этот вопрос не мог не волновать, ведь то, что ребёнок узнаёт в младшем школьном возрасте, остаётся  в памяти на всю жизнь.

        Ведь:

-  орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания;

-  культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу и, как правило, безошибочно определяют уровень образованности человека;

-  орфографические умения и навыки – это составная часть речевых умений и навыков, языкового развития в целом. Иными словами, правописание – это средство общения.

Теоретическая интерпретация опыта.

I.Письмо: алфавит, графика, орфография, пунктуация.

Алфавит.

     Начальная школа даёт детям понятие о буквах – графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге, учит различать буквы в различных вариантах начертания, учит самостоятельно писать буквы и соединять их, даёт понятие об алфавите как совокупности всех букв русского языка. Для овладения алфавитом необходимо различать и выделять звуки речи в сильной позиции; безошибочно соотносить буквы со звуками как при чтении, так и на письме.  

     В усвоении алфавита участвуют все виды речевой деятельности школьника: восприятие звучащей речи, чтение вслух и про себя, собственная устная речь, проговаривание, все виды письма ( списывание, диктант, письменное выражение своих мыслей, каллиграфическое письмо).

Знания букв, алфавита недостаточно, нужно знать специальные правила обозначения звуков буквами. Этим ведает графика.

Графика.

     После твёрдых согласных употребляются гласные буквы а, о, ы, у, э, после мягких – я, ё, ю, и, е, т. Е. первые обозначают твёрдость, а вторые – мягкость предшествующих согласных звуков. Графика определяет также, в каких случаях мягкость согласных обозначается буквой ь. Весь этот сложный, трудный для учащихся комплекс правил необходим в связи с тем, что в русском алфавите твёрдый и мягкий согласные звуки ( фонемы ) обозначаются одной и той же буквой.

Орфография.

     Её правила помогают выбрать наиболее целесообразное, обоснованное написание, обеспечивают единообразие написаний родственных слов, единообразие обозначения грамматических форм, единообразие написания собственных имён в отличие от нарицательных, единообразие переносов со строки на строку. Она обеспечивает смысловое разграничение слов, слитное написание слов с приставками и раздельное – с предлогами и пр.

     Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма:

1)при обозначении звуков буквами в словах – правила правописания безударных гласных в корнях слов, приставках, окончаниях; звонких и

глухих согласных в слабых позициях, а также в корнях слов, приставках и суффиксах, и др.;

2)при выборе слитного или раздельного написания слов;

3)при употреблении прописных букв в начале предложения и в именах собственных;

4)при переносе частей слов с одной строки на другую;

5)при сокращении слов и их сочетаний – вуз, РФ, МГУ и пр.

     Орфография, в отличие от графики, тесно связана со значениями слов, их форм, словосочетаний, предложений и даже текста.

Пунктуация.

     В начальных классах дети пользуются следующими знаками: точкой, вопросительным и восклицательным знаками, многоточием, запятой, кавычками, скобками, а также – в какой – то степени – тире и двоеточием.      

     Кроме того, знаками препинания можно считать деление текста на абзацы и соответствующий отступ в начале строки. Младшие школьники пользуются также сочетаниями знаков, например при оформлении прямой речи, диалога.

II. Характеристика русской орфографии и пунктуации.

Принципы орфографии.

Морфологический принцип.

     Этот принцип орфографии предполагает единообразие , одинаковое написание морфем ( корня, приставки, окончания, суффикса).

     Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому принципу, включает в себя:

1)понимание значения проверяемого слова или словосочетания.

2)анализ морфемного  состава слова, умение определять место орфограммы – в корне, приставке, окончании, суффиксе.

3) фонетический анализ – определение слогового состава слова, ударяемого и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований и их причин.

4) грамматический анализ слова – определение части речи, формы слова.

Фонематический принцип.

     Этот принцип объединяет правила проверки безударных гласных в разных частях слова, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных.

Русская графика, система русского письма – фонемная: буква обозначает не звук, а фонему в её сильном варианте.

Традиционный принцип.

     По преимуществу слова с традиционными написаниями – это заимствования из других языков. Эти традиционные написания усваиваются в большинстве случаев запоминанием и проверяются по словарю.

Принцип дифференциации значений.

