Тематическое планирование по русскому языку.
календарно-тематическое планирование (русский язык, 3 класс) на тему

Максимова Наталия Александровна

Тематическое планирование по русскому языку (3 класс) с УУД на основе ФГОС . УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по русскому языку

3 класс (136 ч)

Язык и речь( 2 ч)

Наша речь и наш язык (2 ч)

Виды речи. Речь, ее назначение. Речь – отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе самосознания.

Развитие речи. Составление текста по рисунку.

Словарь : праздник, вместе.

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся различными видами речи и что такое хорошая речь.

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Анализировать высказывания о русском языке ( высказывание А. Куприна).

 Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина.

Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание рассказа, записывать составленный текст)

Оценивать результаты выполнения задания «Проверь себя» по учебнику.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

Текст (повторение и углубление представлений о тексте) (2 ч)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.

Словарь: орех.

Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге) (1 ч)

Различать текст и предложение, текст и набор предложений.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполнения задания «Проверь себя» по учебнику.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения. Выделять в письменном тексте диалог.

Развитие речи. Коллективное составление небольшого

Рассматривать репродукцию картины У. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять

рассказа по репродукции картины.

рассказ по картине, пересказывать составленный текст.

Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) и по интонации (восклицательное и невосклицательное) (3 ч)

Знаки препинания в конце предложений.

Словарь: овес.

Формирование внимательного отношения окружающим. Сведения из истории главного города России – Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.

Предложения с обращением (общее представление) (1ч)

Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

Состав предложения (повторение и углубление представлений) (3 ч)

Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий).

Распространенные и нераспространенные предложения.

Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки)

Словарь: восток (восточный)

Разбор предложений по членам.

Простое и сложное предложения (общее представление) (2 ч)

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать  в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений.

Обосновывать знаки препинания в конце  предложения.

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.

Составлять рассказ по рисунку, использовать в нем диалог, а в предложениях – обращение.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.

Различать выделять главные и второстепенные члены в предложении распространенные и нераспространенные предложения.

Распространять нераспространенные предложения второстепенными членами.

Читать и составлять модели предложений, находить по ним предложения в тексте.

Составлять сообщение по информации, представленной в таблице.

Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложения по членам.

Различать простое и сложное предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение».

Разделять запятой части сложного предложения.

Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению» Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.

Различать словосочетание и предложение.

Выделять в предложении словосочетания.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

Составлять небольшой текст по репродукции В. Поленова «Золотая осень»

Оценивать результаты выполнения задания «Проверь себя» по учебнику.

        

Словарь: заря

Словосочетания (2 ч)

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Словарь: пшеница

Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.

Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции В. Поленова «Золотая осень»

Проверочная работа

Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове) (2 ч)

Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы и антонимы.

Словарь: альбом, погода

Работа с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов.

Омонимы (1 ч)

Использование омонимов в речи.

Словарь: понедельник

Работа со словарем омонимов

Слова и словосочетание (1 ч)

Фразеологизмы (2 ч)

Значение фразеологизмов и их использование в речи.

Словарь: ракета

Работа со словарем фразеологизмов.

Развитие интереса к происхождению слов, и истории возникновения фразеологизмов.

Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

Части речи (5 ч)

Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках (3 ч)

Словарь: трактор, черный

Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.

Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Хруцкого «Цветы и плоды»

Имя числительное (общее представление) (2 ч)

Словарь: восемь, четыре, вторник, среда.

Проверочная работа.

Однокоренные слова (1 ч). Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

Словарь: картофель.

Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений) (7 ч)

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов с ударными (сочетания жи–ши, ча – ща, чу – щу) и безударными гласными в корне.

 Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).

Словарь: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород.

Проверочный диктант.

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

Проект «Рассказ о слове»

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

Составлять сообщения по схеме на тему «то я знаю о значениях слов русского языка».

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова «погода»

Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Работать со словарем омонимов, находить в нем нужную информацию о слове.

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы. Объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.

Работать со словарем фразеологизмов, находить в нем нужную информацию.

 Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.

Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста – образца.

Узнавать изученные части речи среди других слов в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках.

Составлять текст – натюрморт по репродукции картины И. Хруцкого «Цветы и плоды»

Распознавать имя числительное по значению и вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи. Приводить примеры слов – имен числительных.

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.

Различать, сравнивать однокоренные слова и слова – синонимы, слова с омонимичными корнями.

Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

Различать слово и слог, звук и букву.

Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа «роса, мороз, коньки, еж).

