Урок русского языка по теме «Повторение. Состав слова»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Основные цели:     

1)    Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.

2)    Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.

3)    Повторять и закреплять изученные орфограммы.

4)    Формирование способов действий по выделению в слове окончания,основы,корня,приставки суффикса.

5)    Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus_sem.docx31.3 КБ
Файл prezentatsiya_russkiy_yaz._-_kopiya.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект фрагмента  урока русского языка для 4 класса
по теме
«Повторение. Состав слова»

Основные цели:      

  1. Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.
  2. Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
  3. Повторять и закреплять изученные орфограммы.
  4. Формирование способов действий по выделению в слове окончания,основы,корня,приставки суффикса.
  5. Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

Планируемые результаты.

Предметные результаты достижения учащихся:

  1. различать и выделять основные части слова,
  2. формулировать словообразующую роль каждой части слова,
  3.  объяснять причины изменения формы слова,
  4.  конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения  знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять  терпение в учебной деятельности, работать  в парах и самостоятельно,  оценивать  свои умения;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Материалы к уроку: проектор,ноутбук, карточки ,смайлики,схемы слова

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель:  совершенствовать знания учащихся о частях слова,
          развивать умение разбирать слова по составу, обогащать словарный
          запас учащихся; развивать орфографическую зоркость,
          познавательный интерес, внимание, мышление, речь;
          воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку.

Средства:  учебник для 4 класса , автор Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина
                                     схемы слова:  корень, суффикс, окончание
                                     тесты по теме «Повторение. Состав слова»

1). Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.

  • Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
  • Какое настроение вызывает у вас такая погода?
  • А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
  • Надо просто улыбнуться.
  • Дети повернитесь  друг к другу и скажите:

Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил.

-Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами.

2). Сообщение темы и целей урока.

Уулыбка  улыбочка улыбчивый улыбаться

 

-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?

(Эти слова, родственные.)

-Вспомните, что за слова мы называем родственными?

(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

-Как называется общая часть родственных слов?

-А какие части слова вы знаете ещё?

-Подберите слово к схеме:  корень, суффикс, окончание. (Улыбка, улыбочка.)

-Ребята, а как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(повторять знания о частях речи, разбирать слова по составу,составлять новые слова)

-Да, всё на свете  из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу и собирать «кирпичики»- это ваши знания. С помощью «кирпичиков» мы будем строить дом. Чем больше знаний,тем выше дом. А что это за дом ? Вы  мне сами  расскажите чуть позже.

3). Работа по теме урока.

- Сегодняшнюю работу по теме урока мне хотелось начать с

упражнения  «Найди «лишнее» слово».

1.Поле, полька, полюшко.

(Полька - не однокоренное слово.)

-Что такое корень?

2.Нарисовал, подъехал, смотреть.

(Смотреть - в этом слове нет приставки, а в остальных есть приставка.)

-Что такое приставка?

3.Носик,  берёза,колечко.

(Берёза - в этом слове нет суффикса, а в остальных словах есть суффикс)

-Что такое суффикс?

-А какой части слова мы ещё не сказали?

-Что такое окончание?

4.Допиши пословицу:

Не имей 100 ( рубли), а имей 100 ( друзья).

-Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?

- А помощью каких частей слова мы образуем новые слова?

5. Образуйте однокоренные слова с корнями: лес, сад-

6.Путаница

Строители, водолазы

  • Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места. Уч-ся вытаскивают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.

Афтольмапауза

7.Разбор слова по составу

Разбор слов по составу пришкольный, дошкольник.

Помни при разборе слова:

Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

4).Физкультминутка

Гимнастика для глаз

    1.Круг.

     Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке,  

     потом против часовой стрелке.

   2.Расширение поля зрения.

     Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым  

     пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе.

     Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но

     каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

   3.Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять    

     напряжение, считая до десяти.

5)Повторение пройденного материала.

8.Подбери как можно больше слов к схеме: приставка корень,суффикс,окончание

( приемный,съёмка,приезжий,нагрузка,постройка,пробежка)

9.  «Разбери матрёшку»

Перевозчики, подносчики

10. «Посели слова в свои домики»

Корень,окончание- березы,цветы, озеро,стволы

Корень,суффикс-дубок,овражек,домик,подсказка

6). Подведение итогов.

  1. Какие части слова мы сегодня повторили?
  2. Какие части слова служат для образования новых слов?
  3. Какие слова называются однокоренными?

7). Рефлексия.

Рефлексия

1. Все ли вам было понятно на уроке?

2.Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

3.Были ли вы на уроке внимательны к друг другу?

Если вам было интересно, поднимите смайлик-улыбку

Если вам чего-то не хватило на уроке,

поднимите задумчивый смайлик

Если вам было неинтересно на уроке,поднимите грустный смайлик.