     Этот принцип называют также логическим, идеографическим, смысловым. Дифференцирующие написания применяются тогда, когда пишущий хочет с помощью правописания передать свою мысль, разграничить понятия ( омонимы ): компания – группа людей, чем – то объединённых; кампания – совокупность военных операций или каких – либо иных мероприятий.

Фонетический принцип.

     Его суть – в максимальном соответствии письма звуковому составу произносимой речи. Этот принцип предполагает, что буквой обозначается не фонема, а слышимый в слове звук – единица фонетики.

     Рассмотрение различных принципов русской орфографии приводит к выводу о необходимости дифференцированного подхода к усвоению каждого типа орфограмм, создания вариативной методики. Становится очевидным, что морфологический принцип требует создания прочной грамматической, словообразовательной основы в работе по правописанию; фонематический принцип – свободного оперирования фонемами, их сильными и слабыми позициями; традиционный – осмысленного запоминания; принцип дифференцирующих написаний – точного, а подчас очень тонкого понимания значений языковых единиц и разграничения этих значений.

Принципы пунктуации.

Синтаксический ( или грамматический ) принцип.

     Он означает, что знаками препинания обозначаются структурные элементы синтаксических конструкций: точка обозначает конец предложения; запятая разделяет однородные члены, выделяет обращение, разделяет простые предложения, входящие в состав сложного; свои структурно – синтаксические функции выполняет тире, двоеточие, точка с запятой, скобки и другие знаки препинания.

Смысловой принцип.

     Данный принцип предполагает передачу мысли, её оттенков с помощью знаков препинания: значение вопроса передаётся с помощью вопросительного знака ,усилительное значение ( обычно подкрепляемое эмоциями ) – восклицательным знаком в конце предложения, незаконченность или неопределённость мысли – многоточием. Смысловой принцип играет значительную роль и в постановке точки, и в употреблении запятой между однородными членами, и в других случаях. Он является основным в делении текста на абзацы и в использовании отступа – красной строки.

Интонационный принцип.

     Это усвоение пунктуации на основе выразительного чтения: пауз, интонационной окраски, логических ударений. Так дети усваивают интонацию вопроса, интонацию перечисления, паузы и интонации в прямой речи, в прямой речи, в диалоге, паузы между абзацами, между предложениями, паузы внутри предложения.

III. Орфограмма.

     Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, т. е. написание, требующее решения. Орфограммой может быть отдельная буква, сочетание букв, морфема, стык морфем, позиция между словами, место разделения слова при переносе на другую строку. В орфограмме всегда есть не менее двух предлагаемых написаний; один из этих вариантов выбирает пишущий.

     Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если школьник замечает её. По данным обследований, более чем у 30 % учащихся умение видеть орфограмму формируется стихийно. Целенаправленное обучение обнаружению орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко – буквенного анализа слов.

     Выделение орфограмм в словах и в тексте, определение их типов, соотнесение с правилами и, наконец, решение с применением различных способов – такова методика орфографической работы учащихся.

Орфографическое поле.

     Для решения каждой отдельной орфограммы, т. е. для совершения орфографического действия, требуется определённое пространство – орфографическое поле. Так, для буквы у в слове чувство достаточно сочетания чу, т. е. минимальное орфографическое поле – сочетание из двух букв. А вот при выборе строчной или заглавной буквы в слове орёл / Орёл необходим весь объём предложения, без чего не понятно, о чём идёт речь: о городе или о птице.

     Термин «орфографическое поле» учащимся не сообщается, но в практической работе по проверке орфограмм учащиеся постоянно пользуются полем, не осознавая этого.

Опознавательные признаки орфограмм.

     Первый опознавательный признак орфограмм – это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Выявлению и запоминанию таких несовпадений способствует звуко – буквенный анализ и синтез, постоянно проводимые в начальных классах с самых ранних этапов обучения.

     Второй опознавательный признак  орфограмм – это звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания, которые дают  наибольшее количество несовпадений и, следовательно, создают опасность ошибок. Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах «опасные» звуки – буквы. В результате у детей появляется определённый автоматизм – основа орфографической зоркости, они обращают внимание на трудные слова, на трудные места в словах, быстро находят орфограммы в тексте.

     Третий опознавательный признак орфограмм – это морфемы в словах: корень, приставка, суффикс, окончание, соединительный гласный в сложных словах, возвратная частица (постфикс) –ся (-сь), сочетания морфем – две приставки, два суффикса и т. п. Овладение этим опознавательным признаком обеспечивается морфемным анализом слов, который может носить опережающий, перспективный характер и начинаться уже в 1 классе.