Работать с памяткой «Как сделать звуко – буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко – буквенный разбор определенного слова.

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группировать слова по типу орфограммы.

Приводить примеры с заданной орфограммой.

Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер).

Оценивать результаты выполнения задания «Проверь себя» по учебнику.

Излагать письменно содержание повествовательного текста поданным вопросам или коллективно составленному плану.

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации.

Состав слова (16 ч)

Корень слова (3 ч)

Корень слова. Однокоренные слова.

Чередование согласных в корне.

Сложные слова.

Работа со словарем однокоренных слов.

Словарь: столица.

Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нем.

Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах).

Формы слова. Окончания (3 ч).

Словарь: обед, ужин.

Приставка (3 ч)

Суффикс (3 ч)

Значение этих значимых частей в слове.

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. Рылова «В голубом просторе»

Основа слова (1 ч)

Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарем.

Обобщение знаний о составе слова (3 ч)

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

Разбор слова по составу.

Формирование навыка моделирования слов.

Словарь: пирог, шоссе.

Проверочная работа.

Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нем однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

Проект «Семья слов».

Правописание частей слова (29 ч)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова (1 ч)

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом.

Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.

Словарь: четверг.

Правописание слов с безударными гласными в корне (4 ч).

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.

Словарь: север, берег.

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне (5 ч).

Словарь: пороша.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (5 ч).

Словарь: чувство, лестница, интересный.

Правописание слов с удвоенными согласными (2 ч).

Словарь: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм.

Правописание суффиксов и приставок (4 ч).

Правописание приставок и предлогов ( 3 ч)

Словарь: желать.

Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ) (5 ч).

Контрольный диктант.

Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. Васнецова «Снегурочка».Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

Составление объявления.

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Работать со словарем однокоренных слов, находить в нем нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение за чередованием звуков в корне слов (берег – бережок).

Находить чередующиеся звуки в корне слова.

Различать сложные слова, находить в них корни.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

Рассматривать картину, высказывать свое отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.

Выделять в словах основу слова.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре.

Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.

Проводить разбор слов по составу.

Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичным и корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Оценивать результаты выполнения задания «Проверь себя» по учебнику.

Редактировать предложения с однокоренными словами.

Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполнения письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарем.

Составлять словарики слов с определенной орфограммой.

Оценивать результаты выполнения задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять текст по репродукции картины В. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению»

Составлять объявления.

Части речи (76 ч)

Части речи (повторение и углубление представлений) (1 ч).

 Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица «не», союз (общее представление).

Имя существительное (30 ч)

Повторение и углубление представлений (8 ч).

Значение и употребление имен существительных в речи.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Представление об устаревших словах в русском языке.

Развитие речи Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание имен собственных.

Словарь: самолет, комната, однажды.

Проект «Тайна имени». Развитие интереса к тайнам имен, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы.

Число имен существительных (2 ч).

Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мед)

Развитие речи, Работа с текстом. Письмо по памяти.

Род имен существительных (7 ч)

Имена существительные общего рода (первое представление).

Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.)

Словарь: кровать.

Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.)

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода (рожь, мышь, вещь)

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин.

Проверочный диктант.

Падеж имен существительных (12 ч)

Изменение имен существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Неизменяемые имена существительные.

Словарь: рябина.

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Билибина «Иван Царевич и лягушка – квакушка.

Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.

Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве.

Словарь: рябина, трамвай, пятница, солома, потом.

Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

Все падежи ( обобщение знаний об имени существительном) (3 ч)

Работа с таблицей «Признаки падежей».

Начальная форма имени существительного.

Морфологический разбор имени существительного.

Словарь: вокруг.

Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К. Юона «Конец зимы. Полдень».

Проект «Зимняя страничка»

Проверочный диктант.

Имя прилагательное (19 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (3 ч)

Лексическое значение имен прилагательных.

Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Роль имен прилагательных в тексте.

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Текст – описание (2 ч)

Художественное и научное описания. Использование имен прилагательных в тексте – описанию

Развитие речи. Составление текста – описания растения в научном стиле.

 Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников.

Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. Врубеля «Царевна – Лебедь».

Словарь: приветливый, ромашка, растение, Красная площадь, Московский Кремль.

Формы имен прилагательных.

Род имен прилагательных (4 ч).

Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Родовые окончания имен прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя)

Словарь: сирень

Число имен прилагательных (2 ч)

Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Развитие речи. Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям.

 Словарь: поэт, гвоздика, животное.

