Урок русского языка
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме

Тенис Марина Михайловна

Урок русского языка во 2 классе по теме "Систиматизация знаний о частях речи.Роль частей речи,значение их единства и взаимодействия в языке", проведён в рамках городского семинара "Реализация деятельностного подхода средствами УМК "Школа Росси".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx23.65 КБ
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka.ppt2.02 МБ
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.rar16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку на городском семинаре.

                                          2011-2012 учебный год

                                          29 февраля.

Тема: Систематизация знаний о частях речи. Роль частей речи, значение их единства и взаимодействия в языке.

Цели урока: систематизировать знания об изученных частях речи (существительном, прилагательном, глаголе), их роли в русском языке; Провести наблюдение и обобщить представление о единстве и взаимодействии всех частей речи; закрепить умения и навыки составления предложений на тему; развивать устную и письменную речь учащихся, формировать целостное представление об окружающем мире, единстве языка, живописи; развивать образное мышление, творческие способности, интерес к родному языку; развивать навыки общения на учебном материале, навыки сотрудничества, формирования учебной мотивации, интереса и желания учиться;

воспитывать духовность, гордость за родной язык, чувство прекрасного; умение выражать свои мысли и понимать других.

Оборудование: компьютерная презентация к уроку, индивидуальные карточки.

Ход урока:

  1. Вступление.

Эпиграф нашего урока:

Язык- есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной…

                                                                                                  П. А. Вяземский

-О чём это стихотворение? (о родном языке)

Как вы понимаете слово «исповедь»?

Словарная работа

Исповедь -- откровенное признание в чём-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.

У христиан- признание в грехах, покаяние. (словарь Ожегова)

  1. Актуализация знаний.

Язык- это наша речь.

-А что такое речь? (всё, что мы говорим, слышим, читаем, пишем)

-Какая бывает речь? (устная и письменная)

-Из каких частей речи состоит наш язык?

Игра «части речи».

Я буду читать текст, а вы выпишите все знакомые вам части речи в таблицу. Победит тот, кто больше найдёт слов.

Ночью был сильный мороз. В лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор.

Проверка.

  1. Обобщение. 

Итак, части речи вы знаете.

Однажды в один яркий, солнечный день поспорили имя существительное, прилагательное, глагол. А спор был вот о чём. Они решили написать рассказ, да не смогли прийти к согласию: кто из них важней, кого должно быть в рассказе больше, кого меньше, у кого из них рассказ получится лучше? Без кого вообще можно обойтись? И вот что у них получилось.

Красавица, узор, солнце, мороз, снег, иней, волшебница.

Снежная, хрустальная, яркая, трескучий, белый, пушистый, румяные.

Пришла, покрыла, морозит, бодрит, хрустит, искрится.

-Какое слово объединяет слова? (зима)

-Какая часть речи в первой группе слов? Во второй группе? В третьей группе?

-Это текст? (нет)

-Почему? (нет предложений, которые связаны между собой по смыслу)

-Чей же рассказ о зиме получился лучше, какая часть речи самая важная (ничей)

4. Постановка цели урока.

 -Наши мнения разошлись. Давайте сегодня примем участие в этом споре

 -Итак, какова цель нашего урока (узнать какая часть речи самая важная, можно ли обойтись без какой- либо части речи или они нужны все)

Возможно ли обойтись без какой либо части речи, так ли необходимо их единство.

5. Групповая работа. Наблюдение над частями речи.

-Я предлагаю работать группами. (по рядам)

-Вы будете особенно внимательно наблюдать:

1 группа- за существительным;

2 группа- за прилагательным;

3 группа- за глаголом;

-Возьмите листы, на которых вы сегодня будете работать.

Повторение изученного материала.

-Запишите название части речи, за которой будете наблюдать.

-Чтобы помирить их, надо хорошо знать характеры наших героев.

-Что обозначает часть речи?

-На какие вопросы отвечает?

Проверьте.

-Имена часто рассказывают о тех, кто их носит:

Например: Владимир - владеющий миром;

                      Александр- защитник людей.

-А почему ваша часть речи получила такое название? Дома вы искали информацию на эту тему. Расскажите.

Итак, мы знаем характеры частей речи, почему они получили своё имя.

А теперь давайте убедимся, что вы легко обнаружите свою часть речи среди других.

6. Работа с текстом.

Прочитайте текст на вашем листе.

-Кто автор?

-О чем этот отрывок?

-Объясните пропущенные орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.

-Подчеркните ту часть речи, с которой вы сегодня работаете.

-Проверим. Я читаю, вы движением показываете слово, которое подчеркнули.

Физминутка.

1 ряд- хлопок.

2 ряд- встаёт.

3 ряд- руки вверх.

-Прочитайте, что получилось бы, если бы писатель использовал в тексте только вашу часть речи.

