Урок русского языка
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка во 2 классе по теме "Систиматизация знаний о частях речи.Роль частей речи,значение их единства и взаимодействия в языке", проведён в рамках городского семинара "Реализация деятельностного подхода средствами УМК "Школа Росси".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.65 КБ |
![]() | 2.02 МБ |
![]() | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку на городском семинаре.
2011-2012 учебный год
29 февраля.
Тема: Систематизация знаний о частях речи. Роль частей речи, значение их единства и взаимодействия в языке.
Цели урока: систематизировать знания об изученных частях речи (существительном, прилагательном, глаголе), их роли в русском языке; Провести наблюдение и обобщить представление о единстве и взаимодействии всех частей речи; закрепить умения и навыки составления предложений на тему; развивать устную и письменную речь учащихся, формировать целостное представление об окружающем мире, единстве языка, живописи; развивать образное мышление, творческие способности, интерес к родному языку; развивать навыки общения на учебном материале, навыки сотрудничества, формирования учебной мотивации, интереса и желания учиться;
воспитывать духовность, гордость за родной язык, чувство прекрасного; умение выражать свои мысли и понимать других.
Оборудование: компьютерная презентация к уроку, индивидуальные карточки.
Ход урока:
- Вступление.
Эпиграф нашего урока:
Язык- есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной…
П. А. Вяземский
-О чём это стихотворение? (о родном языке)
Как вы понимаете слово «исповедь»?
Словарная работа
Исповедь -- откровенное признание в чём-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.
У христиан- признание в грехах, покаяние. (словарь Ожегова)
- Актуализация знаний.
Язык- это наша речь.
-А что такое речь? (всё, что мы говорим, слышим, читаем, пишем)
-Какая бывает речь? (устная и письменная)
-Из каких частей речи состоит наш язык?
Игра «части речи».
Я буду читать текст, а вы выпишите все знакомые вам части речи в таблицу. Победит тот, кто больше найдёт слов.
Ночью был сильный мороз. В лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор.
Проверка.
- Обобщение.
Итак, части речи вы знаете.
Однажды в один яркий, солнечный день поспорили имя существительное, прилагательное, глагол. А спор был вот о чём. Они решили написать рассказ, да не смогли прийти к согласию: кто из них важней, кого должно быть в рассказе больше, кого меньше, у кого из них рассказ получится лучше? Без кого вообще можно обойтись? И вот что у них получилось.
Красавица, узор, солнце, мороз, снег, иней, волшебница.
Снежная, хрустальная, яркая, трескучий, белый, пушистый, румяные.
Пришла, покрыла, морозит, бодрит, хрустит, искрится.
-Какое слово объединяет слова? (зима)
-Какая часть речи в первой группе слов? Во второй группе? В третьей группе?
-Это текст? (нет)
-Почему? (нет предложений, которые связаны между собой по смыслу)
-Чей же рассказ о зиме получился лучше, какая часть речи самая важная (ничей)
4. Постановка цели урока.
-Наши мнения разошлись. Давайте сегодня примем участие в этом споре
-Итак, какова цель нашего урока (узнать какая часть речи самая важная, можно ли обойтись без какой- либо части речи или они нужны все)
Возможно ли обойтись без какой либо части речи, так ли необходимо их единство.
5. Групповая работа. Наблюдение над частями речи.
-Я предлагаю работать группами. (по рядам)
-Вы будете особенно внимательно наблюдать:
1 группа- за существительным;
2 группа- за прилагательным;
3 группа- за глаголом;
-Возьмите листы, на которых вы сегодня будете работать.
Повторение изученного материала.
-Запишите название части речи, за которой будете наблюдать.
-Чтобы помирить их, надо хорошо знать характеры наших героев.
-Что обозначает часть речи?
-На какие вопросы отвечает?
Проверьте.
-Имена часто рассказывают о тех, кто их носит:
Например: Владимир - владеющий миром;
Александр- защитник людей.
-А почему ваша часть речи получила такое название? Дома вы искали информацию на эту тему. Расскажите.
Итак, мы знаем характеры частей речи, почему они получили своё имя.
А теперь давайте убедимся, что вы легко обнаружите свою часть речи среди других.
6. Работа с текстом.
Прочитайте текст на вашем листе.
-Кто автор?
-О чем этот отрывок?
-Объясните пропущенные орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.
-Подчеркните ту часть речи, с которой вы сегодня работаете.
-Проверим. Я читаю, вы движением показываете слово, которое подчеркнули.
Физминутка.
1 ряд- хлопок.