IV. Орфографическое письмо.

     Практическая работа учащихся над орфограммами в большинстве случаев опирается на правила, которые эффективны лишь в случае их точного, уместного и быстрого применения. Малейшая неточность в знании и применении правил, их замедленное применение приводят к ошибкам.

     Орфографические правила могут быть усвоены и применяться лишь на основе определённого уровня владения фонетикой, грамматикой, словообразовательным материалом, а также развитым и активизированным слухом.

     В начальных классах используются в орфографической работе правила следующих типов:

1.Правило – указание или запрещение.

     Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример такого правила – правописание гласных после шипящих: жи, ши, ча, ща, чу, щу. Это правило опирается на развитый речевой слух учащихся, т. е. на практическое знание фонетики.

     Примером правила – запрещения является правило: « В сочетаниях чк, чн мягкий знак не пишется : почка, сочный».

     Данное правило не имеет своего алгоритма, точнее, его алгоритм состоит всего из одного действия «шага».

2. Правило – указание для выбора написания из двух предполагаемых написаний.

     Для выбора необходимы рассуждения, нужна опора либо на значение слова (словосочетания), либо на разбор слова, на грамматический или фонетический анализ.

     Правило данного типа имеет свой алгоритм – не менее двух действий «шагов».

Пример такого правила:

«Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы» (2 класс).

Алгоритм:

1-й шаг: прочитать предложение. О ком, о чём в нём говорится?

2-й шаг: назвать имя, отчество или фамилию. Какая первая буква в имени? Отчестве? Фамилии?

3.Правило – результат наблюдения над языком.

     Обычно оно носит грамматико – орфографический характер, соединяет в себе и грамматические, и орфографические наблюдения.

     Пример такого правила: «Общая часть родственных слов называется корнем. Общая часть родственных слов пишется одинаково».

4.Грамматические правила ( определения ).

     Такие правила орфографических указаний не содержат, но создают грамматическую основу для орфографии. Обычно после них даётся правило. Орфографические правила без грамматических определений и правил просто не срабатывают.

     Грамматические правила имеют свои алгоритмы, подчас весьма сложные из 3 – 5 шагов.

Пример алгоритма распознавания приставки с целью её правильного написания (3 класс ):

1-й шаг: найти в слове корень.

2-й шаг: определить, есть ли в слове приставка, назвать её.

3-й шаг: определить, какое слово образованно с помощью приставки. От какого слова образованно?

4-й шаг: проговорить приставку отчётливо – по буквам. Запомнить: она пишется всегда одинаково.

5.Правило – предписание к выполнению действий.

     Само правило не указывает написания или его вариантов, а только подсказывает приём решения задачи.

Алгоритмы этих правил наиболее сложны, например, по проверке безударной гласной в корне:

1-й шаг: проверить. В какой части слова находится проверяемая гласная буква.

2-йшаг: ещё раз проверить, безударный ли звук она обозначает.

3-й шаг: подобрать к слову несколько родственных слов или изменить форму этого слова.

4-й шаг: сравнить проверяемое слово и проверочное. Определить правильное написание.

5-й шаг: написать слово, проверить написанное.

Работа с орфографическими правилами способствует умственному развитию учащихся, ибо она требует постоянного анализа и синтеза, сопоставлений и противопоставлений, обобщения и конкретизации, рассуждений и доказательств.

V. Процесс усвоения правописания младшими школьниками.

     Методика обучения правописанию младших школьников адресуется учителю. Но она направлена на деятельность учащихся. Её цель – обеспечить высокую  познавательную активность детей, понимание ими материала, который изучается, и тех приёмов работы, которыми они пользуются.

Для выбора методов и приёмов учителю очень важно знать. Как происходит овладение грамотным письмом.

Мотивация орфографической работы.

     Младшим школьникам мы говорим о далёких целях, но для них эти перспективы ещё не играют ведущей роли. Орфография своим содержанием мало привлекательна для детей, усваивается она нелегко. У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку ставится только за орфографическую грамотность, другие стороны предмета «русский язык» - знание грамматики, богатство словаря, речь – во внимание не принимаются. Из – за боязни ошибок школьник теряет веру в себя. Отрицательные эмоции переносятся на весь предмет «русский язык».