-Какой вывод можно сделать? (в тексте должны быть использованы разные части речи)

-Значит, все части речи имеют одинаково значимое место. Друг без друга им трудно существовать.

7. Работа со стихотворным произведением.

Обратимся за помощью к поэзии.

-Посмотрите, как поэт смог только при помощи имени существительного, прилагательного и глагола описать зиму.

-Прочитайте про себя текст задания №2.

-Прочитайте вслух.

-Что можете сказать о прочитанном? (Бедно, непонятно)

-Слова какой части речи использованы в задании?

-Чей текст красивее? (трудно сказать, ничей)

-Кто узнал текст?

-Кто может рассказать стихотворение полностью?

-Кто автор?

-Какой текст более выразительный? У вас или на экране? Почему?

-Какие же части речи здесь использованы, чтобы стихотворение получилось ярким, выразительным, завораживающим?

-Какой вывод можно сделать? (в речи нужны разные части речи)

-Итак, в прозе, в поэзии нужны разные части речи.

-Запишите этот отрывок. Объясните пропущенные орфограммы.

8. Работа с иллюстрацией по картине художника.

-От картины поэта обратимся к картине художника.

-Важны ли в живописи разные части речи?

-Рассмотрите картину. Игорь Грабарь «февральская лазурь».

-Что изображено? (белоствольные берёзы, яркое синее небо)

-Как вы понимаете слово «Лазурь»?

-Каким показано небо на переднем и на дальнем плане картины?

-Каким показан снег на солнце и в тени?

-Вот что писал художник о своей картине.

«В то утро природа праздновала какой то небывалый праздник- праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу»

-Какое настроение хочет передать художник своим полотном?

-Чувствуется приближение весны?

Вывод.

9. Творческое задание.

Мы доказали, что ни писателям, ни поэтам, ни художникам не обойтись без всех частей речи. Но ведь наши части речи поссорились.

-Что будем делать? (объединим, помирим)

-Как? Давайте напишем текст на тему «Зима», где вы при записи будете использовать разные части речи и они поймут, что друг без друга они не могут выразить нашу речь ярко, точно и выразительно.

                                         Текст- рассуждение.

                                                       Зима.

  1. Моё отношение к зиме.
  2. Почему я так отношусь к этому времени года?
  3. За что мне нравится (не нравится) зима?
  4. Какие зимние забавы я люблю?

Начало.

Я люблю зиму, потому что…

Я с нетерпением жду зиму, потому что…

Мне не нравится зима, потому что…

Запись текста, чтение 1-2 сочинений.

Словарная работа.

Напишите 1-2 слова - ассоциация к зиме.

Ассоциация- связь между отдельными представлениями, ощущениями, восприятиями.

-Какие чувства, внутренние ощущения, воспоминания у вас возникают  и связаны со словом «Зима»? (Холодно, весело, красиво, жду весны)

-А это какие части речи? (наречие) Будем изучать на уроках.

10. Итог урока.

-Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

-К какому выводу пришли? (в русском языке необходимо использовать разные части речи, чем их больше, тем красивее и разнообразнее наш язык)

Открытия, хорошее настроение нам подарил сегодня родной русский язык. Нашу речь, наш язык поэтому и называют великим, могучим, нашим богатством. Только при помощи языка мы можем выразить свои чувства, своё отношение, свою душу. Использовать же для этого мы будем все-все части нашей речи. Об этом и говорится в эпиграфе нашего урока.

11. Рефлексия.

Оцените себя:

-Было легко;

-Было трудно, но я справился;

-Было трудно.

Нарисуйте смайлик, который покажет ваше настроение.

Связь со следующим уроком.

-Посмотрите на тексты, с которыми работали?

-Есть в русском языке другие части речи?

-Какие, кто догадался? (предлог- служебная часть речи)

На следующем уроке мы узнаем о предлоге новое.

Домашнее задание.

Написать текст- повествование «Зимой».

Имя существительное- передаёт самое важное, существенное- даёт название каждому предмету (имя предмета, явлению, состоянию).

Например: говори по существу, то есть называй самое важное.

Большинство слов в русском языке- имена существительные. По наблюдениям учёных, существительное появилось в речи в числе самых первых слов людей.

Имя прилагательное- всегда связано с именем существительным. Они служат приложением, помощником именам существительным. Поэтому так и называются.

Прилагательное помогает ярче представить ту или иную картину, предмет, образ, сделать нашу речь красивой, яркой, выразительной.

Глагол- обозначает действия, состояния предметов. Глаголы важны при построении предложений, для передачи сообщения.

«Глаголить»- говорить, то есть произносить речь.

                             Тема урока: Части речи. 