Падеж имен прилагательных (общее представление) (2ч)

Изменение имен прилагательных, кроме имен прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного.

Обобщение знаний об имени прилагательном (6 ч)

Морфологический разбор имени прилагательного.

Развитие речи. Составление сочинения – отзыва по репродукции картины А. Серова «Девочка с персиками».

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Контрольный диктант.

Местоимение (5 ч)

Личные местоимения 1, 2, 3лица.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

Род местоимений 3 лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3 лица в единственном числе по родам.

Морфологический разбор местоимений.

Словарь: одуванчик, воскресенье.

Формирование бережного отношения к природе.

Проверочная работа.

Развитие речи. Составление письма.

Глагол (21 ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе

 (4 ч)

Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам.

Словарь: завтрак, завтракать.

Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам.

Формы глагола.

Начальная (неопределенная) форма глагола.

Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? (2 ч)

Словарь: песок.

Число глаголов (2 ч).

Изменение глаголов по числам.

Развитие речи. Составление предложений ( с нарушенным порядком слов), их запись.

Времена глагола (5 ч).

Изменение глаголов по временам.

Словарь: квартира, герой, солдат.

Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

Род глаголов в прошедшем времени (2 ч).

Родовые окончания глаголов (-а, -о).

Развитие речи. Составление предложений и текста.

Правописание частицы НЕ с глаголами (2 ч).

Обобщение знаний о глаголе (4 ч).

Морфологический разбор глагола.

Проверочная работа.

Контрольный диктант.

Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам.

Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»

Определять по изученным признакам слова различных частей речи.

Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол)

Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

РАСПОЗНАВАТЬ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДИ ДРУГИЗ ЧАСТЕЙ РЕЧИ, ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕН СУЩУСТВИТЕЛЬНЫХ.

Различать среди однокоренных слов имена существительные.

Находить устаревшие слова – имена существительные.

Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению)

Находить среди имен существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение.

Письменно излагать содержание текста – образца по самостоятельно составленному плану.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Наблюдать над толкованием значения некоторых имен.

Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своем имени.

Определять число имен существительных.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова записать текст по памяти.

Определять род имен существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные.(Этот мальчик – большой умница. Эта девочка – большая умница.)

Правильно употреблять в речи словосочетания типа «серая мышь», «лесная глушь».

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Подробно письменно излагать содержание текста – образца.

Составлять устный и письменный рассказ по серии картинок.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

Анализировать таблицу «Склонение имен существительных» по вопросам учебника.

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей.

Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного».

Определять падеж имен существительных.

Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя)

Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу.

Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме.

Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.)

Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение).

Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных.

Определять начальную форму имени существительного.

Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».

Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя).

Подбирать слова – имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвященные зимней природе.

Писать диктант и проверять написанное.Оценивать результаты выполнения задания «Проверь себя» по учебнику.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имен прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные.

Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо – белый и др.)

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имен прилагательных в таких текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

Составлять текст – описание о растении в научном стиле.

Находить изобразительно – выразительные средства в описательном тексте (о картине М. Врубеля «Царевна – Лебедь».)

Рассматривать репродукцию картины М. Врубеля «Царевна – Лебедь» и высказывать свое отношение к ней.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый).

Определять род имен прилагательных, Классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

Образовывать словосочетания, состоящие имен прилагательных и имен существительных.

Писать правильно родовые окончания имен прилагательных.

Соблюдать нормы правильного употребления в речи имен прилагательных в словосочетаниях типа «серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь;.

Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам .

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Составлять устно текст – описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста.

Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имен прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.

Определять начальную форму имени прилагательного.

Определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных.

Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья).

Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке.

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

Составлять сочинение – отзыв по репродукции картины А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

Оценивать результаты выполнения задания «Проверь себя» по учебнику.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3 лица единственного числа).

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

Оценивать результаты выполнения задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять письмо другу или кому – либо из родственников.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя)

Узнавать неопределенную форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы.

Обсуждать значения фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределенной форме.

Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам.

Составлять предложения из слов, определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о)

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарем.

Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), определять тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

Раздельно писать частицу НЕ с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ.

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола».Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Оценивать результаты выполнения задания «Проверь себя» по учебнику.

Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке».

Повторение (14 ч).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник  «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе

Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П.  И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...

Календарно – тематическое планирование курса русского языка в 1 классе примерной программы начального общего образования, авторской программы "Русский язык" Рамзаевой Т.Г.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...