     Мотивация орфографической работы реализуется через:

а) возбуждение, развитие, углубление познавательных интересов;

б) использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;

в) чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работы;

г)  повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

д) положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;

е) введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки знаний, умений и навыков.

Каждый из этих путей имеет свои средства, свои приёмы.

     Развитие познавательных интересов в области правописания.

1.Понимание отдалённых целей обучения правописанию.

Нужно, чтобы дети увидели, как пишут взрослые образованные люди, старшеклассники.

2. Осознание ближайших целей обучения правописанию.

Детям сообщается, к каким итогам они придут к концу года, что они должны усвоить по данной теме.

3. Понимание социальной роли грамотного письма – для успешного обучения в школе, для жизни – общения, получения профессии.

4. Организация взаимопомощи в коллективе учащихся, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть небольшой.

5. Орфографической работе придают смысл в глазах учащихся сочинения, выражение своих мыслей на письме, а также общественные мероприятия, в которых школьники могли бы проявить свою грамотность: письмо в другую школу, выпуск классной газеты, изготовление наглядных пособий, помощь отстающему.

     Занимательные занятия и игры.

1.Использование художественных текстов, загадок, пословиц, и поговорок; хоровое и индивидуальное проговаривание, скандирование.

Систематическое, ежеурочное использование подобных поэтических материалов, шуток, потешек, юмора повышает эмоциональный уровень работы учащихся, снимает напряжённость, предупреждает утомление, способствует успеху обучения.

2.Элементы соревнований, постоянные небольшие задания, конкурсы на лучшее сочинение, на лучшие примеры к тому или иному орфографическому правилу, на отгадывание загадок.

3. Языковые игры: словарное лото, кроссворды, шарады, ребусы, «колесо приставок», подбор слов с заданным сочетанием, слова – омонимы, омофоны.

4.Внеклассные занятия по языку: утренники; игры; выпуск газет, плакатов; беседы.

Способствует развитию общей языковой культуры учащихся и навыков правописания система внеклассного чтения, а также формы письма учащихся – переписка, дневниковые записи, заметки о прочитанных книгах.

Для развития чувства языка более чем полезны кружки художественного чтения, театральные кружки и студии, где ведётся работа над выражением оттенков смысла речи с помощью интонаций, пауз, логических ударений; отрабатывается чёткость артикуляции.

Речевой слух.

     Речевой, или фонематический, слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

     Как же возникает фонематический слух, что способствует его развитию? Он возникает в процессе речевой деятельности и специальных языковых упражнений. Его развитию способствуют:

- фонетический и морфемный разбор, а также синтез на этих же уровнях;

- артикулирование звуков, развитие дикции, упражнения по интонации, изучение орфоэпии, выразительное чтение, декламация;

- упражнения в проговаривании слов;

- упражнения в словообразовании и в словоизменении;

- общее речевое развитие: богатый и активизированный словарь, хорошие умения в построении предложений, умения самоконтроля.

Орфографическая зоркость.

     Развивающийся речевой слух, постоянное внимание учащихся к звуко – буквенному составу слов способствует возникновению и развитию зоркости к орфограммам.

     Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.

     Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: Языкового анализа и синтеза, морфем, при чтении. При письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями.

     Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, различных видов списывания.

     При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружения и распознавания орфограммы.

     Орфографическая зоркость создаёт основу успешной самопроверки письменных работ учащимися. Развитию навыков самопроверки способствуют различные памятки и указания, например:

Проверь!

1.Не пропустил ли ты букву?

2.Правильно ли ты написал безударные гласные? Парные звонкие и глухие согласные?

3.Не уверен – спроси у учителя!

Понимание значений слов.

     Точное и ясное понимание значения слова нужно для выделения в нём корня и других морфем, подбора проверочных слов, определения части речи и формы слова. Понимания его связей в предложении.

Каллиграфия.

     Аккуратно, чётко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются школьниками. Нечёткое написание букв неизбежно приводит к ошибкам. Занятия каллиграфией приучают школьников писать с максимальным вниманием к графической стороне письма, заботиться об аккуратности, разборчивости, писать не спеша, сосредоточенно.

Пунктуация.

