Игровые задания-упражнения к школьным разделам языкознания «Правила в зарифмованных словах»
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Русский язык (1-4 кл.)
Организация нетрадиционной подачи учебного теоретического материала, который преподносится в форме занимательного стихотворения на уроках русского языка в 1-4 классах всех УМК. Можно использовать на основных уроках,факультативных занятиях, во внеклассной, кружковой работе в качестве игрового материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лангепасское городское муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 6»
Нижневартовского района Тюменской области
Ханты-Мансийского округа-Югра
Игровые задания-упражнения к школьным разделам языкознания
«Правила в зарифмованных словах»
подготовила
учитель начальных классов
Усенко Елена Сергеевна
г. Лангепас
2013
Правила в зарифмованных словах
Словесная игра приучает
Ребёнка любить слово,
Понимать душу слова.
А. Л. Барто
Не секрет, что в большинстве случаев наши школьники воспринимают грамматику родного языка лишь как свод сухих орфографических и пунктуационных правил. По мнению выдающегося русского лингвиста прошлого столетия Ф.И. Буслаева, дети «видят в грамматике не живую науку о языке, а какое-то чудовище и сборище призраков, именуемых глаголами, предлогами, падежами и прочее».
Как пробудить интерес к теоретическому материалу-правилу, сделав его доступным и занимательным, живым, «очеловеченным» и эффективным для понимания и усвоения?
Организация нетрадиционной подачи учебного теоретического материала, который преподносится с помощью:
- Традиционной формулировки в учебнике, учебном пособии.
- В виде занимательной опорной схемы, карточки, таблицы.
- В форме жестов.
- В форме занимательного стихотворения (поэтического образа).
Практика показывает, что такой комплексный, разносторонний подход к преподнесению теоретического материала вызывает у детей живой отклик, бурную эмоциональную реакцию, интерес и понимание. Особенно привлекают внимание маленьких учеников правила-стихотворения, своеобразные песенки – «напоминалочки», «намекалочки».
Без сомнения, использование зарифмованных правил делает урок живым, увлекательным, образным, вызывает у ребят желание создать что-то подобное, своё. Конечно, правила-стихотворения эффективны не сами по себе. Без анализа их и приведения примеров учащимися учитель вряд ли сможет достигнуть желаемого результата.
Приведённые зарифмованные правила, собранные их разных книг, можно использовать не только на основных уроках, факультативных занятиях, но и во внеклассной, кружковой работе в качестве игрового материала. Данные стишки-правила послужат для учителя ценной копилкой правил-поэтических эпиграфов для уроков к разным разделам науки о языке.
Чтобы работа с данным материалом стала более глубокой, осмысленной и целенаправленной, к стихотворным текстам-правилам мы предлагаем общие вопросы-задания.
- Прочитайте стихотворный текст-правило. Какие слова текста рифмуются (совпадают в звучании)?
- Найдите и укажите в данном тексте место (строку или строки), в котором выражается основная мысль (идея).
- Озаглавьте текст, подбирая наиболее точно свои варианты заголовков-названий.
- В каких случаях, для каких целей необходимо знание данного правила? В чём оно вам конкретно сможет помочь?
- Назовите конкретный раздел языкознания, в котором изучается данное правило-стихотворение.
- Попытайся с помощью жестов рассказать данное правило-стихотворение.
К некоторым из поэтических текстов-правил методические пояснения-указания.
К разделу «Фонетика»
АЛФАВИТ
Что такое алфавит?
Вам, ребята, он известен.
Буква в нём всегда стоит
На своём особом месте.
Учим, учим назубок
Алфавит мы дружно,
Чтобы он найти помог
В словарях, что нужно.
СЛОГ, УДАРЕНИЕ
На листья делится листва,
на слоги делятся слова.
Мы в слове слог ударный
Найдём элементарно.
Тот слог ударным мы зовём,
Запомни, если хочешь,
Который мы произнесём
Сильнее всех и громче.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Фонетический разбор –
И несложен он, и скор:
Надо нам сперва толково
Разделить на слоги слово
И – труда в том нет почти –
Ударение найти.
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.
Сколько букв и сколько звуков
Посчитать – и вся наука.
К разделу «Лексикология»
ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Железную подкову кузнец ковал коню.
Я в человеке волю железную ценю:
Хоть звона наковальни не слышала она,
Но, как железо, прочной и крепкой быть должна.
ОМОНИМЫ
Различен смысл в словах. И что же?
Как близнецы, он похожи.
Груз подаёт подъёмный кран,
И воду льёт в квартире кран.
АНТОНИМЫ
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
СИНОНИМЫ
Слова – синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна.
Как много в них священного для нас!
К разделу «Морфология»
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя существительное.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Знать мы все должны.
Солнечное лето.
