Род имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Салчак Саяна Сюрюн-оловна

Открытый урок в начальный классах 3 класс по теме Род имен существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_rod_imen_sushchestvitelnykh_3_kl.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Род имен существительных 3 класс.

Цель: формирование представления учащихся о родах имен существительных, развитие умения классифицировать имена существительные по родам.

Ход урока

  1. АОЗ.

–Найдите «лишнее» слово в каждой строчке. Обоснуйте свой ответ:

  • Парта, портфель, учитель, книга;
  • Пчела, белочка, мальчик, сказка;
  • Сорока, ворона, орел, воробей.

2. ФНЗ.

На доске записана тема урока.

- Прочитайте тему урока. Сегодня вы узнаете о родах имен существительных, научитесь классифицировать существительные по родам.

- А у вас есть предложения о том, какого рода могут быть существительные?

(выслушиваются ответы- предложения учеников)

- А теперь послушайте историю, как у существительных род появился:

Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала Указ: «Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награжден».

А жили в этом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили, да и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (учитель вывешивает на доске карточки:  

стул

мир

дядя

дом

и др.) Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (учитель вывешивает на доске карточки:

земля

луна

весна

мышь

 и др. ) А те, что остались неопределенными, пусть останутся среднего рода». (Учитель вывешивает на доске карточки:

солнце

море

Яблоко

и др.)

Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.

- А вам, ребята, еще предстоит открыть секрет рода имени существительного.

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род помню я,

То, про что скажу – моя!

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род – оно, моё:

Моё окно, село моё.

-Какие слова- помощники помогут вам определить род имен существительных?

3. Закрепление.

- Потренируемся в определении рода имен существительных. Забросьте нужный мяч в корзинку.

На доске:

- Сколько мячей в каждой корзинке?

-Проверим, кто из вас самый внимательный! Нужно записать как можно больше существительных мужского, женского и среднего рода – названий предметов, которые находятся в классе. Слова располагайте в три столбика.

(По окончании работы – проверка)

4. Самостоятельная работа.

На доске слова:

Скатерть       чайник                зима                кофейник

Сахарница    полотенце          ложка              чашка

Самовар       яблоко               мармелад          варенье

Заварка         пастила             печенье             сахар

Пирог           масло                хлеб                    булка

Молоко         повидло           зефир  

- Выпишите:

1 ряд: - существительные женского рода;

2 ряд – существительные мужского рода;

3 ряд существительные среднего рода.

5. Итог урока.

_Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Как определить род имен существительных?  

Игра

-Ребята, становитесь в круг. Я произношу утверждение. Если вы согласны со мной, тогда меняетесь между собой местами, а если согласны – стойте на месте.

  • Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?» и обозначает действие предметов.
  • Имена существительные изменяются по числам.
  • Имена существительные бывают только мужского и женского рода.
  • Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
  • Одушевленные существительные:

          мама, скала, муха, ребенок.

  • Существительные женского рода:

         деревня, парта, дверь, степь, ухо

  • Существительные мужского  рода:

барабан, будильник, булавка, бублик

  • Существительные среднего рода:

утюг, звено, окно, дело, одеяло.

- Оцените свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...