     Она связана с содержанием, смыслом речи, с построением не отдельного слова, а предложения, в котором действуют внутренние связи между словами – его членами. Логика пунктуации доступна детям, правила – легче, чем в орфографии. И начинается её изучение и применение достаточно рано.

Суть опыта.

        Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большей части детей она не формируется. Я думаю, что главным в обучении правописанию является правильный выбор методов и приёмов обучения.

        Выбор метода – это ключ к оптимизации процесса обучения. Он зависит:

а) от особенностей орфографического материала, от типа орфограмм;

б) от возрастных возможностей учащихся и их языковой подготовленности;

в) от психологических особенностей усвоения данного материала – опоры на зрительный, слуховой факторы, на возможность логической, сознательной работы.

        Сам выбор состоит в том, чтобы обоснованно определить главный, ведущий метод и приём для разных условий обучения, для разных тем и разделов.

        В своей работе обращаюсь к наиболее употребительным приёмам, которые соответствуют методам обучения.

1.Приёмы языкового анализа:

а) звуко – буквенный анализ слов, словосочетаний;

б) слоговой анализ, выделение ударяемых слогов;

в) семантический анализ, т.е. выяснение значений слов и их сочетаний, предложений и текста;

г) словообразовательный и морфемный анализ;

д) морфологический анализ – определение части речи и её формы, типа склонения или спряжения;

е) синтаксический анализ – выделение предложения из текста, выяснение связей между словами, различение членов предложения.

        Все виды языкового анализа могут быть частичными, когда выделяется какой-то один элемент разбора, и полным. Так, при частичном анализе слов по составу, предлагаю выделить лишь корень, при полном – все части слова.

2. Приёмы языкового синтеза:

а) синтез на уровне звуков и букв, т.е. составление слова из букв или звуков, звукослияние, составление слогов и слов на наборном полотне, запись слов;

б) синтез слов, или словообразование – с заданным корнем. Суффиксом и пр.;

в) синтез морфологических форм, т.е. образование падежных форм, форм числа, склонение и спряжение, запись полученных форм;

г) синтез синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений)и текста, запись полученных форм.

        Анализ обычно идёт впереди синтеза; синтез использую преимущественно при закреплении и практическом применении изученных орфограмм.  Провожу упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетены: диктанты и комментированное письмо.

3. Запоминание.

     Известно запоминание произвольное и непроизвольное.

     На уроках стараюсь развивать не только память, но и умение быстро воспроизводить то, что хранится в памяти. Для этого использую:

а) зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты; различные виды списывания;

б) плакаты и другие средства наглядностей со списками трудных слов, выделение непроверяемых слов на страницах учебников, выписывание их в тетради;

в) словарики в учебнике, «Орфографический словарик», «Словарик синонимов и антонимов», ведение собственных словарей;

г) отчётливое побуквенное проговаривание слов в сопоставлении с орфоэпическим произношением, запоминание буквенного состава слов;

д) правильное, безошибочное письмо любого вида, а также внимательное чтение.

4. Тренинги.

        В своей работе использую:

а) «Весь русский язык с контрольными диктантами и игровыми заданиями». 1-4-й кл./ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова.

        В книге представлены задания по всем основным разделам русского языка, предусмотренным программой начальной школы. Книга оказывает мне помощь в организации коллективной и индивидуальной работы в классе, а также помогает определить уровень знаний, умений и навыков учащихся.

б) «Справочное пособие по русскому языку». 1-й кл./ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова.

        В данном пособии к каждому уроку разработана самостоятельная работа трёх уровней. Первый уровень – базовый, второй – повышенной трудности, третий – творческий.

в) «Диктанты и изложения по русскому языку». 1-3-й кл./ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова.

        В пособие включена большая подборка диктантов и изложений. Для удобства пользования материал разбит по классам и полугодиям.

г) «Дидактический материал по русскому языку». 3-4-й кл./ Ш.В. Журжина, Н.В.Костромина.

        В пособии содержатся упражнения, способствующие лучшему усвоению грамматического материала, Выработке орфографических навыков. Широко представлены упражнения по развитию речи, по культуре речи. В книге содержатся материалы из истории слов и выражений, много внимания уделяется занимательности.

д) « Тесты». 1-4-й кл. / Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова.

        Пособие предназначено для проверки знаний и практических умений учащихся с целью диагностики проблем обучения. Сборник содержит тестовые задания по русскому языку. После самих тестов помещены ответы. Каждое тестовое задание оценивается в баллах, составляющих в сумме итог тестирования.