Праздничная ель.
Вкусные конфеты.
Машенькин портфель.
ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
У полных прилагательных отчаянье:
Куда-то убежало окончание.
Умчалось, разрешенья не спросив.
Стал смелый смел,
Красивый стал красив.
ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Что делать, что сделать
Учащимся школ?
На эти вопросы
Ответит глагол.
ВИД ГЛАГОЛА
Вид совершенный: рвётся
В вопрос приставка «С».
Что сделает? Проснётся,
Умоется, поест.
Но нет приставки – значит,
Работа лишь кипит:
Решается задача,
Сопутствует удача –
Несовершенный вид.
ВРЕМЯ ГЛАГОЛА
Прошедшее время сказало о том,
Как листья желтели над чистым прудом.
Смотрите, друзья, в настоящем со мной,
Как ярко цветы полыхают весной.
А в будущем времени сможем узнать,
Как будут расти и мужать.
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА
В первом спряжении пишут, поют,
Пашут поля и железо куют.
И во втором никогда не грустят!
Мчатся в музеи, учиться хотят.
К разделу «Морфемика и словообразование»
СОСТАВ СЛОВА
Та слова часть, что изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основной.
КОРЕНЬ
Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи дарит
Корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
СУФФИКС
За Корнем Суффикс
Обогрел местечко,
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку.
ПРИСТАВКА
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – Приставка,
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ
Школьник, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
К разделам «Синтаксис» и «Пунктуация»
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но не равны у них права. В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто же кто есть – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову,
И никогда – наоборот.
Запомни как основу.
Внимательно ознакомившись с правилом-стихотворением, школьники без труда смогут ответить на вопросы учителя:
Почему в словосочетании права у слов не равны?
Из каких слов состоит словосочетание?
Как они называются?
От какого слова к какому нужно ставить вопрос?
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
По цели всегда различай предложение:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос в вопросительном (Дашь ответ?),
А в побудительном – просьба, совет.
Это четверостишие поможет детям легко запомнить специальные термины – названия предложений по цели высказывания.
ДОПОЛНЕНИЕ
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их, без промедления
Тут же отыщутся дополнения.
Школьники вспоминают все косвенные падежи, вопросы к ним и после знакомства со стихотворением смогут легко сказать:
На какие вопросы отвечает в предложении дополнение?
Что обозначает дополнение?
Какое слово выступает в роли дополнения в первом предложении стихотворения?
Учителю нужно только объяснить, как принято подчёркивать дополнения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Познакомив ребят с правилом – стихов, учитель задает вопросы:
Что определяет определение?
На какие вопросы определение отвечает?
Как подчёркивается определение в предложении?
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
На вопросы: ГДЕ? КУДА?
КАК? ОТКУДА? и КОГДА?
Обстоятельство ответ даст тебе всегда.
Наибольшую трудность для младших школьников составляет запоминание вопросов, на которые отвечает обстоятельство. Это маленькое стихотворение поможет преодолеть эту трудность.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Одно предложенье простое с другим
Жить предложеньем решили одним.
Простых может три быть, четыре и пять,
Но важно их всех запятой отделять.
ОБРАЩЕНИЕ
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можешь смело обратиться:
Только, друг, не забывай, запятые расставляй.
Стихотворение – правило можно использовать в начале изучения темы, а можно и в заключение (как своеобразный итог). В последнем случае учитель предлагает задания:
Найдите в тексте слово – обращение.
Объясните знаки препинания в третьем предложении, разберите по членам первое предложение.
ПРАВИЛА В СТИХАХ-ЗАГАДКАХ
«ШУТКИ-НАМЕКАЛОЧКИ»
К разделу «Пунктуация»
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом…
(Вопросительный знак)
Всегда услышать норовят
То, что другие говорят…
(Кавычки)
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
(Точка)
Ляжет палочкой на строчку:
- Проходите по мосточку…
(Тире)
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца!
(Восклицательный знак)
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но – тайком,
Какими-то далёкими,
Туманными намёками…
(Многоточие)
Выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку!
(Запятая)
К разделу «Стилистика»
СТИЛИ РЕЧИ
Артисты говорят в гримёрной,
Твой друг беседует с тобой –
Стиль это просто РАЗГОВОРНЫЙ,
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму, пьесу –
Знай, в них ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ стиль,
Стиль очень интересный.
Ещё есть стиль ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ –
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой –
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ.
А правила когда мы учим
Употребляем стиль НАУЧНЫЙ.
ПЕСЕНКИ
ЗАГОЛОВОК
Заголовок – окошко для взгляда вперёд.
Посмотри и подумай: что тебя ждёт?
Заголовок – это не просто слова:
Эти слова – всему голова.
КАК ЗАПОМНИТЬ РАССКАЗ
Очень часто пересказ
Вы твердите много раз.