2 ряд- встаёт.
3 ряд- руки вверх.
-Прочитайте, что получилось бы, если бы писатель использовал в тексте только вашу часть речи.
-Какой вывод можно сделать? (в тексте должны быть использованы разные части речи)
-Значит, все части речи имеют одинаково значимое место. Друг без друга им трудно существовать.
7. Работа со стихотворным произведением.
Обратимся за помощью к поэзии.
-Посмотрите, как поэт смог только при помощи имени существительного, прилагательного и глагола описать зиму.
-Прочитайте про себя текст задания №2.
-Прочитайте вслух.
-Что можете сказать о прочитанном? (Бедно, непонятно)
-Слова какой части речи использованы в задании?
-Чей текст красивее? (трудно сказать, ничей)
-Кто узнал текст?
-Кто может рассказать стихотворение полностью?
-Кто автор?
-Какой текст более выразительный? У вас или на экране? Почему?
-Какие же части речи здесь использованы, чтобы стихотворение получилось ярким, выразительным, завораживающим?
-Какой вывод можно сделать? (в речи нужны разные части речи)
-Итак, в прозе, в поэзии нужны разные части речи.
-Запишите этот отрывок. Объясните пропущенные орфограммы.
8. Работа с иллюстрацией по картине художника.
-От картины поэта обратимся к картине художника.
-Важны ли в живописи разные части речи?
-Рассмотрите картину. Игорь Грабарь «февральская лазурь».
-Что изображено? (белоствольные берёзы, яркое синее небо)
-Как вы понимаете слово «Лазурь»?
-Каким показано небо на переднем и на дальнем плане картины?
-Каким показан снег на солнце и в тени?
-Вот что писал художник о своей картине.
«В то утро природа праздновала какой то небывалый праздник- праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу»
-Какое настроение хочет передать художник своим полотном?
-Чувствуется приближение весны?
Вывод.
9. Творческое задание.
Мы доказали, что ни писателям, ни поэтам, ни художникам не обойтись без всех частей речи. Но ведь наши части речи поссорились.
-Что будем делать? (объединим, помирим)
-Как? Давайте напишем текст на тему «Зима», где вы при записи будете использовать разные части речи и они поймут, что друг без друга они не могут выразить нашу речь ярко, точно и выразительно.
Текст- рассуждение.
Зима.
- Моё отношение к зиме.
- Почему я так отношусь к этому времени года?
- За что мне нравится (не нравится) зима?
- Какие зимние забавы я люблю?
Начало.
Я люблю зиму, потому что…
Я с нетерпением жду зиму, потому что…
Мне не нравится зима, потому что…
Запись текста, чтение 1-2 сочинений.
Словарная работа.
Напишите 1-2 слова - ассоциация к зиме.
Ассоциация- связь между отдельными представлениями, ощущениями, восприятиями.
-Какие чувства, внутренние ощущения, воспоминания у вас возникают и связаны со словом «Зима»? (Холодно, весело, красиво, жду весны)
-А это какие части речи? (наречие) Будем изучать на уроках.
10. Итог урока.
-Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?
-К какому выводу пришли? (в русском языке необходимо использовать разные части речи, чем их больше, тем красивее и разнообразнее наш язык)
Открытия, хорошее настроение нам подарил сегодня родной русский язык. Нашу речь, наш язык поэтому и называют великим, могучим, нашим богатством. Только при помощи языка мы можем выразить свои чувства, своё отношение, свою душу. Использовать же для этого мы будем все-все части нашей речи. Об этом и говорится в эпиграфе нашего урока.
11. Рефлексия.
Оцените себя:
-Было легко;
-Было трудно, но я справился;
-Было трудно.
Нарисуйте смайлик, который покажет ваше настроение.
Связь со следующим уроком.
-Посмотрите на тексты, с которыми работали?
-Есть в русском языке другие части речи?
-Какие, кто догадался? (предлог- служебная часть речи)
На следующем уроке мы узнаем о предлоге новое.
Домашнее задание.
Написать текст- повествование «Зимой».
Имя существительное- передаёт самое важное, существенное- даёт название каждому предмету (имя предмета, явлению, состоянию).
Например: говори по существу, то есть называй самое важное.
Большинство слов в русском языке- имена существительные. По наблюдениям учёных, существительное появилось в речи в числе самых первых слов людей.
Имя прилагательное- всегда связано с именем существительным. Они служат приложением, помощником именам существительным. Поэтому так и называются.
Прилагательное помогает ярче представить ту или иную картину, предмет, образ, сделать нашу речь красивой, яркой, выразительной.
