однокоренные слова. корень слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа С. Покровка
м.р. Кинельский Самарской области
Составитель:
Герасимова Ольга Васильевна
Учитель начальных классов
1 категория
Использование технологий морфемного чтения и письма
на уроках русского языка во 2 классе
Тема: «Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова»
Цели:
- познакомить с однокоренными словами;
- научить определять корень слова;
- формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам – общая часть (внешняя) и общность смысла;
- накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове;
- научить читать слова морфемно;
- повторить ранее изученные орфограммы;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать интерес к изученному предмету;
- уточнять значения слов с помощью этимологического словаря
Ход урока
- Создание эмоционального настроя.
Учитель: Ребята, посмотрите , пожалуйста , за окно. Какая погода на дворе? Какое у неё настроение?
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на столе. Красная фишка – настроение отличное, жёлтая – хорошее, синяя – так себе.
И я тоже покажу вам своё настроение. (Учитель показывает фишку)
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
2. Проверка домашнего задания
3. Минутка чистописания.
- Для чего мы каждый урок работаем над чистописанием? (Чтобы правильно и красиво писать соединения в словах)
Запишите следующие слоги и слова:
По ом ал он
Потом сначала звонит
- Словарная работа.
- Найдите общий признак записанных слов. (Это словарные слова)
- Как вы считаете, каков следующий этап нашего урока? (Словарный)
- Что мы называем словарём?
- Что такое словарные слова?
- Скажите, зачем мы изучаем словарные слова?
Задание.
Распределите слова в три столбика:
В первом столбике – слова, обозначающие предмет;
Во втором – слова, обозначающие признак предмета;
В третьем – слова, обозначающие действие.
Слова: обед, весёлый, заморозить. Веселье, веселиться, мороз, обеденный, морозный, обедать.
Предмет: Признак предмета: Действие:
Обед обеденный обедать
Веселье весёлый веселиться
Мороз морозный заморозить
Задание. Запишите в словарь слова: обед, веселье, мороз.
Поставьте ударения.
Подчеркните букву, которую нужно запомнить.
Многие словарные слова легко запомнить. Откройте свои мнемонические словарики, найдите эти слова. Слово мороз можно запомнить:
НА ОКОШКЕ
МНОГО РОЗ
КТО ЖЕ ИХ
НАРИСОВАЛ?
…………………..! (МОРОЗ)
Взаимопроверка.
- Проверьте работу соседа по парте. Если есть ошибки, исправьте простым карандашом.
- Что вы заметили в написании этих слов? (Среди них есть однокоренные.)
- Докажите, что они родственные (однокоренные). Выделите корень.
- Прочитайте морфемно выделяя корень.
Обед, обеденный, обедать
Веселье, весёлый, веселиться
Мороз, морозный, заморозить
5. Постановка целей через проблемную ситуацию и сообщение темы урока.
- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? (Однокоренные слова)
Проблема
Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю»
- Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тётка – гусеница.
Задание.
Есть ли в этом рассказе «родственники»? Определите в родственных словах морфемы, прочитайте ,выделяя голосом все морфемы.
Учитель: Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята. Алёша сказал, что гусеница - это не родственное слово. А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница – родственное слово»
Вы согласны с Петей? Почему не согласны? (Слово «гусеница» имеет другое смысловое значение)
- Какие слова можно назвать однокоренными?
Задание
На доске записаны слова в две колонки. Слова второй колонки закрыты.
- Прочитайте слова в первой колонке. Подумайте и ответьте, являются ли они однокоренными:
Пододеяльник одеяло
Подорожник дорога
Подосиновик осина
Подберёзовик берёза
Варианты ответов:
- Да, они имеют одинаковый корень: «подо»
- Нет! Эти слова разные по смыслу!
Вопрос: объясните смысл этих слов.
Пододеяльник – мешок из ситца, надетый на одеяло.
Подорожник – лекарственное растение, растущее вдоль дорог.
Подосиновик – гриб, растущий под берёзой.
После объяснения смысла слов, учитель открывает на доске однокоренные слова во второй колонке, которые были закрыты.
-Прочитайте слова. Что вы можете сказать о парах слов в первой и второй колонках? (Они родственные, или однокоренные)
- Какие слова называются однокоренными? (Близкие по смыслу слова с одинаковым корнем)
- Выделите корень.
- Запишите однокоренные слова выделяя морфемы.
6. Значение корня. Закрепление
Работа в группах.
Задание №1. «Посадить» корень слова, вырастить деревце и получить как можно больше листьев (однокоренных слов)
Задание №2. Морфемное чтение. В придуманных словах прочитайте только корень.
- Вы поняли, что означает это слово?
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшуюся часть слова.
Ясен ли вам смысл этого слова?
Вывод: Смысл слова заключается в его корне. Корень – это главная часть слова. От него «растут» другие слова.
7. Самостоятельная работа. Выделение корня с последующим чтением вслух.
(По учебнику)
Проверка выполнения задания
- Прочитайте только корни слова
- Причитайте другие части слова. Ясен ли смысл слова?
8. Разучивание корней. «Выращиваем дерево»
- Я вам сейчас расскажу одну историю. Много лет назад появилось на свете слова ход. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать:» А слово это и говорит6 «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».
Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй , третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть.
- Давайте и мы «вырастим своё дерево»
Ход
Ходить
Переходить
Уходить
Выходить
Заходить
Сходить
Ходоки
Ходка
Выходной
(Хоровое разучивание. Простое чтение, выделение морфем, проговаривание вслух, запись в тетрадь)
9. Итог урока
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Научится находить однокоренные слова. Выделять корень голосом (морфемное чтение)
- Какие слова мы называем однокоренными?
- Что такое корень?
Домашнее задание: Придумать к слову шёл родственные слова
10. Самооценка.
- Ну что, ребята, покажем наше настроение снова? Молодцы!
- Как вы думаете, урок прошёл успешно?
- Что нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс
Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....
Презентация к уроку по теме "Однокоренные слова. Корень слова"
Презентация к открытому к уроку по теме " Однокоренные слова. Корень слова"...
урок русского языка 2класс "Однокоренные слова, корень слова."
презентация к уроку....
Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»
Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.Раздел: Преподавание в начальной школе.В данной статье представлен урок русского языка во 2...
Однокоренные слова. Корень слова.
Разработка урока русского языка в 1 классе по новым ФГОС НОО...
Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...