Это трудно – много раз.
Это нужно – много раз.
И поэтому у нас
Есть другой совет для вас.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз,
И задумайтесь о нём:
Что рассказано? О чём?
Что за чем произошло
И к чему всё привело?
Прочитайте ещё раз –
И запомните рассказ.
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ
В каждом параграфе,
В каждом рассказе,
В сказке и песне, даже
Во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
ПЛАН
Ни строительство дома, ни путь капитана
Не получатся, если их делать без плана.
Будь как строитель и как капитан:
Готовишься к делу – обдумай план!
ХАРАКТЕР, ДУША ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
В ШУТОЧНЫХ СТИХОТВОРЕНИЯХ
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура!
- Долой!
- Караул!
- Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
- Кто?
- Кого?
- Откуда?
- Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие
И прочие, и прочие,
И прочие…
Заявили запятые:
- Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
- Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой! –
Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
Закричало: - Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой.
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу:
За порядком я гляжу.
- Нет…- сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, -
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Вопросительный знак
Удивился: - То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: - То есть как!
- Так, - сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
С. Маршак
ВОПРОСЫ
- Прочитайте текст шуточного стихотворения. О каких знаках препинания рассказывает поэт? Когда эти знаки употребляются?
- Разделите стихотворный текст на смысловые части (абзацы). Сколько частей вы выделили?
- Внимательно прислушайтесь к речи-рассуждению каждого знака препинания. Какие внутренние особенности, черты характера автор выделяет у каждого из них?
- Согласны ли вы с утверждением каждого знака о том, что он важнее остальных? Поясните свой ответ.
- Представьте, что вы оказались участником этой веселой компании. Что бы вы сказали каждому из знаков препинания, как бы решили их спор (убедили в бесполезности их спора)?
- Какую ошибку вы допустите, если неправильно при письме употребите тот или иной знак?
- Попытайтесь придумать свои варианты названий-заголовков к данному стихотворению.
МЯГКИЙ ЗНАК
Он очень вежлив, мягкий знак,
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь.
Он в слове «мать», и в слове «дочь»,
И в тихом лунном слове «ночь».
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить:
- Отрежь! Отрежьте!
Поешь! Поешьте!
Исправь! Исправьте!
Оставь! Оставьте!
Так мягко просит мягкий знак,
Что отказать нельзя никак!
О. Высотская
ВОПРОСЫ
- Прочитайте текст стихотворения.
- Что бы вы сказали о характере мягкого знака? Какие слова текста помогают вам сделать такой вывод?
- Укажите слова текста, в которых автор рассказывает о случаях употребления мягкого знака. В каком разделе языкознания (науки о языке) изучается правописание мягкого знака? Какую ошибку вы допустите, если неправильно употребите (напишите) мягкий знак?
- Придумайте свои варианты заголовков к стихотворению Ольги Высотской.
МОНОЛОГИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
ВСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня свергает с пьедестала.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу.
МНОГОТОЧИЕ
Известно миру с давних пор,
Что знак и я немаловажный.
И не окончен разговор…
И начинает думать каждый.
ЗАПЯТАЯ
Что запятая-закорючка?
Ничто, малюсенькая штучка.
А если вспомнить, если взвесить:
«Помиловать нельзя повесить».
ТОЧКА
Со мною связано явление,
Весьма далёкое от строчки:
Меняет время точку зрения.
А почему?
Дошли до точки.
С. Пивоваров
Список использованной литературы
- Иваницкая Г.М. Уроки развития связной речи – К.: «Радяньска школа», 1990
- Синицина В.А. Путь к слову – М.: АО «Столетие», 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидак...
конспект урока по русскому языкуОбобщение по разделу «Безударная гласная в корне слова». Игра «Счастливый случай».
Обобщение по разделу «Безударная гласная в корне слова».Игра «Счастливый случай». ФГОС 2 класс Программа 2100Конспект урока по русскому языку...
Задания, упражнения, игры для развития воображения.
Великий А.Эйнштейн утверждал, что «фантазия важнее знания». Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ.Воображение — психический процесс, с...
Задания, упражнения,игры для развития мышления.
С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием и...
Разработки уроков русского языка для 2 класса к разделу «Парные согласные в корне слова
УРОК № 1. ТЕМА: «Имя существительное. Парные согласные. Проверка написания согласных».УРОК № 2. ТЕМА: «Проверка написания согласных. Парные согласные в конце и в середине слов».У...
Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте
Роль дидактической игры в обучении детей младшего школьного возраста. В статье дается общаяя характеристика игровой деятельности учеников начальной школы, ее роль и значение в психическом развитии реб...
методическая разработка на тему:"Игровые технологии в младшем школьном возрасте"
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознат...