Развитие речи с помощью расширения словаря у детей с ТНР
статья на тему
Предварительный просмотр:
Терентьева Ирина Анатольевна
Учитель начальных классов ГБОУ РМЭ «Семеновская школа – интернат»
Расширение словаря у детей с нарушениями речи в начальной школе.
Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но стихийно усвоенная речь нередко бывает, примитивна и неправильна.
В связи с этим школа решает ряд задач:
1) усвоение литературной языковой нормы
2) усвоение навыков чтения и письма
3) совершенствование культуры речи учащихся
Бедность словарного запаса у детей с нарушениями речи, затрудняет развитие связного высказывания, мышления.
Словарь - это слова, обозначающие предметы, явление, действие и признаки окружающей действительности.
Различают словарь пассивный (понимание слов) и активный (употребление их в речи).
Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
Задачи словарной работы: создать условия количественного накопления слов.
Сделать возможным освоение социально закрепленного содержания слов через овладение значением слов, освоение обобщающего значения слова, проникновение в образный строй речи и умение пользоваться ими.
Обеспечить активизацию словаря, т.е. ввести их в практику общения.
Условия речевого развития:
1- потребность в общении
2- создание речевой среды
В работе по обогащению словаря и развитию речи выделяю три направления:
1.Работа над словом.
2.Работа над словосочетанием и предложением.
3.Работа над связной речью.
Первое даёт материал для предложения, а первое и второе подготавливают связную речь. Рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря.
Для создания развивающей среды мною используются:
- наборы картинок по лексическим темам
- художественная литература и энциклопедии
- плакаты
- учебные презентации
- научно - популярные и художественные фильмы
- экскурсии
- посещение театров и кинотеатров
- методическая литература
Таким образом, работа на уроках планируется мною так, чтобы на каждом уроке вводились новые слова, и ещё с несколькими словами проводилась бы работа по уточнению значений, выявлению их оттенков. Эффективность расширения словаря достигается не только вводом новых слов, но и доступностью и применением различных видов заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения и развития речи в школе V вида для детей с ТНР. Тема: «Скороговорка. Даниил Хармс «Иван Топорышкин».
Урок чтения и развития речи в школе Vвида для детей с ТНР.Тема: «Скороговорка. Даниил Хармс «Иван Топорышкин».Учебник «Литературное чтение» Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова Цели: Выя...
Тема: Развитие речи. Сочинение по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы»
Класс:4УМК: «Школа России»Продолжительность: 2 урокаЦель урока:Продолжить обучение написанию сочинений по картинеХод урока 1....
Формирование коммуникативных УУД на уроках развития речи с помощью игровых технологий
Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД с помощью игр....
Развитие речи и формирование активного словаря обучающегося с ОВЗ
Основные направления работы по развитию речи и формированию активного словаря школьника с ОВЗ следующие:- словарная работа; обогащение словарного запаса - развитие речевого аппарата - ...
Развитие речи с помощью синонимов.
Развитие речи – это основа школьного обучения детей языку. Одним из продуктивных способов толкования слов является подстановка к незнакомому слову соответствующего синонима. ...
Дидактические игры по развитию речи в помощь родителям
Приведены примеры игр, которые можно проводить в домашней обстановке....