Глагол- обозначает действия, состояния предметов. Глаголы важны при построении предложений, для передачи сообщения.
«Глаголить»- говорить, то есть произносить речь.
Тема урока: Части речи.
Как называется?__________________________________________________
Что обозначает?__________________________________________________
На какой вопрос отвечает?_________________________________________
- В зимнем тумане вст…ёт х…лодное, тусклое солнце. Спит заснеже…..ый лес. Кажется, всё ж…вое замёрзло в этой стуже- ни звука, только изредка потрескивают от м…роза д…рев…я.
(по Г. Скребицкому.)
- _________ __________ н…бесами
______________ к…врами,
________ _________ солнце, сне… ___________:
_____________ лес ________ __________,
___ ель _________ иней ____________,
__ ре…..а _________ л…дом ______________
_____ комната ______________ блеском
___________________________________.
- Сочинение- рассуждение.
Зима.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ассоциация______________________________________________________
- ____________________________________
- Домашнее задание: написать рассказ «Зимой».
Однажды________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема урока: Части речи.
Как называется?__________________________________________________
Что обозначает?__________________________________________________
На какой вопрос отвечает?_________________________________________
- В зимнем тумане вст…ёт х…лодное, тусклое солнце. Спит заснеже…..ый лес. Кажется, всё ж…вое замёрзло в этой стуже- ни звука, только изредка потрескивают от м…роза д…рев…я.
(по Г. Скребицкому.)
- _____ голубыми ___________
Великолепными ______________,
__________ _________ _________, ___________ ____________,
Прозрачный __________ __________ __________,
____________ ___________ ___________ _________ __________,
___________ ____________ __________ ___________ __________.
_________ ___________ янтарным __________
_________.
3.Сочинение- рассуждение.
Зима.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ассоциация______________________________________________________
____________________________________
Домашнее задание: написать рассказ «Зимой».
Тема урока: Части речи.
Как называется?__________________________________________________
Что обозначает?__________________________________________________
На какой вопрос отвечает?_________________________________________
- В зимнем тумане вст…ёт х…лодное, тусклое солнце. Спит заснеже…..ый лес. Кажется, всё ж…вое замёрзло в этой стуже- ни звука, только изредка потрескивают от м…роза д…рев…я.
(по Г. Скребицкому.)
- _________ __________ __________
_________________ ____________,
___________ _____________ ____________, ___________ л…жит:
___________ ______________ ____________ ч…рнеет,
_________ ___________ ___________ __________ з…л…неет,
__________ ___________ ___________ __________ бл…стит.
___________ ___________ ____________ ______________
_____________.
- Сочинение- рассуждение.
Зима.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ассоциация______________________________________________________
- ____________________________________
- Домашнее задание: написать рассказ «Зимой».
Однажды________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена.
(А. С. Пушкин.)
Ночью был сильный мороз. В лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор.
Ночью был сильный мороз. В лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор.
Ночью был сильный мороз. В лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор.
Ночью был сильный мороз. В лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор.
Ночью был сильный мороз. В лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор.
Ночью был сильный мороз. В лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор.
Ночью был сильный мороз. В лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Язык - есть исповедь народа, В нём слышится его природа Его душа и быт родной… П.А.Вяземский
Запомни: Исповедь – откровенное признание в чём – либо , рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. У христиан – признание в грехах, покаяние. ( словарь Ожегова С. И.)
Речь устная говорим слышим письменная читаем пишем
Красавица, узор , солнце, мороз, снег, иней, волшебница Снежная , хрустальная , яркая, трескучий , белый , пушистый , румяные Пришла, покрыла, морозит, бодрит, хрустит, искрится
Цель урока: Узнать, какая часть речи самая важная? Узнать, можно ли обойтись без какой – либо части или они нужны все?
А.С.Пушкин Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена.
Игорь Эммануилович Грабарь « Февральская лазурь» Игорь Эммануилович Грабарь 1871-1960
Текст- рассуждение: Моё отношение к зиме. Почему я так отношусь к этому времени года? За что мне нравится ( не нравится) зима? Какие зимние забавы я люблю?
Начало: Я люблю зиму, потому что….. Я с нетерпением жду зиму, потому что ….. Мне не нравится зима, потому что…..
Запомни: Ассоциация – связь между отдельными представлениями , ощущениями , восприятиями.
Язык - есть исповедь народа, В нём слышится его природа Его душа и быт родной… П.А.Вяземский
Оцени себя: было легко было трудно, но я справился было трудно
Желаю удачи!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....

Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....

Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....