Русский язык.3 класс .Тема урока: «Состав слова».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Играева Инна Александровна

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова»  по  станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.sostav_slova.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

 3 класс

Тема урока: «Состав слова».

ХОД УРОКА

I. Тема. Цель урока

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова»  (Слайд 2) по  станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).

– Итак, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны.

II. Упражнения по чистописанию (Слайд 3).

Дети под музыку песенки «Голубой вагон» выполняют упражнение по чистописанию.

III. Повторение об однокоренных словах и корне слова (Слайд 4).

– Первая остановка. Нас встречает кукла Мальвина. Она хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания.
– Прочитайте задания, записанные на доске (садовник, посадил, волшебный сад)
– Кто догадался, про какой сад идёт речь?
(Из однокоренных слов)
– Верно. Мы о нём говорили несколько уроков назад:

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

(Е. Измайлов. Как растут слова.)

– Какое здесь слово-корень? Выпишите однокоренные слова.
– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.

(Слайд 5).
– Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

 Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

– Записать одним словом:

1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре;
2) мастер по приготовлению пищи;
3) большая ложка для разливания жидкой пищи;
4) маленький варёный пирожок

– Какие слова записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник) 
– Как их можно назвать одним словом?
(Однокоренные) 
- Выделите корень в этих словах.

– Что называется корнем слова?

 (Слайд 6)

(На доске появляется определение корня слова).

– Мальвина благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах.

(Слайд 7).

- К нашему поезду добавляется вагончик «Корень».

(Слайд 8).  (Звучит музыка песенки «Голубой вагон»).

– Продолжаем наше путешествие дальше.

VI. Знакомство с окончанием (Слайд 9).

– На следующей остановке нас встречает Чебурашка. Он грустный, т. к. знает, что некоторые дети в классе сейчас простужены, и он приготовил для них текст про чеснок.

- Но что это?  Кот-шалун, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, записанный на доске)

ЧЕСНОК

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … .

– Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?(Изменить конец слова – окончание)
– Спишите текст, вставляя окончания слов зелёным цветом.
– Прочитайте, что у вас получилось. Выделите квадратиком вставленные окончания.

 (По щелчку появляются окончания слов)

– Изменялось ли значение слова «чеснок», когда менялось окончание? (Нет)
– Для чего служат окончания?

(Слайд 10)  (На доске появляется определение окончания)
– Вы все задания выполнили правильно. К нашему составу добавили ещё один вагончик.
(Слайд 11).

-– Наше путешествие продолжается. Какое слово получилось? (Ходи)

 (Слайд 12). (Звучит звукозапись голосов живой природы).

V. Физкультминутка

– Мы приехали в лес. Давайте отдохнём.

(Слайд 13).

VI. Знакомство с приставками и суффиксами (Слайд 14).

– Пока мы отдыхали, появился Кот-шалун, и посмотрите, что он сделал: он к нашему составу добавил два вагончика. Как называется вагончик перед корнем? (Приставка)
– А как называется вагончик после корня?
 (Суффикс)
– Интересно, почему эти вагончики одного цвета (зелёного) и зачем они нужны?
– Вспомните, какое было слово на вагончиках сначала?
(Ходи)
– Кот добавил приставку
у - и суффиксы –ил- ,  получилось слово уходили. Изменился ли смысл слова? (Да)

- А зачем нужны приставки и суффиксы?

VII. Самостоятельная работа в группах (Слайд 15).

(См. «Задания для работы в группах)

VIII. Проверка самостоятельной работы.

(Слайд 16 ).
– Так для чего служит приставка в словах? (Слайд 16,17)
– Посмотрим, какую роль играет суффикс
.  (Слайд 18, 19 ) 

(Слайд 20)

- Для чего служит суффикс?

– Вот почему вагончики одного цвета: при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением. 

(Слайд 21)

– А давайте проверим, могут ли слова быть без окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т. д. (По щелчку учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д.)

– Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки «Голубой вагон» возвращаемся в класс. (Слайд 22)

IX. Закрепление

– Назовите тему урока. (Состав слова.) Запишите её в тетрадь.
– Назовите части слова.
(Дети называют части слова, записывают их названия в тетрадь, учитель показывает, как они обозначаются).(Слайд 23)
– Что же называется приставкой?
(Дети формулируют правило по опорным схемам).

– Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?

(Слайд 24)

На доске появляются рифмовки: «Та часть слова, что изменяется, окончанием называется».

– Обозначим части слова в словах: уходили, приходил, уход (здесь учитель знакомит детей с нулевым окончанием).

X. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме"Повторяем состав слова"

Этот урок разработан по программе "Начальная школа XXI века" для 2 класса после изучения темы: "Состав слова"...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема урока:« Состав слова.Корень»

Научить  называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Морфемный состав слова"

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: морфемный состав словаЦели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем (корень)Планируемые результаты:·...

Урок русского языка во 2 классе.Тема урока: «Состав слова»

Целевые установки на достижение результатов: Обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Морфемы», в ходе совместной и групповой деятельности обучающихся под руководством учителя...

Урок русского языка по теме «Повторение. Состав слова»

Основные цели:      1)    Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , ...

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ Тема урока:« Состав слова. ( Повторение и закрепление изученного материала)»

Цель урока: -ФОРМИРОВАНИЕ  И КОРРЕКЦИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.                                    ...