Как называется?__________________________________________________

Что обозначает?__________________________________________________

На какой вопрос отвечает?_________________________________________

  1. В зимнем тумане вст…ёт х…лодное, тусклое солнце. Спит заснеже…..ый лес. Кажется, всё ж…вое замёрзло в этой стуже- ни звука, только изредка потрескивают от м…роза д…рев…я.

                                                                                           (по Г. Скребицкому.)

  1.  _________   __________  н…бесами

______________   к…врами,

________   _________  солнце, сне… ___________:

_____________  лес  ________  __________,

___ ель _________  иней ____________,

__ ре…..а _________ л…дом ______________

_____ комната ______________ блеском

___________________________________.

  1. Сочинение- рассуждение.

                                                    Зима.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ассоциация______________________________________________________

  1. ____________________________________
  2. Домашнее задание: написать рассказ «Зимой».

Однажды________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                             Тема урока: Части речи. 

Как называется?__________________________________________________

Что обозначает?__________________________________________________

На какой вопрос отвечает?_________________________________________

  1. В зимнем тумане вст…ёт х…лодное, тусклое солнце. Спит заснеже…..ый лес. Кажется, всё ж…вое замёрзло в этой стуже- ни звука, только изредка потрескивают от м…роза д…рев…я.

                                                                                           (по Г. Скребицкому.)

  1. _____ голубыми ___________

Великолепными ______________,

__________ _________ _________, ___________ ____________,

Прозрачный __________ __________ __________,

____________ ___________ ___________ _________ __________,

___________ ____________ __________ ___________ __________.

_________ ___________ янтарным __________

_________.

3.Сочинение- рассуждение.

                                                    Зима.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ассоциация______________________________________________________

____________________________________

Домашнее задание: написать рассказ «Зимой».

                             Тема урока: Части речи. 

Как называется?__________________________________________________

Что обозначает?__________________________________________________

На какой вопрос отвечает?_________________________________________

  1. В зимнем тумане вст…ёт х…лодное, тусклое солнце. Спит заснеже…..ый лес. Кажется, всё ж…вое замёрзло в этой стуже- ни звука, только изредка потрескивают от м…роза д…рев…я.

                                                                                           (по Г. Скребицкому.)

  1.  _________   __________  __________

_________________ ____________,

___________ _____________ ____________, ___________ л…жит:

___________ ______________ ____________ ч…рнеет,

_________ ___________ ___________ __________ з…л…неет,

__________ ___________ ___________ __________ бл…стит.

___________ ___________ ____________ ______________

_____________.

  1. Сочинение- рассуждение.

                                                    Зима.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ассоциация______________________________________________________

  1. ____________________________________
  2. Домашнее задание: написать рассказ «Зимой».

Однажды________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Имя существительное

Имя прилагательное

     Глагол

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена.

                                                                                            (А. С. Пушкин.)

Ночью был сильный мороз. В лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор.

Ночью был сильный мороз. В лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор.

Ночью был сильный мороз. В лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор.

Ночью был сильный мороз. В лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор.

Ночью был сильный мороз. В лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор.

Ночью был сильный мороз. В лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор.

Ночью был сильный мороз. В лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2-б классе по теме : « Систематизация знаний о частях речи. Роль частей речи, значение их единства и взаимодействия в языке».

Слайд 2

Язык - есть исповедь народа, В нём слышится его природа Его душа и быт родной… П.А.Вяземский

Слайд 3

Запомни: Исповедь – откровенное признание в чём – либо , рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. У христиан – признание в грехах, покаяние. ( словарь Ожегова С. И.)

Слайд 4

Речь устная говорим слышим письменная читаем пишем

Слайд 6

Красавица, узор , солнце, мороз, снег, иней, волшебница Снежная , хрустальная , яркая, трескучий , белый , пушистый , румяные Пришла, покрыла, морозит, бодрит, хрустит, искрится

Слайд 7

Цель урока: Узнать, какая часть речи самая важная? Узнать, можно ли обойтись без какой – либо части или они нужны все?

Слайд 9

А.С.Пушкин Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена.

Слайд 10

Игорь Эммануилович Грабарь « Февральская лазурь» Игорь Эммануилович Грабарь 1871-1960

Слайд 11

Текст- рассуждение: Моё отношение к зиме. Почему я так отношусь к этому времени года? За что мне нравится ( не нравится) зима? Какие зимние забавы я люблю?

Слайд 12

Начало: Я люблю зиму, потому что….. Я с нетерпением жду зиму, потому что ….. Мне не нравится зима, потому что…..

Слайд 13

Запомни: Ассоциация – связь между отдельными представлениями , ощущениями , восприятиями.

Слайд 14

Язык - есть исповедь народа, В нём слышится его природа Его душа и быт родной… П.А.Вяземский

Слайд 15

Оцени себя: было легко было трудно, но я справился было трудно

Слайд 16

Желаю удачи!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....