е) «Сборник упражнений по русскому языку». ТТ.В.Вахрушева, Е.В. Попова.

        Книга содержит богатый и разнообразный практический материал, а также схемы, таблицы и алгоритмы, необходимые для работы по всем и темам курса русского языка для начальной школы. Оригинальное методическое решение и ориентация на законы психологии в подборе текстов и формировании системы упражнений обеспечивают эффективность в усвоении и обработке практических навыков по орфографии, пунктуации и грамматике.

ж) «Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала». 1-4-й кл. /  О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова.

        В пособии предлагаются задания на повторение и закрепление материала по всему курсу русского языка. Материалы книги разделены на несколько частей. За каждым блоком практических заданий следует «теоретическая» страница с необходимыми правилами. В конце книги даны словарные слова.

з) «Русский язык. Карточки заданий». 1-4-й кл. / Л.Г.Моршнева.

        В пособии содержится готовый разрезной материал по русскому языку для учащихся. Каждая тема представлена в 2-х или 3-х вариантах. Богатый лексический материал. Занимательные задания, которые сопровождаются забавными иллюстрациями, помогают детям в непринуждённой форме закрепить полученные на уроках знания.

и) Серия «Словарик школьника». О.Д.Ушакова.

- «Фонетический разбор слова».

- «Слитно или раздельно».

- «Загадки, считалки и скороговорки».

- «Почему так говорят».

- «Как писать? С большой буквы или с маленькой?».

- «Правила русского языка».

- «Пословицы, поговорки и крылатые выражения».

- «Разбор слова по составу».

- «Пиши без ошибок».

- «Как писать? Две согласные или одна?».

- « Синонимы и антонимы».

5.Контроль и оценка результатов обучения.

        Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций:

- социальную;

- образовательную;

- воспитательную;

- эмоциональную;

- информационную;

 - функцию управления.

        В своей работе использую следующие виды контроля:

- текущий;

- тематический;

- итоговый.

        Методы и формы контроля  которые я использую это:

- устный опрос;

- письменный опрос;

- самостоятельная работа;

- контрольная работа;

- тестовые задания;

- графические работы.

 

Результативность.

        Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

        Культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу и, как правило, безошибочно определяют уровень образованности человека.

Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется , во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.

        Анализ контрольных работ проведённых в 3-4 классах показывает , что  учащиеся  допускают следующие ошибки:

- пропуск, замена, вставка букв;

- разделительный мягкий знак;

- разделительный твёрдый знак;

- двойные согласные;

- исправления.

        Но больше всего ошибок дети допускают в правописании безударных гласных в корне.

        Приведу некоторые приёмы работы над этой темой, которые использовала на своих уроках.

        На каждом уроке 1-2 минуты уделяла правописанию слов с безударными гласными.  Для этого включала их в различные диктанты, тренировочные упражнения, разбирали по составу и т.д.

         Работу над этой орфограммой необходимо начинать уже в период обучения грамоте. Надо учить первоклассников определять место ударения в слове и находить безударную гласную. Тогда же дети начинают учиться подбирать родственные слова. Этим постоянно нужно заниматься и в последующих классах.

         Можно использовать игру «Кто больше подберёт родственных слов». Детям даётся слово с безударной гласной, за 2-3 минуты они должны подобрать как можно больше однокоренных слов. Эта игру  можно  проводить и в группе продлённого дня, и на занятиях кружка.

        Во время работы над данной орфограммой я использовала для наблюдений таблицы с «гнёздами» однокоренных слов.

Например: Родственные слова.

                     Вода, водный, водяной.

                     Гриб, грибной, грибник.                    

         Данные группы слов позволяли провести структурно- сопоставительный анализ, который способствовал усвоению смысловой стороны слова, пониманию его произношения и написания.

        При работе над проверяемыми безударными гласными в корне я использовала такие формы структурно- сопоставительного анализа :

1. Подобрать родственные слова с корнем стол- или с корнем сол-. Выделить корень в каждом «гнезде» родственных слов, сравнить их произношение и написание.

2. Дополнить предложения.

В слове больной корень боль-, такой же корень в словах…

В слове волна корень волн-, такой же корень в словах…

Записать родственные слова, выделить корень.