 

8). Выставление оценок.

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в
тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Учитель:

Урока время истекло.

И я всем очень благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

-Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

-Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым!

-Я благодарю вас за успешную работу на уроке.

-Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы, ребята!

Самоанализ урока 4 классс

В ходе проведения урока были совершенствованы и сформированы следующие умения, а именно:

Личностные умения:

  •  Самоопределение (мотивация учения);
  • Совершенствование готовности и способности вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  • Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Метапредметные умения:

  • Совершенствование умения самостоятельно планировать свою деятельность для достижения поставленных целей, создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения продуктивного общения и взаимодействия по совместной деятельности с одноклассниками, умения контролировать и корректировать результаты совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь партнёру.
  • Совершенствование умений использовать знакосимволические средства для создания модели изучаемых объектов и процессов схем решений учебно-познавательных и практических задач;
  • Совершенствование умений выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий.

Предметные умения:

  • Закрепление  знаний учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.
  • Совершенствование умений выполнять  разбор слов по составу.

Задачи:

Предметные:

1. Актуализировать знания о составе слова

2. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

-Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, обобщение.

-Установление причинно-следственных связей, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Регулятивные УУД:

- Определение и формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

- Сопоставление своей работы с образцом;

Коммуникативные УУД:

- Оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

- Совершенствование навыков работы в паре, в группах.

- Контроль и оценка своих действий, умение вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок.

Личностные УУД:

- Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

- Формирование культуры чтения и речи во время формулировки словосочетаний, предложений, выводов;

- Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап повторения и обобщения предметных и метапредметных знаний.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

  • словесные (рассказ, беседа,);
  • наглядные (демонстрация презентации);
  • практические (работа с карточками, работа в паре, работа в группах);

по виду учебной деятельности:

  • частично-поисковый метод

по способу организации работы:

  • работа под непосредственным руководством учителя;
  • работа в паре.
  • работа в группах.

Урок начинается с организационного момента. Этот этап, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности обучающихся в достижении поставленной цели на уроке. Для выяснения темы урока и цели была проведена работа в паре ,группах.

При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде). Следующий этап- групповая работа (развитие навыков самостоятельной учебной деятельности)

Для определения уровня знаний были предложены задания, составленные с учетом возможностей обучащихся, помогли создать в классе благоприятный климат. У обучающихся возникало чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, что повышало их познавательную активность. На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.

Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, гимнастика для глаз

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

Материал, подобранный для урока был доступен для всех обучащихся этого класса.

Завершающим этапом было подведение итогов и рефлексия, которая дает осмысление своих действий и самооценку. Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний. Я считаю, что на данном уроке все поставленные задачи были реализованы, цель достигнута.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Улыбка, улыбочка, улыбчивый, улыбаться

Слайд 4

Улыбка Улыбочка

Слайд 5

Состав слова

Слайд 8

Поле, полька, полюшка

Слайд 9

Поле, полюшка

Слайд 10

Нарисовал, подъехал, смотреть

Слайд 12

Носик, береза, колечко

Слайд 13

Носик, колечко

Слайд 14

Не имей 100(рубли),а имей 100 (друзья)

Слайд 15

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

Слайд 16

Лес- Сад -

Слайд 17

Лес- лесок лесник лесной перелесок Сад - садик садовой посадка садовник

Слайд 18

Путаница

Слайд 19

Строители Водолазы

Слайд 21

Пришкольный дошкольник

Слайд 22

Подбери слова

Слайд 23

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме"Повторяем состав слова"

Этот урок разработан по программе "Начальная школа XXI века" для 2 класса после изучения темы: "Состав слова"...

План урока русского языка по теме:"Повторение. Бузударные глассные в корне слова, проверяемые ударением".

Ребята совершенствуют умение распознавать проверяемые безударные гласные в корне слова, проверять их....

Краткосрочный план урока русского языка в 3 классе "Состав слова. Окончание и основа слова"

Урок составлен на основе идей 7 модулей. Урок проводился по русскому языку в 3 классе, тип - изучение нового материала. Цель  урока : содействовать умению образовывать формы слова с пом...

конспект урока русского языка по теме «Повторение по теме: «Родственные слова и формы слова».

Урок русского языка  2 класс по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова». УМК «Перспективная начальная школа»...

презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова».

Презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова»....

Технологическая карта урока русского языка на тему; "Повторение. Правописание слов".3 класс

Технологическая карта урока русского языка на тему; "Повторение. Правописание слов".3 классЦели занятия:* создать условия для комплексного повторения правописания слов, разбора слов по соста...