3. Подобрать и записать однокоренные слова к словам кровь, берег, колоть, водить, сестра.

        Использовала загадки-складки.

Ты не бойся – это гусь,

Я сама его … (боюсь ).

Что ты, Петя, не встаёшь?

Что ты, песен не … (поёшь ).

        Сравнительный анализ результатов контрольных работ по русскому языку в 3 классе  за 2005 – 2006 учебный год дал следующие результаты:

успеваемость – 48%, качество – 22%.

А в 4 классе:

успеваемость -86%, качество – 63%.

        Работая в 1 классе я встретилась с ошибками, которые допускают дети. Это:

- отсутствие границ предложений;

- слитное написание слов в предложении;

- пропуски гласных, согласных;

- ошибки в обозначении мягкости согласных на письме;

- смешение букв.

         На первых этапах обучения эти ошибки свидетельствуют о трудностях  в формировании письменной речи.

        Приведённые ниже упражнения помогают мне на уроках обучения грамоте и письма активнее развивать речемыслительную деятельность учащихся, зрительное и слуховое восприятие и внимание, речеслуховую память и костно – мышечные ощущения.

        Упражнения эти не занимают много времени. но зато позволяют разнообразить деятельность учащихся на уроке.

1.Слуховые диктанты слов.

1.1. Записать цифрой количество слогов в слове:

Мак, маки, маковка.

1.2.Записать номер ударного слога:

Маки, макушка.

1.3.Записать начальные ударные гласные:

Игры, остров, астры, эхо, утка.

1.4.Записать гласные буквы односложных слов:

Дом, рак, кит, сыр, сук.

1.5. Записать гласные буквы двусложных слов:

Сахар, мука, коза, грибы, дома, лиса.

1.6. Записать гласные буквы трёхсложных слов:

Корова, сорока, ворона.

1.7. Записать цифрой место [ р ] в словах:

Бросить, зебра, подобрать.

2.Слуховые диктанты предложений.

2.1. Записать предложение цифрами:

Наступила осень.

Часто дуют ветра.

2.2. Сосчитать и записать количество пробелов между словами:

Зима пришла.

Выпал пушистый снег.

3. Списывание предложений.

3.1. Списать предложение , записанное без пробелов между словами:

Детииграют.

Мамаготовитобед.

3.2. Списать предложение заведомо неправильное по смыслу:

Медведь боится волка.

Папа младше сына.

3.3. Списать незаконченное предложение:

Мышка убегает от …

Самолёт летит над…

Анализ проверочных работ по письму дал следующие результаты:

1.Гласные буквы:

Успеваемость – 100%, качество – 95%.

2. Согласные буквы:

Успеваемость – 100%, качество – 95%.

3. Слоги:

Успеваемость – 90%, качество – 80%.

4. Слова:

Успеваемость – 85%, качество – 65%.

5. Списывание с печатного текста:

Успеваемость – 100%, качество – 45%.

Заключение.

        Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать положительный  результат.

         Идя на урок, ставлю перед собой такие вопросы:

- На что я буду опираться из предыдущих уроков?

- Какие новые кирпичики буду добавлять к ранее положенным?

- Как буду ухаживать за ранее посеянными семенами знаний?

- Что мне надо сделать сегодня, чтобы подготовить почву для будущих посевов, для получения будущего высокого педагогического урожая?

Главная моя задача - научить детей учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  Статья посвящена проблеме орфографической подготовки младших школьников.    Автор предлагает пути решения проблемы, связанные с реализацией современных подходов к ор...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ».

Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.Представ...

Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников.

В статье рассматривается одна из причин допуска  учениками большого количества ошибок в  диктантах-это недостаточное развитие орфографической зоркости, пути  её совершенствования....

Дипломная работа на тему : " Классификация, диагностика и пропедевтика орфографических ошибок учащихся младших классов"

ВведениеПроблема предупреждения орфографических ошибок всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру...

Отчёт по теме самообразования "Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов"

Материалы по теме самообразования ""Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов"....

«Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников с ЗПР»

Грамотность обучающихся детей с ЗПР вызывает тревогу и у учителей, и у родителей, и у общественности. Если в начальных классах она не снизилась существенно, то за последние два десятилетия и не повыша...

Статья "Народное искусство как средство совершенствования эстетического воспитания учащихся младших классов"

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время.Развитие индивидуальных способностей у детей....